СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер-класса "Китайская музыка" по теме "Смысловое чтение"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практически никто не знает ничего о китайской музыке, поэтому сразу заинтересует фрагмент из китайской оперы. Анализ текстов китайских мудрецов может удивить и восхитить. Даны конкретные приемы работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер-класса "Китайская музыка" по теме "Смысловое чтение"»

Мастер – класс «История создания музыки Китая»

по теме «смысловое чтение».


  1. Орг момент.

- Что вы знаете о музыке Китая?

Между тем, музыкальная культура этой страны — одна из самых древних на планете. Первые упоминания о музыке китайцев дошли до нас в виде мифов и легенд. Специалисты датируют их примерно IV—III тысячелетиями до н. э.

О значимости и общественном статусе музыки в Китае свидетельствует тот факт, что еще до нашей эры при дворе китайских императоров существовали специальные ведомства, которые отвечали за музыкальные церемонии, следили за правильностью исполнения музыки. Китайские ученые уже во времена эпохи Хань (206 до н. э. — 581 н. э.) занимались собиранием традиционных песен различных областей Китая. Для сравнения — первый сборник русских народных песен появился лишь в конце XVIII века.

Предлагаю посмотреть фрагмент китайской оперы. https://www.youtube.com/watch?v=PIXyQsC229w

-Удивлены? Давайте разберемся.


  1. Перед вами высказывания китайских мудрецов о музыке.

Работа в группе.

- Выделите, пожалуйста, главную мысль каждого текста и запишите в виде тезиса на зеленый листочек.

А) Настроение музыки зависит от политики.

Б) Упорядоченность звуков приносит покой и гармонию человеку.

В) Через музыку людей императоры направляли и управляли.

Г) Воздействие музыки на организм человека/управление музыкой.


Учитель вывешивает и озвучивает тезисы.

- Давайте совместно определим объекты и субъекты текстов. (государство, музыка, человек)

Учитель создает схему на доске (листы кр., голуб., желт.)

-В группе создайте «схему созависимости» на обратном листе текстов.

Озвучьте, пожалуйста. Спасибо.

- Тео­рия ки­тай­ской му­зы­ки ба­зи­ро­ва­лась на ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ном в стра­нах Древ­не­го Во­сто­ка прин­ци­пе при­зна­ния опре­де­ля­ю­щей роли еди­но­го звука, то есть звука, взя­то­го от­дель­но. В этом и за­клю­ча­ет­ся ко­рен­ное от­ли­чие тео­рии му­зы­ки боль­шин­ства стран Древ­не­го Во­сто­ка и ан­тич­но­сти, в ко­то­рой гла­вен­ству­ю­щая роль от­во­дит­ся ме­ло­ди­че­ско­му обо­ро­ту.


Поработав с данными текстами, мы с вами поняли, как и для чего создавалась музыка в Китае, то есть в конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчеркивалась ее общественная и политическая роль, музыка рассматривалась как одно из средств управления государством и как существенный фактор воспитания людей и достижение общественной гармонии.



Раздаточный материал для групп.


В мирное время, когда управление правильно и гармонично, музыка выражает спокойствие и радостью. Во время смуты, когда управление пристрастно и несправедливо, музыка выражает недовольство и гнев. Во времена гибели государства, когда народ отягощен невзгодами, музыка выражает скорбь и озабоченность. Настроение музыки связано с политикой.

Первая гамма (гун) означает властителя, вторая (шан) – его слуг, третья (цзюе) – народ, четвертая (чжи) – трудовую повинность, пятая (юй) - вещи. Когда правильны пять эти звуков, то музыка гармонична. Когда же первая нота расстроена, то звук грубый. Значит князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный. Значит чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук печальный – народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный - трудовая повинность тяжела. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный – вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие. Когда дошло до этого, государство может погибнуть со дня на день. (Юэ Цзи «Записки о музыке» глава 37.)



В музыке должно существовать упорядоченность звуков. При слишком громком звуке человек приходит в состояние потрясения, а если в состоянии потрясения слушать громкий звук, ухо не в состоянии будет его вместить. Поскольку оно не в состоянии его вместить, создастся затор и , в следствие этого, потрясение душевное. При слишком слабом звуке человек приходит в состояние расслабленности, а если в состоянии расслабленности слушать тихий звук, уху его будет не хватать. Поскольку его будет не хватать, создастся нехватка звука и, как в следствие этого, пустота в душе. Если звук будет слишком высоким, он внушит тревогу, а если в тревожном состоянии слушать высокий звук, в ушах будет стоять высокий звон, человек вследствие этого перестанет различать звуки, окажется на грани душевного истощения. Если звук будет слишком низок, он вызовет удрученность, а если в состоянии удрученности слушать низкий звук, ухо его не схватит, впадет в следствие этого в рассеяность, а затем на это разгневается и человек. Посему не слишком громкий, ни слишком тихий, ни слишком высокий, ни слишком низкие звуки нельзя отнести к звукам упорядоченным.

Что же есть звуки упорядоченные? Звуки упорядоченные есть звуки серединного положения, посередине между малым и большим, легким и тяжелым. Среднее и зовется упорядоченным. И если упорядоченным образом внимать упорядоченным звукам, в душе наступит гармония. Радость тогла не чрезмерна, а равновесие и покой совершенны.

( Люйши Чуньцю «Весны и осени господина Люя» III в. до н.э.)

Музыка – это то, что рождается из мелодий. А их основа – в чувствах человеческого сердца (души), пробужденных внешним миром. Вот почему, когда сердце человека потревожено печалью, звуки его музыки порывисты и резки, когда на сердце человека покойно, звуки его музыки широки и мягки; когда на сердце человека радостно, звуки его музыки раскатисты и слышны далеко; когда на сердце человека чувство гнева, звуки его музыки грубы и свирепы; когда на сердце человека чувство благоговения, звуки его музыки прямы и сдержанны; когда сердце человека исполнено любовных чувств, звуки его музыки гармоничны и нежны. Эти шесть чувств не заложены в человеческой природе, это – движение сердца человека, порожденные в нем внешним миром вещей. Поэтому прежние (мудрые) ваны были очень внимательны к тому, что возбуждала чувства людей, и поэтому с помощью обрядов и ритуала они направляли желания людей, с помощью музыки они приводили в гармонию звуки их мелодий, с помощью управления они объединяли действия людей, наказаниями предупреждали их пороки. Так обряды, музыка, наказания и управление становились едиными в своих целях, и этим (ваны) объединяли сердца народа и вели его по истинному пути управления.

(Сыма Цянь «Исторические записки»)

Мелодия и музыка потрясают наши органы и воздействуют на нашу кровь, проникают в глубины души и приводят в гармонию истинные чувства человека. Тон гун воздействует на селезенку и приводит в гармоническое состояние истинную мудрость; тон шан воздействует на легкие и приводит в гармоническое состояние истинный долг человека; тон цзюе воздействует на печень и приводит в гармоническое состояние истинное человеколюбие в человеке; тон чжи воздействует на сердце и приводит в гармонию истинные приводит в гармоническое состояние обряды и ритуал; тон юй воздействует на почки и приводит в гармоническое состояние истинны й разум человека. Поэтому музыка помогает в самом человеке выправлять и проявлять истинные чувства, а вовне помогает различать знатных и простых; в верхах ее используют для служения в храме предков, в низах музыку используют для преобразование черни.

(Сыма Цянь «Исторические записки»)