СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка музейного урока « Волшебный сундучок бабы Поли».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка музейного урока « Волшебный сундучок бабы Поли».»

Аннотация

Область применения: данную материал можно использовать на музейных уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, у

Методы реализации и приемы:

- словесный, комментарий, пояснение, беседа;

- наглядный: знакомство с экспонатами, игра- путешествие;

- практический.

Возрастные группы: 10-12 лет.

Время: 40 минут.

Целевая установка:

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на наличие экспозиции и краеведческого материала актива музея «Жизнь и быт жителей села Садового» и является пособием для участников, посещающих музей.

Цель: знакомство учащихся с русскими национальными тряпичными куклами - оберегами, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

Задачи:

-. воспитывать чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение,

возрождение и развитие национальных традиций;

- расширять знания о видах национальных тряпичных кукол - оберегов и их технологий изготовления;

- развивать эстетический и художественный вкус;

- развивать умения анализировать, обобщать полученные знания.

Методические указания:

- Основной задачей для раскрытия темы этого урока – путешествия является исторический материал и

экспозиция.

- Путешествие, где можно перенестись в прошлое и узнать о значении тряпичных кукол в старину и изготовить их своими руками, несет большой эмоциональный заряд.

-Урок требует умелого сочетания общего и локального материала, правильной его дозировки.

Ожидаемые результаты:

- практическое знакомство с предметами старины;

- самостоятельное объяснение  своих чувств и ощущений от созерцаемых изделий народного творчества,

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других

- обобщение полученных знаний.

Методическое оснащение и оборудование:

1.  Мультимедиа.

2.  Презентация кукол.

3. Иллюстрации народных кукол.

4.Музейные экспонаты: Сундучок с куклами- оберегами.

5.Практический материал:

Листки активности с заданиями

лоскутки разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

 лоскутки белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

лоскутки треугольной формы для платка.

 кусочки ваты или другой  наполнитель.

 нитки

ножницы.





Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя образовательная школа №8 с.Садового

Арзгирского района Ставропольского края



Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»







Методическая разработка


музейного урока « Волшебный сундучок бабы Поли».



Категория участников: обучающиеся 4 класса





Автор: Кисилева Евгения Владимировна


учитель истории и обществознания высшей категории


руководитель музея


МКОУ СОШ№8 с.Садового

Арзгирского района










с.Садовое, 2021г





Тема занятия: « Волшебный сундучок бабы Поли».

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности (музейный урок):

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через приобщение к миру русской культуры путём знакомства учащихся с русскими национальными тряпичными куклами - оберегами, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

Задачи:  способствовать –

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ расширению знаний о видах национальных тряпичных кукол - оберегов и их технологией изготовления;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- самостоятельно объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- учиться самостоятельно и совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.

Познавательные УУД

- умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- развивать творческие способности при работе.

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы: 

1.  Мультимедиа.

2.  Презентация кукол.

3. Иллюстрации народных кукол.


4.Музейные экспонаты: Сундучок с куклами- оберегами.

5.Практический материал:

Листки активности с загадками

лоскутки разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

 лоскутки белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

лоскутки треугольной формы для платка.

 кусочки ваты или другой  наполнитель.

 нитки

ножницы.

1 этап. Организация начала занятия.

Наше занятие посвящено прошлому славянских народов: их традициям, быту, истории. С тех времён прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались в народной памяти в сказках, обрядах и песнях. И мы обязаны сохранить дошедшую до нас память о прошлом. Не зная прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Знания о прошлом помогают нам направить в правильное русло свои мысли и действия. 
Сегодня мы отправимся в мир наших предков - славянское прошлое, приоткроем дверцу в таинственное прошлое.

 Перед вами разного цвета шерстяные ниточки возьмите по одной на ваш вкус. Прошу сесть за столы по цвету ваших ниточек.

Педагог: (приглашает от со стола по одному ребенку)

У бабушки Поли – Волшебный ларец (обращается внимание на сундук)

Там заперт на ключ (показывается ключ)

Волшебный дворец…

Педагог: Позвонили в бубенец (слышится звон замка)

– И попали во дворец!

Открывается палата (поднимается крышка сундука)

Смотрим, чем она богата? (дети подходят к сундуку)

Нет ли там чудовища?

Дети: Нет!

Есть ли там сокровища?

Дети: Да!

(Педагог достает из сундука куклу и проговаривает).

Педагог: В сундуке старинная тряпичная кукла. Таких игрушек сейчас нет. Правда, она красивая? Давайте спросим у неё, как она попала в сундук?

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я любимая игрушка Поли.

Педагог: Кукла, расскажи нам, нет ли в сундуке чудовища, есть ли в сундуке сокровища?

Кукла: Ни страшных чудовищ, ни больших сокровищ в сундуке нет, но зато много тряпичных кукол.

Педагог: ребята вы догадались, чему наше путешествие будет посвящено? (Куклам)

2 этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности

Для чего нужны куклы? (играть, коллекционировать, ставить спектакли и т.д.) В настоящее время кукла выполняет функцию игрушки.

Игрушка в словаре Даля толкуется, как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Народная кукла, которая пришла к нам из древних времён, служила не только для игры. Для чего же ещё она была предназначена?

Игра «Слова-перевертыши» (необходимо так поменять буквы местами, чтобы получилось слово. Дается набор букв: дяобр, бореге, аигр. Дети составляют слова: обряд, оберег, игра).

Народные куклы

( по предназначению)


обрядовые куклы-обереги игровые


Беседа. Для чего нужны куклы-обереги и обрядовые куклы? Что означает слово «оберег», «обряд»? Оберег – от слова оберегать, охранять, защищать. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

Это можно объяснить тем, что в древние времена люди были очень суеверны и верили, что злые духи могут нанести вред человеку. Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Некоторые из них уничтожались во время совершения обряда, а другие, например, куклы-талисманы, бережно хранились в сундуках, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Тряпичные куклы были в каждом доме, в некоторых семьях их насчитывалось до ста штук. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и бабушки. Но уже с 5 лет такую потешку могла делать любая девочка, бабушка доставала из заветного сундучка волшебные куколки, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Кукла: Дорогие ребята давайте заглянем в сундучок бабушки Поли. (Педагог показывает куклу). Много о куклах славянских расскажу, а если понравится - как сделать покажу. 

3Этап. Теоретическая часть

Слайд (показ иллюстрации куклы«Пеленашки»).

Кукла «Пеленашка» (звучит спокойная русская мелодия) 
Куклы – обереги сопровождали славян от рождения до самой смерти. Человек ещё не родился, а куколка-оберег его уже ждала. Так появилась кукла-оберег «Пеленашка». В старину, женщина, ждущая ребёнка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с родившемся ребёночком, чтобы она оберегала его от злых духов. 
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала, кукла духов на себя злобных отвлекала. 
Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она станет первой игрушкой малыша (мелодия - плач ребёнка) и в колыбельку кладётся куколка 

Сонница – бессонница не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой – баю – бай, поскорее усыпай.
Слайд (показ иллюстрации куклы«Крупенички»).

Кукла «Крупеничка» (Зерновушка) (звучит мелодия) - это была кукла-оберег на сытость и достаток, символ урожая, богатства, еды. Крупеничка наполнялась зерном, т. к. в Древней Руси основным питанием была каша. Кукла помогала верить в урожайный год. Во время посева первые горсти зерна брали из мешочка этой куклы. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в Красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу. Считалось, что эта каша передаёт силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье беда. 
Посмотрим в мешочек нашей Крупенечки – много ли там зерна. Много! А что бы зерна было много, нужно было ещё и очень много трудиться. И вот Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала через века последние слова в них потеряла. Поможем восстановить: (Педагог раздаёт раздаточный материал каждой группе детей, дает время подумать)

- От скуки бери дело…. (в руки) 
- Маленькое дело лучше большого … (безделья) 
- Была бы охота – заладится любая (работа) 
- Поспешишь - людей (насмешишь) 
- Глаза страшатся, а руки (делают) 
- Где хотение, там и … .(умение) .

Слайд (показ иллюстрации куклы«Куклака»).

Куклы «Кулачники». Раньше их называли «Куклаками». Когда на праздниках проводились молодецкие забавы, взрослые устраивали кулачные бои, а малышам делали кукол «Кулачников», для игры в кулачные бои. Главное условие игры — нужно сбить шапку у своего соперника. «Кулачник» располагался на палочке и у него были тяжелые кулачки, если палочку покрутить внизу, то «Куклак» может делать движения вокруг самого себя. Мальчиков учили, что нужно обязательно научиться драться для того, чтобы защитить себя, свой дом, своих близких, но не наносить удар, не нападать.

(Педагог предлагает мальчикам в паре поиграть с куклаками)

Кукла бабы Поли проводит музыкальную физминутку. Слайд (русский народный танец)

Физминутка. (весёлая музыка) 
Эй, ребята, выходите! 
Пляску куклам посвятите! 
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной. 
Вот такой весёлый пляс 
Начинается у нас! 
Кукол дружный хоровод 
Не стоит уже на месте.
Все танцуют с нами вместе. 
Начинаем перепляс, 
Постараемся для вас! 
(танцуют) 
(Новая кукла из сундука бабы Поли) Слайд (показ иллюстрации куклы «Десятиручницы»)

Кукла «Десятиручица», ещё одна кукла – оберег, по моему мнению, самая главная, и предназначалась она для самого близкого нам человека. А вот для кого, отгадайте:
Человек живёт на свете, 
Дорог он и нужен детям, 
Он один у них на век, 
Кто же этот человек? 
Правильно, мама. 
А что делает мама? (готовит, гладит стирает,) 
Вот видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшке - маме и существовала кукла оберег Десятиручица. 
Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также облегчает женский труд. 

(Новая кукла из сундука бабы Поли) Слайд (показ иллюстрации куклы «Колокольчика»)

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. 
Педагог: Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое.  И счастье складывается тоже из трех частей.  Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.  Оберег хорошего настроения.  Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

4.Практическая работа

Кукла: Сейчас мы с вами приступим к волшебству. И называется оно – рукоделие. А точнее, мы изготовим рукотворные КУКЛЫ – КОЛОКОЛЬЧИКИ.

Кукла-колокольчик - для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Кукла: Давайте откроем волшебный сундучок бабушки Поли (педагог достаёт из сундука заготовки лоскутки тканей, вату и раскладывает на столах)

- Хочу открыть вам секрет, что изготовление куклы было занятием непростым.

Существовал ряд правил по её изготовлению:

- куклы были без лица (безликие); наши предки считали, что через глаза может вселиться злой дух;

-нельзя было пользоваться иголкой так, как куклу нельзя уколоть или поранить, поскольку она несёт в себе тепло и заботу;

-у человека должно быть хорошее настроение, ведь образ будущей куклы впитывает в себя частичку души того. кто её изготавливает.

-Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поэтому приступим за работу…


Этапы изготовления Куклы-колокольчика: (см.презентацию)

1.У вас три готовых круга. В центр самого большого круга вкладываем вату, привязанный к вате колокольчик и туго перематываем ниточкой. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.

2.Получившийся свёрток обворачиваем лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязываем ниточкой.

3.Таким же образом обворачиваем самым маленьким лоскутком куколку.

4.Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

5.Туго перевязываем шейку. Оформляем руки.

6.Осталось повязать нарядный платочек и куколка-колокольчик готова!


5.Заключительная часть

Кукла: Ой, вы, детки дорогие!

У вас игрушки непростые -

веселы и ярки,

примите их в подарки!

Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и оберегом вашего дома!

Рефлексия: Ребята, если вам понравился наш урок , поднимите своих кукол – колокольчиков.


Педагог: Ребята, давайте поблагодарим куклу бабы Поли за интересное путешествие в прошлое нашей Родины (вместе) Спасибо. До новых встреч!

Рефлексия


Используемая литература


  1. Долгова, В. Славянские куклы-обереги своими руками / В. Долгова, Е. Силенко// Феникс.-2016.-96 с.

  2. Лыкова, И.А. Бабушкины куколки /И.А. Лыкова, Л.В. Грушина.-М.:ИД Цветной мир, 2014.-18с.

  3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.М. Ланковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с:


  1. http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/o_kuklah.htm

  2. http://nagadali.ru/obereg/tryapichnye-kukly-oberegi.html

  3. https://www.livemaster.ru/topic/1497069-master-klass-narodnaya-igrovaya-kukla-kulachnik



Анализ работы детей на музейном уроке «Волшебный сундучок бабы Поли».

Мое занятие с учениками 4 класса по теме «Волшебный сундучок бабы Поли» подготовлено и проведено в соответствии с уровнем развития детей данного возраста, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

При планировании данного музейного занятия была поставлена следующая цель: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через приобщение к миру русской культуры путём знакомства учащихся с русскими национальными тряпичными куклами - оберегами, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

На своём занятии, чтобы заинтересовать детей применяла различные формы работы, а именно устную, наглядную, практическую, игровую, репродуктивную. Дети активно отвечали на мои вопросы, выполняли задания, которые были представлены в игровой форме, принимали участия в беседе, заинтересованно слушали историю про куклы-обереги и обрядовые куклы, задавали много вопросов. Больше всего детям понравилось изготавливать рукотворные куклы – колокольчики. Мальчики и девочки внимательно слушали правила изготовления, с удовольствием создавали своими руками оберег для дома. Занятие способствовало развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей.

Главным в системе своей работы я считаю умение организовать различные формы работы с детьми, создать интригу урока, проявлять на занятиях эмоциональность, корректность, доброжелательность в общении с детьми.

В обучении детей по данной теме были использованы разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Куклы- обереги», погружение в прошлое, разгадывание загадок), физминутка. Все запланированные мною методы (словесный, наглядный, практический) и приёмы (беседа, рассказ, динамические паузы, демонстрация экспонатов) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей. Все структурные элементы занятия продуманы, взаимосвязаны и обеспечили, думаю, целостность преподносимого материала. На протяжении всего занятия дети были увлечены, принимали активное участие в беседе, не проявили усталость, новая информация увлекала и дисциплинировала.

Думаю, что проведённое занятие отложится в памяти детей и даст определённый толчок для знакомства с другими русскими обычаями, традициями.

В результате проведенного занятия, мною была достигнута цель. Использованные приемы доказали свою эффективность – дети узнали о прошлом славянских народов: их традициях, быту, истории, справились со всеми заданиями, изготовили куклу-оберег Колокольчик.





































Приложение





























Описание современных приемов и методов проведение музейных уроков

Я веду уроки истории и обществознанию и являюсь руководителем школьного музея. Это помогает по мере возможности самой проводить музейные уроки. Какие же составляющие урока я должна учитывать, чтобы он достиг поставленной цели?

Тема. Проектирование современного музейного урока начинается с соотнесения темы урока со школьной программой. Например, тема урока русского языка в 6 классе «Описание помещения» органично может быть преобразована в описание музейной комнаты. В качестве инструмента по формированию у школьников «картины мира» предлагается ориентация на межпредметные связи и метапредметные, личностные результаты.

Возраст. Освещение одних и тех же тем для младших школьников или учащихся восьмого-девятого классов будет идти при помощи разных методов и приемов. Поэтому следующей ступенью, которая следует за обозначением темы, является обращение к возрастным особенностям группы учащихся.

Проблема. Когда тема урока определена, предстоит самое трудное – сформулировать проблему урока так, чтобы она отвечала как потребностям ребенка, так и учебным задачам учителя – тогда и урок обретет более точное название.

Интрига. Для того чтобы «построить» урок в музее, надо оттолкнуться от «точки удивления». Это поможет завести пружину вовлечения ребят в учебный процесс поиска. И здесь необходимо позаботиться, чтобы в сценарии урока появилась интрига. Именно она дает мотивации нужный градус, сохраняет силу импульса, который приводит к конечному результату, помогает найти пути решения проблемы, когда ребенок доказывает не столько педагогу, сколько самому себе, что он может самостоятельно справиться с задачей. Например, я задаю вопрос: Ребята, а какой экспонат в представленной экспозиции самый старший по вашему мнению?

Музейная составляющая урока. Спецификой содержания музейного урока и главной его отличительной чертой является дыхание подлинности музейных предметов и пространства. В рамках темы урока можно открыть новые музейные маршруты, задействовать «спящие» экспонаты в экспозиции, активизировать материалы коллекции, хранящиеся в фондах. Разрабатывая формат подачи вспомогательных материалов, нужно строго ограничить их количество, но использовать каждый из них с максимальной отдачей. Например, обговорить с учащимися, что сегодня они являются посетителями русской крестьянской избы. Это позволит по-новому взглянуть на потенциал музейных ресурсов для урока.

Пространство музея.  При формулировке групповых и индивидуальных заданий надо побуждать детей раскрывать возможности различных зон экспозиционного пространства. В музее надо выбрать или организовать особую зону, где предусмотрено обсуждение самостоятельной работы детей. Эта зона может находиться вне экспозиции, это может быть кабинет класса после посещения музея, но там должен быть обеспечен минимальный комфорт для обсуждения.

Методики и технологии. При проектировании музейного урока опорной методической составляющей становится предметный метод. Это означает, что при презентации коллекции и при разработке вопросов к уроку педагог отталкивается, прежде всего, от музейного предмета. Именно предмет является носителем социальной и научной информации, является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Деятельностный подход в обучении предлагает множество методов работы учащихся, основными из которых являются проектный, исследовательский, поисковый, проблемный, дискуссионный методы и ролевые игры. Самым популярным из методов деятельностного подхода в процессе организации музейного урока стал исследовательский метод, когда школьники, вооружившись маршрутным листом, самостоятельно исследуют экспозицию и в конце занятия на основе зафиксированных этапов исследования делают содержательный вывод, который и является новым знанием.

Метод ролевых игр также часто мною используется, когда даю опережающее домашнее задание некоторым учащимся. В ходе занятия школьники последовательно принимают на себя роли различных представителей эпохи, представителей разных профессий.

Проблемный метод обучения хорошо описан в отечественной и зарубежной литературе: его суть в том, что перед школьниками ставится познавательная задача (проблема), которую невозможно решить стандартным способом. В этом случае необходимо предлагать проблемные задания (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками).

Педагогу также необходимо освоить технологии ведения дискуссии. При обсуждении итогов нельзя оставлять детей с проблемой. В дебатах педагог должен обязательно подводить итог; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.

Время урока.  Смена видов деятельности позволяет доводить его продолжительность до 1 часа 20 минут. Временную модель урока можно представить в следующем виде: презентация образа данного музея, настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, введение в поле проблемы, знакомство с музейной составляющей урока.

Подведение итога урока. В конце урока для меня очень важно, чтобы дети пришли к выводу, который поможет осознать проблему и найти путь её решения. Необходимо уделять больше внимания поиску темы и формулировки домашнего внеурочного творческого задания. Главное требование, предъявляемое к заданию – оно должно выходить за рамки предмета школьной программы и приводить к приобретению личностного опыта, который пригодится школьнику в реальной жизни. Например, домашнее задание может быть таким: Вы сделали несколько своих фотографий на фоне музейных экспозиций или экспонатов. Создайте интересные подписи к данным фото в 1-2 предложениях.


Формы проведения интегрированных уроков

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

  • уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

  • уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-презентация;

  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Технологии на занятиях музейной педагогики

Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является побуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.

Основные технологии, используемые мною на занятиях музейной педагогики:

– проблемное обучение;

– информационно-коммуникационные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

– игровые технологии.

Технология проблемного обучения

Основой проблемного обучения на занятиях является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

На таком занятии создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Основными приемами создания проблемных ситуаций на занятия музейной педагогики могут быть следующие:

  • подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения (например, рушник – предмет быта, выступающий в обрядах в качестве украшения, символа праздника, а название происходит от слова "рушить, рвать");

  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос (пирамиды – творение египтян или инопланетных существ).

Очень удачным приемом на таких занятиях является один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу "ПОПС":

П – предположение (Я считаю, что…)

О – обоснование (Потому, что…)

П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационно-коммуникационные технологии

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п.). Кроме того, с появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия и мотивация познавательного интереса учащихся. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети могут совершать увлекательные путешествия в далекое прошлое.

Варианты применения ИКТ на занятиях музейной педагогики:

  • презентации к занятию – открытию нового материала;

  • просмотр видеофильма или видеофрагмента;

  • электронные викторины для контроля знаний;

  • ознакомление с историческими источниками;

  • работа с Интернет-ресурсами (на самих занятиях, виртуальное посещение музеев мира, для исследовательской, проектной работы и участие в Интернет конкурсах);

  • электронные физминутки.

Проектные и исследовательские методы в обучении это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;    

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.


Игровые технологии

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

В своей учебной деятельности я использую следующие виды игр:

  • игры-соревнования (конкурсы, викторины, КВН, эстафеты);

  • интерактивные игры;

  • игры-путешествия;

  • ролевые игры.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.