СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка консультации для педагогических работников МБДОУ по теме: «Лучший центр исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка консультации для педагогических работников МБДОУ по теме: «Лучший центр исследовательской деятельности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА «Лучший центр исследовательской деятельности»   Материал подготовлен старшим воспитателем Земсковой Р.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

«Лучший центр исследовательской деятельности»

Материал подготовлен

старшим воспитателем Земсковой Р.В.

предметно-пространственная среда: информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей

предметно-пространственная среда: информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования

Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм

Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования

Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей

Цель взрослого в предметной среде Обеспечить чувство психической защищенности Формирование начал личности

Цель взрослого в предметной среде

Обеспечить чувство психической защищенности

Формирование начал личности

Исследование эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»

Исследование

эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников

ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой

деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат Наблюдения за объектом Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников Опыты и эксперименты развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности

Проблемно-поисковый метод

является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат

Наблюдения за объектом

Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников

Опыты и эксперименты

развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива

Виды занятий по экспериментированию Игры-эксперименты сказочный персонаж создание игровой ситуации Моделирование построение моделей реально существующих объектов Опыты опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами

Виды занятий

по экспериментированию

Игры-эксперименты

  • сказочный персонаж
  • создание игровой ситуации

Моделирование

  • построение моделей реально существующих объектов

Опыты

  • опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами
Способы фиксация результатов детского экспериментирования  Графический фиксация результатов наглядно при помощи готовых форм ребёнок рассказывает о результатах практического исследования Ментальный фиксация результатов экспериментирования на бумаге — зарисовывание или записывание Практический

Способы фиксация результатов детского экспериментирования

Графический

фиксация результатов наглядно при помощи готовых форм

ребёнок рассказывает о результатах практического исследования

Ментальный

фиксация результатов экспериментирования на бумаге — зарисовывание или записывание

Практический

Материалы по способу применения Оборудование защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.; Объекты эксперимента песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой; Познавательная литература Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии

Материалы

по способу применения

Оборудование

защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;

Объекты эксперимента

песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;

Познавательная литература

Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии

Направления живая природа неживая природа физические явления рукотворный мир

Направления

живая природа

неживая природа

физические явления

рукотворный мир

Группа раннего возраста Развивать чувственный аппарат  (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус) . Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д. Задачи: Дидактический компонент Материалы Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»); игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками); наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования. Инструменты и ёмкости Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки; неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски. Приборы Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето; пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда. Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Группа раннего возраста

Развивать чувственный аппарат  (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус) . Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.

Задачи:

Дидактический компонент

Материалы

  • Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
  • игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
  • наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.

Инструменты и ёмкости

  • Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
  • неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.

Приборы

  • Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
  • пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Младшая группа

Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;

совершенствование навыка предметной деятельности; обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях; развитие внимания и памяти; формирование речевых навыков.

Задачи:

Дидактический компонент

Материалы

  • Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  • расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  • наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.

Инструменты и ёмкости

  • Расширенная база природного и бросового материала:добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
  • из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;
  • медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.

Приборы

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для группы раннего возраста

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами).

Средняя группа

Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов; обучение планированию исследования совместно с воспитателем;

развитие наблюдательности и концентрации внимания; развитие долгосрочной памяти; развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Дидактический компонент

Материалы

  • Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  • Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
  • дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».

Инструменты и ёмкости

К природным материалам добавляются:

Приборы

  • Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
  • пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.
  • камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
  • новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
  • новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки.

Старшая группа

Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп); формирование навыка коллективной деятельности.

Задачи:

Дидактический компонент

Материалы

  • Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  • альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  • новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  • дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».

Инструменты и ёмкости

  • Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  • технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  • новые вещества: крахмал, уксус;
  • новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.

Приборы

  • Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  • новая посуда: мерные стаканчики, колбы.

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Подготовительная к школе группа Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; развитие аналитического и логического типов мышления; включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа). Задачи: Дидактический компонент Материалы Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии; новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы); настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов». Инструменты и ёмкости Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Приборы Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Новый прибор: телескоп.

Подготовительная

к школе группа

Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; развитие аналитического и логического типов мышления; включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Задачи:

Дидактический компонент

Материалы

  • Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
  • новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  • настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».

Инструменты и ёмкости

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Приборы

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Новый прибор: телескоп.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.