СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лингвистического праздника «Наш удивительный язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка лингвистического праздника

«Наш удивительный язык»

учителя русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ СОШ №84 п. Сеятель Колесниковой А. Н.

Методическая разработка лингвистического праздника для 4-11 классов.  Разработка ориентирована для использования во внеклассной работе. Подготовку ведут члены театрального кружка и кружка любителей русской словесности.  К участию в празднике привлечены учащиеся разных возрастных групп. Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы.

Цели:

  • повышение у учащихся познавательного интереса к учебным предметам русский язык и литература;
  • формирование познавательной активности, расширение кругозора.

Задачи:

  • развитие самостоятельности, активной жизненной позиции;
  • развитие творческой активности учащихся, раскрытие творческих способностей членов лингвистического кружка «Родное слово»;
  • укрепить желание глубже заняться изучением русского языка, привлечь в кружок;
  • содействие нравственно-эстетическому воспитанию учащихся;
  • воспитание бережного отношения к слову;
  • создание праздничной творческой атмосферы.

Рекомендации к проведению.

В проведении праздника предполагается большой   подготовительный этап. Учащимся 8-11 классов предлагается написать творческие работы для участия в конкурсе ораторского мастерства «Этот великий русский язык». Обучающиеся 4-7 классов учат стихотворения о русском языке для конкурса чтецов, вокальные группы 5, 10-11 классов подготавливают песенные номера по теме праздника, Члены лингвистического кружка готовят тематические сценки. При организации праздника нужно учесть, что для инсценировок понадобятся костюмы, музыкальное сопровождение.

Участники.

Двое ведущих, чтецы – 2 человека – победители прошлогоднего конкурса чтецов о языке, Король Русский язык, Королева Литература, принцессы Орфография и Пунктуация, церемониймейстер, 4 учеников для вступительной сценки «Сон ученика», 2 ученика для «Сценки о пунктуации», 2ученикадля «Сценки о падежах, 2 ученика для сценки «Несуразные вещи».

Сценарий.

Ведущая 1. В некотором царстве в некотором государстве, а именно в школе №84 п. Сеятель жил да был Дмитрий, обыкновенный ученик 5 класса. И мечтал Дмитрий о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Дмитрий, а на нем – царская одежда.

Дима:Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить. Одноклассница Лера: Дима, Дима, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь!

Дима: Я и так царь!

Одноклассница Герда: Не выдумывай! Я же знаю, что ты –Дима, мой одноклассник, а не царь.

Дима: Я сказал – царь!

Одноклассница Герда: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Анжелика Николаевна для нас что–то интересное приготовила

(Голос за кадром.) Задумался Дмитрий. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в школьном государстве.

Дима:Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет)

(Входит Глашатай)

Дима: Эй, слушайте мой указ. (Подаёт глашатаю. Глашатай зачитывает.)

Глашатай: В некотором царстве, школьном государстве, Я, царь – самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Леру и Герду, – чтобы они учили меня уму – разуму.

Дима: Слыхали? А теперь приступайте к моему учению.

Герда: Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как пишется ЧА – ЩА? Через А или через…

Дима(перебивая): Через Е.

Лиза: Ой! Как это?!

Дима: А вот так: я не буду писать слово «чаща», а напишу слово «лес».

Девочки (хором): Какой умный!

Лера:А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы?

Дима: Я не буду писать это слово вообще!

Герда: Почему?

Дима: Потому что слов на «жиши» в моей речи вообще нет!

Девочки: Какой умный!

Дима: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу! (Дима засыпает, девочки снимают с него царские одежды и уходят).

Одноклассница: Дима, просыпайся! Уже первый урок закончился…

Дима (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал!

Ведущий 2.Проснулся Дима обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал.

Дима: Что же я Анжелике Николаевне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать - как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на открытие Недели русского языка я, наверное, опоздал.

Учитель: А вот и нет, Дима!Ты вовремя проснулся, мы как раз начинаем наш лингвистический праздник.

Церемониймейстер:Уважаемые учителя и достопочтимые гости! Приветствуем вас в этом зале. Мы собрались в честь открытия Недели русского языка и литературы. Я прошу выйти сюда Его Величество Русский язык и Её величество Литературу в сопровождении принцесс Орфографии и Пунктуации. Мы должны поприветствовать высокочтимых героев нашего праздника хвалебными словами и признаниями их высокой значимости.(В зал входят король и королева, принцесса Орфография и принцессаПунктуация).

Приветствие Русскому языку:

6 «а» класс.

1 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

В нём столько добра и силы.

В нём слышится русский народ,

В нём слышится голос России.

2 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нём вижу я Пушкина лик,

В нём вижу я лик Толстого.

3 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нём говорят и якут, и калмык,

И те, кто живёт на Памире.

4 чтец:

За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце велик,

За слово, как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!

Пятиклассники(поют на мотив песни «Волшебный цветок»).[См. прил. №1]

Приветствие Литературе от 8 класса:

- Приветствуем тебя, многоуважаемая, высокочтимая великая русская Литература, и торжественно восхваляем  в этот чудесный день!

- Благодаря великой русской Литературе, мир узнал таких замечательных классиков – реалистов, романтиков, символистов! Любимейшие всеми А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Астафьев. Все они дети твои, о Литература!

- Навсегда мы сохраним в своём сердце и памяти образы Чацкого, Евгения Онегина, Печорина, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Мастера и Маргариты! Мы свято верим, что в наше время и после нас ты останешься такой же великой, известной, прекрасной! Ты гордость нашего народа, языка, культуры! Слава тебе, Литература!

Король: Церемониймейстер, прошу огласить план Недели.

   (Далее, по приказу короля, церемониймейстер знакомит всех участников с программой предметной Недели, объявляет конкурс на самый активный класс и самого горячего поклонника русского языка (самого активного участника).

(Участниками театрального кружка демонстрируются лингвистические сценки).

«Сценка о падежах». Действующие лица:  Принцесса Пунктуация, Принцесса Орфография, Федя, Придворные. (На сцену выходят принцесса Пунктуация, принцесса Орфография, их слуги. У Орфографии в руках письмо, и оно же на экране)

Принцесса Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

 Принцесса Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

(«Грустные вести» А. Шибаев)

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь – лиса, красивый длинный прут».

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Принцесса Пунктуация:  Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Принцесса Орфография: Да-да, пойду его лечить.

                                        Заставлю правила учить!

Придворный (вбегая): Ваше высочество, принцесса Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Пунктуация: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к принцессе) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Пунктуация: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты так со мною, с принцессой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Ну, Федя.

Пунктуация: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

Казнить нельзя помиловать». Предложение на карточках держат слуги.)

Принцесса: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова«казнить»)  Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Принцесса: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя: Казнить, нельзя помиловать 

Пунктуация: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово «казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:«Не   надо   мне   домой   если   можно»  (предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Принцесса: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте.

(На сцену выходят двое учеников). Сценка об омофонах «Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему-они-несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял?

Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо

будет». Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка» …

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Король Русский язык: Вот ведь как иногда случается. Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся. Есть у меня один знакомый   Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Принцесса Орфографии: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте.

Сценка о падежах. Рассказывают 2 чтеца.

1-ый

Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И  за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: 2-ой

- В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. 1-ый

- Да, переделка, кажется, серьезная нужна. А сам бы смог-то новые придумать имена? 2-ой

- Давно придумал:

Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный!

Придворный:Вот какой ленивый Лежебокин.

Орфографии: И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.

Король Русский язык: Я тоже в это горячо верю.

Ведущий 1:Нашу предметную неделю «Слово – великое дело» мы открываем лингвистическим праздником. А какой же праздник без выступления ораторов. Мы продолжаем наше торжество конкурсом ораторского мастерства. Еще знаменитый немецкий ученый Гегель говорил: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». А известный американский политик Д. Уэбстер сказал очень мудрые слова: «Заберите все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел». Трудно не согласиться с этими утверждениями. Слово очень могущественно.

Ведущая 2. Сегодня ребята попробовали составить собственные речевые высказывания. Они представят их на ваш суд. Выступать с аргументированной речью очень сложно. Её основная задача и - привлечь внимание, вызвать интерес. Слушателей нужно заставить проникнуться доверием к тому, о чем говориться, они должны отозваться на призыв оратора. Аргументированные речи ребят посвящены теме, которая вынесена в девиз нашей предметной недели «Выучи русский язык». Сегодняшние ораторы в краткой и логичной форме должны убедить слушателей в необходимости изучения русского языка. Каждому выступающему отводится 1-1,5 минуты. Итак, слово предоставляется нашим ораторам.([См. приложение №2]. (Жюри засекает время, оценивает ораторов и затем подводит итоги и объявляет победителя).

Вокальная группа 10-11 классов исполняет рэп.[См. приложение №3]

Чтец 1:

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят, в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим, и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Чтец 2 читает стихотворение «Язык» Сергея Скачко. С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь.

(Все участники выходят на сцену).

Король: Дорогие друзья! Данной мне властью объявляю Неделю русского языка и литературы открытой!

Учитель: Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы.

Используемые источники информации.

  1. Л. Т. Григорян. «Язык мой – друг мой». Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителей. М. «Просвещение» 1997 г.
  2. Иванова В. А., З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке». Пособие для учителей. Л. «Просвещение. 1990 г.
  3. Журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Подборка разных лет.
  4. http://festival.1september.ru/articles/613587/.
  5. http:-nsportal.ru›Школа›Внекласснаяработаyazyka-i-literatury.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лингвистического праздника «Наш удивительный язык»»

Методическая разработка лингвистического праздника

«Наш удивительный язык»

учителя русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ СОШ №84 п. Сеятель Колесниковой А. Н.

Методическая разработка лингвистического праздника для 4-11 классов.  Разработка ориентирована для использования во внеклассной работе. Подготовку ведут члены театрального кружка и кружка любителей русской словесности.  К участию в празднике привлечены учащиеся разных возрастных групп. Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы.

Цели:

  • повышение у учащихся познавательного интереса к учебным предметам русский язык и литература;

  • формирование познавательной активности, расширение кругозора.

Задачи:

  • развитие самостоятельности, активной жизненной позиции;

  • развитие творческой активности учащихся, раскрытие творческих способностей членов лингвистического кружка «Родное слово»;

  • укрепить желание глубже заняться изучением русского языка, привлечь в кружок;

  • содействие нравственно-эстетическому воспитанию учащихся;

  • воспитание бережного отношения к слову;

  • создание праздничной творческой атмосферы.

Рекомендации к проведению.

В проведении праздника предполагается большой подготовительный этап. Учащимся 8-11 классов предлагается написать творческие работы для участия в конкурсе ораторского мастерства «Этот великий русский язык». Обучающиеся 4-7 классов учат стихотворения о русском языке для конкурса чтецов, вокальные группы 5, 10-11 классов подготавливают песенные номера по теме праздника, Члены лингвистического кружка готовят тематические сценки. При организации праздника нужно учесть, что для инсценировок понадобятся костюмы, музыкальное сопровождение.

Участники.

Двое ведущих, чтецы – 2 человека – победители прошлогоднего конкурса чтецов о языке, Король Русский язык, Королева Литература, принцессы Орфография и Пунктуация, церемониймейстер, 4 учеников для вступительной сценки «Сон ученика», 2 ученика для «Сценки о пунктуации», 2ученикадля «Сценки о падежах, 2 ученика для сценки «Несуразные вещи».

Сценарий.

Ведущая 1. В некотором царстве в некотором государстве, а именно в школе №84 п. Сеятель жил да был Дмитрий, обыкновенный ученик 5 класса. И мечтал Дмитрий о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Дмитрий, а на нем – царская одежда.

Дима:Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить. Одноклассница Лера: Дима, Дима, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь!

Дима: Я и так царь!

Одноклассница Герда: Не выдумывай! Я же знаю, что ты –Дима, мой одноклассник, а не царь.

Дима: Я сказал – царь!

Одноклассница Герда: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Анжелика Николаевна для нас что–то интересное приготовила

(Голос за кадром.) Задумался Дмитрий. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в школьном государстве.

Дима:Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет)

(Входит Глашатай)

Дима: Эй, слушайте мой указ. (Подаёт глашатаю. Глашатай зачитывает.)

Глашатай: В некотором царстве, школьном государстве, Я, царь – самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Леру и Герду, – чтобы они учили меня уму – разуму.

Дима: Слыхали? А теперь приступайте к моему учению.

Герда: Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как пишется ЧА – ЩА? Через А или через…

Дима(перебивая): Через Е.

Лиза: Ой! Как это?!

Дима: А вот так: я не буду писать слово «чаща», а напишу слово «лес».

Девочки (хором): Какой умный!

Лера:А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы?

Дима: Я не буду писать это слово вообще!

Герда: Почему?

Дима: Потому что слов на «жиши» в моей речи вообще нет!

Девочки: Какой умный!

Дима: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу! (Дима засыпает, девочки снимают с него царские одежды и уходят).

Одноклассница: Дима, просыпайся! Уже первый урок закончился…

Дима (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал!

Ведущий 2.Проснулся Дима обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал.

Дима: Что же я Анжелике Николаевне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать - как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на открытие Недели русского языка я, наверное, опоздал.

Учитель: А вот и нет, Дима!Ты вовремя проснулся, мы как раз начинаем наш лингвистический праздник.

Церемониймейстер:Уважаемые учителя и достопочтимые гости! Приветствуем вас в этом зале. Мы собрались в честь открытия Недели русского языка и литературы. Я прошу выйти сюда Его Величество Русский язык и Её величество Литературу в сопровождении принцесс Орфографии и Пунктуации. Мы должны поприветствовать высокочтимых героев нашего праздника хвалебными словами и признаниями их высокой значимости.(В зал входят король и королева, принцесса Орфография и принцессаПунктуация).

Приветствие Русскому языку:

6 «а» класс.

1 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

В нём столько добра и силы.

В нём слышится русский народ,

В нём слышится голос России.

2 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нём вижу я Пушкина лик,

В нём вижу я лик Толстого.

3 чтец:

Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нём говорят и якут, и калмык,

И те, кто живёт на Памире.

4 чтец:

За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце велик,

За слово, как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!

Пятиклассники(поют на мотив песни «Волшебный цветок»).[См. прил. №1]

Приветствие Литературе от 8 класса:

- Приветствуем тебя, многоуважаемая, высокочтимая великая русская Литература, и торжественно восхваляем в этот чудесный день!

- Благодаря великой русской Литературе, мир узнал таких замечательных классиков – реалистов, романтиков, символистов! Любимейшие всеми А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Астафьев. Все они дети твои, о Литература!

- Навсегда мы сохраним в своём сердце и памяти образы Чацкого, Евгения Онегина, Печорина, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Мастера и Маргариты! Мы свято верим, что в наше время и после нас ты останешься такой же великой, известной, прекрасной! Ты гордость нашего народа, языка, культуры! Слава тебе, Литература!

Король: Церемониймейстер, прошу огласить план Недели.

(Далее, по приказу короля, церемониймейстер знакомит всех участников с программой предметной Недели, объявляет конкурс на самый активный класс и самого горячего поклонника русского языка (самого активного участника).

(Участниками театрального кружка демонстрируются лингвистические сценки).

«Сценка о падежах». Действующие лица:  Принцесса Пунктуация, Принцесса Орфография, Федя, Придворные. (На сцену выходят принцесса Пунктуация, принцесса Орфография, их слуги. У Орфографии в руках письмо, и оно же на экране)

Принцесса Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

 Принцесса Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

(«Грустные вести» А. Шибаев)

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь – лиса, красивый длинный прут».

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Принцесса Пунктуация: Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Принцесса Орфография: Да-да, пойду его лечить.

                                        Заставлю правила учить!

Придворный (вбегая): Ваше высочество, принцесса Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Пунктуация: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к принцессе) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Пунктуация: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты так со мною, с принцессой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Ну, Федя.

Пунктуация: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

Казнить нельзя помиловать». Предложение на карточках держат слуги.)

Принцесса: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова«казнить») Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Принцесса: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя: Казнить, нельзя помиловать 

Пунктуация: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово «казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:«Не   надо   мне   домой   если   можно»  (предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Принцесса: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте.

(На сцену выходят двое учеников). Сценка об омофонах «Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему-они-несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял?

Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо

будет». Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка» …

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Король Русский язык: Вот ведь как иногда случается. Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся. Есть у меня один знакомый   Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Принцесса Орфографии: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте.

Сценка о падежах. Рассказывают 2 чтеца.

1-ый

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И  за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой

- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый

- Да, переделка, кажется, серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые придумать имена?
2-ой

- Давно придумал:

Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный:Вот какой ленивый Лежебокин.

Орфографии: И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.

Король Русский язык: Я тоже в это горячо верю.

Ведущий 1:Нашу предметную неделю «Слово – великое дело» мы открываем лингвистическим праздником. А какой же праздник без выступления ораторов. Мы продолжаем наше торжество конкурсом ораторского мастерства. Еще знаменитый немецкий ученый Гегель говорил: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». А известный американский политик Д. Уэбстер сказал очень мудрые слова: «Заберите все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел». Трудно не согласиться с этими утверждениями. Слово очень могущественно.

Ведущая 2. Сегодня ребята попробовали составить собственные речевые высказывания. Они представят их на ваш суд. Выступать с аргументированной речью очень сложно. Её основная задача и - привлечь внимание, вызвать интерес. Слушателей нужно заставить проникнуться доверием к тому, о чем говориться, они должны отозваться на призыв оратора. Аргументированные речи ребят посвящены теме, которая вынесена в девиз нашей предметной недели «Выучи русский язык». Сегодняшние ораторы в краткой и логичной форме должны убедить слушателей в необходимости изучения русского языка. Каждому выступающему отводится 1-1,5 минуты. Итак, слово предоставляется нашим ораторам.([См. приложение №2]. (Жюри засекает время, оценивает ораторов и затем подводит итоги и объявляет победителя).

Вокальная группа 10-11 классов исполняет рэп.[См. приложение №3]

Чтец 1:

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят, в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим, и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Чтец 2 читает стихотворение «Язык» Сергея Скачко.
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

(Все участники выходят на сцену).

Король: Дорогие друзья! Данной мне властью объявляю Неделю русского языка и литературы открытой!

Учитель: Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы.

Используемые источники информации.

  1. Л. Т. Григорян. «Язык мой – друг мой». Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителей. М. «Просвещение» 1997 г.

  2. Иванова В. А., З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке». Пособие для учителей. Л. «Просвещение. 1990 г.

  3. Журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Подборка разных лет.

  4. http://festival.1september.ru/articles/613587/.

  5. http:-nsportal.ru›Школа›Внекласснаяработаyazyka-i-literatury.

























Приложения.

Приложение №1.

Текст песни на мотив песни «Волшебный цветок».

1.Есть на свете язык самый славный,

Ярок, образен он, величав,

Самый сказочный и небывалый,

Он великим прослыл навсегда.

Припев:

Может, там, за седьмым перевалом,

Заскучаешь и вспомнишь его,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный язык.

2. Вспоминая о русском том чуде,

Вдаль шагая по звонкой земле,

Тот язык любят многие люди,

Хоть и знают, конечно, не все.

Припев:

Приложение №2.

Выступления учеников.

  1. На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России разговаривают более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш язык И. С. Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню». Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведений таких мастеров слова, как И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. Чтение повышает грамотность, а, как гласит народная пословица, «Грамота – к мудрости ступенька».

Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из нас будет хорошо владеть родным языком, то мы сможем четко и точно излагать свои мысли. Ребята, давайте учить русский язык!

  1. Русский язык считается одним из мировых языков, так как на нем говорит несколько миллионов человек. Его прославили великие русские писатели и поэты, произведениями которых зачитываются во многих странах.

Русский язык мелодичен и напевен, в нем очень много красивых слов. В нём много пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые прочно вошли в нашу речь и делают язык еще более ярким и выразительным.

На русском языке говорят и другие народы, живущие в России, так как он считается единым государственным языком, хотя в России 21 республика и в каждой из них есть свой язык.

Важную роль для русского языка русского языка сыграла победа над французами в Отечественной войне 1812 года и победа над немецким фашизмом в войне 1941-1945 годов. Неслучайно А. Ахматова от лица всего русского народа сказала:

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

Если бы Франция или Германия завоевали Россию, то, может быть, в нашей стране люди стали бы говорить на французском или немецком языке, а русский язык постепенно забылся бы. Но он прошел сквозь все войны и остался любимым и родным языком для людей России.

Так что русский язык по праву можно назвать великим и могучим!

  1. Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится размышлять, оценивать свои слова и поступки.

Культура слова – это культура чувств, культура человеческих

отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя Ж.Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители оценивают как отражение пороков развития личности – лености, глупости, высокомерия, зависти.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрениями, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штамповых фраз».

  1. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, стремно, тачка, блин и т.д. Неужели русский язык – такой великий и могучий оскудеет, и мы будем довольствоваться жалкими наборами.

В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общения. А знаете, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертельная казнь? А в 19 веке матершинников воспринимали как безбожников и анархистов.

Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил! Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем. Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости…. Ты­сячелетняя духовная культура, жизнь рус­ского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз­личных жанров — от древнерусских ле­тописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы. Язык любого народа — это его истори­ческая память, воплощенная в слове. Какой будет эта память после нас, зависит от нас с вами, живущими сегодня.


Приложение №3.

Текст для рэпа.

Умирает великий и могучий русский язык.

Кругом безграмотность, дебилизм и мрак.

Я каждый день это слышать уже привык,

Но каждый раз я чувствую, тут что-то не так.


Много новых слов. Одно другого не лучше.

Филологи в панике. Мол, что дальше!

Если б диктора с НТВ услышал Пушкин,

Он погиб бы на дуэли раньше.


Язык - он живой, он растет, меняется.

Он как ребенок. Ломает всё, что ломается.

Не спрашивая, куда можно, а куда нет.

И велик, и могуч, его иммунитет.

Припев.

Респектуем, в натуре,

Русскому языку и русской литературе.

Лайки нашей культуре.

Русскому языку и русской литературе


Чистый лист подъезда. Влечет поэта

Ложатся строки. Про то, про это.

Сарказм и правда. Любовь и зависть.

Если бы не эта инфа, как бы мы вообще развивались?


Взять тот же мат. Осадок горький.

Но как без него на войне и стройке.

Какие рекорды, каких пятилеток?

Но главное, чтоб от души, а не от малолеток.


Наш язык - это кухни и раздевалки.

Наш язык из-под волги и иномарки.

В кабинете врачебном, на столе учебном.

Он не просто слова, он стал большим чем-то.

Припев.

Респектуем, в натуре,

Русскому языку и русской литературе.

Лайки нашей культуре.

Русскому языку и русской литературе


Наш язык как вирус. Всё захватить стремится.

Приставкой и суффиксом стираем границы.

С таким аппетитом, плевать на фигуру.

Мы переварим любую культуру.

Респектуем, в натуре

Пушкину, Чехову, музыканту Юре.

Касте, Шнуру, Мутко и Тургеневу.

Басте, Толстому, Крылову, Есенину.


Респектуем Жванецкому

И Достоевскому

Быкову, Ленину

Кругу, Пелевину.


Булгакову, Бродскому

И Маяковскому,

Окуджаве, Довлатову.

Цою, Высоцкому.

Припев.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!