ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ОП.06.____ Основы микробиологии и иммунологии_________
по теме: _«Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов»
для специальности: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»
Уровень подготовки: базовый
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин Протокол № _4_ «13» декабря 2024 г. Председатель ЦМК_______/Г.В. Яковишин | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР __________/Н.В. Вострикова «___» ______ 2024 г. |
Составитель:
Яковишин Г.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
г. Петропавловск-Камчатский, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………….……………….…..…3
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ……………….….8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……...10
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сообщение темы, ее обоснование……………..…12
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Контрольные вопросы для опроса…………...…...14
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Физкультминутка…………………………...……..16
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. План и тексты докладов…………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Ситуационные задачи……………………..............34
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Рефлексия…………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Оценочный лист………………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Домашнее задание………………..………………..39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка практического занятия по теме: «Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитана в соответствии с календарно-тематическим планом программы на одно практическое занятие (2 академических часа).
Данная тема входит в изучение ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии.
Актуальность темы:
Микозы представляют собой значимую проблему для здравоохранения во всем мире, так как грибковые инфекции нередко приводят к тяжелым осложнениям, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом. В условиях современной клинической практики медицинские сестры играют ключевую роль в распознавании ранних симптомов грибковых инфекций, организации диагностики и выполнении профилактических мероприятий.
Эпидемиологические данные свидетельствуют о росте числа случаев микозов, что обусловлено множеством факторов: увеличением применения иммунодепрессантов, распространением хронических заболеваний, ухудшением экологической обстановки и несоблюдением правил личной гигиены.
Понимание методов микробиологической диагностики позволяет своевременно выявлять возбудителей инфекций, определять их чувствительность к противогрибковым препаратам и подбирать оптимальное лечение. Знания о профилактике микозов помогают снижать риск их распространения, что особенно важно для работы в медицинских учреждениях.
Данная тема имеет большое значение для формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело», так как позволяет применять теоретические знания в практической деятельности и эффективно работать с пациентами, нуждающимися в помощи при грибковых заболеваниях.
Тип учебного занятия: практическое занятие.
Цели занятия:
1. Учебная:
Формирование у студентов знаний о микозах, их возбудителях, клинических проявлениях, методах микробиологической диагностики и мерах профилактики. Развитие навыков анализа клинических данных и применения диагностических подходов в профессиональной деятельности.
2. Развивающая:
Развитие у студентов клинического мышления, способности работать в группе, критически анализировать информацию и применять полученные знания для решения профессиональных задач.
3. Воспитательная:
Формирование ответственности за соблюдение санитарно-гигиенических норм, профессионального отношения к выполнению диагностических и профилактических мероприятий, уважения к пациентам и коллегам.
4. Методическая:
Развитие у студентов навыков использования микробиологических методов в диагностике микозов, включая интерпретацию лабораторных данных, а также закрепление умений представлять результаты работы и проводить профессиональное обсуждение.
Мотивация темы
В современном здравоохранении микозы занимают значительное место из-за их высокой распространенности и способности вызывать серьезные осложнения, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом. Знание методов диагностики и профилактики грибковых инфекций является неотъемлемой частью профессиональной компетенции медицинского работника.
На практике эти знания помогут:
- Своевременно выявлять грибковые заболевания у пациентов.
- Организовывать и проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска заражения.
- Эффективно взаимодействовать с врачами при проведении диагностических процедур.
Освоение данной темы позволит студентам глубже понять роль микробиологических исследований в клинической практике и подготовиться к профессиональной деятельности.
Обучающийся (базовой подготовки) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ЛР. 12. Быть способным искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждать собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.
ЛР. 14. Развивать творческие способности, способность креативно мыслить.
ЛР. 15. Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.
После изучения данной темы обучающийся должен:
Уметь:
1. Оценивать клинические признаки, характерные для микозов.
2. Организовывать сбор материалов для микробиологического исследования (соскобы, мазки, пробы).
3. Консультировать пациентов по вопросам профилактики грибковых инфекций.
4. Применять полученные знания для анализа и интерпретации результатов диагностики.
Знать:
1. Классификацию и морфологию патогенных грибов.
2. Основные пути и механизмы заражения микозами.
3. Клинические проявления наиболее распространенных грибковых инфекций.
4. Современные методы микробиологической диагностики микозов (культуральные, микроскопические, молекулярные).
5. Основные подходы к лечению и профилактике микозов.
6. Роль медицинской сестры в организации и проведении профилактических мероприятий.
Междисциплинарные связи:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные
- наглядные
- практические
- диалогические
- объяснительно-иллюстративные
- проблемно-поисковые
Место проведения занятия: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
Учебно-методическая документация:
календарно-тематический план
методическая разработка
компьютер, м/медиа проектор, слайды,
учебный фильм: «Практическая значимость ПЦР-анализа в диагностике аспергиллезов».
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Название этапа занятия | Время | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
Организационный момент | 6 | | |
Организационный момент | 1 | Здоровается со студентами, отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся. | Здороваются с преподавателем. Занимают рабочие места, слушают, отвечают. |
Сообщение темы, ее обоснование | 2 | Сообщает тему занятия, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) | Записывают тему, участвуют в обсуждении. |
Целевая установка: определение целей занятия, плана его проведения | 3 | Вовлекает обучающихся в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает план работы на занятии. | Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме. |
II. Актуализация базовых знаний | 5 | | |
Опрос по морфологии и физиологии грибов, а также по методам диагностики грибковых инфекций. | 5 | Проводит устный опрос (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) | Отвечают, задают уточняющие вопросы |
III. Физкультминутка | 2 | Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (ПРИЛОЖЕНИЕ В) | Выполняют упражнения вместе с преподавателем |
IV. Основная часть: Практическая часть с элементами домашнего задания: | 65 | | |
Доклады студентов по бактериальным инфекциям: 1. Гистоплазмоз 2. Рубромикоз 3. Белая пьедра 4. Хромомикоз 5. Фавус (парша) 6. Отрубевидный лишай 7. Кандидоз 8. Трихофития 9. Аспергиллез 10. Споротрихоз | 45 (каждый доклад по 4,5 минуты) | Слушает доклады студентов (ПРИЛОЖЕНИЕ Г), задает вопросы, корректирует ответы. | Рассказывают доклады, слушают докладчиков и конспектируют информацию, полученную от докладчиков, отвечают на вопросы |
Задание для студентов: решить ситуационные задачи (кейсы) (Обсуждение) | 7 | Дает инструкцию, делит студентов на три группы, раздает им задачи (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), слушает ответы, комментирует. | Обсуждают задачи в группах, отвечают, оценивают ответы одногруппников. |
Просмотр фильма «Практическая значимость ПЦР-анализа в диагностике аспергиллезов» | 13 | Включает фильм, комментирует видео, отвечает на вопросы студентов | Слушают смотрят фильм, задают вопросы. |
V. Подведение итогов занятия | 10 | | |
Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы. Рефлексия. | 8 | Задает вопросы для проведения рефлексии (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Дает аргументированную оценку работы каждого обучающегося, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж) | Осуществляют самооценку: соотносят результаты своей деятельности с целью занятия. |
Домашнее задание | 2 | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (ПРИЛОЖЕНИЕ З) | Слушают, записывают в задание, задают вопросы. |
Итого | 90 | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
Беляев С.А. Микробиология: Учебное пособие / С.А. Беляев. – СПб.: Лань П, 2016. – 496 c.
Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник / М.Н. Бойченко, Е.В. Буданова, А.С. Быков. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.
Воробьев А. А. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник / В.В. Зверев, Е.В. Буданова, А.А. Воробьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 288 c.
Долгих, В. Т. Иммунология : Учебное пособие / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва: Юрайт, 2020. – 248 с.
Камышева К. С. Основы микробиологии и иммунологии : Учебное пособие. / К.С. Камышева. – 5-е изд. – Рн/Д: Феникс, 2021. – 382 с.
Хаитов Р. М. Иммунология : Учебник / Р.М. Хаитов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 – 496 с.
Дополнительные источники:
Воробьёв, А.А., Быков, А.С. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2013.
Галактионов В. Г. Иммунология: Учебное пособие. / В.Г. Галактионов. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. – 528 с.
Мальцев В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций : Учебное пособие. / В.Н. Мальцев, Е.П. Пашков, Л.И. Хаустова. – М.: Медицина, 2015. – 569 с.
Левинсон У. Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон. – М.: Бином, 2015. – 1181 c.
Интернет-ресурсы:
BMC Microbiology. Режим доступа: https://bmcmicrobiol.biomedcentral.com/ (Дата обращения 24.11.2024).
МедУнивер – медицинский информационный портал для интересующихся. Микробиология Режим доступа: https://meduniver.com/Medical/Microbiology/6.html (Дата обращения 24.11.2024).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЕЁ ОБОСНОВАНИЕ
Слова для преподавателя:
Уважаемые студенты, тема сегодняшнего практического занятия – «Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов».
Микозы – это грибковые заболевания, которые могут поражать кожу, ногти, слизистые оболочки и внутренние органы. В последние годы отмечается рост числа грибковых инфекций, особенно у людей с ослабленным иммунитетом, таких как пациенты после операций, длительной антибиотикотерапии или химиотерапии. Эти инфекции часто сложно диагностировать и лечить, что делает микробиологическую диагностику и профилактику крайне актуальными.
Давайте обсудим:
1. Почему, на ваш взгляд, грибковые заболевания становятся все более распространенными?
2. Какие факторы способствуют их развитию и распространению?
3. Как вы считаете, чем отличается диагностика микозов от диагностики бактериальных инфекций?
Эти вопросы помогут нам понять значимость изучаемой темы и определить ключевые направления работы на сегодняшнем занятии.
(После вопросов преподаватель выслушивает ответы студентов, формирует общее представление о значении темы, подчеркивает актуальность и необходимость изучения методов диагностики и профилактики микозов.)
Примерные ответы студентов:
Предположительные ответы студентов:
1. Почему грибковые заболевания становятся более распространенными?
- Из-за увеличения числа людей с ослабленным иммунитетом (ВИЧ, онкология, трансплантация органов).
- Рост использования антибиотиков, которые нарушают баланс микрофлоры.
- Теплый и влажный климат способствует размножению грибков.
- Увеличение числа хронических заболеваний, таких как сахарный диабет.
2. Какие факторы способствуют развитию и распространению микозов?
- Несоблюдение личной гигиены.
- Использование общественных мест, таких как бассейны, сауны, спортзалы.
- Тесная обувь и синтетическая одежда, создающие благоприятные условия для грибков.
- Контакт с зараженными животными или почвой.
- Плохие санитарные условия и пренебрежение профилактическими мерами.
3. Чем отличается диагностика микозов от диагностики бактериальных инфекций?
- Для диагностики микозов применяются специфические методы, такие как микроскопия грибов, культуральное исследование и использование особых питательных сред.
- Бактериальные инфекции можно чаще диагностировать быстрее благодаря стандартным лабораторным тестам.
- Диагностика микозов может занимать больше времени, так как грибки медленно растут в культурах.
- Грибки требуют иных подходов к окрашиванию (например, использование раствора КОН для разрушения тканей и выделения грибков).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА
Контрольные вопросы:
1. Какие основные морфологические формы грибов вы знаете?
(Ответ: Дрожжи, плесневые грибы и диморфные грибы).
2. Чем отличаются дрожжевые и плесневые грибы?
(Ответ:
- Дрожжи – одноклеточные организмы, размножаются почкованием.
- Плесневые грибы – многоклеточные организмы, формируют мицелий из нитей (гиф)).
3. Что такое диморфизм грибов?
(Ответ: Способность грибов существовать в двух формах: в виде дрожжей при температуре тела (37°C) и в виде плесени при температуре окружающей среды (25°C)).
4. Какие питательные среды используются для культивирования грибов?
(Ответ:
- Сабуро (сабуродовский агар).
- Чапека-Докса.
- Среды с антибиотиками для подавления роста бактерий).
5. Какие методы микроскопии используются для выявления грибов?
(Ответ:
- Световая микроскопия с использованием раствора КОН для растворения тканей.
- Флуоресцентная микроскопия с красителями, такими как калькофлуор-белый).
6. Какие особенности строения клеточной стенки грибов?
(Ответ: Клеточная стенка грибов содержит хитин, глюканы и маннопротеины).
7. Какие методы диагностики применяются при микозах?
(Ответ:
- Микроскопия.
- Посев материала на питательные среды.
- Серологические тесты для выявления антител или антигенов.
- Молекулярные методы, такие как ПЦР).
8. Назовите основной клинический материал для исследования при грибковых инфекциях.
(Ответ: Кожа, ногти, волосы, мокрота, мазки из слизистых оболочек, кровь).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слова преподавателя:
Давайте проведем короткую физкультминутку, чтобы немного отдохнуть. Эти простые упражнения помогут вам снять напряжение и повысить эффективность обучения.
Упражнения:
1. Глубокие вдохи и выдохи сидя (30 секунд):
- Сядьте удобно на своем месте в аудитории.
- Сделайте глубокий вдох через нос, наполняя легкие воздухом.
- Задержите дыхание на несколько секунд.
- Медленно выдохните воздух через рот, ощущая, как напряжение покидает ваше тело.
- Повторите этот цикл вдоха и выдоха несколько раз, сосредотачиваясь только на своем дыхании.
2. Упражнение для глаз сидя (20 секунд):
- Сядьте прямо на стуле.
- Сосредоточьтесь на удаленном объекте или предмете в комнате (например, на учебном постере или окне).
- Медленно моргайте несколько раз, фокусируясь на этом предмете.
- Затем медленно переключайте взгляд на ближайший предмет или вашу руку.
- Повторите это перемещение взгляда несколько раз, делая плавные движения глазами от удаленного к ближнему объекту.
3. Растяжка шеи сидя (30 секунд):
- Сидя прямо на стуле, медленно поверните голову вправо, стараясь дотянуть ухо к плечу.
- Почувствуйте растяжение на левой стороне шеи и удерживайте позу на несколько секунд.
- Вернитесь в центр и повторите упражнение, наклонив голову влево.
- Повторите упражнение несколько раз на каждую сторону, ощущая, как напряжение уходит из шеи и плеч.
4. Упражнение для рук стоя (20 секунд):
- Встаньте ровно, опустив плечи и расслабив позу.
- Поднимите руки вверх и сделайте несколько круговых движений в плечевых суставах.
- Затем согните руки в локтях и сделайте несколько круговых движений в запястьях.
- Повторите упражнение несколько раз, поощряя циркуляцию крови и расслабляя мышцы рук.
5. Упражнение "Стойка" стоя (20 секунд):
- Встаньте ровно, опустив плечи и расслабив позу.
- Напрягите мышцы живота, чтобы поддержать прямую спину.
- Удерживайте эту позу в течение 20 секунд, глубоко дыша.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПЛАН И ТЕКСТЫ ДОКЛАДОВ
Описание возбудителей грибковых инфекций студенты должны подготовить по следующему плану:
План доклада:
1. Определение возбудителя:
Название возбудителя и его классификация.
Структура гриба.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции. Механизмы и пути передачи инфекции.
Группы риска и особенности эпидемиологии.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования организма.
Пораженные органы и ткани.
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода.
Основные симптомы и клинические проявления.
4. Методы диагностики:
Лабораторные методы диагностики грибковой инфекции.
Важность ранней диагностики.
5. Профилактика и лечение:
Меры профилактики: гигиенические мероприятия и другие.
Современные методы лечения микозов.
Примерные тексты докладов студентов по бактериальным инфекциям:
Гистоплазмоз
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: Histoplasma capsulatum.
Классификация: относится к семейству Ajellomycetaceae, классу Eurotiomycetes, отделу Ascomycota.
Структура гриба: H. capsulatum является диморфным грибом, проявляет дрожжевую форму при температуре тела (37°C) и мицелиальную форму в окружающей среде (25°C). В инфекционной стадии он находится в дрожжевой форме, имеет овальные клетки с толстой клеточной стенкой, содержащей хитин и глюканы.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: гриб обитает в почве, богатой органическими веществами, особенно в местах с птичьим и летучим мышиным пометом (например, пещеры, старые здания, курятники).
Механизмы и пути передачи: ингаляция спор грибов, которые попадают в воздух при нарушении почвенного покрова (строительные работы и т.д.).
Группы риска:
Люди, работающие с почвой и органическими удобрениями.
Посетители пещер.
Люди с иммунодефицитами (например, с ВИЧ/СПИД).
Особенности эпидемиологии: эндемичные регионы включают долины рек Огайо и Миссисипи в США, но случаи регистрируются и в других регионах мира.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: споры H. capsulatum проникают в легкие, где превращаются в дрожжевую форму и фагоцитируются макрофагами. Гриб выживает и размножается внутри макрофагов, распространяясь через лимфатическую и кровеносную систему.
Пораженные органы и ткани: первичная инфекция возникает в легких. В тяжелых случаях поражаются печень, селезенка, костный мозг, лимфатические узлы и кожа.
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода: от 3 до 17 дней.
Основные симптомы и клинические проявления:
При легкой форме: кашель, субфебрильная температура, усталость.
При хронической форме: напоминает туберкулез с длительным кашлем, потерей веса и ночной потливостью.
Диссеминированная форма (чаще у иммунокомпрометированных пациентов): лихорадка, анемия, гепатоспленомегалия, кожные высыпания.
5. Методы диагностики:
Лабораторные методы диагностики:
Микроскопия клинического материала (мокрота, кровь, тканевые биоптаты).
Культуральный метод: выращивание грибов на среде Сабуро.
Серологические тесты: определение антигенов и антител к H. capsulatum*.
Молекулярные методы: ПЦР.
- Важность ранней диагностики: позволяет предотвратить осложнения, особенно у пациентов с ослабленным иммунитетом.
6. Профилактика и лечение:
- Меры профилактики:
Избегать контакта с пылью и почвой в эндемичных регионах.
Использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) при работе с потенциально зараженной почвой.
- Современные методы лечения:
Легкая форма: обычно не требует специфического лечения.
Тяжелая и диссеминированная формы: назначаются противогрибковые препараты, такие как итраконазол, амфотерицин B (при тяжелом течении).
2. Рубромикоз
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: Trichophyton rubrum.
Классификация: относится к классу Eurotiomycetes, семейству Arthrodermataceae.
Структура гриба: дерматофит, образующий нитчатые гифы, цепочки спор и микроконидии в форме слезы.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: больной человек, предметы обихода (обувь, полотенца), общественные места с повышенной влажностью (бани, бассейны).
Механизмы и пути передачи: контактный путь передачи через пораженные участки кожи или предметы.
Группы риска:
Люди с повышенной потливостью.
Пациенты с иммунодефицитами.
Работники бассейнов, спортзалов.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: гриб колонизирует роговой слой эпидермиса, разрушая кератин ферментами, что вызывает воспаление и шелушение кожи.
Пораженные органы и ткани: чаще всего стопы, ногтевые пластины, гладкая кожа.
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода: 1–2 недели.
Основные симптомы и клинические проявления:
Поражение стоп: гиперкератоз, зуд, трещины, шелушение.
Онихомикоз: утолщение, изменение цвета и разрушение ногтей.
На гладкой коже: эритематозные очаги с шелушением и четкими границами.
5. Методы диагностики:
Микроскопия чешуек кожи или фрагментов ногтей.
Культуральный метод: выделение T. Rubrum на питательной среде.
Дерматоскопия для визуализации пораженных тканей.
6. Профилактика и лечение:
Профилактика:
Личная гигиена, использование индивидуальной обуви.
Дезинфекция поверхностей в общественных местах.
Лечение:
Местные противогрибковые средства: тербинафин, клотримазол.
При тяжелом течении: системная терапия (итраконазол).
3. Белая пьедра
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: Trichosporon spp., чаще всего Trichosporon ovoides.
Классификация: относится к семейству Trichosporonaceae, классу Tremellomycetes.
Структура гриба: дрожжеподобный гриб с септированными гифами, бластоспорами и артроконидиями.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: почва, растения, сточные воды, реже — зараженные волосы.
Механизмы и пути передачи: контакт с зараженными поверхностями или волосами.
Группы риска:
Люди с ослабленным иммунитетом.
Пациенты с иммунодефицитом.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: гриб локализуется на волосах, образуя светлые узелки вокруг стержня волоса.
Пораженные органы и ткани: преимущественно волосы бороды, усов, подмышек, паха.
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода: от нескольких дней до недель.
Основные симптомы:
5. Методы диагностики:
Микроскопия волос с узелками.
Культуральный метод.
Дифференциация с другими трихомикозами.
6. Профилактика и лечение:
Профилактика:
Поддержание личной гигиены.
Регулярное мытье головы и тела.
Лечение:
Стрижка пораженных волос.
Местное применение противогрибковых средств (кетоконазол).
4. Хромомикоз
1. Определение возбудителя:
Возбудители: Fonsecaea spp., Phialophora spp., Cladophialophora spp.
Классификация: относят к семейству Herpotrichiellaceae, классу Eurotiomycetes.
Структура гриба: диморфный, образует септированные гифы и специфические коричневые клетки, так называемые "монетные".
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: почва, гниющие растения.
Механизмы передачи: контактный путь через поврежденную кожу.
Группы риска:
Работники сельского хозяйства.
Люди, проживающие в тропических регионах.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: внедрение спор через раны, формирование гранулем и фиброзных узлов.
Пораженные органы: кожа и подкожные ткани, редко — лимфатические узлы.
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода: до нескольких месяцев.
Симптомы:
Узлы или бляшки на коже.
Гиперпигментация, утолщение кожи.
5. Методы диагностики:
Микроскопия: выявление коричневых клеток.
Гистология: выявление гранулематозного воспаления.
Культуральный метод.
6. Профилактика и лечение:
Профилактика:
Лечение:
Системные противогрибковые препараты: итраконазол.
Хирургическое удаление пораженных тканей.
5. Фавус (парша)
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: Trichophyton schoenleinii.
Классификация: относится к семейству Arthrodermataceae, классу Eurotiomycetes.
Структура гриба: нитчатые гифы с цепочками артроконидий.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: больной человек, реже – зараженные предметы.
Механизмы передачи: контактный путь.
Группы риска:
3. Патогенез:
Механизм инфицирования: гриб разрушает волосы и эпидермис, образуя корки.
Пораженные органы: кожа головы, ногти, реже гладкая кожа.
4. Клиническая картина:
Инкубационный период: 2–3 недели.
Симптомы:
5. Методы диагностики:
6. Профилактика и лечение:
Профилактика:
Лечение:
Системные антимикотики (гризеофульвин).
Местное лечение (мазь с тербинафином).
6. Отрубевидный лишай
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: Malassezia furfur (дрожжеподобный гриб).
Классификация: относится к классу Malasseziomycetes, семейству Malasseziaceae.
Структура гриба: липофильный дрожжеподобный микроорганизм, образует бластоспоры и короткие псевдомицелии.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: кожа человека (гриб является условно-патогенным и постоянно присутствует на коже).
Механизмы передачи: не заразен, заболевание связано с активизацией собственного микробиома.
Группы риска:
Люди с повышенной потливостью.
Пациенты с иммунодефицитом.
Жители жарких и влажных климатических зон.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: нарушение баланса микрофлоры кожи, активация Malassezia furfur с последующим разрушением липидов кожи.
Пораженные органы и ткани: эпидермис, особенно в области спины, груди, шеи и плеч.
4. Клиническая картина:
Появление пятен на коже: от розоватых до светло-коричневых.
Лёгкое шелушение поражённых участков.
Пятна не загорают на солнце, что делает их более заметными.
5. Методы диагностики:
Микроскопия чешуек кожи с раствором КОН: выявление «спагетти и фрикаделек» (гиф и спор).
Лампа Вуда: зеленовато-жёлтое свечение поражённых участков.
-Культуральный метод применяется редко.
6. Профилактика и лечение:
Соблюдение личной гигиены.
Использование средств, снижающих потливость (при необходимости).
Избегание чрезмерного увлажнения кожи.
Местное применение противогрибковых шампуней и мазей: кетоконазол, клотримазол.
В тяжёлых случаях: системные препараты (итраконазол).
Регулярная дезинфекция одежды и постельного белья.
7. Кандидоз
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: грибы рода Candida, чаще всего Candida albicans.
Классификация: относится к дрожжеподобным грибам из семейства Saccharomycetaceae.
Структура гриба: овальные или эллиптические клетки, размножающиеся почкованием; могут образовывать псевдомицелий.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: микрофлора человека (грибы рода Candida являются условно-патогенными).
Механизмы передачи:
Контактный путь (например, при передаче от матери к ребёнку во время родов).
Половой путь.
Автоинфекция при нарушении иммунного статуса.
Группы риска:
Лица с иммунодефицитом.
Пациенты, принимающие антибиотики или гормональные препараты.
Беременные женщины и новорождённые.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: нарушение баланса микробиоты и снижение иммунного ответа.
Пораженные органы и ткани: слизистые оболочки (ротовая полость, влагалище), кожа, ногти, внутренние органы (при висцеральном кандидозе).
4. Клиническая картина:
Длительность инкубационного периода: от нескольких дней до нескольких недель.
Основные симптомы:
Белые творожистые налёты на слизистых оболочках.
Зуд и жжение.
Покраснение и отёк поражённых участков.
В тяжёлых случаях – системные проявления (лихорадка, сепсис).
5. Методы диагностики:
Микроскопия мазков: выявление клеток Candida и псевдомицелия.
Посев на питательные среды (сабуро): выделение и идентификация возбудителя.
Серологические методы: определение антител к Candida.
6. Профилактика и лечение:
Профилактика:
Соблюдение правил личной гигиены.
Контроль за приёмом антибиотиков.
Поддержание иммунитета.
Лечение:
Местное применение противогрибковых средств: клотримазол, нистатин.
Системная терапия: флуконазол, итраконазол.
В тяжёлых случаях – госпитализация и интенсивная терапия
8. Трихофития
Определение возбудителя:
Возбудитель: грибы рода Trichophyton (например, Trichophyton rubrum, Trichophyton tonsurans).
Классификация: дерматофиты, поражающие кожу, волосы и ногти.
Структура гриба: образует мицелий, споры (микроконидии и макроконидии).
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: больной человек, животные (кошки, собаки, грызуны).
Механизмы передачи:
Контактный путь (через поражённую кожу и волосы).
Контактно-бытовой путь (через одежду, расчески).
Группы риска: дети, лица с ослабленным иммунитетом, люди, часто контактирующие с животными.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: проникновение гриба через микроповреждения кожи, прикрепление к роговому слою эпидермиса.
Пораженные органы и ткани: кожа (гладкая и волосистая), ногти.
4. Клиническая картина:
Округлые участки шелушения и покраснения на коже.
Ломкость и выпадение волос.
Изменение структуры ногтей (утолщение, разрушение).
5. Методы диагностики:
Микроскопия чешуек кожи, волос.
Посев материала на питательные среды.
Дерматоскопия.
6. Профилактика и лечение:
Местные противогрибковые препараты (тербинафин, клотримазол).
Системная терапия (гризеофульвин, итраконазол).
1. Определение возбудителя:
Возбудитель: грибы рода Aspergillus (чаще всего Aspergillus fumigatus, Aspergillus flavus).
Классификация: плесневые грибы из семейства Trichocomaceae.
Структура гриба: образует мицелий, конидиеносцы и споры.
2. Эпидемиология:
Источник инфекции: почва, воздух, гниющие растительные остатки.
Механизмы передачи: вдыхание спор гриба.
Группы риска: пациенты с иммунодефицитом, лица с хроническими лёгочными заболеваниями.
3. Патогенез:
Механизмы инфицирования: проникновение спор в дыхательные пути, прорастание мицелия.
Пораженные органы и ткани: лёгкие, пазухи носа, реже – кожа, центральная нервная система.
4. Клиническая картина:
Лихорадка, кашель с мокротой.
Одышка, боль в грудной клетке.
Аллергические проявления (при аллергическом бронхолёгочном аспергиллёзе).
5. Методы диагностики:
Микроскопия мокроты, биоптатов.
Культуральный метод (посев материала).
Серология (определение антител или антигенов).
6. Профилактика и лечение:
Уменьшение контакта с потенциальными источниками спор (например, уборка пыли, избегание гниющих материалов).
Использование средств индивидуальной защиты (маски).
Противогрибковые препараты (вориконазол, амфотерицин B).
Хирургическое удаление поражённых тканей в тяжёлых случаях.
10. Споротрихоз
1. Определение возбудителя:
Споротрихоз — хронический грибковый инфекционный процесс, вызываемый грибами рода Sporothrix, главным образом Sporothrix schenckii.
• Классификация: Диморфный гриб, относящийся к классу Euascomycetes, порядок Ophiostomatales.
• Структура гриба: В природе (при температуре ниже 37°C) существует в мицелиальной форме, а в организме человека или животных (при температуре тела) принимает дрожжевую форму.
2. Эпидемиология:
• Источник инфекции: Грибы обитают в почве, растительных остатках, на деревьях, а также на колючках растений.
• Механизмы и пути передачи: Заражение происходит через повреждения кожи при контакте с контаминированной почвой, растениями или органическими материалами.
• Группы риска: Работники сельского хозяйства, садоводы, лесозаготовители, цветоводы.
3. Патогенез:
• Механизм инфицирования: Гриб проникает через повреждения кожи, где формируется первичный очаг. В дальнейшем инфекция может распространяться лимфатическим путем.
• Пораженные органы и ткани: Кожа, подкожная клетчатка, лимфатические сосуды. В редких случаях возможно поражение внутренних органов (системный споротрихоз).
4. Клиническая картина:
• Инкубационный период: обычно от 1 до 3 недель.
• Основные симптомы:
Узелки и язвы на коже, часто расположенные вдоль лимфатических сосудов.
Покраснение, болезненность в области поражения.
При системной форме — лихорадка, поражение суставов, легких, костей.
5. Методы диагностики:
• Лабораторные методы:
• Микроскопия патологического материала.
• Культуральный метод: выделение гриба на специальных питательных средах.
• Молекулярные методы (ПЦР).
• Важность ранней диагностики: Позволяет предотвратить хронизацию процесса и системные осложнения.
6. Профилактика и лечение:
• Меры профилактики:
• Использование защитных перчаток и одежды при работе с почвой или растениями.
• Обработка любых повреждений кожи антисептиками.
• Современные методы лечения:
• Антимикотические препараты: Итраконазол — препарат выбора.
• При тяжелых формах — Амфотерицин B.
• Симптоматическая терапия (обезболивающие, противовоспалительные средства).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Инструкция:
1. Разделить студентов на 4 группы по 3-4 человека.
2. Раздать каждой группе один из следующих кейсов.
3. Дать студентам 3 минуты на обсуждение и решение задачи.
4. По истечении времени каждая группа должна кратко представить своё решение (1 минута на группу).
Кейсы:
Кейс 1. В клинику обратился пациент с жалобами на постоянный зуд между пальцами ног, покраснение и шелушение кожи. При осмотре обнаружены трещины в межпальцевых промежутках.
Задачи:
1. Определить возможное заболевание.
2. Назвать предполагаемый возбудитель.
3. Какие методы диагностики вы предложите?
4. Сформулировать рекомендации по профилактике.
Примерный ответ:
- Возможное заболевание: дерматофития стоп (трихофития или эпидермофития).
- Возбудитель: дерматофиты рода Trichophyton или Epidermophyton.
- Методы диагностики: микроскопия соскоба кожи, посев на питательные среды.
- Профилактика: соблюдение личной гигиены, регулярное мытье и сушка ног, использование индивидуальной обуви в общественных местах.
Кейс 2. Молодая женщина обратилась с жалобами на белые выделения из влагалища, сопровождающиеся зудом и жжением. Состояние ухудшилось после курса антибиотиков.
Задачи:
1. Предположить заболевание и возбудителя.
2. Назвать метод диагностики.
3. Какие меры профилактики вы бы рекомендовали?
Примерный ответ:
- Возможное заболевание: кандидоз (молочница).
- Возбудитель: дрожжеподобные грибы рода Candida, чаще Candida albicans.
- Методы диагностики: микроскопия мазка, посев на питательную среду.
- Профилактика: рациональное применение антибиотиков, использование пробиотиков, соблюдение личной гигиены).
Кейс 3. В больницу поступил мужчина с жалобами на хронический кашель, одышку и общую слабость. Рентгенологическое исследование показало затемнение в лёгких. В анамнезе – работа на птицеферме.
Задачи:
1. Предположить возможное заболевание.
2. Назвать возбудителя и механизм инфицирования.
3. Какие лабораторные методы помогут установить диагноз?
Примерный ответ:
- Возможное заболевание: гистоплазмоз.
- Возбудитель: гриб Histoplasma capsulatum. Механизм: ингаляция спор гриба из загрязнённой почвы или помёта птиц.
- Методы диагностики: микроскопия, посев мокроты, серологические тесты (определение антител).
Кейс 4. Мужчина 50 лет обратился с жалобами на появление округлых светлых пятен на коже спины и плеч, которые не загорают на солнце. При расчесывании пораженных участков наблюдается небольшое шелушение.
Задачи:
1. Определить возможное заболевание.
2. Назвать предполагаемого возбудителя.
3. Какие методы диагностики и лечения следует применить?
4. Какие меры профилактики можно предложить?
Примерный ответ:
- Возможное заболевание: разноцветный лишай (отрубевидный лишай).
- Возбудитель: гриб рода Malassezia (Malassezia furfur).
- Методы диагностики:
- Микроскопия чешуек кожи (обнаружение грибковых клеток и псевдомицелия).
- Проба Бальцера (йодная проба).
- Осмотр под лампой Вуда (желтовато-зелёное свечение).
- Лечение:
- Применение противогрибковых препаратов местного действия (например, кетоконазол или тербинафин в виде мазей или шампуней).
- При тяжёлых формах – системные антимикотики.
- Профилактика:
- Личная гигиена, регулярное использование антисептических средств для кожи.
- Уменьшение воздействия факторов, способствующих повышенной потливости.
- Использование личных полотенец и одежды).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов занятия и рефлексия играют важную роль в обучении, позволяя студентам оценить свой прогресс и понимание материала, а также помогая преподавателю адаптировать свой подход к обучению.
Вопросы для проведения рефлексии:
Что нового вы узнали сегодня о микозах и их диагностике?
Какие методы диагностики показались вам наиболее интересными или сложными для понимания?
Как вы считаете, где полученные знания могут пригодиться в вашей будущей практике?
Какие трудности возникли при выполнении кейсов? Как вы их преодолели?
Как вы оцениваете свой личный прогресс в освоении материала по сравнению с началом занятия?
Как вы оцениваете свой личный прогресс в освоении материала по сравнению с началом занятия?
Есть ли какие-то аспекты данной темы, которые вы хотели бы изучить более детально?
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ:
Обучающийся: [Имя студента]
Оценка: [Оценка от 1 до 5]
Критерии оценки:
1. Понимание материала: на сколько хорошо студент проявил понимание основных концепций и методов, рассмотренных на занятии?
2. Участие в обсуждении: насколько активно и продуктивно студент участвовал в обсуждении материала, задавал вопросы и делился своим мнением?
3. Применение знаний: в какой степени студент смог применить усвоенные знания для подготовки доклада или анализа ситуаций?
4. Аргументация и критическое мышление: на сколько аргументировано и критически студент высказывал свои мысли и мнения, основываясь на изученном материале?
5. Самостоятельность и инициатива: в какой мере были проявлены студентом самостоятельность и инициатива в процессе выполнения заданий, взаимодействия с одногруппниками и преподавателем?
Общая оценка и комментарии:
[Здесь преподаватель может указать общую оценку и дать комментарии по результатам занятия, а также предложить рекомендации для дальнейшего обучения студента.]
Этот оценочный лист можно индивидуализировать под конкретные цели и особенности занятия, включив дополнительные критерии оценки или комментарии по желанию преподавателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Следующая тема практического занятия «Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций. Профилактика вирусных инфекций.».
Задание 1. Теоретическая подготовка
Подготовить краткий конспект по следующим вопросам:
Основные группы вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека.
Принципы лабораторной диагностики вирусных инфекций (основные методы).
Современные подходы к профилактике вирусных заболеваний (вакцинация, антивирусные меры).
Задание 2. Подготовка сообщения
Подготовка презентации или доклада о микозах. Создайте небольшую презентацию или напишите доклад, в котором представите основные аспекты вирусных инфекций, включая их причины, симптомы, диагностику, лечение и профилактику.
Задание 3. Творческая работа
Составьте информационный буклет для пациентов с разъяснением:
Как правильно проводить профилактику вирусных инфекций.
Почему важно вовремя обращаться за медицинской помощью при подозрении на вирусное заболевание.
Задание 4. Практическое задание
Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
Каково значение лабораторной диагностики в борьбе с эпидемиями вирусных заболеваний?
Какие методы профилактики, по вашему мнению, наиболее эффективны и почему?
Форма отчета: конспект и творческая работа должны быть представлены в письменной форме. Сообщение будет заслушано на занятии.