СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Круглый стол "От безотвественности до преступления один шаг"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Круглый стол "От безотвественности до преступления один шаг"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Круглый стол "От безотвественности до преступления один шаг"»

Круглый стол «ОТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОДИН ШАГ»


Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами ее превратили.

Монтень

Сильнее всех - владеющий собой.

Сенека

Никакое дело нельзя хорошо сде­лать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

А.С. Макаренко

Цели: выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом; сформулировать понятия ответственности, безответственности, правонарушения, преступления; развивать умение вести дискуссию, высказывать свое мнение.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Соц.педагог. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами за нашим круглым столом для того, чтобы обсудить актуальную тему для современного общества: «От безответственности до преступления один шаг». И для начала давайте познакомимся.

II. Представление гостей

Представление участников круглого стола: родители (законные представители), студенты и обучающиеся, преподаватель по правовым дисциплинам Татьянко И.В., социальный педагог Тимофеева О.А., инспектор ПДН ОП-2 Лудякова Т.А.

III. Беседа

Соц.педагог.В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные направления, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит и во вред самому себе.
Давайте обратимся к теме нашего мероприятия и попробуем сегодня найти ответы на вопросы что же такое ответственность, безответственность, правонарушение, преступление? Несет ли подросток ответственность за проступок и правонарушения и как не допустить неправильного поступка в своей жизни. Обо всем об этом мы сегодня с вами поговорим.
А теперь давайте порассуждаем, что такое ответственность? Как вы понимаете? (ответы студентов). На доске записываем основные понятия к слову.

Отве́тственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.

Другие определения

  • Определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.;

  • Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;

  • Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.


Аналогично разберем слово безответственность(ответы студентов). На доске записываем основные понятия к слову.

  • Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий, неготовность к сюрпризам взрослой жизни.

  • Безответственность– это инфантильная жизненная позиция.

  • Безответственность – это неспособность принимать решения.

  • Безответственность – это нежелание отвечать за свои дела и поступки.

  • Безответственность – это неумение жить во взрослом мире.

  • Безответственность – это способ скрыть собственное бессилие и лень.


Соц.педагог начинает рассказ.

«Сергей пришел к другу Игорю с синяком под глазом.

- Откуда? - спросил Игорь.

- Представляешь, иду мимо больничного городка, вижу - два парня тянут телефонный кабель, ничем не брезгуют, лишь бы цветной металл сдать. Я, конечно, не выдержал и вмешался. Ре­зультат на лицо.

- Ну, ты и даешь. Куда лез? Тебя это не касается! Я никогда и ни за что в такие дела не полезу.

- Но ведь это же приспособленчество!

- Нет - спокойно ответил Игорь - это умение жить».

Соц.педагог. Вот такая обычная ситуация… Лет 15 тому назад все дружно стали осуждать Игоря за равнодушие, безответственность. Но сейчас, когда мы рассказали эту ситуацию родителям и спросили их о том, какой бы вы дали совет лично своему ребенку - то большинство из них сказали… (дать слово родителям) ни в коем случае не связываться с хулиганами, занять позицию невмешательства. А как вы, ребята, смотрите на это? (ответ студентов).

Соц.педагог. Мы начали наш разговор с мыслей великих людей. И, продолжая его, хочется процитировать Сент-Экзюпери: «Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Итак, что значит быть ответственным перед другом, коллективом, близкими? И может ли безответственность в этом стать преступлением? (Учащиеся отвечают.)

Несколько советов В.А. Сухомлинского об ответственности человека перед человеком: «В 16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос, для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина». «Береги, щади неприкосновенность, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства». И вновь мудрая мысль - здоровье всего дороже, здоровье дороже блага.

Соц.педагог. Какова же наша ответственность перед собственным здоровьем? (ответ студентов). Какие порочные пристрастия больше всего влияют на наше здоровье? (ответы студентов). Ответами студентов м. б. наркомания, алкоголизм, которые нередко ведут к следующему неизбежному этапу в жизни- это правонарушения.
Правонарушения редко когда может возникнуть из ниоткуда, чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е. не правильного поведения. Что такое правонарушение? (рассуждение студентов и родителей).

Правонарушение - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон.

(Закон - нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека. За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.)

Кража – это тайное хищение чужого имущества.

Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Также грабежом будут считаться действия, когда преступник вырывает из рук сумочку у женщины или срывает шапку с головы прохожего. Данные действия могут быть совершенны с применением насилия (ударил кулаком, сбил с ног прохожего). Грабеж и разбой очень похожи, но отличаются тем, что, совершая разбой, преступник применяет насилие, опасное для жизни и здоровья, либо угрожает применением такого насилия. Разбой – самый опасный вид преступления из группы хищения. Преступник может применить оружие.

Вымогательство – это требование отдать деньги, ценности или еще что-нибудь преступнику. Это требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества, либо под угрозой распространения сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего.

Угон автомобиля – деяние заключается в угоне чужого транспортного средства и использование его в своих интересах без намерения присвоить его.

Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, если эти действия совершены в целях нарушения общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов власти. Слово «террор» заимствовано из латинского языка и означает «ужас». Примером тому служат террористические акты.

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающее опасность для жизни людей, причинение значительного имущественного ущерба. Сообщение может быть устное, письменное, телеграммой и т.п. Ложное сообщение может сделано в правоохранительные органы, а также любые другие государственные или коммерческие организации. В сообщение должно содержаться указание на место теракта и способ его совершения.

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия и гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Оно может быть совершенно группой лиц (то есть два человека и более), либо связано с сопротивлением представителю власти (например, полицейскому), либо совершенно лицом, судимым за хулиганство.

Вандализм – это осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов, и других сооружениях в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств (сидений, окон, поручней и т.п.), лифтов и жилых домах и учреждений, повреждение и выведение из строя телефонных автоматов, повреждение садового оборудования и аттракционов в парках и т.п.

Выступление инспектора по делам несовершеннолетних с комментариями об уголовном наказании за эти правонарушения.


Наказание несовершеннолетних. С 14-ти лет наступает ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправильное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), уничтожение или повреждение имущества при отягощающих обстоятельствах (т.е. путем поджога, взрыва, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия ), терроризм(совершение взрывов, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей в целях нарушения общественной безопасности), захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягощающих обстоятельствах (т.е. совершенное группой лиц, либо с применением оружия ),вандализм (т.е. осквернения зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах), хищение либо вымогательство наркотических веществ, привидение в негодность транспортных средств или путей сообщения. За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет. Давайте же поподробнее познакомимся с некоторыми из них.

Знакомство с отягчающими и смягчающими обстоятельствами наказания.

В Уголовном Кодексе РФ есть понятия «отягчающие обстоятельства» и «обстоятельства, смягчающие наказание». Давайте познакомимся с ними и обсудим, как вы это понимаете.

Обстоятельства, смягчающие наказание.

  1. Совершение первые преступлений;

  2. Преступление небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

  3. Несовершеннолетие виновного;

  4. Беременность;

  5. Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);

  6. Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);

  7. Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»);

  8. Явка с повинной в органы внутренних дел;

  9. Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.



Отягчающие обстоятельства.

1. Неоднократность преступлений;

2. Наступление тяжких последствий в результате совершений преступлений;

3. Особо активная роль в совершении преступления;

4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);

5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;

6. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности;

7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения.

«Каковы пути преодоления подростковой преступности ?»

Дела о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного, особого внимания во всех судах России. В связи с этим Верховным Судом Российкой Федерации 14 февраля 2000 г. утверждено постанов­ление Пленума № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

На протяжении последних двух десятков лет в Рос­сии наблюдается рост преступности среди населения, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Всего в 2014 году было выявлено 1605 правонарушений, совершенных   несовершеннолетними и при их участии. К административной ответственности за появление в состоянии опьянения и распитие спиртных напитков в общественных местах было привлечено 1148 подростков, 637 родителей (иных законных представителей), допустивших употребление спиртных напитков детьми в возрасте до 16 лет. За вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков привлечено 263 взрослых лица, в том числе – 17 законных представителей несовершеннолетних.

В зоне особо пристального внимания - профилактика безнадзорности несовершеннолетних. В прошедшем году в органы внутренних дел было доставлено 5253 несовершеннолетних (АППГ – 5187), из них - 391 нуждающийся в помощи со стороны государства (АППГ – 351), в отношении 341 ребенка принято решение о помещении в учреждения системы профилактики (АППГ – 295). В связи с угрозой жизни и здоровью изъято из семей 236 детей (АППГ – 333).

В целях профилактики правонарушений и преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних и при их участии, на постоянной основе проводятся рейды по выявлению несовершеннолетних в общественных местах в позднее и ночное время без сопровождения взрослых. За год сотрудниками территориальных ОВД совместно с ведомствами профилактики было выявлено 1819 таких подростков (АППГ – 1460). К административной ответственности по ст.2.5 Кодекса Тюменской области привлечено - 1538 родителей и  иных законных представителей (АППГ - 1183), а также 12 должностных лиц (АППГ - 11).

Очень опасна тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми. По данным криминологических исследова­ний, более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Чаще всего взрослые вовлекают в преступную деятельность моло­дежь в возрасте от 16 до 18 лет, и нередко эти лица ранее уже были судимы. Приобщение подростков к наркоти­кам и алкоголю создает дополнительный мотив для пре­ступления.

В настоящее время наиболее распространенным пре­ступлением среди подростков остаются кражи. На вто­ром месте стоит такое тяжкое преступление против соб­ственности, как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тысяч подростков.

Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Если в 2000 году за различные преступ­ления были осуждены 43 тысячи подростков в возрасте 14—15 лет, то в 2016 году их число составило уже около 48 тыс. В связи с этим наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего воз­раста, а также подростков, которые не подлежат уголов­ной ответственности.
Особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушения, состоят в том, что к ним могут быть применены не только уголовное или адми­нистративное наказание, но и принудительные меры воспитательного воздействия.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних» обязанность по рассмот­рению материалов о помещении несовершеннолетних в Центры временной изоляции для несовершеннолетних и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа возложена на суды. Ранее эти обязанно­сти исполнялись органами внутренних дел и комиссия­ми по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 15 п. 4 Закона в специальные учеб­но-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

Для постановки вопроса органами внутренних дел о направлении несовершеннолетнего в учреждение закры­того типа необходимо совершение подростком обще­ственно-опасного деяния и заключение о том, что он нуждается в особых условиях воспитания. Факт совершения общественно-опасного деяния несовершеннолетним подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела или отказе в его возбуждении.

Вопросы подростковой преступности, безнадзорности и семейного неблагополучия – это наша общая проблема.

IV. Подведение итогов

Завершение встречи по синквейну:

1. Ключевое слово (м.б. существительное)

2. Описание (два прилагательных, характеризующих данное понятие)

3. Действия (три глагола, обозначающих действие, в рамках заданной темы)

4. Чувство (короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней)

5. Синоним ключевого слова (существительное).

Например, вулканы- раскаленные докрасна- вырывающиеся изнутри, обжигающие -природная огненная топка –ад.

V. Выводы

Делаем выводы по пятистрочию о результатах встречи.

И заканчивая наш разговор, хочется каждому пожелать быть законопослушным гражданином и Человеком со всеми нравственными, духовными и моральными составляющими и, как сказал, Антуан Де Сент-Экзюпри. «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».

До новых встреч, дорогие друзья. Спасибо всем за участие в нашем разговоре.