СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер - класса «Использование нейротренажеров как средства коррекции и развития обучающихся с ОВЗ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: создание условий образовательной среды для освоения педагогами современного коррекционного метода в обучении школьников с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер - класса «Использование нейротренажеров как средства коррекции и развития обучающихся с ОВЗ»»

МБОУ «Краснокамская адаптивная школа-интернат»







Методическая разработка мастер - класса

Тема: «Использование нейротренажеров как средства коррекции и развития обучающихся с ОВЗ».







Автор-разработчик:

Фаталиева Айгун Муршудовна,

учитель-логопед,

МБОУ «Краснокамская

адаптивная школа-интернат»



г. Краснокамск, 2024 г.




Мастер-класс: «Использование нейротренажеров как средства коррекции и развития обучающихся с ОВЗ».


Цель мастер-класса: создание условий образовательной среды для освоения педагогами современного коррекционного метода в обучении школьников с ОВЗ.

Задачи мастер-класса:

  1. познакомить с преимуществами метода нейротехнологии как средства коррекции и развития обучающихся с ОВЗ посредством использования нейротренажеров;

  2. совместно с педагогами отработать методические приемы использования нейротренажеров через выполнение упражнений различных видов;

  3. способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Целевая аудитория: педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ.

Форма организации мастер-класса: фронтальная, групповая.

Образовательные технологии: метод нейротехнологии, методы здоровьесбережения, игровой метод, создание ситуации успеха, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход.

Материально- техническое оснащение: компьютер, проектор, магнитная доска, карточки тест Струпа - 5 шт., мишень для рефлексии, магниты. Оборудование для практической части: нейротренажеры: балансиры «Бильгоу» - 5 шт, нейромячи 6 шт., нейромешочки-6 шт., балансир для рук с лабиринтом – 6 шт.


Ход мастер-класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапов мастер-класса



Деятельность

учителя-мастера

Деятельность участников мастер-класса

1.1. Организационно-подготовительный этап.

Приветствует коллег:

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Фаталиева Айгун Муршудовна, учитель – логопед «Краснокамской адаптивной школы-интернат».

Приветствуют педагога

1.2. Мотивация на совместную творческую деятельность

Уважаемые коллеги, предлагаю пройти небольшой тест.

Раздает тест - Струпа «Назови цвет»

Взгляните на картинку: вам надо не читать слова, написанные на ней, а назвать цвета, которыми они написаны. И делать это надо как можно быстрее!

Расскажите вы легко справились с этим заданием? — Это объясняется конфликтом левого и правого полушарий: левое стремится прочитать слово, а правое - назвать цвет, которым оно написано.

Слайд Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Функции межполушарных связей:

  • Эмоциональная устойчивость к негативным факторам, эмоционально-волевая сфера;

  • Координация движений, моторно-двигательная сфера;

  • Успешное усвоение информации, ее анализ, когнитивные способности.



Выполняют тест, называют цвета.



Ответы педагогов.


Воспринимают информацию

1.3. Актуальность

Слайд: Проблемы: ребёнок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно даётся обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации.

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, это приводит к ряду проблем, в результате ребёнок с трудом усваивает обучающий материал. Такие проблемы мы наблюдаем при работе с ребенком с ОВЗ.

Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности?

Воспринимают информацию

1.4.Формулирование темы и задач мастер-класса

Для решения данной проблемы предлагаю, вам познакомится с применением методов нейротехнологии - использование нейротренажеров.

Демонстрирует слайд с темой, целью и задачами мастер-класса.

Знакомятся с целью и задачами мастер-класса

2. Основная часть.

2.1. Блок учебной информации


Слайд Нейротехнология включает в себя использование: нейрогимнастики, нейротренажеров, нейродорожек, нейротаблиц, и направлена на развитие интеллектуальных возможностей ребёнка, через обеспечение необходимого энергетического тонуса нервной системы способствующее развитию психических процессов.

Использование нейротренажеров применяю в групповой, подгрупповой и индивидуальной логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд Нейротренажеры — это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг.

Хотелось бы подчеркнуть, что нейротренажеры успешно применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми различного возраста и психофизическими особенностями, показывая высокую эффективность.

Слайд. Категории пользователей, в работе с которыми возможно использование нейротренажеров.

Категория детей:
• Дети от 4 до 12 лет без особенностей психофизического развития (поддержание качества жизни, обучаемости);
• Дети от 4 до 12 лет практически с любыми особенностями психофизического развития (коррекция особенностей психофизического развития);
• Подростки и студенты (повышение обучаемости и качества жизни);
• Спортсмены (улучшение и поддержание физической формы).
Категории взрослых:
• Взрослые (повышение качества жизни, профилактика заболеваний высшей нервной системы, опорно-двигательного аппарата);
• Перенесшие инсульт (реабилитация и восстановление);
• Перенесшие различные травмы головного мозга (реабилитация
и восстановление);
• Перенесшие травмы опорно-двигательного, вестибулярного аппарата
(реабилитация и восстановление):
• Пожилые люди (поддержание качества жизни);
• Спортсмены (улучшение и поддержание уровня физической подготовки).
Так же стоит отметить высокую эффективность в профилактических и развивающих занятиях. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейронных связей.

Слайд Области применения балансировочного комплекса:
• нейропсихология;
• логопедия;
• дефектология;
• коррекционная и сиециальная педагогика;
• реабилитация и восстановление;
• неврология;
• лечебная физкультура (ЛФК);
• различные виды спорта;
• геронтология;
• поддержание инвалидов.

Кроме того, использование нейротренажеров является очень удачным
методом работы с детьми, у которых отмечается снижение учебной мотивации или наличие дефицита внимания и/или гиперактивность. За счет высокой вариативности элементов и возможных упражнений, данный метод позволяет значительно повысить эффективность коррекции психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд Положительный эффект при коррекционно-развивающих мероприятиях:
• улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
• развитие координации, крупной и мелкой моторики ребенка;
• совершенствование межполушарного взаимодействия;
• развитие зрительно-пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела, чувства времени и пространства у ребенка;
• развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка;
• улучшение показателей внимания — объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение;
• улучшение саморегуляции и самоконтроля;
• снижение лабильности эмоциональной сферы ребенка, повышение самооценки, уверенности в себе.

Работа с нейротренажерами требует соблюдения алгоритма проведения, и имеются противопоказания. Ознакомится с рекомендациями применения нейротренажеров, можно отсканировав QR - код. Слайд

Воспринимают информацию

2.2. Отработка практических навыков

Предлагаю познакомиться с приемами работы с нейротренажерами такими, как: балансировочная доска «Бильгоу», нейромячи и нейромешочки, балансир для рук, напольная мишень.

Организует демонстрацию нейроприемов на практике.

Упражнение №1

Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие темпо-ритмической стороны речи, закрепление нормированного произношения звука щ, координацию речи с движением.

Работа в парах. Встаньте парами друг напротив друга, возьмите мяч в правую руку. Перекладывание 2 предметов, сопровождаем стихотворением. 1 пара перекладывает мячи из руки в руку, 2 пара - перекладывает из своей руки в руку коллеге, мяч перекладываем за спиной в другую руку, возвращаем в исходное положение. 3 пара перекладывает нейромешочки. При этом повторяем скороговорку.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.










Выполняют упражнение по инструкции.


Умение держать равновесие, которое проявляется в способности быть спокойным и устойчивым – важный показатель развития ребенка, как с физиологической точки зрения, так и с точки зрения обучения.

Упражнение № 2

Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие чувства равновесия, координации движений, регуляции мышечного тонуса, концентрации внимания, развитие познавательных функций.

Встаем на балансир в исходное положение №1, большие пальцы ног поставьте в синие уголочки. Если у ребенка, есть противопоказания, упражнение можно выполнять только с мячами. Попробуем базовые приемы работы с нейромячами. Все упражнения выполняем 3 раза.

Мяч в правой руке, отбиваем и ловим.

Мяч в левой руке, отбиваем и ловим.

Мяч отбиваем правой рукой, ловим левой, перекладываем в правую.

Мяч подбрасываем правой рукой, ловим правой.

Мяч подбрасываем левой рукой, ловим левой.

Усложняем задачу.

Мяч подбрасываем правой рукой, хлопок, ловим правой.

Мяч подбрасываем правой рукой, плечо, ловим правой.

Молодцы!











Выполняют упражнение по инструкции.


Упражнение №3 «Балансир для рук»

Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие чувства равновесия, координации движений, развитие темпо-ритмической стороны речи, закрепление нормированного произношения звука с, координацию речи с движением.

Прошу взять в руки ручной балансир, троим участникам встать на балансир доску «Бильгоу». Двое участников на балансир не встают.

1 участник работает с балансиром для рук – проходит лабиринт с помощью шарика от начала до конца.

2 участник работает с балансиром для рук – проходит лабиринт с помощью шарика от начала до конца и произносит буквы, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика.

3 участник встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слоги, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика.

4 участник - встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слоги, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика.

5 участник - встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слова предложения, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика.

Молодцы!










Выполняют упражнение по инструкции.


Упражнение № 4 (Резервное)

Использование нейротренажеров позволяет отрабатывать любые школьные задания, например:

Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Прошу встать на балансир, взять в правую руку мяч, перед вами мишень с мнемотаблицей стихотворения. Ваша задача последовательно попадать нейромячом в цель и произносить слово или строчку из стихотворения, соответствующую данному схематическому рисунку.

Один из участников мастер класса выполняет упражнение.


Вариации упражнений на слайде: «Интеграция с учебными предметами»

«Таблица умножения»

Встать на балансир, взять в правую руку мяч, перед вами мишень с таблицей умножения. Ваша задача попасть в цель – цифру – ответ того примера, который назвал ведущий. Например, если ведущий говорит 6 умножить на 6 вы должны мячиком попасть в цифру 36.

«Скажи и отбей мяч нужной рукой»

Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ведущий показывает картинку, ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками, если в слове есть звук [С], движение отбрасывает мяч правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой.

Воспринимают информацию на слайдах

3. Заключительное слово.

Рефлексия.

Эта лишь часть представленных упражнений с использованием нейротренажеров, и вы можете воспользоваться ими или составить свои, не менее интересные, но всё равно вы обязательно убедитесь, что использование нейропсихологических методов и приёмов способствует эффективному преодолению и коррекции имеющихся нарушений у детей с ОВЗ. Ознакомится с рекомендациями применения нейротренажеров, можно отсканировав QR - код. Слайд

Сейчас, предлагаю вам оценить представленный опыт. На доске мишень, прикрепите магнит на желтое поле мишени, если опыт был полезен, и вы будете применять на практике, в красное поле, если опыт полезен, но вы подумаете, где его можно применить, если вы, не будете применять данную технологию, прикрепите магнит в синее поле мишени.






Осмысливают содержание мастер-класса, выходят и прикрепляют магнит в соответствующее поле.