МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
«Лучший центр исследовательской деятельности»
Материал подготовлен
старшим воспитателем Земсковой Р.В.
предметно-пространственная среда: информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования
Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм
Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования
Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей
Цель взрослого в предметной среде
Обеспечить чувство психической защищенности
Формирование начал личности
Исследование
эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников
ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой
деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности
Проблемно-поисковый метод
является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат
Наблюдения за объектом
Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников
Опыты и эксперименты
развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива
Виды занятий
по экспериментированию
Игры-эксперименты
- сказочный персонаж
- создание игровой ситуации
Моделирование
- построение моделей реально существующих объектов
Опыты
- опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами
Способы фиксация результатов детского экспериментирования
Графический
фиксация результатов наглядно при помощи готовых форм
ребёнок рассказывает о результатах практического исследования
Ментальный
фиксация результатов экспериментирования на бумаге — зарисовывание или записывание
Практический
Материалы
по способу применения
Оборудование
защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;
Объекты эксперимента
песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
Познавательная литература
Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии
Направления
живая природа
неживая природа
физические явления
рукотворный мир
Группа раннего возраста
Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус) . Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.
Задачи:
Дидактический компонент
Материалы
- Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
- игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
- наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.
Инструменты и ёмкости
- Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
- неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.
Приборы
- Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
- пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.
Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.
Младшая группа
Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
совершенствование навыка предметной деятельности; обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях; развитие внимания и памяти; формирование речевых навыков.
Задачи:
Дидактический компонент
Материалы
- Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
- расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
- наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.
Инструменты и ёмкости
- Расширенная база природного и бросового материала:добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
- из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;
- медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.
Приборы
Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для группы раннего возраста
Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами).
Средняя группа
Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов; обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
развитие наблюдательности и концентрации внимания; развитие долгосрочной памяти; развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Дидактический компонент
Материалы
- Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
- Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
- дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».
Инструменты и ёмкости
К природным материалам добавляются:
Приборы
- Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
- пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.
- камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
- новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
- новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.
Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки.
Старшая группа
Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп); формирование навыка коллективной деятельности.
Задачи:
Дидактический компонент
Материалы
- Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
- альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
- новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
- дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
Инструменты и ёмкости
- Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
- технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
- новые вещества: крахмал, уксус;
- новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
Приборы
- Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
- новая посуда: мерные стаканчики, колбы.
Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.
Подготовительная
к школе группа
Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; развитие аналитического и логического типов мышления; включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).
Задачи:
Дидактический компонент
Материалы
- Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
- новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
- настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».
Инструменты и ёмкости
Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.
Приборы
Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.
Новый прибор: телескоп.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.