Методическая разработка.
Мониторинг развития личности по дополнительным общеобразовательным программам
Составитель: методист Евсеева Ю.А.
1) Методика «Самоанализ личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой – адаптированный вариант).
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
Часто изобретаю свой подход к делу.
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
Я – целеустремленный человек.
Умею длительно работать с полной отдачей сил.
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
Люблю самостоятельную, трудную работу.
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ к методике «Самоанализ личности».
1. Активность нравственной позиции — № 1, 2, 13, 14.
1а — уважение к людям, совестливость — 1, 13.
1б — стремление к нравственному самовоспитанию — 2, 14.
2. Коллективизм — № 3, 4, 15, 16.
2а — ответственность перед коллективом — 3, 15.
2б — чуткость и взаимопомощь — 4, 16.
3.Гражданственность в труде — № 5, 6, 17, 18.
За — осознание значимости своего труда для общества — 5, 17.
3б — бережное отношение к результатам труда, к природе — 6, 18.
4. Трудолюбие — № 7, 8, 19, 20.
4а — добросовестность — 7, 19.
4б — самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к изучению процесса – 9, 10.
5б – стремление к новому, инициатива – 21, 22.
Волевые качества
6а – целеустремлённость - № 11,12.
6б – настойчивость и самообладание – 23,24.
Уровни:
Высокий – от 80 б до 120 б.
Средний от 40 б до 79 б.
Низкий – ниже 40 б.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно | скорее неверно | когда как | в целом верно | верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы. Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».
Бланк ответов
Варианты ответов Неверно – 1 Скорее неверно – 2 Когда как – 3 В целом верно - 4 Верно - 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Данные по группе представляются в виде таблицы 1.
Самоанализ личности
Таблица 1
Показатель | Активность нравственной позиции | Коллективизм | Гражданственность в труде | Трудолюбие | Творческая активность | Волевые качества | Итоговый | Уровни |
Ф.И.О. обучающегося | Уважение к людям | Стремление к нравственному самовоспитанию | Общий балл | Ответственность перед коллективом | Чуткость и взаимопомощь | Сумма баллов | Осознание значимости своего труда для общества | Бережное отношение к результатам труда, к природе | Сумма баллов | Добросовестность | Самостоятельность в преодолении трудностей | Сумма баллов | Стремление к улучшению процесса работы | Стремление к новому, инициатива | Сумма баллов | Целеустремлённость | Настойчивость | Сумма баллов | Высокий | Средний | Низкий |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2) Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности
(подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения обучающихся.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 2).
Таблица 2
ФИО Творческое объединение Группа |
№ п/п | Что тебя привлекает в деятельности? | Ответ: от 3 до 0 баллов |
1 | Интересное дело. | |
2 | Возможность общения с разными людьми. | |
3 | Возможность помочь товарищам. | |
4 | Возможность передать свои знания. | |
5 | Возможность творчества. | |
6 | Возможность приобрести новые знания, умения. | |
7 | Возможность руководить другими. | |
8 | Возможность участвовать в делах своего коллектива. | |
9 | Возможность заслужить уважение товарищей. | |
10 | Возможность сделать доброе дело для других. | |
11 | Возможность выделиться среди других. | |
12 | Возможность выработать у себя определенные черты характера. | |
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем |
Вывод: |
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
3) Уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина).
Уровень воспитанности обучающихся (1-4 классы)
Таблица 3
ФИО Творческое объединение Группа | Я оцениваю себя | Меня оценивает педагог | Итоговые оценки |
Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | | | |
Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | | | |
Я и школа: - я выполняю правила для обучающихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | | | |
Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | | | |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина)
(5 - 11 классы) - адаптированная методика
Таблица 4
ФИО обучающегося__________________________
Т/о ___________________________________________
Долг и ответственность |
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость |
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность |
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе |
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду |
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества |
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость |
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость |
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность |
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень |
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Инструкция.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
0,5 - 0,6– низкий уровень воспитанности
0,7 -0,8 - средний уровень воспитанности
0,9 – хороший уровень воспитанности
1- высокий уровень воспитанности
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Психолого-педагогические аспекты восприятия материала
№ п/п | параметры | баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Комфортность на занятиях творческого объединения | | | | | |
2 | Степень вашего прилежания в приобретении знаний | | | | | |
3 | Степень значимости занятий в детском объединении | | | | | |
4 | Пригодность полученных знаний | | | | | |
Затем 4 оценки складываются и делятся на 4. Средний балл и является условным определением психолого-педагогического аспекта восприятия материала.
Средний балл
4 - 5 – высокий уровень (в)
3– 3,99 – средний уровень (с)
1 –2,99 - низкий уровень (н)
Диагностика самооценки
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) (1-4 классы)
Описание методики
Цель методики - исследование самооценки детей младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульный материал
Ф.И.__________________________
Творческое объединение__________________
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Пояснения к тесту
- Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
- Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
- Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
- Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
- Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
- Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
- Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
- Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой» (5-11 классы)
Чтобы определить уровень самооценки, подростку предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.
Текст
Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне нравится находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:
24-32 балла – высокий уровень самооценки;
12-24 балла – средний уровень самооценки;
0-12 баллов – низкий уровень самооценки.
Диагностика конфликтности
Анкета «Конфликтная ли вы личность?»
В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
Не принимаю участия
Кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»
Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
Нет
Только если имею для этого веские основания
Критикую всегда и по любому поводу
Часто ли вы спорите с друзьями?
Только в шутку и то если это люди не обидчивые
Лишь по принципиальным вопросам
Споры - моя стихия
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?
Возмущаюсь в душе, но молчу
Делаю замечание, надо же научить грубияна хорошему тону
Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция:
Не буду поднимать бучу из-за пустяка
Молча возьму солонку
Не удержусь от едких замечаний, быть может, демонстративно откажусь от еды
На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
С возмущением посмотрю на обидчика
Сухо, без эмоций сделаю замечание
Выскажусь, не стесняясь в выражениях
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
Промолчу
Ограничусь коротким, но тактичным замечанием
Выскажу всё, что я об этом думаю
Не повезло, вы проиграли в лотерею кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?
Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом
Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш
Проигрыш испортит мне настроение
Ключ: вариант ответа а – 4 очка,
вариант ответа b - 2 очка,
вариант ответа c – 0 очков. Подсчитывается общее количество баллов.
Интерпретация.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Вам нужно быть смелым, высказываться принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите «за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете «съесть человека живьём». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Тест приведен из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова,
В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова,
В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО В