Красновская средняя общеобразовательная школа
филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждния Исетской средней общеобразовательной школы №2
Исетского района Тюменской области
Конкурс среди активистов школьного музейного движения
Методическая разработка музейного урока
«История в одном экспонате. Утюг».
Авторы:
учитель русского языка и литературы И.В.Гаева,
учитель истории и обществознания С.С. Портная
Ссылка на опубликованный отчет о проведенном мероприятии:
Видео: https://ok.ru/video/myVideo
Фото: https://ok.ru/profile/591438934547/photos
с. Красново -2018
Музейный урок «История в одном экспонате. Утюг.»
Цель:
-познакомить обучающихся с историей возникновения утюга, интересными фактами из истории его создания, правилами обращения с современным утюгом; проследить историческое прошлое нашего края по вещественным источникам;
- развивать навыки публичного выступления ;
- воспитывать интерес к истории родного края.
Возраст обучающихся 10-12 лет.
Оборудование: рубель, скалка, куски ткани для объяснения действия рубеля, набор утюгов , композиция на вышитой салфетке: самовар, угольный утюг,отрывки из мультфильма «Фиксики. Утюг.»
Ход урока.
Ведущий 1:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Ведущий 2:
- Добро пожаловать!
В.1.- Веселья вам да радости!
В.2.Давно мы вас ждем - поджидаем, Мероприятие без вас не начинаем!
В.1.Поудобнее садитесь, и с мыслями соберитесь!
В.2.Приглашает вас фольклор на старинный русский двор.
В старину он вас отправит, вспомнить многое заставит!
В.1.Отгадайте загадки и узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
В.2. а).Идут ко мне унылые, с морщинками, со складками,
уходят очень милые-весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг, электрический…
В.1. б). Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
В.2 .-Молодцы! Правильно! Сегодня мы расскажем вам об увлекательной истории утюга.
Появляется девочка в мятом фартуке (В. 4).
Ведущий 3:
-Ой, а почему ты сегодня в помятой одежде?
Ведущий 4:
-А я забыла, чем можно гладить одежду. А утюга у меня нет.
В.3. Долго пришлось людям думать, как разгладить вещи! Чем могли гладить одежду раньше, пока не было утюга? Подойдите к экспонатам нашего музея, посмотрите, чем может воспользоваться девочка, чтобы привести свою одежду в порядок?
(Плоским нагретым камнем, железной кружкой с горячей водой.)
В.4 - Давайте попробуем разгладить мой фартук этими предметами (дети пробуют). А теперь вам нравится ,как выглядит этот фартук?
В.2. -А ещё наши предки пользовались деревянным приспособлением, которое называлось рубель, или ребрак, или раскатка. Я сейчас вам расскажу и покажу, как это делали! На скалку наматывали мятое бельё и рёбрами рубеля разминали и разглаживали складки на белье. Ткани раньше были плотными и грубыми и такой способ делал их мягче. Легко ли было привести вещь в порядок при помощи рубеля и скалки?
В.3. – В нашей местности эти предметы, рубель и скалка , назывались по-другому: каток и валек. Давайте вдумаемся в смысл этих названий. Почему у этих предметов несколько названий? Как называется это лексическое явление ? (диалектные слова)
В.4. –Попробуйте, ребята, поработать рубелем и скалкой. Как выглядит вещь после такой работы? А чем удобнее и качественнее можно разгладить одежду? (утюгом)
В.3. Первое упоминание об утюге в России встречается в книге записей царицы Евдокии (супруги Михаила Фёдоровича Романова) :«Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын,а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг».
В.1. -Утюги были дорогой вещью. Их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям.
В.2 .-Первые утюги делали из чугуна. Объясните, почему? (чугун быстро нагревался и долго остывал)
Показать чугунный утюг
В.2 -А как можно было его нагреть? (поставить на печку). Давайте представим, что он нагрет, попробуем погладить одежду.
В.3. -А вот так называемые «углевые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы разжечь остывшие угли, утюгом размахивали из стороны в сторону. (Показать «углевой» утюг).
В.4. -Что надо было сделать, чтобы такой утюг быстрее нагрелся? (Чтобы разжечь остывшие угли, утюгом размахивали из стороны в сторону.)
- Кто хочет воспользоваться таким утюгом?
-Чем этот утюг неудобен? (тяжелый, выпадали угольки и прожигали ткань)
В.2. -А это электрический утюг. О нем нам расскажут герои мультфильма «Фиксики . Утюг.»(отрывок из м\ф).
-Чем электрический утюг отличается от прежних утюгов?
Чтобы лучше разгладить одежду, нужно ее слегка смочить водой. Как брызгали воду? (показать) Предложить побрызгать и погладить .
В.1. –Дома у каждого из вас есть современный электрический утюг. Чтобы назвать, из каких частей состоит современный утюг, выполите задание: соотнесите детали утюга с их названиями. ( 2 группы участников) (см. приложение1).
В.3. -С утюгом надо обращаться осторожно, чтобы избежать несчастных случаев. Мы предлагаем вам следующее задние: составьте по 3 совета детям, как нужно обращаться с утюгом.
В.4. -И последнее задание: вы уже поняли, что утюг с течением времени и развитием науки сильно изменился; давайте охарактеризуем, каким утюг был и каким стал. 1 команда придумывает 3 прилагательных о старых моделях утюгов; 2 команда - 3 прилагательных о новых моделях утюгов. (на листах уже написано по 1 слову в качестве образца: примитивный, многофункциональный)
В.2.- Попробуйте наше угощенье (ведущие обходят гостей и угощают их сушками) и посмотрите отрывок из м\ф , который будет итогом нашей встречи.
В.1. -А теперь давайте послушаем стихотворения об утюгах, которые приготовили наши гости. (Дети читают стихи)
Утюг летал
Над городом
И громко
песню пел:
– Как хорошо быть
Утюгом,
Как лёгок я и смел.
Могу летать над городом
И песню петь могу.
Вот что приснилось в пятницу
Ну кухне
Утюгу.
Роман Сеф
Утюг – самый добрый электроприбор,
На гладкой ладошке его есть узор.
Легко он с помятостью сладит -
Возьмет и ладошкой погладит,
Скользя по одежде проворно и ловко.
Утюг не погладит детей по головке,
Ведь слишком горячая эта ладошка,
Пускай себе ласково гладит одёжку!
Шемякина Н.
Утюг идет по простыне -
Как лодка по волне,
И оставляет ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинок нет.
Гуляет вместе с утюжком
Проворная рука,
И в доме пахнет воздушком
Погожего денька:
Морозцем, легким ветерком,
Недавно выпавшем снежком.
Хотелось бы пройти и мне
По этой простыне, -
Чтобы остался ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинки нет.
Благинина Елена
В.3. -Чтобы любить свою Родину, надо знать ее историю. Мы увидели историю на примере одной вещи. Любите историю своей страны, делайте ее лучше.
В.1.- Мы делились новостями,
В.2. -Мы старались вас развлечь,
В.3. -Мы прощаемся с гостями,
В.4. -Говорим : (вместе) «До новых встреч!»
Общий поклон.
Приложение1.
. Корпус, подошва, ручка, отверстия на подошве, терморегулятор, шнур.