СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Н. Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» для симфонического оркестра» - так назвал композитор созданную им сюиту из трех частей, где каждому из чудес посвящена отдельная часть. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Н. Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».»

Методическая разработка: Н. Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Непревзойденным мастером в создании музыкальных оркестровых картин был русский композитор 19-20 веков Н.А. Римский - Корсаков. Его музыку мы слушали, знакомясь с былиной о Садко.

Часто обращался Римский - Корсаков к сказочным образам. Особенно благодатным материалом для него стала сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!» И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки.

«Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» для симфонического оркестра» - так назвал композитор созданную им сюиту из трех частей, где каждому из чудес посвящена отдельная часть. Фанфарные сигналы объединяют пьесы и обрамляют всю сюиту. Автор максимально использует здесь богатство выразительных средств полного состава симфонического оркестра. Украшают партитуру дополнительные инструменты: флейта – пикколо, английский рожок, бас - кларнет, контрфагот, арфа, треугольник, ксилофон, колокольчики, челеста.

После первого сигнала фанфар появляется сказочная тема. В ней слышен хрустальный перезвон колокольчиков, доносящийся из волшебного города леденца. В высоком светлом регистре звучат тембры флейты- пикколо, колокольчиков и арфы. Затем в звуковую картину вливаются тембры гобоев, кларнетов, английского рожка, валторн, струнных. Вдруг наступает пауза – этот эффектный прием изображает изумление при виде чуда.

Первое чудо – «Волшебная Белка». Римский – Корсаков точно следует за шутливым пушкинским текстом, в котором поэт упоминает известную народную песню:

…И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

 «С присвисточкой» звучит в оркестре флейта – пикколо. Она –то и поет песенку «Во саду ли, в огороде», но по – своему. Если народная мелодия проста по ритму: в ней преобладает ровное движение восьмыми, то в обработке Римского – Корсакова она сложна и прихотлива. Композитор украсил тему легкими узорами шестнадцатых, и ритмический рисунок приобрел озорной танцевальный характер.

В прозрачном аккомпанементе гобоев и струнных звучат лишь «пустые» квинты. Струнные играют pizzicato, подражая звучанию балалаек и домр. Создается шутливый, скомороший характер темы.

    Далее следуют оркестровые вариации - тема, повторяясь, остается неизменной, а оркестровые тембры меняются. В одной из вариаций к флейте присоединяется ксилофон. Его сухой, «щелкающий» тембр напоминает щелканье орехов. А «небесный» голос челесты придает музыке сказочный характер.

    Второе чудо - «Тридцать три богатыря». О нем опять возвещают фанфары.

    Звучность оркестра переместилась в более низкий регистр:

    …Море вздувается бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой.

 Композитор изображает бурлящие морские волны быстрыми пассажами струнных и деревянных духовых в низком регистре, а завывание и свист ветра – хроматическими гаммами флейт и гобоев в высоком регистре.

    На этом фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей, выходящих из морской пучины (валторны и тромбоны в среднем регистре).

    Третье чудо - «Царевна- Лебедь». Об этом чуде возвещает веселая фанфара. Первую тему Лебеди, тихую и певучую, пропевает гобой. Аккомпанемент рисует море, но теперь безмятежно – спокойное.

    Вторая тема Лебеди – стремительная и прихотливая, с причудливым ритмическим рисунком, как бы взлетает вверх. Ее легкие узоры сотканы из хрупких пассажей. Музыка «расцветает» в красочных сочетаниях тембров.

    Но постепенно рождается новая песенная мелодия (третья тема Лебеди). Она постепенно удаляется от второй темы и развивается самостоятельно. Она сначала звучит у струнных, а затем, мощно, - у духовых. Так композитор музыкальными средствами рисует превращение сказочной птицы в прекрасную царевну. Лирическая песня превращается в гимн красоте и добру. Это кульминация всей симфонической картины.

Праздничные фанфары завершают все произведение.

Симфонический оркестр – не единственный вид оркестра. С давних пор существуют духовые оркестры. Они прекрасно звучат на открытом воздухе. В России военные духовые оркестры были созданы при Петре I. Они исполняют, обычно, маршевую и танцевальную музыку. В состав духового оркестра входят, как правило, инструменты трех родов: медные, деревянные и ударные. Наиболее распространен малый духовой оркестр. Его примерный состав: флейта, кларнеты, саксофоны, валторны, трубы, тромбоны, ударные, корнеты, альты, теноры, баритон, басы.

Оркестры, объединяющие народные инструменты, родственные по звучанию, есть в каждой стране. Так, в старину на Руси были известны оркестры рожечников, существовали уникальные роговые оркестры. В конце XIX века в Петербурге замечательный русский музыкант В. Андреев собрал народные инструменты и некоторые деревянные духовые инструменты в Великорусский оркестр народных инструментов. Со временем этот оркестр стал носить имя Андреева. Такой же выдающийся коллектив существует в Москве – это русский народный оркестр им. Н. Осипова. В репертуаре этих оркестров - не только обработки народных песен, танцев, но и переложения произведений русских и зарубежных композиторов, а также сочинения, созданные специально для этих оркестров. Народные музыкальные инструменты являлись неотъемлемой частью жизни русских людей. Они звучали на народных праздниках и на свадьбах, возвещали начало ратного боя с иноземными захватчиками.

Состав оркестра русских народных инструментов опирается на традиционную домровую и балалаечную группы. Так же в него включаются рожки, свирели, жалейки, гармоники различных видов. Сегодня профессиональные и самодеятельные крупные оркестры, наряду с домрами и балалайками, включают в свой состав и классические инструменты симфонического оркестра (флейты, гобои, литавры, бубен, треугольник, трещотку, ксилофон и др.), которые искусно имитируют народные.

В XX века появились джаз – оркестры, эстрадно – симфонические оркестры. В их репертуаре, чаще всего, современная джазовая музыка (один из лучших джаз – оркестров Запада – оркестр Г. Миллера, в России – Л. Утесова, О. Лундстрема и др.).

 

 Многие из названных выше инструментов применяются не только в оркестре, но и самостоятельно, для исполнения соло (одним исполнителем, без сопровождения) или в сопровождении фортепиано. Скрипка, виолончель, альт, а из духовых – флейта, чаще других применяются как солирующие инструменты.

 Клавесин.

 Клавесин – предок фортепиано, самый большой и наиболее значительный из струнных щипковых клавишных инструментов. Первые удачные образцы были изготовлены в Италии в начале 16 века, после почти двух столетий экспериментов. Яркий, чистый звук клавесина сделал его популярным сольным инструментом. Не так давно интерес к клавесину возродился, и сейчас его можно услышать как при исполнении барочной музыки, так и в композициях, написанных современными авторами специально для него.

Фортепиано.

Фортепиано - общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

Один из самых совершенных инструментов для сольного исполнения – рояль. По звуковому объему, по мощности звучания он не имеет себе равных. И не случайно ему дали такое название: слово «рояль» значит «королевский».

Рояль- инструмент сравнительно «молодой»: положенный в основу конструкции рояля способ соединения струн с клавишным механизмом был придуман в XIV веке.

К струнному инструменту, напоминающему русские гусли, присоединили клавишный механизм, упрощавший движения музыканта при игре. Вместо того, чтобы извлекать звук из струны щипком, исполнитель просто нажимал соответствующую клавишу, а она приводила в действие рычажки механизма, оканчивающегося штифтиком или перышком, задевающим струну.

Разновидности клавишно – струнного инструмента носили разные названия – верджинел, клавесин, клавикорд, спинет и другие. Звук этих инструментов был слабый, слегка дребезжащий, совсем не похожий на сильный и красивый звук современного рояля. Лишь в начале XVIII века штифтики были заменены молоточками, и было создано фортепиано.

Новый инструмент завоевал всеобщее признание. Для рояля написано огромное количество музыкальных произведений, как блестящих, виртуозных (например, рапсодии Ф. Листа или его этюды), так и певучих, лирических (например, ноктюрны Ф. Шопена). Возможности рояля в полной мере раскрыл Лист; в своих сочинениях он как будто поставил своей задачей доказать, что роялю доступно все (он переложил для него все симфонии Бетховена, великое множество произведений вокальной музыки – оперной и камерной, виртуозные скрипичные пьесы Паганини). Среди его современников – пианистов XIX века- надо назвать Шопена, братьев Рубинштейнов, а в XX веке – Рахманинова, Оборина, Гилельса, Рихтера.

Существуют и другие инструменты с клавишным механизмом. К ним относится орган -самый большой из всех существующих музыкальных инструментов (орган Большого зала Московской государственной консерватории равен по высоте двухэтажному дому).

Это - один из очень старых инструментов, известный (конечно, гораздо в более примитивном виде) еще в Древнем Риме. Орган – духовой инструмент. Он состоит из множества труб (до нескольких тысяч!) разного размера и формы, что позволяет извлекать звуки не только разной высоты, но и разного тембра. Воздух нагнетается в трубы при помощи пневматической системы. Орган имеет несколько рядов клавиш, так называемые клавиатуры, в том числе, ножную, с большими клавишами. Нажимая клавиши и передвигая особые рукоятки, исполнитель заставляет звучать трубы органа. Мощность органа может сравниться только с мощностью оркестра.

Два столетия тому назад орган занимал такое же место в концертной жизни, как и в наши дни рояль. Превосходным органистом был немецкий композитор И.С. Бах, оставивший в своем наследии множество органных сочинений. Сейчас органная музыка переживает период нового возрождения. Во многих концертных залах устанавливаются органы, студенты консерваторий обучаются игре на этом замечательном инструменте.

Вокальные тембры. Как и музыкальные инструменты, голос человека также имеет свою особую окраску – тембр. От его красоты зависит выразительность голоса певца.

Певцы хора, по характеру голосов, делятся на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо – сопрано), мужские голоса – тенора, баритоны, басы.

Ярко, светло и чисто звучат высокие голоса – сопрано и тенор. А нижние – альт (меццо –сопрано) и бас – отличаются густым, насыщенным звуком.