Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по ВР
_________Дрягина Ю.В.
Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия
«Слагаемые здоровья»
Воспитатель:
Ломакина В.А..
Самара 2019
Тема: «Слагаемые здоровья»
Цель:
- сформировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
Образовательные задачи:
- дать представление о правилах здорового образа жизни, раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;
- сформирование понятия «здоровье»;
- определить условия сохранения здоровья;
- раскрыть понятие здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, ответственно и бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- формировать умение принимать правильные решения в отношении своего здоровья;
- закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья;
- показать преимущества здорового образа жизни.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать творческое воображение, внимание, мышление, совершенствовать связную речь учащихся на основе упражнений и заданий;
- корректировать психолого-эмоциональное состояние ребёнка;
- воспитывать активность, доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование и учебные материалы:
- грамзапись песни Михаила Соловьева «Песенка о здоровье»;
- презентация «Слагаемые здоровья»;
- памятка «правила здорового образа жизни»;
- мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Здороваясь с вами, я здоровья всем вам желаю!
Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Слайд 2
Воспитатель: Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял!». Почему так говорят?
Ответы детей. Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешает боль и болезни.
Воспитатель: Сегодня мы еще раз вспомним слагаемые здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.
Слайд 3
Что же такое здоровье? (Здоровье - это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы.)
Воспитатель: Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Воспитатель: Что значит здоровый человек?
Ответы детей. Здоровый человек – это… (красивый, сильный, ловкий, крепкий, румяный, подтянутый, весёлый, радостный, бодрый, энергичный, у него блестящие волосы, хороший сон, чистая кожа).
Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранить бодрость, энергию и долголетие.
Подумаем о своем здоровье и мы. Как вы думаете, что такое здоровье?
Ответы детей (по цепочке).
Я думаю здоровье- это:
- сила и ум;
- красота;
- это самое большое богатство;
- это когда ты весел;
- когда у тебя ничего не болит;
- когда у тебя все получается;
- когда можешь гулять на свежем воздухе, кататься на санках и лыжах;
- здоровые люди любят природу, видят мир красивым;
- здоровые люди не ленятся.
Работа учеников в парах «Составь пословицу».
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и поговорки о здоровье.
Вы разделитесь на пары, каждой из которых необходимо будет составить из фрагментов правильный вариант поговорки или пословицы.
Детям предлагается набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть.
«Береги платье снову, ... (а здоровье смолоду)».
«Болен - лечись, ... (а здоров - берегись)».
«Здоровье сгубишь - ... (новое не купишь)».
«Двигайся больше - ... (проживешь дольше)».
«Лук семь недугов... (лечит)».
«Было бы здоровье, ... (а счастье найдется)».
«Тот здоровья не знает, ... (кто болен не бывает)».
«Забота о здоровье - ... (лучшее лекарство)».
«Смолоду закалиться — ... (на весь век пригодится)».
«В здоровом теле – …(здоровый дух)».
«Здоровье - …(дороже золота)».
«Солнце, воздух и вода -…(наши верные друзья)».
«Здоров будешь -…(все добудешь)».
«Чистота - …(залог здоровья)».
«Овощи -… (кладовая здоровья)».
Курить -…(здоровью вредить)».
Кто вино любит -…(тот сам себя губит)».
Чтобы быть к труду готовым -…(надо быть всегда здоровым)».
Каждая пара зачитывают свои поговорки.
Слайд 4
Воспитатель: Можно сказать, что здоровье – это здоровый образ жизни.
Давайте вместе подумаем, что человеку помогает быть здоровым.
Рассмотрим составляющие ЗОЖ.
Слайд 5
Режим дня.
Воспитатель: Что такое режим дня?
Ответы детей.
Воспитатель: Режим – это определенный распорядок дня. Он помогает хорошо учиться, укрепляет здоровье. Режим дня должен чередовать учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотрами телепередач.
Слайд 6
Воспитатель: Каков режим вашего дня? Давайте вместе составим режим дня школьника 7 класса нашей школы.
Воспитатель: Как режим помогает вашему здоровью?
Ответы детей (Помогает нам оставаться здоровыми).
Слайд 7
Воспитатель: Режим дня не только задает правильный ритм жизни, но и диктует, какое дело, нужно делать и в какое время. Привычка делать все в установленное время помогает сохранять силы, избегать болезней.
Слайд 8
Личная гигиена и ее средства.
Слайд 9
Воспитатель: Личная гигиена – важнейший элемент ЗОЖ. Она включает в себя: гигиену тела и полости рта; гигиену одежды и обуви; гигиену жилища; гигену индивидуального питания; гигиену физического воспитания; гигиену труда и отдыха.
Воспитатель: Основой личной гигиены является поддержание чистоты всего тела, правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку менять раз в 3 - 4 месяца, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами. Ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного раза в неделю мыть волосы с шампунем, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, ежедневно делать влажную уборку.
Слайд 10
Воспитатель: У человека руки загрязняются легче всего, так как все время соприкасаются с окружающими предметами. На руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут стать причиной опасных заразных болезней.
- Как называются эти болезни?
Ответы детей. ( « Болезни грязных рук» - желтуха и дизентерия).
Воспитатель: На шерсти животных – собак, кошек – всегда есть крошечные, невидимые глазу яйца глистов. Они попадают на кожу рук человека, погладившего своих любимцев, а если руки потом не помыть, то с едой яйца глистов могут оказаться в вашем желудке и вызвать заболевание гельминтозом.
Воспитатель: Давайте вместе припомним все случаи, когда следует мыть руки с мылом?
Ответы детей.
Воспитатель: Обязательно необходимо мыть руки после уборки комнаты, посещения туалета, перед приготовлением пищи, после прогулки, общения с животными, работы в огороде, поездки в транспорте, перед едой.
Слайд 11
Работа с интерактивной доской.
Воспитатель: Учащимся предлагается выбрать из списка сначала предметы личной гигиены, а затем предметы гигиены для всей семьи.

Слайд 12
Чистота – залог здоровья.
Воспитатель: Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Связаны. Недаром говорится: « Чистота – залог здоровья». Это означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, - он соблюдает одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым.
Слайд 13
Правильное питание.
Воспитатель: Правильное питание – это разнообразное и регулярное питание.
Слайд 14
Правильное питание – это питание обеспечивающее рост; нормальное развитие человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактики заболеваний.
Слайд 15
Правила здорового питания.
Как вы думаете, зачем человек ест?
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность?
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевает все переварить.
Есть надо регулярно в одно и тоже время, медленно, тщательно пережевывая пищу. В перерывах не перекусывать. В этом случае вы съедите меньше, и желудок легче переработает еду. Не есть перед сном.
Слайд 16
Воспитатель: Объясните значение фразы «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».
Ответы детей. Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов.
Воспитатель: Все верно, многие болезни - следствие избыточного и неправильного питания.
Слайд 17
Овощи.
Слайд 18
Фрукты.
Воспитатель: Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины?
Ответы детей.
Воспитатель: Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
Слайд 19
Воспитатель: Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Воспитатель: Еда должна быть разнообразной и вкусной. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным А третьи – овощи и фрукты – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться .
Слайд 20
Работа с интерактивной доской.
Воспитатель: А сейчас предлагаю составить пословицы и поговорки о питании. Для этого каждый из вас формулирует по смыслу пословицу и на интерактивной доске маркерами соединяет их.

Слайд 21
Пирамида питания.
Воспитатель: Рассмотрим пирамиду здорового питания и выясним, какие продукты составляют основу правильного питания.
Первый сектор в пирамиде питания – зерновые. К зерновым продуктам относятся: хлеб из муки грубого помола, отрубной, зерновой, макаронные изделия, крупы. Потребность организма в этих продуктах самая большая.
Второй сектор – овощи. Овощи могут быть свежими, замороженными, консервированными, а также в виде соков.
Третий сектор – фруктовые - свежевыжатые соки, свежие и замороженные фрукты.
Четвертый сектор – молочные продукты. Сюда относятся: молоко, йогурты, десерты на основе молока, мороженое, сыр, кефир.
Пятый сектор – белковые. Это мясо, птица, рыба, сухие бобы, яйца.
Шестой сектор – жиры. Стоит обратить внимание на то, что указанный сектор при соблюдении здорового питания является самым узким. В эту группу продуктов входят: растительные масла, майонез, маргарин, сливочное масло, конфеты, торты и другие сладости.
Отобрать в корзинку только полезные продукты.
Слайд 22
Полезные и вредные продукты.
Слайд 23
Работа с интерактивной доской.
Учащимся предлагается выбрать из списка только полезные продукты.
Чипсы, кока – кола, морковь, творог, яблоко, мясо, конфеты, хлеб, майонез, колбаса, молоко, малина, торт, капуста, апельсин, орехи, рыба.
Слайд 24
Физическая активность, занятие спортом.
Воспитатель: С каждым годом двигательная активность человека уменьшается. В среднем школьник в день должен заниматься физическими упражнениями не менее полутора часов. Хорошо, когда человек дружит с детства с физкультурой и спортом. Обязательна утренняя зарядка.
- Пожалуйста, поднимите руки те из вас, кто сегодня утром делал зарядку?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую пользу приносит утренняя зарядка?
Верно! Она прогоняет сон, дарит нам бодрое и хорошее настроение, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье. Учит нас правильно рассчитывать время, помогает включиться в дневной ритм.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и подвигаемся.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Слайд 25
Двигательная активность включает:
Воспитатель: Полезна ежедневная прогулка пешком на свежем воздухе. Физкультминутка на уроке дает возможность отдохнуть голове, пальцам, спине.
Занятие в спортивных секциях.
Двигательная активность улучшает работу всех органов.
Малоподвижный образ жизни приводит к болезням сердца, ожирению и раннему старению всего организма.
Слайд 26
Больше двигайся
Воспитатель: Выбрать слова для характеристики здорового человека.
Слайд 27
Стройный, толстый, сутулый, бледный, румяный, неуклюжий, подтянутый, статный, крепкий, сильный.
Слайд 28
Положительные эмоции. Хорошее настроение
Воспитатель: Хорошее настроение полезно и необходимо для нашего здоровья.
- Как вы думаете, почему человеку нужно хорошее настроение?
Ответы детей.
- Каким образом его можно создать?
Ответы детей.
Воспитатель: Старайтесь говорить своим близким, друзьям и одноклассникам только добрые и ласковые слова, помогите им в трудную минуту, рассмешите их, когда это необходимо. Умейте правильно выбирать книгу для чтения, смотреть по телевизору больше детских передач, а не жестокие боевики или фильмы ужасов.
Добрые слова, смех, улыбка человека лечат и делают его счастливым, а злые слова, злой смех и недобрая улыбка разрушает здоровье, делает его несчастными. Говоря друг другу добрые слова, улыбаясь по- доброму друг другу, мы как бы прикасаемся душа к душе. Давайте вспомним эти слова.
Игра: « Азбука хороших слов».
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Вспомните добрые, хорошие слова и скажите, при этом, называя имя к которому относятся эти слова.
Примерные слова (интересный, честный, радостный, надежный, приятный, быстрый, модный, мирный, мечтательный, аккуратный, аппетитный, активный, ангельский, настойчивый, нежный, наблюдательный, необыкновенный, жизнерадостный, жалостливый, жизненный).
Воспитатель: Ребята, если вы будете по- доброму относиться к окружающим вас людям, они вас будут любить вдвойне. Помните, что доброе слово лечит, а злое калечит.
Слайд 29
Калейдоскоп эмоций.
Воспитатель: Человеку присущи эмоции: радость, стыд, страх, скука, интерес, отвращение, восхищение, удивление, удовольствие, стыд, испуг, злость, гнев, грусть, тоска, обида. (Показать картинки с эмоциями человека)
Слайд 30
Работа с интерактивной доской.
Воспитатель: Учащимся предлагается выбрать из списка только положительные эмоции и подчеркнуть их.

Этический заряд доброты.
Учащимся предлагается посмотреть на того человека, который сидит с ним рядом, улыбнуться друг другу, сказать «привет» и обняться.
Слайд 31
Полезные и вредные привычки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о привычках.
- Как вы думаете, что такое привычка?
Ответы детей.
Привычка – это к чему мы привыкли.
Воспитатель: Какие бывают привычки?
Ответы детей. (Полезные и вредные привычки).
Поговорим о полезных привычках.
Воспитатель: Почаще мыть руки с мылом, умываться и чистить зубы, делать зарядку, соблюдать режим дня. Придя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, надевать домашнюю одежду. А ту что сняли аккуратно повесить в шкаф.
Соблюдать чистоту и порядок в доме. Убирать в комнате пылесосом и влажной тряпкой, мыть посуду. Соблюдать правила личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным. Аккуратно складывать свои вещи. Ценить время свое и своих родных и друзей, не опаздывать.
Воспитатель: Какие еще бывают привычки?
Ответы детей.
Воспитатель: Существуют и вредные привычки. Поговорим о них.
Воспитатель: Какие вредные привычки ты можешь назвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это не соблюдение режима дня, малая подвижность, проводить помногу часов за компьютером и телевизором, курение и другие плохие привычки.
Многие дети, видя, что взрослые курят, хотят подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить и кружиться голова.
Если ребенок рано пристрастился к курению, он плохо растет, становится ниже ростом и слабее своих сверстников, у него часто болит голова.
Запомните! Курение и здоровье несовместимы!
Слайд 32
Вредные привычки.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы быть здоровыми - нужно избавиться от вредных привычек)
Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита и к болезням. Похитителем рассудка – так называли алкоголь с давних времен, считая его причиной многих преступлений. Под влиянием алкоголя резко ухудшается речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма. С вредными привычками нужно бороться. И начинать нужно с регулярных занятий физкультурой и спортом. Если человек почувствовал радость жизни во время занятий спортом, он никогда не будет искать веселья в табачном и алкогольном дурмане.
Слайд 33
Отказ от вредных привычек.
Воспитатель: С вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. А теперь проверим, как вы запомнили.
Игра: « Отгадай, какие привычки полезные, какие вредные».
Если я называю полезную привычку, то вы будете хлопать, а если вредную то топать.
Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер (вредная).
Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду (полезная).
Пылесосом убираю, пыли я не оставляю (полезная).
Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю (вредная).
Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид (полезная)
Слайд 34
Закаливание и оздоровление организма.
Воспитатель: Закаливание организма – одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – воздух, вода, солнце.
Слайд 35
Закаливания организма.
Воспитатель: Закаливание – это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды.
Слайд 36. 37
Воспитатель: А теперь рассмотрим правила закаливания.
1.Прежде чем приступить к закаливанию, нужно избавиться от « микробного гнезда» в организме, в виде больных зубов, воспаленных миндалин. Закаливание должно начинаться с консультации с лечащим врачем.
2.Систематичность: закаливающие процедуры проводить ежедневно.
3. Постепенность: постепенно снижать температуру воздуха и воды, увеличивать продолжительность воздействия этих факторов.
4. Если ты заболел, то начинать придется все сначала. Человек должен получать удовольствие от закаливающих мероприятий – иначе пользы не будет.
Слайд 38.
Методы закаливания.
Воспитатель: К методам закаливания относятся
- закаливание воздухом, водой;
- обтирание;
- обливание;
- контрастный душ;
- моржевание;
- закаливание солнцем;
- закаливание в парной;
-босохождение.
Воспитатель: Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?
Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.
Ответы детей.
Воспитатель: Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывает с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.
Воспитатель: Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.
И в лиственных лесах, ив борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих микробов. Фитонциды – тоже наши друзья!
Воспитатель: Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они закаляются.
Вывод. Таким образом, закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогает укрепить здоровье.
Слайд 39
Задание: « Проверь себя».
Воспитатель: Давайте проверим как вы запомнили правила закаливания.
Слайд 40
Вот вам добрый совет
В котором спрятан секрет
Как здоровье сохранить
Научитесь здоровье ценить!
Слайд 41
Здоровье –это соблюдение режима дня, рациональное питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек, закаливание, положительные эмоции.
Слайд 42
Воспитатель: Вести здоровый образ жизни – это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.
Воспитатель: Чтобы иметь здоровье нужно вести здоровый образ жизни, больше двигаться, бывать на свежем воздухе, есть полезную и разнообразную еду богатую витаминами. Закаляться, чаще мыть руки, улыбаться.
Я надеюсь на то, что вы выберете верную линию поведения, а именно – здоровый и правильный образ жизни, и начнете этим заниматься сразу, после нашего занятия.
Слайд 43
Улыбнись новому дню!
Главное в жизни – это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять!
Будьте здоровы! Улыбнитесь новому дню!
Слайд 44
Воспитатель: Давайте подведем итог нашему занятию.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Что нового вы узнали на занятии?
– Что же такое здоровье? Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья? Какое слово, связанное со здоровьем, мы слышим каждый день?
– От чего зависит здоровье?
– Как влияют вредные привычки на здоровье?
– Что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда здоровым?
– Пожелаем друг другу здоровья.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда! И на память о нашем занятии я хочу раздать памятку о правилах здорового образа жизни. ( Приложение 1)
Приложение 1
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Занимайся физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найди именно для себя способ двигательной активности.
Не переедай и не голодай. Питайся 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
Не переутомляйся умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.
Доброжелательно относись к людям. Знай и соблюдай правила общения.
Выработай с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
Занимайся ежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное.
Приложение 2
10 золотых правил сохранения здоровья:
1. Двигательная активность, спорт делают человека сильным, ловким, выносливым, работоспособным.
2. Личная гигиена помогает защитить человека от различных заболеваний, в том числе и инфекционных.
3. Закаливание организма делает человека устойчивым к изменениям температуры окружающей среды.
4. Правильное питание обеспечивает организм всеми необходимыми веществами.
5. Соблюдение режима дня помогает правильно, без ущерба для здоровья, организовать свой день, чередуя труд с отдыхом.
6. Правильное экологическое поведение защищает организм от загрязнений окружающей среды.
7. Правильное формирование отношений с окружающими людьми для сохранения здоровья нервной системы.
8. Отсутствие вредных привычек. Курению, алкоголю, наркотикам – нет. Это защитит от опасных и смертельных заболеваний.
9. Соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, в школе, дома для защиты от травм.
10. Ваше здоровье – в ваших руках.
«Береги платье снову, (а здоровье смолоду)».
«Болен - лечись, (а здоров - берегись)».
«Здоровье сгубишь - (новое не купишь)».
«Двигайся больше - (проживешь дольше)».
«Лук семь недугов (лечит)».
«Было бы здоровье, (а счастье найдется)».
«Тот здоровья не знает, (кто болен не бывает)».
«Забота о здоровье - (лучшее лекарство)».
«Смолоду закалиться (на весь век пригодится)».
«В здоровом теле – (здоровый дух)».
«Здоровье - (дороже золота)».
«Солнце, воздух и вода - (наши верные друзья)».
«Здоров будешь - (все добудешь)».
«Чистота - (залог здоровья)».
«Овощи - (кладовая здоровья)».
Курить - (здоровью вредить)».
Кто вино любит - (тот сам себя губит)».
Чтобы быть к труду готовым - (надо быть всегда здоровым)».