г. Краснокамск, 2024 г.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапов мастер-класса | |
| Деятельность учителя-мастера | Деятельность участников мастер-класса |
1.1. Организационно-подготовительный этап. | Приветствует коллег: Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Фаталиева Айгун Муршудовна, учитель – логопед «Краснокамской адаптивной школы-интернат». | Приветствуют педагога |
1.2. Мотивация на совместную творческую деятельность | Уважаемые коллеги, предлагаю пройти небольшой тест. Раздает тест - Струпа «Назови цвет» Взгляните на картинку: вам надо не читать слова, написанные на ней, а назвать цвета, которыми они написаны. И делать это надо как можно быстрее! Расскажите вы легко справились с этим заданием? — Это объясняется конфликтом левого и правого полушарий: левое стремится прочитать слово, а правое - назвать цвет, которым оно написано. Слайд Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Функции межполушарных связей: Эмоциональная устойчивость к негативным факторам, эмоционально-волевая сфера; Координация движений, моторно-двигательная сфера; Успешное усвоение информации, ее анализ, когнитивные способности. | Выполняют тест, называют цвета. Ответы педагогов. Воспринимают информацию |
1.3. Актуальность | Слайд: Проблемы: ребёнок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно даётся обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, это приводит к ряду проблем, в результате ребёнок с трудом усваивает обучающий материал. Такие проблемы мы наблюдаем при работе с ребенком с ОВЗ. Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности? | Воспринимают информацию |
1.4.Формулирование темы и задач мастер-класса | Для решения данной проблемы предлагаю, вам познакомится с применением методов нейротехнологии - использование нейротренажеров. Демонстрирует слайд с темой, целью и задачами мастер-класса. | Знакомятся с целью и задачами мастер-класса |
2. Основная часть. 2.1. Блок учебной информации | Слайд Нейротехнология включает в себя использование: нейрогимнастики, нейротренажеров, нейродорожек, нейротаблиц, и направлена на развитие интеллектуальных возможностей ребёнка, через обеспечение необходимого энергетического тонуса нервной системы способствующее развитию психических процессов. Использование нейротренажеров применяю в групповой, подгрупповой и индивидуальной логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Слайд Нейротренажеры — это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Хотелось бы подчеркнуть, что нейротренажеры успешно применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми различного возраста и психофизическими особенностями, показывая высокую эффективность. Слайд. Категории пользователей, в работе с которыми возможно использование нейротренажеров. Категория детей: • Дети от 4 до 12 лет без особенностей психофизического развития (поддержание качества жизни, обучаемости); • Дети от 4 до 12 лет практически с любыми особенностями психофизического развития (коррекция особенностей психофизического развития); • Подростки и студенты (повышение обучаемости и качества жизни); • Спортсмены (улучшение и поддержание физической формы). Категории взрослых: • Взрослые (повышение качества жизни, профилактика заболеваний высшей нервной системы, опорно-двигательного аппарата); • Перенесшие инсульт (реабилитация и восстановление); • Перенесшие различные травмы головного мозга (реабилитация и восстановление); • Перенесшие травмы опорно-двигательного, вестибулярного аппарата (реабилитация и восстановление): • Пожилые люди (поддержание качества жизни); • Спортсмены (улучшение и поддержание уровня физической подготовки). Так же стоит отметить высокую эффективность в профилактических и развивающих занятиях. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейронных связей. Слайд Области применения балансировочного комплекса: • нейропсихология; • логопедия; • дефектология; • коррекционная и сиециальная педагогика; • реабилитация и восстановление; • неврология; • лечебная физкультура (ЛФК); • различные виды спорта; • геронтология; • поддержание инвалидов. Кроме того, использование нейротренажеров является очень удачным методом работы с детьми, у которых отмечается снижение учебной мотивации или наличие дефицита внимания и/или гиперактивность. За счет высокой вариативности элементов и возможных упражнений, данный метод позволяет значительно повысить эффективность коррекции психического развития детей с особыми образовательными потребностями. Слайд Положительный эффект при коррекционно-развивающих мероприятиях: • улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка; • развитие координации, крупной и мелкой моторики ребенка; • совершенствование межполушарного взаимодействия; • развитие зрительно-пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела, чувства времени и пространства у ребенка; • развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка; • улучшение показателей внимания — объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение; • улучшение саморегуляции и самоконтроля; • снижение лабильности эмоциональной сферы ребенка, повышение самооценки, уверенности в себе. Работа с нейротренажерами требует соблюдения алгоритма проведения, и имеются противопоказания. Ознакомится с рекомендациями применения нейротренажеров, можно отсканировав QR - код. Слайд | Воспринимают информацию |
2.2. Отработка практических навыков | Предлагаю познакомиться с приемами работы с нейротренажерами такими, как: балансировочная доска «Бильгоу», нейромячи и нейромешочки, балансир для рук, напольная мишень. Организует демонстрацию нейроприемов на практике. Упражнение №1 Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие темпо-ритмической стороны речи, закрепление нормированного произношения звука щ, координацию речи с движением. Работа в парах. Встаньте парами друг напротив друга, возьмите мяч в правую руку. Перекладывание 2 предметов, сопровождаем стихотворением. 1 пара перекладывает мячи из руки в руку, 2 пара - перекладывает из своей руки в руку коллеге, мяч перекладываем за спиной в другую руку, возвращаем в исходное положение. 3 пара перекладывает нейромешочки. При этом повторяем скороговорку. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. | Выполняют упражнение по инструкции. |
| Умение держать равновесие, которое проявляется в способности быть спокойным и устойчивым – важный показатель развития ребенка, как с физиологической точки зрения, так и с точки зрения обучения. Упражнение № 2 Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие чувства равновесия, координации движений, регуляции мышечного тонуса, концентрации внимания, развитие познавательных функций. Встаем на балансир в исходное положение №1, большие пальцы ног поставьте в синие уголочки. Если у ребенка, есть противопоказания, упражнение можно выполнять только с мячами. Попробуем базовые приемы работы с нейромячами. Все упражнения выполняем 3 раза. Мяч в правой руке, отбиваем и ловим. Мяч в левой руке, отбиваем и ловим. Мяч отбиваем правой рукой, ловим левой, перекладываем в правую. Мяч подбрасываем правой рукой, ловим правой. Мяч подбрасываем левой рукой, ловим левой. Усложняем задачу. Мяч подбрасываем правой рукой, хлопок, ловим правой. Мяч подбрасываем правой рукой, плечо, ловим правой. Молодцы! | Выполняют упражнение по инструкции. |
| Упражнение №3 «Балансир для рук» Направлено на: развитие крупной и мелкой ручной моторики, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие чувства равновесия, координации движений, развитие темпо-ритмической стороны речи, закрепление нормированного произношения звука с, координацию речи с движением. Прошу взять в руки ручной балансир, троим участникам встать на балансир доску «Бильгоу». Двое участников на балансир не встают. 1 участник работает с балансиром для рук – проходит лабиринт с помощью шарика от начала до конца. 2 участник работает с балансиром для рук – проходит лабиринт с помощью шарика от начала до конца и произносит буквы, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика. 3 участник встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слоги, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика. 4 участник - встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слоги, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика. 5 участник - встает на балансир, берет балансир для рук, произносит слова предложения, написанные на лабиринте, по мере прохождения шарика. Молодцы! | Выполняют упражнение по инструкции. |
| Упражнение № 4 (Резервное) Использование нейротренажеров позволяет отрабатывать любые школьные задания, например: Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники. Прошу встать на балансир, взять в правую руку мяч, перед вами мишень с мнемотаблицей стихотворения. Ваша задача последовательно попадать нейромячом в цель и произносить слово или строчку из стихотворения, соответствующую данному схематическому рисунку. | Один из участников мастер класса выполняет упражнение. |
| Вариации упражнений на слайде: «Интеграция с учебными предметами» «Таблица умножения» Встать на балансир, взять в правую руку мяч, перед вами мишень с таблицей умножения. Ваша задача попасть в цель – цифру – ответ того примера, который назвал ведущий. Например, если ведущий говорит 6 умножить на 6 вы должны мячиком попасть в цифру 36. «Скажи и отбей мяч нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ведущий показывает картинку, ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками, если в слове есть звук [С], движение отбрасывает мяч правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой. | Воспринимают информацию на слайдах |
3. Заключительное слово. Рефлексия. | Эта лишь часть представленных упражнений с использованием нейротренажеров, и вы можете воспользоваться ими или составить свои, не менее интересные, но всё равно вы обязательно убедитесь, что использование нейропсихологических методов и приёмов способствует эффективному преодолению и коррекции имеющихся нарушений у детей с ОВЗ. Ознакомится с рекомендациями применения нейротренажеров, можно отсканировав QR - код. Слайд Сейчас, предлагаю вам оценить представленный опыт. На доске мишень, прикрепите магнит на желтое поле мишени, если опыт был полезен, и вы будете применять на практике, в красное поле, если опыт полезен, но вы подумаете, где его можно применить, если вы, не будете применять данную технологию, прикрепите магнит в синее поле мишени. | Осмысливают содержание мастер-класса, выходят и прикрепляют магнит в соответствующее поле. |