СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий районного круглого стола для воспитьателейм ДО "ДЖидактические игры в умственном развитии детей"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»»

Методическая разработка

круглого стола для воспитателей

дошкольных образовательных учреждений района

«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»



Цель:

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений района (воспитатели, старшие воспитатели, узкие специалисты)

Условия и оборудование: зал, ноутбук, медиапроектор.

Форма проведения: двурядный круглый стол.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1.Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

2.Круглый стол:

I этап .Знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.

II этап .Работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время 15-20 минут

III этап.обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

IV этап. Практическое задание. Обмен опытом . "Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии"

Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола. Время 5 -10 минут

V этап. Подведение итогов

Задача: рефлексия участников. Время 5 минут


Организация работы круглого стола


I этап

Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

ВедущийЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассмотрим вопрос "Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий»

В.А.Сухомлинский.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развития дошкольников.

Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма развития, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.

Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола.

Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут.

Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.

Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами идеями разработок дидактических игр , созданных с помощью ИКТ технологии и подводим итоги.

Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)






















II этап

Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.

III этап

Обсуждение вопросов за круглым столом.


Обсуждаемые вопросы

Предполагаемые мнения участников

1

Методика организации дидактических игр:


Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры,

её проведение, анализ.

2

В подготовку к проведению дидактической игры входят:


Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.


3

Какие задачи успешно решаются помощью дидактических игр ?


Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

Воспитание познавательных интересов, любознательности.

Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

4

Что включает в себя понятие - проведение дидактической игры:


Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры.

При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

  - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. 

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения; какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.


5

Условия для проведения дидактической игры:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Последовательность и систематичность при использовании дидактических развивающих игр.


6

Дидактические игры способствуют развитию:

  • Мышление -сравнение

  • Память - анализ

  • Речь - классификация

  • Логика -обобщение

- синтез

7

Рекомендации по планированию дидактических игр:


Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса.    

 Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.

В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают. Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на, прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!



После обсуждения вопросов формируем выводы по каждому вопросу:

1

2.

3.

4.

5.


IV этап

Участники круглого стола представляют дидактические игры , созданные с помощью ИКТ -технологий .(либо презентация, либо показ привезенных с собой разработанных игр).

V этап

Рефлексия участников.

Ведущий:

Какие выводы вы сделали для себя?

Ответы участников.

Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?

Ответы участников:

- Обмен мнениями был очень полезен.

- Понравились конкретные примеры дидактических игр, которые демонстрировали участники.

- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами

образовательного учреждения.




















Приложение 1

«Круглый стол»

«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»




Вопросы для обсуждения

Тезисы ответов

1


В чем заключается основа дидактической игры ?







2

Чем отличается дидактическая игра от остальных игр для детей дошкольного возраста?



3

Чем определяется дидактическая задача игры?



4

Какие качества личности детей можно формировать средствами дидактической игры?

Обоснуйте свой ответ.



5

Какой характер носят правила дидактической игры?





6

Педагогическая ценность дидактических игр.