СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия "Непредельные углеводороды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лекционного занятия для преподавателя по теме: «Непредельные углеводороды» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденного Приказом Минпросвещения России от  13 июля 2021 г. №449, а также примерной основной образовательной и рабочей образовательной программой по специальности среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционного занятия "Непредельные углеводороды"»

Департамент здравоохранения Брянской области



ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ





Специальность: 33.02.01 Фармация

Учебная дисциплина: ОП. 09 Органическая химия

Тема: «Непредельные углеводороды»

Вид занятия: лекционное

Количество часов: 2 часа (90 минут)

Курс: 2









Рассмотрена

на заседании методической комиссии по специальности 33.02.01 Фармация

«___» ___________ г.

Протокол № ___

Председатель ___________ С.Н.Алексеева

Рекомендована

методическим советом

«___» ___________г.

Протокол №


Утверждаю

Зам. директора ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

« » _________________г






Методическая разработка лекционного занятия для преподавателя по теме: «Непредельные углеводороды» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. №449, а также примерной основной образовательной и рабочей образовательной программой по специальности среднего профессионального образования.



Автор: Петракова Е.А. преподаватель химии ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Рецензенты: Богданова Е.В., методисты ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»








Цели:

Образовательная: Дать полное представление о гомологическом ряде, химическом и электронном строении, изомерии и номенклатуре алкинов и алкенов. Рассмотреть особенности получения и отличительные свойства соединений данных классов.


В результате изучения темы «Введение» обучающийся должен:

знать/понимать:

- свойства алкинов и алкенов

- способы получения

- правила составления названий

На основе использования теоретических знаний уметь:

- прогнозировать направление протекания реакций,

- устанавливать природу и свойства веществ

В результате освоения темы формируется база для овладения следующими компетенциями и личностными качествами:

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 2.5. Соблюдать правила санитарно-

гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 15 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР 16 Способный планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие


Воспитательная: воспитание ответственного отношения к использованию химических веществ в лаборатории, быту, медицинских учреждениях с соблюдением техники безопасности.



Развивающая: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- распознавания и идентификации важнейших дезинфицирующих и лекарственных веществ и материалов.

Внутридисциплинарные связи: тема является фундаментальной для изучения химических процессов и строения органических веществ.

Междисциплинарные связи: оптическая изомерия доказывается физическими методами, связь с Технологией изготовления лекарственных средств (алканы, алкены как основа для лекарственных форм).

Оснащение: методическая разработка для преподавателя, электронная презентация.

Использованная литература:

1.Зурабян, С.Э. Органическая химия / С.Э. Зурабян, А.П. Лузина, под ред. Т.А. Тюкавкиной. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2019. – 384 с.

2. Тюкавкина, Н.А. Органическая химия / Н.А. Тюкавкина, В.Л. Белобородов, С.Э. Зурабян. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2019. – 640 с.

Технологическая карта лекционного занятия


Лекция: Непредельные углеводороды

План:

  1. Гомологический ряд, номенклатура алкенов и алкинов.

  2. Структурная и пространственная изомерия непредельных углеводородов.

  3. Химические свойства (реакции электрофильного присоединения, реакции окисления).

  4. Способы получения.


этапа занятия

Содержание этапа занятия

Количество минут

Организационный момент

Тема, цель, актуальность, требования к изучению темы

5

  1. Гомологический ряд, номенклатура алкенов и алкинов.


Алке́ны (олефины, этиленовые углеводороды) — ациклические непредельные углеводороды, содержащие одну двойную связь между атомами углерода, образующие гомологический ряд с общей формулой CnH2n. Атомы углерода при двойной связи находятся в состоянии sp² гибридизации, и имеют валентный угол 120°. Простейшим алкеном является этилен (C2H4). По номенклатуре IUPAC названия алкенов образуются от названий соответствующих алканов заменой суффикса «-ан» на «-ен»; положение двойной связи указывается арабской цифрой. Углеводородные радикалы, образованные от алкенов имеют суффикс «-енил». Тривиальные названия: CH2=CH— «винил», CH2=CH—CH2— «аллил».

Алкинами называют ненасыщенные углеводороды, содержащие трой­ную связь. Общая формула алкинов СпН2п-2.

Структурная изомерия алкинов, как и алкенов, обусловлена строением углеродной цепи и положением в ней тройной связи.

Простейший представитель алкинов — этин НС=СН — имеет тривиальное название «ацетилен», принятое номенклатурой ИЮПАК. Названия алкинов по заместительной номенклатуре строят аналогично названиям алкенов.


10

  1. Структурная и пространственная изомерия непредельных углеводородов

Для алкенов и алкинов характерны изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, межклассовая. Для алкенов также характерна пространственная изомерия.

Алкены могут существовать в виде пространственных или геометрических изомеров. Различают: цис- изомеры: заместители расположены по одну сторону от двойной связи;

транс- изомеры: заместители расположены по разные стороны от двойной связи.


15

  1. Химические свойства (реакции электрофильного присоединения, реакции окисления).


Реакции электрофильного присоединения(Ае)


В данных реакциях атакующей частицей является электрофил (например, НХ, где Х – галоген или ОН). Реагент присоединяется по месту разрыва пи-связи:


Галогенирование

Механизм

  1. Под влиянием π-электронов двойной связи молекула брома поляризуется и образует с π-электронами этилена неустойчивый π-комплекс:

  1. Дальнейшая поляризация связи Вr-Вr с образованием ионной пары и ее разделением за счет сольватации ионов растворителем дает более прочную ковалентную связь С-Вr. В результате π-комплекс трансформируется в карбокатион:

3. На следующей более быстрой стадии механизма карбокатион притягивает нуклеофил брома и образуется 1,2 – дибромэтан.

Более сложный пример механизма АЕ

Гидрогалогенирование.

Присоединение реагентов типа НХ к несимметричным алкенам идет по аналогичному бромированию механизму, но в данном случае возникает проблема направления присоединения.

Электрофильное присоединение галогенводородов к алкенам происходит по правилу Марковникова: При взаимодействии молекул типа НХ с несимметричными алкенами, атом водорода присоединяется к атому углерода двойной связи, связанному с максимальным числом атомов водорода (к наиболее гидрогенизированному атому).

Гидратация.

Реакция присоединения воды к алкенам протекает в присутствии серной кислоты. Реакция протекает по правилу Марковникова.

Вода является слабым электрофилом, и по этой причине ее прямое присоединение к алкенам осуществить не удается. Однако в присутствии сильных минеральных кислот в результате гидратации образуются спирты.

Реакция окисления.

3СН2=СН2 +2КМnО4+4Н2О→3НОСН2-СН2ОН +2MnO2+2КОН – р-я Вагнера, также качественная на двойную связь. Это реакция гидроксилирования, в более жестких условиях:

Пентен-2 окисляется до пропионовой и уксусной кислоты.

Реакции полимеризации.

Полимеризация алкенов может протекать как по свободнорадикальному, так и катионно-анионному механизму. По первому методу получают полиэтилен высокого давления:

Катализатором реакции выступают пероксиды. Второй метод предполагает использование в качестве катализаторов кислот (катионная полимеризация), металлорганических соединений (катализаторы Циглера-Натта, анионная полимеризация). Преимуществом метода является возможность получения стереоселективных полимеров.

Кислотные свойства. Особенность алкинов, имеющих концевую тройную связь, состоит в их способности отщеплять протон под действием сильных оснований, т.е. проявлять слабые кислотные свойства. Это свойство обусловлено значительной поляризацией сигма связи С-Н вследствие высокой электроотрицательности атома углерода в состоянии sр-гибридизации (2,8 по шкале Полинга,). Поэтому алкины с концевой тройной связью способны, в отличие от алкенов, образовывай соли, называемые ацетиленидами.


Ацетилениды серебра и меди(1) легко образуются и выпадают в осадок при пропускании ацетилена или монозамещенного ацетилена через аммиачный раствор оксида серебра Ag20 или хлорида меди(1)

Ацетиленид серебра — белый, постепенно темнеющий осадок, ацетиленид меди — осадок красновато-коричневого цвета. Обе реакции являются качественными на алкины с концевой тройной связью.

Гидратация.

Присоединение воды к алкинам протекает в присутствии катализаторов — солей ртути(ll) и сильных кислот. Реакция была откры М.Г. Кучеровым (1881) и носит его имя. Ацетилен этим путем превращается в уксусный альдегид.


Присоединение воды приводит поначалу к образованию ненасыщенно­го спирта, в котором группа ОН находится у двоесвязанного атома угле­рода. Такие спирты называют виниловыми или енолами. Они неустойчивы и мгновенно изомеризуются в более стабильные карбонильные соедине­ния — альдегиды или кетоны.

Гидратация несимметричных алкинов протекает по правилу Марковникова, и образующиеся енолы изомеризуются в кетоны.



35

  1. Способы получения

Получение. Реакции элиминирования (Е)

Е – отщепление двух атомов или групп атомов от соседних атомов углерода с образованием между ними пи-связи.

1. Дегидрирование алканов.

, а также возможен выход бутадиен -1,3

Это один из промышленных способов получения алкенов. Температура: 350—450 °C, катализатор — Cr2O3. Также используются алюмомолибденовые и алюмоплатиновые катализаторы.

2. Дегидрогалогенирование и дегалогенирование алканов.

Отщепление галогенов у дигалогеналканов происходит в присутствии цинка:

3. Дегидрогалогенирование проводят при нагревании действием спиртовыми растворами щелочей:

R –CHBr-CH3 +C2H5ONa→R-CH=CH2 +NaBr + C2Н5ОН

Правило Зайцева —при дегидратации вторичных и третичных спиртов и при дегидрогалогенировании вторичных и третичных галогенидов водород отщепляется преимущественно от наименее гидрогенизированного атома углерода. (Отщепление протона происходит от менее гидрированного атома углерода.)

Дегидратация спиртов

Дегидратацию спиртов ведут при повышенной температуре в присутствии сильных минеральных кислот.

Способы получения алкинов

1) Общий способ получения алкинов состоит в отщеплении двух молекул

галогенводорода от дигалогеноалканов (реакция дегидрогалогенирования. При этом галогениды должны содержать атомы галогена либо у соседних атомов углерода, либо у одного и того же атома. Реакция идет ступенчато.


2) Особую практическую значимость имеет ацетилен, для которого раз­работан ряд промышленных методов получения. Один из них — пиролиз природного газа.

2СН4→НС≡СН + 3Н2 (при Т=1500С0).

3) Другой метод, разработанный Ф. Вёлером еще в 1862 г. и не утративший значения до настоящего времени, называется карбидным методом. Суть его заключается в гидролизе карбида кальция СаС2, получаемого при прокаливании оксида кальция с углеродом.


Гидролиз карбида кальция используют и как лабораторный способ получения ацетилена.


10

Домашнее задание

Глава 5, зад 5.3-5.5, 5.24, 5.25.

5

Закрепление


1. Какое свойство появляется у алкинов в сравнении с другими классами УВ?

2. Какова качественная реакция на наличие концевой тройной связи?

3.Назовите отличительные свойства алкенов и алканов.

4. Какова качественная реакция на наличие двойной связи?

5. Что доказывает реакция Вагнера?


5

Рефлексия

Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов

5