Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail: elochka_30@mail.ru, адрес сайта http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 40701810800001176228
в УРАЛЬСКИЙ ГУ Банка России г. Екатеринбург,
БИК 046577001 л/с 30906000160 УФК по Свердловской области
(Финансовое управление)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Логопедическая викторина «Загадки осени»
Составитель:
Учитель-логопед Климарёва Дарья Анатольевна
2019 г.
Цель: развитие речевой деятельности воспитанников логопедической группы старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активировать словарь по темам «Осень», «Овощи», «Животные»;
- закрепить умение четко артикулировать поставленные звуки;
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- учить сравнивать по звуковому составу слова, учить подбирать слова с заданным звуком;
- упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- работать над формированием связной речи, учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме;
- формировать умение самостоятельно строить развернутые предложения;
- формировать навыки анализа проблемной ситуации.
Коррекционно-развивающие:
- развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, слуховая память, мышление, воображение);
- развитие чувства ритма и рифмы.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать познавательную мотивацию;
- воспитывать внимательность, дисциплинированность, взаимовыручку, чувства взаимопомощи;
- воспитывать желание говорить правильно и выразительно;
- прививать интерес к родному языку.
Оборудование: плакат с изображением осени в образе девушки; символы команд; оценочные листы для жюри; листы с письменным заданием; изображение упражнения «Лопаточка».
Ход занятия
1. Приветствие
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину. Но это не просто игра, вы будете соревноваться, а какая команда будет самой внимательной и лучше всех отвечать на вопросы, решит наше жюри.
- Прежде чем начать, давайте вспомним, какое правило мы стараемся соблюдать каждый день и в детском саду, и дома?
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
потому что не спешим.
- Молодцы! А теперь скажите, ребята, какое сейчас время года? (осень)
Правильно. На нашу сегодняшнюю викторину пришла сама волшебница Осень. Именно ее загадки мы будем сегодня разгадывать (плакат с изображением осени в образе девушки).
А кто помнит и назовет все осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
А сейчас давайте поприветствуем наши команды, которые названы в честь осенних месяцев.
Представляю Вам первую команду – «Сентябрята». Их символ – оранжевый кленовый листок. Как вы думаете, почему?
Команда, Ваш девиз?
Мы – команда сила!
Мы – команда класс!
Команда «Сентябрята»
Удивит сегодня вас!
Ребята, если вы будете готовы ответить на вопрос, вы должны будете первыми поднять свой флажок.
Вторая команда – «Октябрята». Ваш символ – капелька дождя. Как вы думаете, почему?
Команда, ваш девиз?
Октябрята – дружные ребята,
Мы не зря пришли сюда,
Победим всех без труда!
Ребята, если вы готовы ответить на вопрос, вы должны будете поднять свой флажок.
Третья команда – «Ноябрята». Ваш символ – первая снежинка. Как думаете, почему?
Команда, ваш девиз?
Мы – команда «Ноябрята»,
Пришли сегодня побеждать,
А ну, попробуй нас догнать!
Если вы готовы ответить на вопрос, должны поднять первыми свой флажок.
2. Что ж, с командами мы познакомились. Осталось выбрать капитанов команд, которые будут поднимать флажки. Капитанов выберем при помощи считалочки.
Мы начинаем первый раунд. Он называется «Разминка». Итак, условия разминки: Я зачитываю вопросы. Если команда знает правильный ответ, поднимает флажок и отвечает. За каждый верный ответ жюри выставляет 1 балл. Если команда ответила неверно, у остальных двух есть возможность дать правильный ответ. Начинаем:
1) Из чего состоит любое слово, которое мы слышим или произносим? (подсказка: из букв, из звуков, из цифр)
2) Из чего состоит любое слово, которое мы пишем или читаем? (подсказка: из звуков, из букв, из цифр)
3) Слушайте внимательно и скажите, как называется артикуляционное упражнение: Улыбнуться (зубы видны), широко открыть рот, присосав широкий язык всей поверхностью к нёбу. (подсказка: «Качели», «Лопатка», «Грибок»)
4) Рассмотрите фотографию и скажите, какое упражнение выполняет девочка. (подсказка: «Заборчик», «Лопаточка», «Грибок»).
5) Назовите звук, с которого начинаются все следующие слова: Осень, Облако, Ослик. (звук О)
6) Назовите последний звук во всех следующих словах: листвА, зимА, грозА. (звук А)
7) Посчитайте и назовите количество слогов в слове «вос-пи-та-тель» (4)
8) Послушайте и скажите, какие звуки вы сейчас услышите: речевые или неречевые (неречевые). А почему они называются неречевые? (из них нельзя составить слово).
3. Продолжаем нашу викторину. Второй раунд (на столах ручки) называется «Найди все буквы А». Перед вами на столах листы. На них написаны разные буквы. Ваша задача – найти все буквы А/а (напоминаю, а бывает заглавная и строчная) и нарисовать вокруг нее квадратик. За каждую правильно найденную букву команда получает по 1 баллу. (максимум за задание – 9 баллов).
4. Переменка. Вот и позади два раунда. И пока жюри подводят итоги, мы немножко отдохнем и поиграем в игру «Он – она». Прошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять:
Он слон – она… слониха.
Он лось – она… лосиха.
Он кот – она…
Нет, кончено, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она… моржиха.
Он заяц – она… зайчиха.
Он ёж – она… ежиха.
Он бык – она… корова.
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она корова.
Мы сыграем в третий раз…
Он лев – она… львица.
Он волк – она… волчица.
Он кенгуру – она… кенгуру.
5. Осень – время сбора урожая. Вы знаете, что в садах и огородах всё лето на грядках росли… ОВОЩИ, а на деревьях… ФРУКТЫ. И сейчас самое время их собрать. Третий раунд называется «Соберем урожай». Я буду читать загадку, а команда, знающая ответ на нее, поднимает флажок, после чего дает ответ, а также уточняет: загаданный плод – это овощ или фрукт. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее… (Морковка)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется… (Огурец)
Колобок висит всё лето
Посреди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи. (Капуста)
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щёки докрасна натер
И зовется... (Помидор)
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его порежь – и в чай.
Как зовется? Отвечай. (Лимон)
Дед ее тащил из грядки,
Но один не мог достать.
Все тащили по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но она сидела крепко.
Кто она? Конечно… (Репка)
Овощ сочный, горький, едкий.
Дети любят его редко.
Стрелки собраны в пучок,
И зовется он… (Лучок)
Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только. (Мандарин)
Что грибы опасны эти,
Знают взрослые и дети.
Разбежались по полянке
Эти бледные... (поганки)
Ребята, а поганки – это овощи или фрукты? Правильно, это грибы. Давайте тоже их возьмем с собой. Суп вкусный приготовим. (дети должны сказать, что это гриб брать нельзя – он ядовитый).
6. Переходим к четвертому раунду нашей викторины «Найди картинку со своим звуком». Я вам буду показывать картинку, вы должны определить, что на ней изображено.
У каждой команды будет свой звук. Команда должна собрать только те картинки, которые начинаются именно с их звука.
«Сентябрята» собирают картинки со звуком С,
у команды «Октябрята» - звук Ш,
у команды «Ноябрята» - звук А.
Чтобы забрать картинку, вам надо поднять флажок. Вконце мы посчитаем количество баллов. Каждая верная картинка – 1 балл.
Проверяем (по 5 карточек у каждой команды):
«Сентябрята»: санки, сапоги, скакалка, самокат, слон.
«Октябрята»: шуба, штаны, шоколад, шахматы, шишка.
«Ноябрята»: автобус, арбуз, апельсин, астра, ананас.
7. Конкурс капитанов «Назови ласково». Приглашаются капитаны. Каждому ведущий говорит 5 слов, каждое из которых нужно назвать ласково, например, ложка – ложечка. Команда может подсказать.
«Сентябрята»: огурец – огурчик, лист – листочек или листик, лужа – лужица, шарф – шарфик, сапоги – сапожки.
«Октябрята»: яблоко – яблочко, дерево – деревце, шапка – шапочка, дуб – дубок или дубочек, ёж – ёжик.
«Ноябрята»: яблоня – яблонька, гриб – грибочек, медведь – медвежонок, штаны – штанишки, горох – горошек.
8. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша викторина. Сегодня мы увидели, как вы старались быть активными и внимательными, выполняли задания. Старайтесь говорить красиво, чётко и ясно!
А сейчас послушаем наше жюри, которое подведет итоги.
Жюри подводит итоги викторины, награждает всех участников наклейками.
11