СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекции "Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лекции "Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов" по дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии", разработана для студентов специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекции "Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ОП.06.____ Основы микробиологии и иммунологии_________

по теме: _«Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов»

для специальности: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»

Уровень подготовки: базовый



Рассмотрена

на заседании цикловой комиссии

общепрофессиональных дисциплин

Протокол № _4_

«13» декабря 2024 г.

Председатель ЦМК_______/Г.В. Яковишин


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

__________/Н.В. Вострикова

«___» ______ 2024 г.


Составитель:

Яковишин Г.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».





г. Петропавловск-Камчатский, 2024

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………….……………….…..…3

  2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ……………….….8

  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……...10

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сообщение темы, ее обоснование……………..…12

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Контрольные вопросы для опроса…………...…...14

  6. ПРИЛОЖЕНИЕ В. Физкультминутка…………………………...……..16

  7. ПРИЛОЖЕНИЕ Г. План и тексты докладов…………………………...18

  8. ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Ситуационные задачи……………………..............34

  9. ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Рефлексия…………………………………………..37

  10. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Оценочный лист………………..…………………38

  11. ПРИЛОЖЕНИЕ З. Домашнее задание………………..………………..39


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка практического занятия по теме: «Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитана в соответствии с календарно-тематическим планом программы на одно практическое занятие (2 академических часа).

Данная тема входит в изучение ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии.

Актуальность темы:

Микозы представляют собой значимую проблему для здравоохранения во всем мире, так как грибковые инфекции нередко приводят к тяжелым осложнениям, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом. В условиях современной клинической практики медицинские сестры играют ключевую роль в распознавании ранних симптомов грибковых инфекций, организации диагностики и выполнении профилактических мероприятий.

Эпидемиологические данные свидетельствуют о росте числа случаев микозов, что обусловлено множеством факторов: увеличением применения иммунодепрессантов, распространением хронических заболеваний, ухудшением экологической обстановки и несоблюдением правил личной гигиены.

Понимание методов микробиологической диагностики позволяет своевременно выявлять возбудителей инфекций, определять их чувствительность к противогрибковым препаратам и подбирать оптимальное лечение. Знания о профилактике микозов помогают снижать риск их распространения, что особенно важно для работы в медицинских учреждениях.

Данная тема имеет большое значение для формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело», так как позволяет применять теоретические знания в практической деятельности и эффективно работать с пациентами, нуждающимися в помощи при грибковых заболеваниях.

Тип учебного занятия: практическое занятие.

Цели занятия:

1. Учебная:

Формирование у студентов знаний о микозах, их возбудителях, клинических проявлениях, методах микробиологической диагностики и мерах профилактики. Развитие навыков анализа клинических данных и применения диагностических подходов в профессиональной деятельности.

2. Развивающая:

Развитие у студентов клинического мышления, способности работать в группе, критически анализировать информацию и применять полученные знания для решения профессиональных задач.

3. Воспитательная:

Формирование ответственности за соблюдение санитарно-гигиенических норм, профессионального отношения к выполнению диагностических и профилактических мероприятий, уважения к пациентам и коллегам.

4. Методическая:

Развитие у студентов навыков использования микробиологических методов в диагностике микозов, включая интерпретацию лабораторных данных, а также закрепление умений представлять результаты работы и проводить профессиональное обсуждение.

Мотивация темы

В современном здравоохранении микозы занимают значительное место из-за их высокой распространенности и способности вызывать серьезные осложнения, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом. Знание методов диагностики и профилактики грибковых инфекций является неотъемлемой частью профессиональной компетенции медицинского работника.

На практике эти знания помогут:

- Своевременно выявлять грибковые заболевания у пациентов.

- Организовывать и проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска заражения.

- Эффективно взаимодействовать с врачами при проведении диагностических процедур.

Освоение данной темы позволит студентам глубже понять роль микробиологических исследований в клинической практике и подготовиться к профессиональной деятельности.

Обучающийся (базовой подготовки) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ЛР. 12. Быть способным искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждать собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.

ЛР. 14. Развивать творческие способности, способность креативно мыслить.

ЛР. 15. Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.

После изучения данной темы обучающийся должен:

Уметь:

1. Оценивать клинические признаки, характерные для микозов.

2. Организовывать сбор материалов для микробиологического исследования (соскобы, мазки, пробы).

3. Консультировать пациентов по вопросам профилактики грибковых инфекций.

4. Применять полученные знания для анализа и интерпретации результатов диагностики.

Знать:

1. Классификацию и морфологию патогенных грибов.

2. Основные пути и механизмы заражения микозами.

3. Клинические проявления наиболее распространенных грибковых инфекций.

4. Современные методы микробиологической диагностики микозов (культуральные, микроскопические, молекулярные).

5. Основные подходы к лечению и профилактике микозов.

6. Роль медицинской сестры в организации и проведении профилактических мероприятий.

Междисциплинарные связи:

  • ОДП. 10 Биология

  • ОДП. 09 Химия

  • ОП. 01 Анатомия и физиология человека

  • ОП. 05 «Фармакология»

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные

- наглядные

- практические

- диалогические

- объяснительно-иллюстративные

- проблемно-поисковые

Место проведения занятия: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».

Материально-техническое оснащение занятия:

  • Учебно-методическая документация:

  • календарно-тематический план

  • методическая разработка

  • компьютер, м/медиа проектор, слайды,

  • учебный фильм: «Практическая значимость ПЦР-анализа в диагностике аспергиллезов».














СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Название этапа занятия

Время

Действия преподавателя

Действия обучающегося

  1. Организационный момент

6



Организационный момент


1

Здоровается со студентами, отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся.

Здороваются с преподавателем. Занимают рабочие места, слушают, отвечают.

Сообщение темы, ее обоснование

2

Сообщает тему занятия, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Записывают тему, участвуют в обсуждении.

Целевая установка: определение целей занятия, плана его проведения

3

Вовлекает обучающихся в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает план работы на занятии.

Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме.

II. Актуализация базовых знаний


5



Опрос по морфологии и физиологии грибов, а также по методам диагностики грибковых инфекций.

5

Проводит устный опрос (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Отвечают, задают уточняющие вопросы

III. Физкультминутка

2

Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (ПРИЛОЖЕНИЕ В)


Выполняют упражнения вместе с преподавателем

IV. Основная часть: Практическая часть с элементами домашнего задания:


65



Доклады студентов по бактериальным инфекциям:

1. Гистоплазмоз

2. Рубромикоз

3. Белая пьедра

4. Хромомикоз

5. Фавус (парша)

6. Отрубевидный лишай

7. Кандидоз

8. Трихофития

9. Аспергиллез

10. Споротрихоз


45 (каждый доклад по 4,5 минуты)

Слушает доклады студентов (ПРИЛОЖЕНИЕ Г), задает вопросы, корректирует ответы.

Рассказывают доклады, слушают докладчиков и конспектируют информацию, полученную от докладчиков, отвечают на вопросы

Задание для студентов: решить ситуационные задачи (кейсы) (Обсуждение)

7

Дает инструкцию, делит студентов на три группы, раздает им задачи (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), слушает ответы, комментирует.

Обсуждают задачи в группах, отвечают, оценивают ответы одногруппников.

Просмотр фильма «Практическая значимость ПЦР-анализа в диагностике аспергиллезов»

13

Включает фильм, комментирует видео, отвечает на вопросы студентов

Слушают смотрят фильм, задают вопросы.

V. Подведение итогов занятия

10



Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы.

Рефлексия.

8

Задает вопросы для проведения рефлексии (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

Дает аргументированную оценку работы каждого обучающегося, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

Осуществляют самооценку:

соотносят результаты своей деятельности с целью занятия.

Домашнее задание

2

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (ПРИЛОЖЕНИЕ З)

Слушают, записывают в задание, задают вопросы.

Итого

90







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

  1. Беляев С.А. Микробиология: Учебное пособие / С.А. Беляев. – СПб.: Лань П, 2016. – 496 c.

  2. Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник / М.Н. Бойченко, Е.В. Буданова, А.С. Быков. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.

  3. Воробьев А. А. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник / В.В. Зверев, Е.В. Буданова, А.А. Воробьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 288 c.

  4. Долгих, В. Т. Иммунология : Учебное пособие / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва: Юрайт, 2020. – 248 с.

  5. Камышева К. С. Основы микробиологии и иммунологии : Учебное пособие. / К.С. Камышева. – 5-е изд. – Рн/Д: Феникс, 2021. – 382 с.

  6. Хаитов Р. М. Иммунология : Учебник / Р.М. Хаитов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 – 496 с.


Дополнительные источники:

  1. Воробьёв, А.А., Быков, А.С. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2013.

  2. Галактионов В. Г. Иммунология: Учебное пособие. / В.Г. Галактионов. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. – 528 с.

  3. Мальцев В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций : Учебное пособие. / В.Н. Мальцев, Е.П. Пашков, Л.И. Хаустова. – М.: Медицина, 2015. – 569 с.

  4. Левинсон У. Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон. – М.: Бином, 2015. – 1181 c.


Интернет-ресурсы:

  1. BMC Microbiology. Режим доступа: https://bmcmicrobiol.biomedcentral.com/ (Дата обращения 24.11.2024).

  2. МедУнивер – медицинский информационный портал для интересующихся. Микробиология Режим доступа: https://meduniver.com/Medical/Microbiology/6.html (Дата обращения 24.11.2024).

























ПРИЛОЖЕНИЕ А

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЕЁ ОБОСНОВАНИЕ


Слова для преподавателя:

Уважаемые студенты, тема сегодняшнего практического занятия – «Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов».

Микозы – это грибковые заболевания, которые могут поражать кожу, ногти, слизистые оболочки и внутренние органы. В последние годы отмечается рост числа грибковых инфекций, особенно у людей с ослабленным иммунитетом, таких как пациенты после операций, длительной антибиотикотерапии или химиотерапии. Эти инфекции часто сложно диагностировать и лечить, что делает микробиологическую диагностику и профилактику крайне актуальными.

Давайте обсудим:

1. Почему, на ваш взгляд, грибковые заболевания становятся все более распространенными?

2. Какие факторы способствуют их развитию и распространению?

3. Как вы считаете, чем отличается диагностика микозов от диагностики бактериальных инфекций?

Эти вопросы помогут нам понять значимость изучаемой темы и определить ключевые направления работы на сегодняшнем занятии.

(После вопросов преподаватель выслушивает ответы студентов, формирует общее представление о значении темы, подчеркивает актуальность и необходимость изучения методов диагностики и профилактики микозов.)


Примерные ответы студентов:

Предположительные ответы студентов:

1. Почему грибковые заболевания становятся более распространенными?

- Из-за увеличения числа людей с ослабленным иммунитетом (ВИЧ, онкология, трансплантация органов).

- Рост использования антибиотиков, которые нарушают баланс микрофлоры.

- Теплый и влажный климат способствует размножению грибков.

- Увеличение числа хронических заболеваний, таких как сахарный диабет.

2. Какие факторы способствуют развитию и распространению микозов?

- Несоблюдение личной гигиены.

- Использование общественных мест, таких как бассейны, сауны, спортзалы.

- Тесная обувь и синтетическая одежда, создающие благоприятные условия для грибков.

- Контакт с зараженными животными или почвой.

- Плохие санитарные условия и пренебрежение профилактическими мерами.

3. Чем отличается диагностика микозов от диагностики бактериальных инфекций?

- Для диагностики микозов применяются специфические методы, такие как микроскопия грибов, культуральное исследование и использование особых питательных сред.

- Бактериальные инфекции можно чаще диагностировать быстрее благодаря стандартным лабораторным тестам.

- Диагностика микозов может занимать больше времени, так как грибки медленно растут в культурах.

- Грибки требуют иных подходов к окрашиванию (например, использование раствора КОН для разрушения тканей и выделения грибков).


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА

Контрольные вопросы:

1. Какие основные морфологические формы грибов вы знаете?

(Ответ: Дрожжи, плесневые грибы и диморфные грибы).


2. Чем отличаются дрожжевые и плесневые грибы?

(Ответ:

- Дрожжи – одноклеточные организмы, размножаются почкованием.

- Плесневые грибы – многоклеточные организмы, формируют мицелий из нитей (гиф)).


3. Что такое диморфизм грибов?

(Ответ: Способность грибов существовать в двух формах: в виде дрожжей при температуре тела (37°C) и в виде плесени при температуре окружающей среды (25°C)).


4. Какие питательные среды используются для культивирования грибов?

(Ответ:

- Сабуро (сабуродовский агар).

- Чапека-Докса.

- Среды с антибиотиками для подавления роста бактерий).


5. Какие методы микроскопии используются для выявления грибов?

(Ответ:

- Световая микроскопия с использованием раствора КОН для растворения тканей.

- Флуоресцентная микроскопия с красителями, такими как калькофлуор-белый).


6. Какие особенности строения клеточной стенки грибов?

(Ответ: Клеточная стенка грибов содержит хитин, глюканы и маннопротеины).


7. Какие методы диагностики применяются при микозах?

(Ответ:

- Микроскопия.

- Посев материала на питательные среды.

- Серологические тесты для выявления антител или антигенов.

- Молекулярные методы, такие как ПЦР).


8. Назовите основной клинический материал для исследования при грибковых инфекциях.

(Ответ: Кожа, ногти, волосы, мокрота, мазки из слизистых оболочек, кровь).
















ПРИЛОЖЕНИЕ В

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слова преподавателя:

Давайте проведем короткую физкультминутку, чтобы немного отдохнуть. Эти простые упражнения помогут вам снять напряжение и повысить эффективность обучения.

Упражнения:

1. Глубокие вдохи и выдохи сидя (30 секунд):

- Сядьте удобно на своем месте в аудитории.

- Сделайте глубокий вдох через нос, наполняя легкие воздухом.

- Задержите дыхание на несколько секунд.

- Медленно выдохните воздух через рот, ощущая, как напряжение покидает ваше тело.

- Повторите этот цикл вдоха и выдоха несколько раз, сосредотачиваясь только на своем дыхании.

2. Упражнение для глаз сидя (20 секунд):

- Сядьте прямо на стуле.

- Сосредоточьтесь на удаленном объекте или предмете в комнате (например, на учебном постере или окне).

- Медленно моргайте несколько раз, фокусируясь на этом предмете.

- Затем медленно переключайте взгляд на ближайший предмет или вашу руку.

- Повторите это перемещение взгляда несколько раз, делая плавные движения глазами от удаленного к ближнему объекту.

3. Растяжка шеи сидя (30 секунд):

- Сидя прямо на стуле, медленно поверните голову вправо, стараясь дотянуть ухо к плечу.

- Почувствуйте растяжение на левой стороне шеи и удерживайте позу на несколько секунд.

- Вернитесь в центр и повторите упражнение, наклонив голову влево.

- Повторите упражнение несколько раз на каждую сторону, ощущая, как напряжение уходит из шеи и плеч.

4. Упражнение для рук стоя (20 секунд):

- Встаньте ровно, опустив плечи и расслабив позу.

- Поднимите руки вверх и сделайте несколько круговых движений в плечевых суставах.

- Затем согните руки в локтях и сделайте несколько круговых движений в запястьях.

- Повторите упражнение несколько раз, поощряя циркуляцию крови и расслабляя мышцы рук.

5. Упражнение "Стойка" стоя (20 секунд):

- Встаньте ровно, опустив плечи и расслабив позу.

- Напрягите мышцы живота, чтобы поддержать прямую спину.

- Удерживайте эту позу в течение 20 секунд, глубоко дыша.

















ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПЛАН И ТЕКСТЫ ДОКЛАДОВ

Описание возбудителей грибковых инфекций студенты должны подготовить по следующему плану:

План доклада:

1. Определение возбудителя:

Название возбудителя и его классификация.

Структура гриба.

2. Эпидемиология:

Источник инфекции. Механизмы и пути передачи инфекции.

Группы риска и особенности эпидемиологии.

3. Патогенез:

Механизмы инфицирования организма.

Пораженные органы и ткани.

4. Клиническая картина:

Длительность инкубационного периода.

Основные симптомы и клинические проявления.

4. Методы диагностики:

Лабораторные методы диагностики грибковой инфекции.

Важность ранней диагностики.

5. Профилактика и лечение:

Меры профилактики: гигиенические мероприятия и другие.

Современные методы лечения микозов.


Примерные тексты докладов студентов по бактериальным инфекциям:

  1. Гистоплазмоз

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: Histoplasma capsulatum.

  • Классификация: относится к семейству Ajellomycetaceae, классу Eurotiomycetes, отделу Ascomycota.

  • Структура гриба: H. capsulatum является диморфным грибом, проявляет дрожжевую форму при температуре тела (37°C) и мицелиальную форму в окружающей среде (25°C). В инфекционной стадии он находится в дрожжевой форме, имеет овальные клетки с толстой клеточной стенкой, содержащей хитин и глюканы.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: гриб обитает в почве, богатой органическими веществами, особенно в местах с птичьим и летучим мышиным пометом (например, пещеры, старые здания, курятники).

  • Механизмы и пути передачи: ингаляция спор грибов, которые попадают в воздух при нарушении почвенного покрова (строительные работы и т.д.).

  • Группы риска:

  • Люди, работающие с почвой и органическими удобрениями.

  • Посетители пещер.

  • Люди с иммунодефицитами (например, с ВИЧ/СПИД).

  • Особенности эпидемиологии: эндемичные регионы включают долины рек Огайо и Миссисипи в США, но случаи регистрируются и в других регионах мира.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: споры H. capsulatum проникают в легкие, где превращаются в дрожжевую форму и фагоцитируются макрофагами. Гриб выживает и размножается внутри макрофагов, распространяясь через лимфатическую и кровеносную систему.

  • Пораженные органы и ткани: первичная инфекция возникает в легких. В тяжелых случаях поражаются печень, селезенка, костный мозг, лимфатические узлы и кожа.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: от 3 до 17 дней.

  • Основные симптомы и клинические проявления:

  • При легкой форме: кашель, субфебрильная температура, усталость.

  • При хронической форме: напоминает туберкулез с длительным кашлем, потерей веса и ночной потливостью.

  • Диссеминированная форма (чаще у иммунокомпрометированных пациентов): лихорадка, анемия, гепатоспленомегалия, кожные высыпания.

5. Методы диагностики:

Лабораторные методы диагностики:

  • Микроскопия клинического материала (мокрота, кровь, тканевые биоптаты).

  • Культуральный метод: выращивание грибов на среде Сабуро.

  • Серологические тесты: определение антигенов и антител к H. capsulatum*.

  • Молекулярные методы: ПЦР.

- Важность ранней диагностики: позволяет предотвратить осложнения, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом.

6. Профилактика и лечение:

- Меры профилактики:

  • Избегать контакта с пылью и почвой в эндемичных регионах.

  • Использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) при работе с потенциально зараженной почвой.

- Современные методы лечения:

  • Легкая форма: обычно не требует специфического лечения.

  • Тяжелая и диссеминированная формы: назначаются противогрибковые препараты, такие как итраконазол, амфотерицин B (при тяжелом течении).


2. Рубромикоз

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: Trichophyton rubrum.

  • Классификация: относится к классу Eurotiomycetes, семейству Arthrodermataceae.

  • Структура гриба: дерматофит, образующий нитчатые гифы, цепочки спор и микроконидии в форме слезы.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: больной человек, предметы обихода (обувь, полотенца), общественные места с повышенной влажностью (бани, бассейны).

  • Механизмы и пути передачи: контактный путь передачи через пораженные участки кожи или предметы.

  • Группы риска:

    • Люди с повышенной потливостью.

    • Пациенты с иммунодефицитами.

    • Работники бассейнов, спортзалов.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: гриб колонизирует роговой слой эпидермиса, разрушая кератин ферментами, что вызывает воспаление и шелушение кожи.

  • Пораженные органы и ткани: чаще всего стопы, ногтевые пластины, гладкая кожа.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: 1–2 недели.

  • Основные симптомы и клинические проявления:

    • Поражение стоп: гиперкератоз, зуд, трещины, шелушение.

    • Онихомикоз: утолщение, изменение цвета и разрушение ногтей.

    • На гладкой коже: эритематозные очаги с шелушением и четкими границами.

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия чешуек кожи или фрагментов ногтей.

  • Культуральный метод: выделение T. Rubrum на питательной среде.

  • Дерматоскопия для визуализации пораженных тканей.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Личная гигиена, использование индивидуальной обуви.

    • Дезинфекция поверхностей в общественных местах.

  • Лечение:

    • Местные противогрибковые средства: тербинафин, клотримазол.

    • При тяжелом течении: системная терапия (итраконазол).


3. Белая пьедра

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: Trichosporon spp., чаще всего Trichosporon ovoides.

  • Классификация: относится к семейству Trichosporonaceae, классу Tremellomycetes.

  • Структура гриба: дрожжеподобный гриб с септированными гифами, бластоспорами и артроконидиями.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: почва, растения, сточные воды, реже — зараженные волосы.

  • Механизмы и пути передачи: контакт с зараженными поверхностями или волосами.

  • Группы риска:

    • Люди с ослабленным иммунитетом.

    • Пациенты с иммунодефицитом.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: гриб локализуется на волосах, образуя светлые узелки вокруг стержня волоса.

  • Пораженные органы и ткани: преимущественно волосы бороды, усов, подмышек, паха.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: от нескольких дней до недель.

  • Основные симптомы:

    • Белые или светло-кремовые узелки на волосах.

    • Хрупкость волос.

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия волос с узелками.

  • Культуральный метод.

  • Дифференциация с другими трихомикозами.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Поддержание личной гигиены.

    • Регулярное мытье головы и тела.

  • Лечение:

    • Стрижка пораженных волос.

    • Местное применение противогрибковых средств (кетоконазол).


4. Хромомикоз

1. Определение возбудителя:

  • Возбудители: Fonsecaea spp., Phialophora spp., Cladophialophora spp.

  • Классификация: относят к семейству Herpotrichiellaceae, классу Eurotiomycetes.

  • Структура гриба: диморфный, образует септированные гифы и специфические коричневые клетки, так называемые "монетные".

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: почва, гниющие растения.

  • Механизмы передачи: контактный путь через поврежденную кожу.

  • Группы риска:

    • Работники сельского хозяйства.

    • Люди, проживающие в тропических регионах.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: внедрение спор через раны, формирование гранулем и фиброзных узлов.

  • Пораженные органы: кожа и подкожные ткани, редко — лимфатические узлы.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: до нескольких месяцев.

  • Симптомы:

    • Узлы или бляшки на коже.

    • Гиперпигментация, утолщение кожи.

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия: выявление коричневых клеток.

  • Гистология: выявление гранулематозного воспаления.

  • Культуральный метод.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Защита кожи при работе с почвой.

    • Обработка ран.

  • Лечение:

    • Системные противогрибковые препараты: итраконазол.

    • Хирургическое удаление пораженных тканей.


5. Фавус (парша)

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: Trichophyton schoenleinii.

  • Классификация: относится к семейству Arthrodermataceae, классу Eurotiomycetes.

  • Структура гриба: нитчатые гифы с цепочками артроконидий.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: больной человек, реже – зараженные предметы.

  • Механизмы передачи: контактный путь.

  • Группы риска:

    • Дети.

    • Люди с низким уровнем гигиены.

3. Патогенез:

  • Механизм инфицирования: гриб разрушает волосы и эпидермис, образуя корки.

  • Пораженные органы: кожа головы, ногти, реже гладкая кожа.

4. Клиническая картина:

  • Инкубационный период: 2–3 недели.

  • Симптомы:

    • Желтоватые корки («скутулы») на коже головы.

    • Выпадение волос.

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия корок и волос.

  • Культуральный метод.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Личная гигиена.

    • Выявление и лечение зараженных.

  • Лечение:

    • Системные антимикотики (гризеофульвин).

    • Местное лечение (мазь с тербинафином).


6. Отрубевидный лишай

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: Malassezia furfur (дрожжеподобный гриб).

  • Классификация: относится к классу Malasseziomycetes, семейству Malasseziaceae.

  • Структура гриба: липофильный дрожжеподобный микроорганизм, образует бластоспоры и короткие псевдомицелии.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: кожа человека (гриб является условно-патогенным и постоянно присутствует на коже).

  • Механизмы передачи: не заразен, заболевание связано с активизацией собственного микробиома.

  • Группы риска:

  • Люди с повышенной потливостью.

  • Пациенты с иммунодефицитом.

  • Жители жарких и влажных климатических зон.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: нарушение баланса микрофлоры кожи, активация Malassezia furfur с последующим разрушением липидов кожи.

  • Пораженные органы и ткани: эпидермис, особенно в области спины, груди, шеи и плеч.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: несколько недель (зависит от условий активации).

  • Основные симптомы:

  • Появление пятен на коже: от розоватых до светло-коричневых.

  • Лёгкое шелушение поражённых участков.

  • Пятна не загорают на солнце, что делает их более заметными.

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия чешуек кожи с раствором КОН: выявление «спагетти и фрикаделек» (гиф и спор).

  • Лампа Вуда: зеленовато-жёлтое свечение поражённых участков.

  • -Культуральный метод применяется редко.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

  • Соблюдение личной гигиены.

  • Использование средств, снижающих потливость (при необходимости).

  • Избегание чрезмерного увлажнения кожи.

  • Лечение:

  • Местное применение противогрибковых шампуней и мазей: кетоконазол, клотримазол.

  • В тяжёлых случаях: системные препараты (итраконазол).

  • Регулярная дезинфекция одежды и постельного белья.


7. Кандидоз

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: грибы рода Candida, чаще всего Candida albicans.

  • Классификация: относится к дрожжеподобным грибам из семейства Saccharomycetaceae.

  • Структура гриба: овальные или эллиптические клетки, размножающиеся почкованием; могут образовывать псевдомицелий.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: микрофлора человека (грибы рода Candida являются условно-патогенными).

  • Механизмы передачи:

    • Контактный путь (например, при передаче от матери к ребёнку во время родов).

    • Половой путь.

    • Автоинфекция при нарушении иммунного статуса.

  • Группы риска:

    • Лица с иммунодефицитом.

    • Пациенты, принимающие антибиотики или гормональные препараты.

    • Беременные женщины и новорождённые.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: нарушение баланса микробиоты и снижение иммунного ответа.

  • Пораженные органы и ткани: слизистые оболочки (ротовая полость, влагалище), кожа, ногти, внутренние органы (при висцеральном кандидозе).

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: от нескольких дней до нескольких недель.

  • Основные симптомы:

    • Белые творожистые налёты на слизистых оболочках.

    • Зуд и жжение.

    • Покраснение и отёк поражённых участков.

    • В тяжёлых случаях – системные проявления (лихорадка, сепсис).

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия мазков: выявление клеток Candida и псевдомицелия.

  • Посев на питательные среды (сабуро): выделение и идентификация возбудителя.

  • Серологические методы: определение антител к Candida.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Соблюдение правил личной гигиены.

    • Контроль за приёмом антибиотиков.

    • Поддержание иммунитета.

  • Лечение:

    • Местное применение противогрибковых средств: клотримазол, нистатин.

    • Системная терапия: флуконазол, итраконазол.

    • В тяжёлых случаях – госпитализация и интенсивная терапия


8. Трихофития

    1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: грибы рода Trichophyton (например, Trichophyton rubrum, Trichophyton tonsurans).

  • Классификация: дерматофиты, поражающие кожу, волосы и ногти.

  • Структура гриба: образует мицелий, споры (микроконидии и макроконидии).

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: больной человек, животные (кошки, собаки, грызуны).

  • Механизмы передачи:

    1. Контактный путь (через поражённую кожу и волосы).

    2. Контактно-бытовой путь (через одежду, расчески).

  • Группы риска: дети, лица с ослабленным иммунитетом, люди, часто контактирующие с животными.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: проникновение гриба через микроповреждения кожи, прикрепление к роговому слою эпидермиса.

  • Пораженные органы и ткани: кожа (гладкая и волосистая), ногти.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода:7–14 дней.

  • Основные симптомы:

    • Округлые участки шелушения и покраснения на коже.

    • Ломкость и выпадение волос.

    • Изменение структуры ногтей (утолщение, разрушение).

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия чешуек кожи, волос.

  • Посев материала на питательные среды.

  • Дерматоскопия.

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Изоляция больных.

    • Дезинфекция предметов личной гигиены.

    • Ограничение контакта с больными животными.

  • Лечение:

    • Местные противогрибковые препараты (тербинафин, клотримазол).

    • Системная терапия (гризеофульвин, итраконазол).


        1. Аспергиллез

1. Определение возбудителя:

  • Возбудитель: грибы рода Aspergillus (чаще всего Aspergillus fumigatus, Aspergillus flavus).

  • Классификация: плесневые грибы из семейства Trichocomaceae.

  • Структура гриба: образует мицелий, конидиеносцы и споры.

2. Эпидемиология:

  • Источник инфекции: почва, воздух, гниющие растительные остатки.

  • Механизмы передачи: вдыхание спор гриба.

  • Группы риска: пациенты с иммунодефицитом, лица с хроническими лёгочными заболеваниями.

3. Патогенез:

  • Механизмы инфицирования: проникновение спор в дыхательные пути, прорастание мицелия.

  • Пораженные органы и ткани: лёгкие, пазухи носа, реже – кожа, центральная нервная система.

4. Клиническая картина:

  • Длительность инкубационного периода: от нескольких дней до недель.

  • Основные симптомы:

    • Лихорадка, кашель с мокротой.

    • Одышка, боль в грудной клетке.

    • Аллергические проявления (при аллергическом бронхолёгочном аспергиллёзе).

5. Методы диагностики:

  • Микроскопия мокроты, биоптатов.

  • Культуральный метод (посев материала).

  • Серология (определение антител или антигенов).

6. Профилактика и лечение:

  • Профилактика:

    • Уменьшение контакта с потенциальными источниками спор (например, уборка пыли, избегание гниющих материалов).

    • Использование средств индивидуальной защиты (маски).

  • Лечение:

    • Противогрибковые препараты (вориконазол, амфотерицин B).

    • Хирургическое удаление поражённых тканей в тяжёлых случаях.


10. Споротрихоз

1. Определение возбудителя:

Споротрихоз — хронический грибковый инфекционный процесс, вызываемый грибами рода Sporothrix, главным образом Sporothrix schenckii.

• Классификация: Диморфный гриб, относящийся к классу Euascomycetes, порядок Ophiostomatales.

• Структура гриба: В природе (при температуре ниже 37°C) существует в мицелиальной форме, а в организме человека или животных (при температуре тела) принимает дрожжевую форму.

2. Эпидемиология:

• Источник инфекции: Грибы обитают в почве, растительных остатках, на деревьях, а также на колючках растений.

• Механизмы и пути передачи: Заражение происходит через повреждения кожи при контакте с контаминированной почвой, растениями или органическими материалами.

• Группы риска: Работники сельского хозяйства, садоводы, лесозаготовители, цветоводы.

3. Патогенез:

• Механизм инфицирования: Гриб проникает через повреждения кожи, где формируется первичный очаг. В дальнейшем инфекция может распространяться лимфатическим путем.

• Пораженные органы и ткани: Кожа, подкожная клетчатка, лимфатические сосуды. В редких случаях возможно поражение внутренних органов (системный споротрихоз).

4. Клиническая картина:

• Инкубационный период: обычно от 1 до 3 недель.

• Основные симптомы:

      • Узелки и язвы на коже, часто расположенные вдоль лимфатических сосудов.

      • Покраснение, болезненность в области поражения.

      • При системной форме — лихорадка, поражение суставов, легких, костей.


5. Методы диагностики:

• Лабораторные методы:

• Микроскопия патологического материала.

• Культуральный метод: выделение гриба на специальных питательных средах.

• Молекулярные методы (ПЦР).

• Важность ранней диагностики: Позволяет предотвратить хронизацию процесса и системные осложнения.

6. Профилактика и лечение:

• Меры профилактики:

• Использование защитных перчаток и одежды при работе с почвой или растениями.

• Обработка любых повреждений кожи антисептиками.

• Современные методы лечения:

• Антимикотические препараты: Итраконазол — препарат выбора.

• При тяжелых формах — Амфотерицин B.

• Симптоматическая терапия (обезболивающие, противовоспалительные средства).














ПРИЛОЖЕНИЕ Д

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


Инструкция:

1. Разделить студентов на 4 группы по 3-4 человека.

2. Раздать каждой группе один из следующих кейсов.

3. Дать студентам 3 минуты на обсуждение и решение задачи.

4. По истечении времени каждая группа должна кратко представить своё решение (1 минута на группу).

Кейсы:

Кейс 1. В клинику обратился пациент с жалобами на постоянный зуд между пальцами ног, покраснение и шелушение кожи. При осмотре обнаружены трещины в межпальцевых промежутках.

Задачи:

1. Определить возможное заболевание.

2. Назвать предполагаемый возбудитель.

3. Какие методы диагностики вы предложите?

4. Сформулировать рекомендации по профилактике.

Примерный ответ:

- Возможное заболевание: дерматофития стоп (трихофития или эпидермофития).

- Возбудитель: дерматофиты рода Trichophyton или Epidermophyton.

- Методы диагностики: микроскопия соскоба кожи, посев на питательные среды.

- Профилактика: соблюдение личной гигиены, регулярное мытье и сушка ног, использование индивидуальной обуви в общественных местах.


Кейс 2. Молодая женщина обратилась с жалобами на белые выделения из влагалища, сопровождающиеся зудом и жжением. Состояние ухудшилось после курса антибиотиков.

Задачи:

1. Предположить заболевание и возбудителя.

2. Назвать метод диагностики.

3. Какие меры профилактики вы бы рекомендовали?

Примерный ответ:

- Возможное заболевание: кандидоз (молочница).

- Возбудитель: дрожжеподобные грибы рода Candida, чаще Candida albicans.

- Методы диагностики: микроскопия мазка, посев на питательную среду.

- Профилактика: рациональное применение антибиотиков, использование пробиотиков, соблюдение личной гигиены).


Кейс 3. В больницу поступил мужчина с жалобами на хронический кашель, одышку и общую слабость. Рентгенологическое исследование показало затемнение в лёгких. В анамнезе – работа на птицеферме.

Задачи:

1. Предположить возможное заболевание.

2. Назвать возбудителя и механизм инфицирования.

3. Какие лабораторные методы помогут установить диагноз?

Примерный ответ:

- Возможное заболевание: гистоплазмоз.

- Возбудитель: гриб Histoplasma capsulatum. Механизм: ингаляция спор гриба из загрязнённой почвы или помёта птиц.

- Методы диагностики: микроскопия, посев мокроты, серологические тесты (определение антител).


Кейс 4. Мужчина 50 лет обратился с жалобами на появление округлых светлых пятен на коже спины и плеч, которые не загорают на солнце. При расчесывании пораженных участков наблюдается небольшое шелушение.

Задачи:

1. Определить возможное заболевание.

2. Назвать предполагаемого возбудителя.

3. Какие методы диагностики и лечения следует применить?

4. Какие меры профилактики можно предложить?

Примерный ответ:

- Возможное заболевание: разноцветный лишай (отрубевидный лишай).

- Возбудитель: гриб рода Malassezia (Malassezia furfur).

- Методы диагностики:

- Микроскопия чешуек кожи (обнаружение грибковых клеток и псевдомицелия).

- Проба Бальцера (йодная проба).

- Осмотр под лампой Вуда (желтовато-зелёное свечение).

- Лечение:

- Применение противогрибковых препаратов местного действия (например, кетоконазол или тербинафин в виде мазей или шампуней).

- При тяжёлых формах – системные антимикотики.

- Профилактика:

- Личная гигиена, регулярное использование антисептических средств для кожи.

- Уменьшение воздействия факторов, способствующих повышенной потливости.

- Использование личных полотенец и одежды).








ПРИЛОЖЕНИЕ Е

РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов занятия и рефлексия играют важную роль в обучении, позволяя студентам оценить свой прогресс и понимание материала, а также помогая преподавателю адаптировать свой подход к обучению.

Вопросы для проведения рефлексии:

    1. Что нового вы узнали сегодня о микозах и их диагностике?

    2. Какие методы диагностики показались вам наиболее интересными или сложными для понимания?

    3. Как вы считаете, где полученные знания могут пригодиться в вашей будущей практике?

    4. Какие трудности возникли при выполнении кейсов? Как вы их преодолели?

    5. Как вы оцениваете свой личный прогресс в освоении материала по сравнению с началом занятия?

    6. Как вы оцениваете свой личный прогресс в освоении материала по сравнению с началом занятия?

    7. Есть ли какие-то аспекты данной темы, которые вы хотели бы изучить более детально?












ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ:


  1. Обучающийся: [Имя студента]


  1. Оценка: [Оценка от 1 до 5]

Критерии оценки:

1. Понимание материала: на сколько хорошо студент проявил понимание основных концепций и методов, рассмотренных на занятии?

2. Участие в обсуждении: насколько активно и продуктивно студент участвовал в обсуждении материала, задавал вопросы и делился своим мнением?

3. Применение знаний: в какой степени студент смог применить усвоенные знания для подготовки доклада или анализа ситуаций?

4. Аргументация и критическое мышление: на сколько аргументировано и критически студент высказывал свои мысли и мнения, основываясь на изученном материале?

5. Самостоятельность и инициатива: в какой мере были проявлены студентом самостоятельность и инициатива в процессе выполнения заданий, взаимодействия с одногруппниками и преподавателем?


  1. Общая оценка и комментарии:

[Здесь преподаватель может указать общую оценку и дать комментарии по результатам занятия, а также предложить рекомендации для дальнейшего обучения студента.]


Этот оценочный лист можно индивидуализировать под конкретные цели и особенности занятия, включив дополнительные критерии оценки или комментарии по желанию преподавателя.


ПРИЛОЖЕНИЕ З

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Следующая тема практического занятия «Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций. Профилактика вирусных инфекций.».

Задание 1. Теоретическая подготовка

Подготовить краткий конспект по следующим вопросам:

    • Основные группы вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека.

    • Принципы лабораторной диагностики вирусных инфекций (основные методы).

    • Современные подходы к профилактике вирусных заболеваний (вакцинация, антивирусные меры).

Задание 2. Подготовка сообщения

Подготовка презентации или доклада о микозах. Создайте небольшую презентацию или напишите доклад, в котором представите основные аспекты вирусных инфекций, включая их причины, симптомы, диагностику, лечение и профилактику.

Задание 3. Творческая работа

Составьте информационный буклет для пациентов с разъяснением:

  • Как правильно проводить профилактику вирусных инфекций.

  • Почему важно вовремя обращаться за медицинской помощью при подозрении на вирусное заболевание.

Задание 4. Практическое задание

Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

  1. Каково значение лабораторной диагностики в борьбе с эпидемиями вирусных заболеваний?

  2. Какие методы профилактики, по вашему мнению, наиболее эффективны и почему?

Форма отчета: конспект и творческая работа должны быть представлены в письменной форме. Сообщение будет заслушано на занятии.