СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час нравственно-этической направленности. Проводится в преддверии Дня матери России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр компетенций «Ориентир»

МО Усть-Лабинский район






Сценарий

классного часа


«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»




Автор:

Ларина Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования












Усть-Лабинский район


2019г.



План-конспект классного часа

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Тема

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Класс

5 класс

Форма мероприятия

Классный час нравственно-этической направленности.

Проводится в преддверии Дня матери России.

Форма: беседа с использованием презентации, стихи в исполнении учащихся.

Цели и задачи

- расширить знания учащихся об истории праздника;

- показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;

- формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;

- воспитывать заботливое отношение к родным и близким.

формирование уважительного уважения к семье, любви к матери;

-развить коммуникативные компетентности у учащихся.

Формируемые компетенции

Нравственные

Социокультурные

Информационные

Педагогические технологии

Информационно-коммуникативные

Личностно-ориентированного образования

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.

Текст беседы.

Пословицы и поговорки в шкатулке.

План

1. Вступительное слово педагога - тема и цель классного часа.

2. Основная часть – беседа по теме классного часа с использованием презентации; чтение стихов о матери.

3. Рефлексия.

Информацион-ные ресурсы

http://scenarii.ru/scenario/index1.php?raz=2&prazd=1127

Сценарии ко Дню матери для школьников.

http://masterclassy.ru/5970-podelki-ko-dnyu-materi-konkurs-prizovoy-fond-15000-rubley.html

Поделки ко Дню матери

http://anapa-dub.ucoz.ru/krai/posobiya/zhenshhiny-proslavivshie_kuban_kraj_mp.pdf

информационный дайджест «Женщины, прославившие Кубань»


Содержание классного часа

Звучит стихотворение:

Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо,
Неси добро, любовь и свет!
Живи, прошу подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!

Педагог ДО

В последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник – День матери, который учреждён указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120 «О Дне Матери». Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.

Наш классный час посвящен Дню Матери. Эпиграф классного часа - «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках».

Праздник День матери в России отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины-матери.

День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник. Это день, когда воздается должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Конечно, этот день не имеет такой долгой истории, как в других странах, но это не значит, что женщину и тем более мать не почитали на земле русской. В русской культуре женщину называли хранительницей домашнего очага.


На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего – это слово «мама» Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся, - это тоже слово «мама». Это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.

(читает учащийся)

Есть три святыни,

Три имени в мире.

Нам голову вечно

Пред ними склонять:

Великое – Хлеб,

Дорогое – Отчизна

И третье –

Бессмертью подобное -

Мать!

Народная мудрость слово мать поставила рядом с другим великим словом – Родина. «Родина – мать»,- говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на Земле. Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от сердца матери.

Человек, ещё не сделавший и шагу по земле, старательно складывает по слогам своё самое первое слово «ма - ма» и, почувствовав удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, прижимая к губам пригоршню темной, как и он сам, земли, благодарно басит: «Спасибо, кормилица – мать…»

Сражённый солдат посылает последнюю пулю врагу со словами: «За Родину-мать!».

Ребенок, упав и ударив коленку, кричит от страха и боли: «Ма-ма…» В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него все, оно становится равнозначным слову «жизнь». Человек зовет мать и верит, что, где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем, - сказал русский поэт Николай Некрасов.


Педагог ДО

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Зотина О.: Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина - мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Материнство само по себе целый мир. Мать открывает себя заново в беззаветной любви, посвященной детям. Счастье матери — это счастье ее детей. Потому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за сына или дочь, желает им добра, счастья. Мать — первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный.

Женщина – это трогательная хрупкость и спасительная молитва, это непостижимая тайна и раскрепощённая естественность, это чудо, волшебство, сказка… Это жизнь!.. Это…Мама.

Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «мама»! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!


Педагог ДО: давайте, ребята, поговорим о ваших мамах. Необходимо выполнить несколько небольших заданий, одно из которых называется “неоконченное предложение”. Продолжите, пожалуйста, фразы:

1. Я хочу видеть свою маму…

2. Я хочу поговорить с мамой о …

3. Я хочу, чтобы мама поняла …

4. Я боюсь, что моя мама …

5. Я люблю свою маму за …

6. Я хочу, чтобы мама простила меня за …

7. Я благодарен маме за …

8. Я люблю, когда мы с мамой …

9. Я хочу, чтобы моя мама …

10. В моей маме мне нравится …


Педагог ДО: А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. (Вопросы записаны на листочках, ребята вытаскивают по одному и отвечают на вопросы)

  • Назови день рождения мамы.

  • Любимая песня мамы.

  • Любимое воспитательное выражение мамы.

  • Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.

  • Назови мамины черты характера.

  • Когда встаёт и ложится спать твоя мама?

  • Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своей семьи.

  • Что для тебя главное в семье.

  • Какая у тебя будет семья? И т. д.


Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».


(Читает учащийся)

С небес полночных падает звезда,

И птицы улетают в край далёкий,

Но с нами остаётся навсегда

Свет матери, прекрасный и высокий.


От сердца к сердцу, от мечты к мечте

Свет матери проложит путь незримый,

Открытый только вечной доброте,

И правде, и любви неповторимой.


Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно.

И светится Вселенная, пока

Свет матери расплескан по Вселенной.


Педагог ДО

Человечество не раз воспевало образ матери в стихах, песнях, картинах. О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк. Столько нежности хранят эти строки, что почти физически ощущаешь исходящее от них тепло.

Из-под пера великого мастера лирического стихотворения Сергея Есенина вышли строки, одухотворенные и проникнутые любовью к матери.

(Читает учащийся)

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


Даже будучи взрослым, Сергей Есенин не стеснялся быть ласковым и нежным со своей мамой.


Педагог ДО: образ матери мы видим и в картинах великих художников.


Презентация «Образ матери в живописи»

Просмотр картин великих художников:

Леонардо да Винчи - Мадонна Литта

Рафаэль Санти «Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)»

РАФАЭЛЬ «Сикстинская Мадонна»

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»

Аллори Алессандро «Мадонна с младенцем»

Жан-Батист Камиль Коро «Мать и дитя», 1860 г.

Джеймс Сент «Мать и дитя»


Внимательно всмотритесь, в плавных линиях этих произведений, в цветовых оттенках, в позах и лицах Матери и Младенца выражена нежность, любовь и гармония.


Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках!


Педагог ДО: Материнство на Руси всегда было символом святости.

Звание «Мать - героиня» было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. Оно присваивалась Президиумом Верховного Совета СССР в 1944-1990 годах. Первое присвоение этого почетного звания Указом Президиума Верховного Совета СССР было произведено 27 октября 1944 года. Всего было удостоено звания «Мать-героиня» четырнадцать женщин, и орден №1 вместе с Грамотой Президиума Верховного Совета СССР №1 было вручено жительнице России Алексахиной Анне Савельевне, проживающей в поселке Мамонтовка в Московской области и воспитавшей двенадцать детей. Присвоенную награду ей вручили в Кремле в начале ноября 1944 года.

Восемь сыновей Анны Савельевны Алексахиной сражались на фронте, четверо из них погибли. Сейчас присвоенный ей орден хранится в фондах отдела нумизматики Государственного исторического музея. Сорок лет назад орден «Мать-героиня» №1 передали в музей дети Анны Савельевны. Самый младший сын Алексахиной – Евгений Федорович – жив и сейчас, ему 80 лет, и он по-прежнему проживает в подмосковной Мамонтовке. Это единственный ребенок первой матери-героини, который дожил до наших дней.

Я хочу познакомить вас с биографией еще одной матери-героини Александры Аврамовны Деревской. Она родилась 6 мая (23 апреля по старому стилю) 1902 года в городе Грозном в семье работника нефтепромыслов Семёнова Авраама Нестеровича.

До 1918 года Александра училась в женской гимназии, с августа 1918 года по октябрь 1923 года работала диетсестрой, в госпитале №55 в городе Грозный. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Деревским Емельяном Константиновичем, который стал её мужем. Деревские взяли на воспитание сына Емельяна от первого брака Митю, младшего брата Деревского Тимофея и девочку Панну, которая осталась без родителей. Это были первые приёмные дети Александры Аврамовны. Собственных детей у неё не было.

Супруги Деревские не были по профессии педагогами, но они сумели в своей дружной семье повседневно утверждать уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду.

В 1939 году Александра Аврамовна организовала детские ясли. Она взяла на воспитание детей-сирот, и в семье стало 9 детей. Так в их семье появились Валя, Вениамин и Серёжа, а вскоре ещё четверо маленьких питомцев Ставропольского детского дома, Куйбышевской области.

В 1942 году Александра Аврамовна взяла в семью 17 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

В 1945 году семья переехала в город Ромны. Тут живёт сын Валерий и внук Александр (сын Веры), а ещё в городе Ромны живут дети: Наташа и Виктор.

В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою, и без того многочисленную семью, взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли с голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и других представителей братских народов СССР.

В октябре 1947 года (как писала Александра Аврамовна в автобиографии) в семье было 38 детей, из них 23 – учащиеся, остальные дошкольники.

Последние годы жизни Александра Аврамовна тяжело болела, умерла 22 июня 1959 года, похоронена на городском кладбище в городе Ромны.

На могиле плита: «Ты наша совесть, наша молитва – Мама. Земной поклон тебе. Твои дети: имена 48 детей.

Заслуги А.А. Деревской государство отметило Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

20 марта 1974 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил ей почётное звание Мать-героиня (посмертно).

Александра Аврамовна преждевременно ушла из жизни. Сказались трудности и испытания, которые выпали ей на долю на протяжении двух немилосердных войн и нелегких послевоенных лет. Её жизнь-подвиг, словно неугасаемая звезда, и сегодня является ярким примером для всех, кто посвятил себя почетному делу воспитания подрастающего поколения.

Александру Деревскую называют Роменской Мадонной, ведь она единственная в мире женщина, которая воспитала 48 детей-сирот…»


В нашем Краснодарском крае тоже немало матерей-героинь. Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».


Педагог ДО: Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она наделяет ребёнка чувством надёжности, защищенности.

Она сама способна на великое самопожертование во имя своего ребенка.

На наш классный час я принесла шкатулку “народной мудрости”, в которой лежат пословицы разных народов, касающиеся семьи. Я бы хотела, чтобы эти пословицы прочитали вы сами, попробовали объяснить.

(читают по очереди пословицы).

- Лучше матери друга не сыщешь.

- Птица рада весне, а дитя – матери.

- Сердце матери лучше солнца греет.

- Слепой щенок и тот к матери ползёт.

- Ради ребёнка мать и в огонь бросится.

- У дитя заболит пальчик, а у матери- сердце.

- Материнская молитва со дна моря вынимает.

- Обидишь отца-мать- счастья не найдешь.

- Береги отца и мать- других не сыщешь.


Педагог ДО:

И в заключение классного часа мне же хотелось бы всем напомнить несколько замечательных заповедей. Заповеди эти касаются как детей, так и взрослых (ведь у большинства тоже есть мамы).


  • Преподнеси маме цветы.

  • Если ты далеко от дома, отправь её поздравительную открытку, пусть знает, что ты думаешь о ней.

  • Оглянись, нет ли неподалёку чьей-то матери в беде и нищете, и помоги ей.

  • Подскажи своим друзьям, как им лучше порадовать свою мать.

  • Относись к каждой матери так, как будто она твоя мать.

  • Постарайся всегда, и особенно в День Матери, помнить эти заповеди и следовать им.

  • Почитай свою мать и других матерей так, будто каждый день – День Матери, позаботься о том, чтобы и другие поступали также.

  • Берегите маму так, как она бережёт нас.

  • Думаю, что текст этих заповедей вы хотели бы оставить себе на память, следовать им, познакомить с ними своих друзей и близких. Ведь у каждого из нас есть мама.

Раздаются памятки с заповедями.


Ребята, больше думайте о ваших мамах, берегите их, любите, помогайте им во всем. Знайте, только мама любит вас больше всех на свете. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.

Мы в вечном неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

Пожелаем матерям всего мира материнского счастья, радости, добра, любви!

11