| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ейский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края (ГБПОУ «Ейский медицинский колледж») |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
математическая гостиная
Тема: «Математика и математики в годы
Великой Отечественной войны»
учебная дисциплина
ОУД.07. Математика
специальность 34.02.01 Сестринское дело
| Разработчик: Киреева Н.В., преподаватель |
2024
Пояснительная записка
Чем дальше отодвигается последний день войны, тем значимей выглядит победа нашего народа. В 2024 году наша страна отмечает 79-ю годовщину Победы над фашистскими захватчиками. Тема данного мероприятия актуальна во все времена, потому что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, а современные студенты знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забывают. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков.
Целью мероприятия является повышение образовательного уровня студентов, изучение и обобщение материалов о вкладе отечественной математики и ученых-математиков в Победу нашего народа в Великой Отечественной Войне, воспитание чувства патриотизма и гордости за родную страну.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по данной теме.
- Раскрыть личный вклад советских математиков на фронтах Великой Отечественной войны.
- Определить роль науки математики в научных изобретениях для превосходства армии.
Вид занятия: математическая гостиная
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Время мероприятия: 45 минут.
Место проведения – (аудитория)
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентации.
Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, технология исследовательского метода, развивающая.
Межпредметные связи:
1.ОУД.11. Физика
2.ОУД.12. Химия
3. ОУД.04. История
Общие компетенции, формированию которых способствует математическое мероприятие:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Практическая значимость мероприятия определяется возможностью применения материалов на уроках математики, а также во время проведения внеклассных мероприятий для повышения образовательного уровня студентов и для воспитания у них чувства патриотизма и гордости за родную страну.
Методическая разработка включает в себя пояснительную записку, сценарий мероприятия, фотоотчет, приложение (презентацию), рецензию.
Математическая гостиная
«Математика и математики в годы
Великой Отечественной войны»
«Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты — всё это несло на себе отпечаток предварительной научно-исследовательской мысли и обработки».
Президент АН СССР
С. И. Вавилов
Преподаватель:
Со времени Победы прошло почти 80 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Студент 1:
Двадцать второго июня 1941 года на нашу страну обрушилась самая тяжёлая и кровопролитная война в истории России - Великая Отечественная война. Она принесла огромные страдания и тяготы нашему народу.
Студент 2: (читает стихотворение):
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Студент 3:
Прошло 79 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности математике.
Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвящённых фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Студент 4: Обратимся к фактам.
23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Артиллерия
Студент 5:
Математические знания были нужны непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части.
Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона «Государство» говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: «При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает».
Исследованием артиллерийских систем занимались Остроградский и Чебышев , и последующие поколения ученых.
Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить.
Студент 6:
Во время войны выявилась полезная возможность использования тихоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбардировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания. Возникла срочная задача производства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Студент 7:
Первая отечественная радиолакационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева. Она позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях 100-145 км. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.
Роль математики в авиации.
Студент 8:
Роль математики в военном деле велика. В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машин.
Студент 9:
Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. Интенсивная творческая деятельность ученых МГУ в области аэродинамики накануне и в годы войны значительно укрепляли научную основу, на которую опиралось совершенствование нашей авиации. В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С. Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности. Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде.
Студент 10:
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики) Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследовании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях.
Студент 11: Колмогоров Андрей Николаевич
Советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века. Во время Великой Отечественной Войны увеличил эффективность огня артиллерии, повысил меткость стрельбы, используя свои работы по теории вероятности, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов.
Студент 12: Четаев Николай Гурьевич.
Предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.
Студент 13:Крылов Алексей Николаевич.
Его труды по непотопляемости кораблей были использованы нашим Военно-Морскими силами.
Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Студент 14: Котин Джозеф Яковлевич
Под руководством Джозефа Яковлевича Котина был создан Танкоград - Уральский Кировский завод. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта. За годы войны Котиным Д .Я. и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Заводы Танкограда дали фронту: каждый третий снаряд; каждый второй танк.
Студент 15:
Трал П.М. Мугалева дал возможность проходить минные поля противника.
Студент 16:
С помощью простого и эффективного оружия, предложенного А.Т. Качугиным (бутылка с горючей жидкостью), поджигались фашистские танки на подступах к Москве.
Студент 17:
В осажденном Ленинграде великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов.
Они защищали Родину
Студент 18:
Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков Г.М. Бавли, М.В.Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Таким образом, велика роль отечественных математиков в личном вкладе в Победу. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Многие не вернулись с фронта и множество блестящих математических замыслов осталось неосуществлёнными.
Студент 19: Ляпунов Алексей Андреевич.
Добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии. Алексей Андреевич Ляпунов храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны был избран член - корреспондентом АН СССР.
Студент 20: Линник Юрий Владимирович.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 - 1972).
Студент 21: Гвай Иван Исидорович.
Расчеты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. С этим связана такая история: когда И. Гвай пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?» В ответ услышали: «Стреляет на фронте!» Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
Студент 22: Бородин Алексей Иванович
Нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.
Преподаватель:
Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества. Героический порыв в годы войны получил продолжение в стремительном послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, развитии науки, выходе в космическое пространство, создании ядерного щита и в конечном итоге— превращении Советского Союза в могучую сверхдержаву. Во всем этом— величие и историческое значение великих умов России!
В каждой семье помнят о заслугах дедушек и бабушек, других близких родственников.
Банк данных о прохождении боевого пути, месте призыва, боевых подвигах и наградах содержат такие ресурсы, как «Память народа», «подвиг народа», информацию о погибших и пропавших без вести можно найти на сайте «Мемориал».
Информация на этих сайтах постоянно обновляется и пополняется. Вы сами можете дополнить её, например, фотографией Вашего родственника.
Предлагаю вам попробовать найти информацию о Вашем родственнике прямо сейчас.
По найденной информации вы можете сделать альбом, либо презентацию, они будут храниться в вашей семье.