СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Краеведческий лабиринт»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразование спортивного лабиринта в «Краеведческий лабиринт» позволяет проводить занятия по краеведению в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Краеведческий лабиринт»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края








Методическая разработка









Краеведческий лабиринт










Составила:

Круглова Алла Петровна,

педагог дополнительного образования








г. Амурск

2019 г.

Пояснительная записка

Ориентирование – это определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а так же направления движения.

Актуальность: Научить ребенка ориентироваться необходимо для того, чтобы в любой ситуации он мог легко определить свое местонахождение и, если потребуется, мог найти более короткий путь в нужном направлении. Ориентироваться на местности можно по карте, по компасу, по местным приметам (солнцу, луне, звездам, деревьям и так далее)

Спортивный лабиринт — вид спортивного ориентирования в заданном направлении, где спортсмены соревнуются на небольшой территории среди искусственных препятствий.

Новизна: Преобразование спортивного лабиринта в «Краеведческий лабиринт» позволяет проводить занятия по краеведению в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.

Цель данной разработки:

- развивать базовые навыки ориентирования детей начального школьного звена интересной и доступной форме.

Задачи:

- научить пользоваться картой-схемой лабиринта;

- показать на практике, как определять свое местоположение в лабиринте при помощи карты-схемы;

- провести пробные соревнования в лабиринте среди детей;

- выявить и проанализировать ошибки детей, если они есть.

Методические рекомендации

Подготовка занятия в форме «Краеведческого лабиринта» потребует от педагога достаточно объемной предварительной подготовки. Прежде всего, необходимо создать сам лабиринт на карте-схеме, а потом и в помещении. Разместить в лабиринте карточки, которые будут выполнять роль контрольных пунктов. В данном случае я использовала стулья, которые находились в кабинете и сигнальную ленту, для соединения. А в качестве пробных контрольных пунктов картинки с птицами

На первом этапе занятия надо показать детям тренировочную карту-схему (приложение 1) лабиринта (желательно, распечатанную в максимально крупном масштабе) и подробно объяснить, как ей пользоваться. Позвольте участникам побродить в лабиринте, предложите детям самим отметить на карте-схеме места, где они нашли карточки с птицами (приложение 2). Я давала задание найти и отметить тех птиц, которых можно встретить у нас в Хабаровском крае.

Когда участники достаточно освоились в лабиринте, можно предложить им устроить соревнования по ориентированию. На втором этапе занятия в качестве контрольных пунктов используются карточки с вопросами (приложение 3), а на карте-схеме у детей располагается кроссворд (приложение 4). Находя контрольные пункты под номерами, дети находят вопросы к кроссворду и отвечая на них заполняют кроссворд. Побеждает участник раньше всех правильно разгадавший кроссворд. Следует добавить несколько ложных контрольных пунктов, что бы дети не пытались заполнить кроссворд эмпирическим путем, а занимались поисками нужных карточек.

В конце занятия следует подвести итоги и обсудить допущенные ошибки. Выяснить, у кого были трудности с ориентированием, а у кого, быть может, не хватило знаний для ответов на вопросы.

Такая форма занятия как «Краеведческий лабиринт» позволяет проводить занятия по краеведению в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.

Может быть использован на занятиях по краеведению и ориентированию школьными учителями и педагогами дополнительного образования. Так же в зависимости от сложности кроссворда может быть использован на занятиях с более старшими детьми. Лабиринт можно и усложнять или упрощать в зависимости от уровня подготовленности и возраста детей.

В случае использования данной методической разработки в другой местности, карточки исполняющие роль контрольных пунктов должны быть заменены на более актуальные.

Необходимое оборудование:

- стулья – 22 шт.;

- сигнальная лента;

- карта-схема формат А3 – 1 шт.;

- карты-схемы для учащихся без контрольных пунктов – по количеству детей;

- карты-схемы с контрольными пунктами и кроссвордами – по количеству детей;

- контрольная карта;

- карточки с изображениями птиц;

- карточки с вопросами к кроссворду;

- карандаши – по количеству детей.

























Приложение 1

Карта-схема тренировочная.





















































Приложение 2






















Приложение 3


Самая большая река Хабаровского края.


Как нанайцы называют тигра на родном языке.



Редкая рыба Амура, занесенная в «красную книгу».


Столица нашего края.


Одна из самых распространенных в Амуре тропических рыб.

Крупное предприятие, благодаря строительству которого был построен наш город.


Озеро, на берегу которого построен горнолыжный комплекс.


Название цветка, который был признан одним из 7 чудес Хабаровского края


Самая высокая гора Хабаровского края


Название стелы, расположенной недалеко от въезда

в наш город.



Первое название проспекта Победы.


Название самой большой площади нашего города.




Приложение 4

К

21

21

раеведческий лабиринт.







41


51





61




11











31







Кроссворд


1А






2

М




3

У




4




Р






5


С








6

К










Список источников

  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1 – 2 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Атлас. Люби и знай свой край / Учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ– Хабаровск: Федеральная служба геодезии и картографии, 2002, издание второе.- 31 с.

  3. Атлас. Районы Хабаровского края / Хабаровск: ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие», 2003.- 47с.

  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/34690

  5. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ekskursionnogo-marshruta-obzornaya-ekskursiya-po-g-amursku-amursk-gorod-molodih-1198809.html

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивный_лабиринт