Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка
Краеведческий лабиринт
Составила:
Круглова Алла Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Амурск
2019 г.
Пояснительная записка
Ориентирование – это определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а так же направления движения.
Актуальность: Научить ребенка ориентироваться необходимо для того, чтобы в любой ситуации он мог легко определить свое местонахождение и, если потребуется, мог найти более короткий путь в нужном направлении. Ориентироваться на местности можно по карте, по компасу, по местным приметам (солнцу, луне, звездам, деревьям и так далее)
Спортивный лабиринт — вид спортивного ориентирования в заданном направлении, где спортсмены соревнуются на небольшой территории среди искусственных препятствий.
Новизна: Преобразование спортивного лабиринта в «Краеведческий лабиринт» позволяет проводить занятия по краеведению в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.
Цель данной разработки:
- развивать базовые навыки ориентирования детей начального школьного звена интересной и доступной форме.
Задачи:
- научить пользоваться картой-схемой лабиринта;
- показать на практике, как определять свое местоположение в лабиринте при помощи карты-схемы;
- провести пробные соревнования в лабиринте среди детей;
- выявить и проанализировать ошибки детей, если они есть.
Методические рекомендации
Подготовка занятия в форме «Краеведческого лабиринта» потребует от педагога достаточно объемной предварительной подготовки. Прежде всего, необходимо создать сам лабиринт на карте-схеме, а потом и в помещении. Разместить в лабиринте карточки, которые будут выполнять роль контрольных пунктов. В данном случае я использовала стулья, которые находились в кабинете и сигнальную ленту, для соединения. А в качестве пробных контрольных пунктов картинки с птицами
На первом этапе занятия надо показать детям тренировочную карту-схему (приложение 1) лабиринта (желательно, распечатанную в максимально крупном масштабе) и подробно объяснить, как ей пользоваться. Позвольте участникам побродить в лабиринте, предложите детям самим отметить на карте-схеме места, где они нашли карточки с птицами (приложение 2). Я давала задание найти и отметить тех птиц, которых можно встретить у нас в Хабаровском крае.
Когда участники достаточно освоились в лабиринте, можно предложить им устроить соревнования по ориентированию. На втором этапе занятия в качестве контрольных пунктов используются карточки с вопросами (приложение 3), а на карте-схеме у детей располагается кроссворд (приложение 4). Находя контрольные пункты под номерами, дети находят вопросы к кроссворду и отвечая на них заполняют кроссворд. Побеждает участник раньше всех правильно разгадавший кроссворд. Следует добавить несколько ложных контрольных пунктов, что бы дети не пытались заполнить кроссворд эмпирическим путем, а занимались поисками нужных карточек.
В конце занятия следует подвести итоги и обсудить допущенные ошибки. Выяснить, у кого были трудности с ориентированием, а у кого, быть может, не хватило знаний для ответов на вопросы.
Такая форма занятия как «Краеведческий лабиринт» позволяет проводить занятия по краеведению в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.
Может быть использован на занятиях по краеведению и ориентированию школьными учителями и педагогами дополнительного образования. Так же в зависимости от сложности кроссворда может быть использован на занятиях с более старшими детьми. Лабиринт можно и усложнять или упрощать в зависимости от уровня подготовленности и возраста детей.
В случае использования данной методической разработки в другой местности, карточки исполняющие роль контрольных пунктов должны быть заменены на более актуальные.
Необходимое оборудование:
- стулья – 22 шт.;
- сигнальная лента;
- карта-схема формат А3 – 1 шт.;
- карты-схемы для учащихся без контрольных пунктов – по количеству детей;
- карты-схемы с контрольными пунктами и кроссвордами – по количеству детей;
- контрольная карта;
- карточки с изображениями птиц;
- карточки с вопросами к кроссворду;
- карандаши – по количеству детей.
Приложение 1
Карта-схема тренировочная.
Приложение 2
Приложение 3
Самая большая река Хабаровского края. | Как нанайцы называют тигра на родном языке. | Редкая рыба Амура, занесенная в «красную книгу». | Столица нашего края. |
Одна из самых распространенных в Амуре тропических рыб. | Крупное предприятие, благодаря строительству которого был построен наш город. | Озеро, на берегу которого построен горнолыжный комплекс. | Название цветка, который был признан одним из 7 чудес Хабаровского края |
Самая высокая гора Хабаровского края | Название стелы, расположенной недалеко от въезда в наш город. | Первое название проспекта Победы. | Название самой большой площади нашего города. |
Приложение 4
К
21
21
раеведческий лабиринт.
Кроссворд
Список источников
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1 – 2 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.
Атлас. Люби и знай свой край / Учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ– Хабаровск: Федеральная служба геодезии и картографии, 2002, издание второе.- 31 с.
Атлас. Районы Хабаровского края / Хабаровск: ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие», 2003.- 47с.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/34690
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ekskursionnogo-marshruta-obzornaya-ekskursiya-po-g-amursku-amursk-gorod-molodih-1198809.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивный_лабиринт