Методическая разработка учителя истории и обществознания
МОУ «СОШ №2» с.п. Куба
Карамурзовой Залины Хасанбиевны
2024г.
«Методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужная. Ведь благодаря именно этой работе выявляются ребята, имеющие ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых.
Поэтому цель современной школы - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся. А целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является выявление талантливых и одарённых детей.
Можно поставить вопрос, какого ребёнка читать одарённым, как правильно построить работу с ним, чтобы раскрыть его творческие способности. Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
– интеллектуальной;
– творческой;
–дети, которые хорошо учатся в школе;
– общения и лидерства;
– художественной деятельности;
– двигательной сфере
Обычно я использую различные формы урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Использую метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных. Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии. Начиная работу с детьми, я стараюсь вызвать устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. Поделюсь наиболее интересными методами и приемами работы:
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету. II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Урок. Главная работа начинается на уроке. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы , как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности, задания творческого характера.
Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д. на уроке истории России в 6 классе по теме: "Древние славяне предлагается заполнить схему"
Задание: Определите какие племена проживали на севере, юге, востоке и западе, почему они так назывались?
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. Например: Кроссворд по предмету "истории" на тему "История России"
На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе сочинения. Широко использую групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания.
- прием «три уровня домашнего задания» учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
- прием «особое задание». продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
- прием «энциклопедист» предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
- прием «молодой учитель» ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
На уроках истории использую такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов. Использование таких форм работы на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний. Используя в своей работе ИКТ технологии я создаю условия для активного участия обучающихся в учебном процессе. Однако при этом нельзя забывать, что многообразие возможностей Интернет-ресурсов и электронных изданий в образовании это не панацея. Педагогам необходимо объективно смотреть на новые технологии, выявлять их позитивные и негативные стороны и использовать их потенциал с пользой для обучающихся. Мною разработано более 25 компьютерных презентаций, которые успешно применяются в процессе обучения истории и обществознания школьников с 6 по 11 класс
Поделюсь также наиболее интересными приемами работы:
1.«Удивляй». Привожу факты из новой темы, интригующие ребят.
2.Театрализация (по каким-то вопросам темы)
3.Путешествие по карте. Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
4.« Многоуровневый анализ картины»
В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.
Пример: Вопросы и задания к репродукции картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» », история, 7 класс.
Историко-логический анализ:
1.Разделите картину на мизансцены. Назовите их.
2.Опишите действия каждой.
3. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?
Аксиологический анализ:
1.Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?
2.На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?
Критический анализ:
1.Может ли картина Сурикова быть историческим источником?
2.В чем субъективизм автора?
3.Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?
4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 18 в.? Почему вы так думаете?
На следующем этапе одарённые обучающиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий обучающиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.
1.Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. Пример:
Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка. Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события. На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во время сражения? За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.
2.Прием«Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
3.Прием«Забывчивыйучитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираю технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно- развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления(кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение(дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).
4.Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
3.Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают ребят в самостоятельную познавательную деятельность.
Дифферинциация используется мною и при выполнении домашнего задания.
Прием «три уровня домашнего задания».
Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе и др.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.
Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня.
Особое значение уделяю участию одаренных детей в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области предметов обществоведческого цикла.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды, мои ребята являются призерами и победителями конференций, конкурсов и олимпиад разного уровня, успешно поступают и учатся в высших учебных заведениях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории и обществознанию.
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории.
В заключении я хотела бы сказать, что применяя различные виды работы направленные на выявление одарённых детей, получила следующие результаты:
- Качество знаний повысилось;
-Ежегодно мои ученики сдают экзамены по истории и обществознанию.
-Показывают наплохие результаты, поступают в ВУЗы.
И в заключении я хотела бы вернуться к кадрам из мультфильма. Порой случается так, что из - за непонимания проблемы в работе с одарёнными детьми, могут происходить например такие истории...
Вывод: Только творчески работающий учитель способен распознать одарённого ребёнка.