СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся техникума в процессе производственного обучения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся техникума в процессе производственного обучения»»

21


Департамент образования и науки Брянской области


Унечский филиал имени А.В.Рассказы

ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»






Методическая разработка

«Формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся техникума в процессе производственного обучения»



Разработал:

Педагог – психолог:

Братякова Н.В.





г.Унеча 2019г.




Введение

Актуальность исследования.

Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в Российском обществе за последние годы, привели к необходимости реформирования всех социальных институтов, в первую очередь профессиональных учреждений, признанной удовлетворять потребности учащихся в выборе профессии, способствовать их адаптации к реалиям быстроменяющегося мира.

Тема нашего исследования для педагогической и психологической науки является важной потому, что начальное профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реформ и призвано удовлитворить потребности личности в получении профессиональной квалификации, а также потребности государства и общества в подготовке функционально-грамотных, профессионально – мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.

Материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что многие училища, ведущие подготовку специалистов, начинают учебный год с недокомплектованными группами по некоторым специальностям, некоторые учащиеся переходят в течение года в группы наиболее популярных профессий. Смена профессий продолжается даже после окончания техникума.

Имеет место высокая текучесть кадров и особенно в связи с переменой неудачно выбранной профессией. Причин, вызывающих смену профессии несколько. Одной из них, по утверждению статистики, является отсуствие интереса к профессии. Практика показывает, что у многих обучающихся техникума отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Вот почему для претворения в жизнь новых грандиозных задач, чрезвычайно важное психолого-педагогическое и социально-экономическое значение приобретает проблема качества подготовки высококвалифицированных рабочих и закрепление их на производстве на основе воспитания, призвания и интереса к профессии.

Профессиональный интерес определяет активное отношение обучающихся к учебе, к труду, к общественно-полезной деятельности.

Высокий уровень интереса к профессии улучшает итоги производительной деятельности.

Научно-педагогической разработкой этой проблемы занимались Е.С. Кузьмина , А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, М.Н.Скаткин, В.Н.Шубкина, Г.И. Щукина и другие ученые решают эту проблему с учащимися ПУ Б.И. Адаскин, Г.И.Ажикин, С.Я. Батышев, А.А.Вайсбург, А.П.Сейтешев и другие.

Однако некоторые вопросы рассматриваемой проблемы в частности, отсуствие научно-обоснованных рекомендаций по формированию профессионального интереса, места и роли профессионального обучения в этом процессе, а также использования разнохарактерных познавательных заданий на материале специальной технологии в качестве средства формирования интереса к профессии, не получили достаточного освещения. На необходимость исследования данного аспекта указывает Б.Н.Адаскин, А.Н.Сейтешев, О.Ф.Федорова, Г.И. Щукина и др.

Все отмеченное выше свидетельствует, что еще недостаточно проведено исследований, в которых были бы в комплексе рассмотрены пути и средства формирования профессионального интереса в процессе производственного обучения. Это и определило тему нашего исследования: «Формирование профессионального интереса у обучающихся техникума в процессе производственного обучения».

Цель исследования: состоит в разработке и экспериментальной проверке психолого – педагогических условий формирования профессионального интереса обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

Объект исследования: Процесс формирования профессионального интереса обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

Предмет исследования: Формы, методы и средства формирования профессионального интереса обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

Гипотеза исследования: состоит в том, что формирование профессионального интереса у обучающихся техникума будет повышена, если:

  • будут изучаться состояния и условия сформированности профессионального интереса;

  • программа экскурсии будет включать в себя три составляющих:

  1. подготовка к экскурсии;

  2. проведение экскурсии;

  3. обсуждение итогов;

- тренинговая программа будет структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности для повышения интереса к выбранной профессии.


Задачи исследования:

  1. Выявить теоритические основания формирования профессионального интереса обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

  2. Изучить состояние сформированности профессионального интереса обучающихся первого курса техникума.

  3. Выявить психолого – педагогические условия повышения эффективности форм, методов и средств формирования профессионального интереса обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

  4. Выявить и эксперементально проверить критерии и показатели сформированности профессионального интереса обучающихся техникума.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- обобщение педагогического опыта и его анализ с целью выявления наиболее эффективных методов и приемов развития профессионального интереса в процессе производственного обучения;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- статистические методы обработки результатов.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три этапа в течение четырех месяцев.

1 этап: Поисково-теоретический.

Построен на основе изучения, осмысления литературы, опыта работы техникума.

На этом этапе мы проанализировали современное состояние проблемы формирования и развития профессионального интереса в процессе производственного обучения.

2 этап: Эксперементальный.

Были взяты методики диагностического исследования, позволяющие определить уровень развития профессионального интереса в процессе производствеенного обучения, определены критерии и показатели развития профессиональных интересов. Полученные данные позволили определить цели, объект, предмет, выдвинуть гипотезу эксперементальной работы.

Формирующий эксперимент сопровождался:

- внедрением в практику тренинговых занятий;

- проведение экскурсий для формирования профессионального интереса.

Прослеживалась динамика изменений, происходящих в эксперементальной и контрольной группах.

3 этап: Заключительно-обобщающий:

. - проведен анализ, систематизация, интерпритация, обобщение данных теоретического и эксперементального исследования;

- сформированы основные выводы, рекомендации;

- осуществленно текстовое оформление диплома.

Опытно-эксперементальной базой исследования был «Унечский индустриальный техникум имени Героя России А.В.Рассказы» где проводилась опытно-экспериментальная работа по уточнению и проверке гипотезы. В исследовании приняли участие две группы обучающихся 1 курса

( всего 60 человек).

Научная новизна и теоретическая значимость:

- обоснован поэтапный подход к формированию профессионального интереса к профессии на основе практической деятельности обучающихся при выполнении различных заданий;

- определен комплекс психолого - педагогических условий формирования профессионального интереса, основанный на индивидуальном подходе с учащимися в процессе производственного обучения;

- обоснаваны критерии и показатели сформированности профессионального интереса в условиях профессионального обучения.

Практическая значимость исследования:

- Исследование состоит в том, что разработано и внедрено новое содержание работы кабинетов профориентации;

- внедрение в работу профориентации проф. карты, дидактических материалов для производственного обучения;

- разработаны практические рекомендации для мастеров производственного обучения для формирования интереса к профессии;

- материалы исследования могут быть пременены непосредственно в практике формирования профессионального интереса у учащихся в процессе производственного обучения техникума.



Заключение.

Проблема формирования профессионального интересов у обучающихся техникума в процессе производственного обучения еще недостаточно изучена и требует к себе внимания со стороны ученых, педагогов, медиков и психологов.

В первой главе « Теоретическое основание изучения и формирования профессионального интереса у обучающихся техникума» мы исследовали специфику проблемы «Формирования профессиональных интересов у обучающихся техникума».

Теоритический анализ этой проблемы позволил нам обобщить современные научные представления о данной проблеме.

Данный вид интереса связан с профессией, которую учащийся выбрал, этот интерес постоянно развивается в результате целеустремленной трудовой деятельности учащихся по овладению этой профессии. Профессиональный интерес является побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. А особенно велика его роль в условиях техникума, где он оказывает значительное влияние на учебу, труд.

И так как именно в юношеском возрасте одно из важных новообразований является профессиональное самосознание, то проблеме профессионального интереса необходимо уделить большое внимание.

Важно именно в эти годы окончательно выявить интерес у учащихся и по мере возможности развить те способности, на основе которых юноши/девушки могли бы разумно и правильно осуществить выбор профессии.

И поэтому необходимо у обучающихся техникума в процессе производственного обучения в наиболее полной мере реализовать содержательные и методические аспекты формировании и развитии интереса к профессии.

Теоретический анализ этой проблемы свидетельствует, что одним из важнейших аспектов воспитания интереса к профессии является формирования у обучающихся техникума жизненной целеустремленности, профессионального идеала.

И поэтому необходимо учителям, мастерам производственного обучения, психологам принимать активное участие в формировании у обучающихся профессионального интереса, используя: вводные уроки, экскурсии на базовое предприятие, встречу с передовиками техникума, активизация самих обучающихся в рамках производства для достижения успеха в работе, подбор занятий для производственного обучения, которые соответствуют интересам учащихся, учет индивидуальных особенностей учащихся и мн. др.

Следовательно, формирование и развитие профессионального интереса является следствием педагогического мастерства.

Очень важно, чтобы мастер производственного обучения осуществлял подготовку молодых рабочих, отчетливо представляя себе систему социальных, психологических, психофизиологических качеств необходимых для освоения той или иной профессии.

А для разития этих качеств необходима целеноправленная деятельность мастера производственного обучения. Это предполагает использование соответствующих средств.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональных интересов в процессе производственного обучения позволил:

  • уточнить опеделение профессионального интереса, его сущность и структуру;

  • проанализировать педагогические условия развития и формирования профессионального интереса обучающихся первого курса техникума по специальности «Проводник пассажирского вагона на железнодорожном транспорте»;

  • уточнить критерии и показатели развития профессиональных интересов.

Экспериментально проверена эффективность разработанных нами и внедренных в практику форм и методов организации производственного обучения с целью формирования и развития профессионального интереса у обучающихся. В ходе решения этой задачи мы пришли к выводу, что экскурсия на базовое педприятие, беседы с рационализаторами производства и бывшими обучающимися техникума, которые работают на данном предприятии, а также тренинговые занятия являются наиболее эффективными формами формирования профессионального интереса у обучающихся техникума.

В ходе эксперементальной работы мы сделали вывод, что на формирование и развитие профессионального интереса у обучающихся техникума в процессе производственного обучения также влияют следующие дидактические условия:

  • внедрение в практику производственного обучения специального дидактического материала;

  • внедрение новых, более рациональных форм работы профориентационных кабинетов;

  • оптимизация кружковой работы;

  • использование учебно – наглядных пособий, технических средств обучения.

Предполагалось, что в описываемых условиях наиболее успешные результаты покажут учащиеся, обучение которых организовано с применением вышеперечисленных форм, методов и средств обучения.

Критерии и показатели развития нами были определены: когнитивный, потребностно – мотивационный и операционно – практический.

Результаты исследований свидетельствует, что рациональное использование материально – технических возможностей учебного заведения, использование таких форм работы, как экскурсии на базовое предприятие с демонстрацией передовых приемов труда и проведение тренинга, а также использование современных педагогических технологий и различных дидактических материалов создают благоприятное условие для формирования профессиональных интересов у обучающихся техникума в процессе производственного обучения.

Проведенное нами исследование в целом, подтвердило правомерность избранного пути по формированию профессионального интереса у обучающихся.

Полученные нами данные в ходе экспериментальной работы подтверили нашу гипотезу.

Дальнейшее исследование проблемы требует решение следующих задач:

  • совершенствование специального дидактического материала, учебно – наглядных пособий, технических средств обучения;

  • создание доброжелательного отношения в коллективе, которое положительно влияет на его сплоченность;

  • изучение и определение оптимального сочетания методов, форм, средств формирования профессионального интереса у обучающихся в процессе производственного обучения;

  • совершенствование кружков и клубов технического творчества, общественных конструкторских бюро, курсов обучения вторым и совмещенным профессиям, конкурсов профессионального мастерства;

  • совершенствование работы общественной ученической организации техникума, которая организуется на основе ученического самоуправления.

И мы полагаем, что исследовательская работа окажет определенную помощь инженерно – педагогическим работникам по использованию и созданию педагогических условий на уроках производственного обучения и разработанной нами методики.














ТРЕНИНГ

Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, атмосферы психологической поддержки, ознакомление с основными принципами работы социально – психологического тренинга, освоение способов самораскрытия, определение уверенного и неуверенного поведения, снятие излишнего напряжения.

1. Вводная беседа.

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Руководитель совместно с участниками определяет примерные правила работы вгруппе:

  • не критиковать себя и других;

  • открыто говорить о своих чувствах и переживаниях;

  • оказывать взаимную поддержку друг другу;

  • правило присуствия на группе – каждый участник группы должен присуствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускается опоздания и пропуски занятия;

  • конфиденциальность – не разрешается обсуждать технологию с людьми, не участвующими в группе.

2. Знакомство.

Задача: самопредъявление, самоподача.

Участникам по кругу предлагается проедставиться и рассказать немного о себе: имя, увлечение, характер, рассказ о себе может сопровождаться рисунком, в котором желательно отразить свой жизненный девиз, кредо.

3. Актуализация задач тренинга.

Ведущий предлагает каждому участнику сказать о том, какие задачи он хотел бы решить и какую информацию получить на этих занятиях.

4. Психодинамическая пауза.

Задача: раскрепощение участников группы, формирования чувства уверенности в себе.

Процедура: участники группы становятся в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке,причем водящий переходит воображаемые препятствия, о которых он говорит в слух, а остальные участники, повторяют его движения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание?, В какой роли лучше чувствовать себя: водящего или участника?

5.« Вступи в контакт »

Задача: отработка навыков невербального взаимодействия,привлечение внимания.

Процедура: Участники разбиваются на пары. В парах, по сигналу тренера, они ведут разговор. Один партнер остается на месте, другой партнер принимает следующие позы, при диалог продолжается.

А) Сначала руки находятся в карманах, ка можно глубже, спина согнута, взгляд направлен на пол, глаза поднимаются только изредко;

Б) Далее участник принимает походку мечтателя: он идет расслабленно, голова приподнята, в руках может быть цветок;

В) Затем походка довольного, заносчивого человека, он не идет а вышагивает, как говориться «несет себя».

После выполнения упражнения анализируется зависимость характера диалога от дистанции, поз участников.

Какая поза наиболее удачна была для вас, для ведения диалога? Привычно ли это положение тела? Какие чувства вызвал у вас собеседник?

6.Чего вы хотите достичь?

  • Запишите все, чего вы хотели бы достичь. Пусть вас не волнует порядок записи, доступность желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову.

  • Если вы хотите быть счастливым, что вам для этого необходимо? Это список того, что вы хотите иметь, чем заниматься, кем быть.

  • Закончив список, включить в него то, что у вас уже есть и что вы хотели бы сохранить. Если вы не хотите потерять что – либо в жизни, то сохранение этого потребует определенного времени.

  • В нашем списке может появиться следующее «Сохранить независимость, дом, положение в семье, будущую деятельности и т. д.

  • Распределите все желания на три категории:

А) Очень, очень важные для вас;

Б) Очень важные;

В) просто важные.

  • Если желания недостаточно важно, чтобы войти даже в категорию В, вычеркните его.

  • Представьте какое удовольствие вы получите от каждого пункта?

  • Ну как вы себя чувствуете?

  • Что вы об этом думаете?

  • Что вы почуствуете, когда все это станет безраздельно вашим?

  • Можете все это пережить прямо сейчас.

7. « Две минуты отдыха ».

Инструкция: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза.Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две, три минуты.»

Дав инструкцию, тренер и сам может присоединиться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две, три минуты наблюдать за отдыхающей группой, обдумывать последующую логику тренинга.

Дать две, три минуты для отдыха или больше решает «здесь и сейчас».

8. « Мои личные и профессиональные планы ».

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах.

После этого полученные результаты зачитываются в слух.

9. « Факторы, влияющие на выбор профессии ».

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения тренер может добавить факторы, которые не были указаны.

Далее участники садятся в круг, каждый получает лист альбомного формата, в центре круга лежат маркеры, фломастеры.

Процедура: Напишите каждый на своем листочке основной принцип, которым руководствуетесь при выборе своей будующей профессии. После того как вы напишите это, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чей принцип близок вашему или интересен вам.

Задача тренера на этом этапе помочь участникам сформулировать этот принцип. Далее ребята объеденяются в группы.

Процедура: Теперь в группах составьте списки аргументов в защиту вашего принципа: почему именно он является основопологающим или почему он так важен для вас.

Участники разбиваются на 3 группы: одна ( малочисленная ) образовывается по принципу «Моя профессия должна быть мне интересна», две другие – «Моя профессия должна приносить пользу обществу».

После того, как каждая группа представила свои списки, ведущий организовывает обсуждение.

По окончании дебатов тренер предлагает участникам еще раз примерить к себе свой принцип и решить, остается ли он в силе.

10. Релаксационное упражнение « Частица Я ».

Задача: расслабление, внутренняя раскрепощенность, ощущение самоценности.

Процедура: Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и прислушайтесь к музыке и словам.

В бесконечном потоке жизни, частицей которого я являюсь, все прекрасно, цельно, совершенно. Прошлое не властно надо мной, потому что я хочу учиться и изменяться. Я знаю прошлое – необходимый этап, пройдя который, я оказался здесь. Я хочу привести свои мысли в порядок.

Здесь не важно, с чего я начну, поэтому начинаю с этой маленькой комнаты, так я скоро достигну результата. Я с нетерпением уверен: именно этот опыт больше никогда не повторится. Я хочу быть свободным. В моем мире все прекрасно.

11. Рефлексия занятия.

Заполнение анкеты участника тренинга.

Анкета участника тренинга:

Д ата занятия:

  1. Сегоднешнее общение произвело на меня:

Большое впечатление 5 4 3 2 1 никакого впечатления

  1. Я чувствовал(а) себя:

Свободно 5 4 3 2 1 сковано

  1. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали:

( называется какие – либо упражнения, другие моменты работы):

  1. Мне не понравилось:


12. Ритуал прощания.

Встать в круг. Положить руки на плечи друг другу. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.


Занятие №2

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов,познание себя при помощи группы.

  1. Ритуал приветствия.

Участники садятся по кругу

  • Начнем сегодняшний день так: встанем (тренер встает, побуждая к тому же участников группы) и поздароваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем – то вы поздороваетесь два раза.

  • Главное – никого не пропускать.

  1. Пожелания.

Все ребята садятся в круг.

  • Давайте начнем сегоднешнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и это сделаем это так.

Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним,и выскажет свое пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. До тех пор покакаждый из нас не получит пожелание на день.

  1. Мои достоинства.

Желающие зачитывают список своих достоинств в освоении будующей профессии, показывают нарисованное ими солнце.

Если в группе уже установилось достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, тренер может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи».



Положение об обратной связи:

Обратная связь – это адресованное другому человеку сообщение о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия,поступки.

Помни!

  1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просят.

  2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

  3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

  4. Не оценивай.

  5. Не давай советов. Фразы: « Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» – поб запретом.

  1. « Мнения других о моем выборе профессии».

Процедура: Давайте поиграем.

Распределяются роли: Ребенка, отца, матери, бабушки, дедушки, знакомых…

Остальные участники тренинга – зрители.

После окончания сценки организуется коллективное обсуждение проигранного содержания.

Сюжет: за вечерним чаем (сын) дчь объясняет родителям о своем решении стать «Проводником пассажирского вагона на железнодорожном транспорте».

Каждый участник «играет» самого себя, рассказывая о своих анонимно о своих проблемах и спорных вопросах.

При обсуждении поведения того или иного персонажа участники дискуссии говорят фактически о самих себе, о своих проблемах.

  1. Теоретический блок.

Информированность участников о профессии и профессиональных требований.

Методический прием: Метод организации взаимной групповой оценки.

Тренер предлагает участникампрофессиограмму «проводника». В составе двух групп учащиеся выполняют задание: Находят факторы, повлиявшие на выбор их будущей профессии.

Затем идет коллективное обсуждение.

  1. Психодинамическая пауза.

Задача: снятие излишнего напряжения, создание атмосферы психологической поддержки.

Процедура: Участники разбиваются на внешний и внутренний круг, участники внутреннего круга закрывают глаза, а участники внешнего круга пытаются надавить на плечи сзади, если сопротивление участника внутреннего круга сломлено, то он должен поднять руки вверх.

  1. «Закодируй профессию».

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать свою профессию по предлагаемой схеме.

После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

Схема анализа профессии:

Предмет труда:

  1. природа;

  2. материалы;

  3. люди;

  4. техника, трнспорт;

  5. знаковые системы;

  6. художесвенный образ.

Цель труда:

  1. контроль, оценка, диагноз;

  2. преобразовательная;

  3. изобретательная;

  4. обслуживание;

  5. транспортирование;

  6. собственное развитие;

Средства труда:

  1. ручные и простые приспособления;

  2. механические;

  3. автоматические;

  4. функциональные (речь, мимика…);

  5. теоритические;

  6. переносные или стационарные;

Условия труда:

  1. бытовой климат;

  2. большие помещения с людьми;

  3. обычный производственный цех;

  4. необычные производственные условия;

  5. экстремальные условия;

  6. работа на открытом воздухе;

  7. работа сидя, стоя, в движении;

  8. домашний кабинет.

Характер общения в труде:

  1. минимальное общение;

  2. клиенты, посетители;

  3. обычный коллектив;

  4. работа с аудиториями;

  5. выраженная дисциплина, субординация в труде.

Ответственность в труде:

  1. материальная;

  2. моральная;

  3. за жизнь и здоровье людей;

  4. невыраженная ответственность.

Особенности труда:

  1. большая зарплата;

  2. «льготы»;

  3. «соблазны»;

  4. встречи со знаменитостями;

  5. частые командировки;

  6. законченный результат труда.

Типичные трудности:

  1. нервное напряжение;

  2. профзаболевание;

  3. распостранены сквернословия;

  4. возможность оказаться в тюрьме;

  5. невысокий престиж работы.


Минимальный уровень образования для работы:

  1. без специального образования;

  2. начальное специальное образование;

  3. среднее профессиональное образование (техникум);

  4. высшее профессиональное образование (ВУЗ);


  1. « Как выбирают профессию ».

Участники делятся на две группы. Они осуществляют выбор определенной профессии. При этом ориентируются на этапы « узнать – подумать – попробовать ».

На общем обсуждении участники каждой группы рассказывают о профессии, которую она выбрала и анализирует причины выбора.

Здесь используется метод организации взаимной групповой оценки.

  1. « Человек и профессия ».

  • В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к седящему, дают ему оценку его производственной деятельности, т.е. соответствует ли он своим индивидуальным особенностям данной профессии.

Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений «хорошо», «плохо».

После того как все выскажутся, учащийся, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Затем на общем обсуждении, в котором участвуют учащиеся, тренер и группа участников производится сравнительный анализ самооценки учащегося при соотнесении ее с оценкой группы.

  • Обратите внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид, всего сказанного. Высказывания должны делать в доброжелательной форме.

  1. « Как мы играли в профессию ».

ситуация чаепития:

Акцентирование внимания учащихся на основных этапах игровых занятий: анализ объективных и субъективных условий выбора профессии, соотнесении их при осуществлении выбора профессии в конкретных ситуациях.

Тренер и участники обмениваются опытом, полученным на занятиях: что нового узнали, какие упражнения были самыми интересными,участники рассказывают, не ошиблись ли они в выборе профессии. Идет коллективное обсуждение.

  1. Ритуал прощания.

Участники встают в круг, кладут руки на плечи друг на друга. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: « Спасибо, до свидания!»


Занятие№ 3.

Цель: Углубление процесса самораскрытия, помощь в определении личностных ценностей, выявить истинное отношение учащихся к профессии и по возможности подкорректировать это соотношение.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Бегущие огни.

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу ( по часовой стрелке) какую – нибудь короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать тоже самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу, как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.

Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро!», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится.

Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем ( после семи ходов) очередной участник добавляет еще что – нибудь и т. д.

  1. Теоретический блок.

При выборе профессии следует учитывать:

 желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу;

 возможности личности – знания, способности,психологические особенности,состояния здоровья – могу;

  • запросы рынка ируда, потребности в кадрах – надо.

Участникам предлагается выбранная ими профессия, которую необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме.

( хочу – могу – надо )

  1. По секрету.

  • У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания на будущее, а особенно в будующей профессиональной деятельности.

Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать…

Сегодня вы сформируете цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберите человека, которому больше всего доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому выскажите свои самые тайные цели, т.к. знаете, что ваш портнер умеет хранить секреты.

  1. Психодинамическая пауза «Земляничная поляна».

Инструкция: « Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде.

Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там.»

  1. Ассоциация.

Задача: выявить истинное отношение учащихся к выбранной профессии.

Процедура: Тренер называет профессию.

«Проводник пассажирского вагона на железнодорожном транспорте»

Каждый из участников может задать по два ассоциативных вопроса, например «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какое оборудование используется?».

Другие участники дают ответы описывая профессию с помощью ассоциаций.

Обсуждение игры: Обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить участника, давшего такой ответ, дать объяснение.

При выявлениии неудачных ответов группе предлагается тут же придумать ответы соответствующие данной профессии.

Можно так же загадывать не только профессию, но и конкретные места работы.

  1. Профконсультация.

Задача: познакомить учащихся с процедурой построения личных профессиональных планов; научить учащихся оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.

Процедура: «Сейчас в нашей стране развивается служба профессиональной консультации. К специалистам – профконсультантам приходят ребята с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии.

Мы сейчас с вами распределим роли «профконсультант» ( лучше выбрать двоих ), «учащийся» и его «родители».

«Профконсультант» и «родители» должны держаться серьезно, как взрослые, а «учащийся» пусть будет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово.

Учащиеся самостоятельно ведут игру, тренер им не мешает.

При обсуждении игры тренер может задать вопрос «учащему» и «родителям»:

«Заслуживает ли «профконсультант» вашей благодарности?»

После обсуждения учасники меняются ролями и организуется следующее проигрывание, которое проходит более динамично и с меньшими ошибками.

Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.

  1. Я – подарок для человечества.

  • Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность?

  • Итак, подумайтенад тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества.

  • Аргументируйте свое утверждение, например: « Я – подарок для человечества, так как я…!»

  1. Твое будущее!

  • Многие люди не понимают себя, мотивов своих поступков, причин радосит. Но наши занятия дают вам возможность помочь друг другу осознать процесс становления себя как личности и при этом понимать, что происходит, в какую сторону идти и что делать.

Один участник (по желанию) садится на отдельно стоящий стул и просит всех остальных участников сказать ему о будущем. При этом стоит выделять отдельно:

А) профессиональное, т.е. кем будет этот человек, каким видом деятельности он будет заниматься;

Б) личное, т.е. кем он будет в личной жизни;

В)психологическое, т.е. его человеческие качества.

Стоит определять и хронологические рамки, например, будущее через год, пять лет, через 25 и т. д.

  1. « Чаепитие ».

Участники в свободной форме высказывают свое отношение к событиям тренинга, получают или дают обратную связь отдельным участникам тренинга.

Ребята вспоминают события прошлых занятий.

Идет заполнение анкеты участника тренинга.

  1. Ритуал прощания.

Оглавление:




Введение

3

Глава 1. Теоретические основания изучения и формирования профессиональных интересов обучающихся

1.1

Сущность и структура профессионального интереса

8

1.2

Профессиональный интерес в структуре личности в раннем юношеском возрасте

16

1.3

Прозводственное обучение как фактор формирования и развития профессиональных интересов

23

1.4

Критерии и показатели эффективности формирования у обучающихся техникума профессиональных интересов в процессе производственного обучения

32

Глава 2.Формы, методы и средства формирования профессиональных интересов у обучающихся техникума в процессе производственного обучения

2.1

Изучение состояния сформированности профессиональных интересов у обучающихся техникума первого курса

37

2.2

Производственная экскурсия на базовое предприятие как средство формирования профессионального интереса у обучающихся

53

2.3

Психологический тренинг в процессе формирования и развития профессиональных интересов у обучающихся техникума

57

2.4

Методика и результаты опытно – эксперементальной работы

66


Заключение

71


Библиографический список литературы

75


Приложение

79