Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя). Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его. Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Изготовить их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей. При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать: 1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 2. Разнообразие оборудования. 3. Учет возрастных особенностей детей. 4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 5. Возможность переноса оборудования в другие места. Классификация оборудования для музыкальных зон: 1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами). 2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: · с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.); · с фиксированной мелодией (шарманки, органчики); · с одним фиксированным звуком (дудки): · шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.) 3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»). 4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (II группа раннего возраста, младшая группа): • куклы-неваляшки; • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); • игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки); • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан); • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.); • атрибуты к музыкальным подвижным играм; • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); • ширма настольная с перчаточными игрушками; • магнитофон и набор программных аудиозаписей; • поющие и двигающиеся игрушки; • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации. Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада): В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: • металлофон; • шумовые инструменты для детского оркестра; • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); • фланелеграф или магнитная доска; • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.; • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.; • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону); • ширма настольная и набор игрушек; • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: • магнитофон и набор программных аудиозаписей. Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада): Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.; • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); • иллюстрации по теме «Времена года»; • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); • портреты композиторов; • иллюстрации из «Музыкального букваря»; • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.; • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.); • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; • ширмы: настольная и ширма по росту детей; • музыкальные лесенки трех, пяти и семиступенчатые — озвученные; • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты; • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.): • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада): • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.); • портреты композиторов; • иллюстрации по теме «Времена года»; • картинки к пособию «Музыкальный букварь»; • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.; • музыкальные лесенки (трех, пяти и семиступенчатые — озвученные); •набор самодельных инструментов для шумового оркестра; • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. |