Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №190»
Методическая разработка
«Коррекция нарушения письма и эмоциональный настрой
у младших школьников на уроках»
Выполнила:
Зайцева Анастасия Ивановна
Учитель начальных классов
Нижний Новгород
2024-2025 учебный год
Введение
Актуальность. У детей младшего школьного возраста довольно часто возникают трудности овладения письмом. Чаще всего эти трудности обнаруживаются в первом классе, и если ребенку не предоставляется вовремя специальная коррекционная помощь, то ошибки на письме сохраняются.
Для того чтобы преодолеть трудности на письме требуется понимание их механизмов-коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру вербальные и невербальные формы. Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. И. Садовникова, А. Н. Корнев, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие указывают на то, что, расстройство письма носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному.
Р. И. Лалаева дает следующее определение дисграфии-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. У многих обучающихся массовых школ возникает нарушение письма. Это нарушение отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей.
Младшие школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы и начинают негативно относится как к самому уроку письма, так и к школе в целом. Одной из причин нарушения письма может явиться замедленное установление межанализаторных связей с недоразвитием мелкой моторики рук ребенка. У младших школьников может наблюдаться снижение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.).
Помимо нарушения письма у детей нарушается устная речь, лексико-грамматический строй речи.
Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают.
У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер. К таким ошибкам относятся:
- замены и смешения звуков при чтении;
- побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова;
- нарушение понимания прочитанного;
- аграмматизмы при чтении.
В письменных работах обучающихся учителя зачастую могут встретить орфографические и дисграфические ошибки.
Дисграфические ошибки бывают разных видов и в каждом виде есть свои механизмы нарушения, например, такие как: нарушение фонематического анализа и синтеза, замена и смешение близких по артикуляции звуков, зеркальное написание букв, смешение букв, близких по написанию и др.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью-необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи.
Цель: знакомство с методами, приемами обучения с целью профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
-познакомить с активными методами, формами обучения детей с нарушением речи и письма.
-познакомить с эффективными приемами обучения для детей с речевыми нарушениями.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и приемов, необходимых в работе с речевыми нарушениями у детей.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
-на фонетическом уровне;
-на лексико-грамматическом уровне;
-на синтаксическом уровне.
Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
1. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
2. Определение особенностей коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;
3. Развитие артикуляционных навыков, формирование правильного звукопроизношения, речевого дыхания, мелкой моторики и фонематических процессов;
4. Совершенствование лексико-грамматической стороны, связной речи (диалогической и монологической речи на основе уточнения и обогащения различных форм речевой практики); 3
5. Развитие звуко-слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
6. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения, сочинения.
Коррекционная работа по предупреждению дисграфии.
Содержание коррекционной работы по направлениям.
1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками).
«Кто дальше загонит мяч?»
Описание: Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук «Ф» сдуть ватку на противоположный край стола.
Упражнение "Змейка"
Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
Упражнение "Лопаточка"
Описание: Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
Упражнение "Катушка"
Описание: Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.
В начале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.
Игры на развитие фонематического слуха: «Кто внимательный?», «Узнай звук», «Найди ошибку», «Подскажи словечко». Развитие слогового анализа и синтеза. Задания: «Придумай слово на заданное количество слогов», «Добавь недостающий слог», «Замени слог», «Отстучать ритм с выделением ударного слога», «Хлопни столько раз, сколько слогов в слове», «Измени слово - односложные в двусложные, трехсложные».
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Упражнение «Алфавит».
Нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку.
Упражнение «Ассоциации».
Нужно выбрать любое слово, подобрать к нему 10 ассоциаций, желательно тех, что первые пришли в голову. Затем составить с этими словами-ассоциациями мини-рассказ из 10–12 предложений.
Упражнение «Работа с новыми словами».
Нужно выбрать из словаря 5 незнакомых слов и с каждым из них составить по 5 предложений.
4. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Упражнения для развития мышления-выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать (игра «Четвертый лишний», толкование пословиц и метафор и т. д.
Упражнения для стимуляции слухового внимания («Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играют?», «Угадай, что делают?»)
Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания («Что перепутал художник?», «Найди отличия», сортировка предметов, нанизывание бусинок, лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца).
Развитие образной памяти и зрительно-моторной координации (игра «Что изменилось?»).
5. Формирование связной речи.
Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу и т. д.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
По И. П. Павлову, в основе пространственных ориентировок лежат:
Ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.
Ориентировки в окружающем пространстве.
Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или их изображениями.
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.
Развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак – ребро - ладонь»).
Вербализация пространственных представлений выражается в использовании детьми в своей речи предлогов «в», «на», «под», затем «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за», и др.; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином, пальчиковая гимнастика.
8. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.
Профилактика дислексии и дисграфии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь) и т. д.
9. Формирование оптико-пространственных представлений.
Раскраска, штриховка внутри контура, лото, слайды для читающих детей (записать на слайд от 2 до 4слов и спроецировать на экран в течение 1-2 сек.). Дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке.
10. Развитие конструктивного мышления путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Работа с пазлами, пуговицами, мозаикой, кубиками Никитина, геометрическими 10 фигурами (призмами) Кюэзенера (игра «Кростики»), складывание картинок, геометрических фигур, разрезанных на несколько частей.
11. Изобразительно-графические способности.
Психологическая структура данного навыка зависит от трех факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации.
Рекомендуемые упражнения: срисовывание фигур (учитывать пропорции); дорисовывание фигур с недостающими деталями; письмо букв и слов по шаблонам; изографы.
12. Развитие сукцессивных способностей.
Нужно отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций, которые проявляются у дошкольников в недостаточной сформированности устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма.
Дети с нарушениями письма и чтения затрудняются в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок.
Упражнения на последовательность действий и планирование:
игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые словесные инструкции), например, игра «Найди клад»;
по памяти «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);
«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово). Порядок построения детей изображен схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребенка) - собрать цепочку в прежней последовательности;
«Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;
отстукивание ритмов – игра «Телеграфист» (можно выполнять хлопками, стуком карандаша, ножным перетопом).
рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
Кинезиологические упражнения способствуют устранению дислексии и дисграфии: «Колечки», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное письмо», «Ухо-нос», «Змейка», «Горизонтальная восьмерка» и др.
Заключение
Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с дизартрией должна осуществляться с учетом характера речевого нарушения и его структуры.
Работа должна вестись поэтапно, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка, при четком соблюдении дидактических принципов: наглядности, доступности, индивидуального подхода к ребенку, сознательности, активности, последовательности.
Исходя из всего вышесказанного, можем говорить, что предложенные задания и упражнения являются действенными и эффективными, однако, для наибольшей эффективности следует продолжать занятия не только с группами обучающихся, но и индивидуально.
Список литературы:
1.Андреева, Н. Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма [Текст] / Н. Г. Андреева // Школьный логопед. -2008.-№ 1.-С. 29-41.
2. Гетманский, М. И. Исправление недостатков речи у школьников [Текст] / М. И. Гетманский; под ред. Р. Е. Левиной. -Минск: Высш. шк., 1970.-200 с.
3. Городилова, В. И., Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева.-СПб.: КАРО : Дельта, 2005. -384 с.
4. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова.-М. : ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
5. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.