СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Фотосинтез.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Фотосинтез.»

«Фотосинтез»

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи:

- сформулировать понятие «фотосинтез».

2. Развивающая цель: 

- развивать логическое мышление;

- навыки самостоятельной работы;

- умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.

Задачи:

- развивать умение выделять главное;

- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;

- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

3. Воспитательная цель: 

- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.


Планируемые результаты по ФГОС:
Личностные результаты

— воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— прививать умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;

— находить в различных источниках необходимую информацию, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации,

— работать со всеми компонентами текста;

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— понятие «фотосинтез»;

— суммарное уравнение фотосинтеза.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение воздушного питания.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Список используемой литературы:

  1. Биология. 6 класс. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Издательство Вентана-Граф 2018

  2. http://www.refstar.ru/data/r/print.file/id.1992_1.html

  3. http://uchit.net/catalog/Biologiya/140090/

  4. https://ReferatBank.ru/referat/preview/12101/referat-fotosintez-prosche-prostogo.html

  5. https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=55983

  6. http://takya.ru/nuda/kogda-to-gde-to-na-zemlyu-upal-luch-solnca-no-on-upal-ne-na-be/main.html

  7. http://znakka4estva.ru/dokumenty/biologiya/oshibka-van-gelmonta/

  8. https://EduContest.net/ru/347297/тема-основная-функция-зеленого-лист/

  9. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/01/fotosintez

  10. https://www.KazEdu.kz/referat/131088

  11. http://biofile.ru/bio/19492.html







План урока:

  1. Мотивационный этап.

Здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию ребус, отгадав который вы узнаете тему урока (Слайд №1). Итак, тема урока «Фотосинтез» (Слайд № 2).

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

  1. Этап актуализации знаний по теме и осуществление первого действия.

Исторический диалог Стефенсона – изобретателя паровоза и геолога Бугланда. (Слайд № 3,4)

-Ну, Бугланд, - обратился Стефенсон к своему приятелю, - ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?

- Я полагаю, - ответил Бугланд, - сила одной из ваших больших машин.

- Да, но что приводит в действие машину?

- О весьма возможно, что один из ваших машинистов.

- Нет, солнечный луч!

- Не может быть! Как?

- Как может солнечный луч двигать поезд? (ответы учеников, затруднение).

III. Выявление затруднения.

Почему мы не можем пока ответить на этот вопрос? (недостаточно знаний)? Мы вернемся к нему позже.

  1. Разработка проекта (плана) по выходу из создавшегося затруднения.

Класс делится на три группы, каждая из которых отвечает на вопрос и формулирует вывод. Время для работы в группах 10 минут. Для поиска ответа на вопрос учащиеся используют учебник § 14 с. 78-82 и дополнительный источник информации (текст для смыслового чтения) (Слайд № 5)

Вопросы:

  1. Как появился каменный уголь на Земле?

Текст для смыслового чтения

Появился каменный уголь на Земле примерно 350 млн лет назад. Стволы древовидных папоротников, падая в воду с прочей растительностью, постепенно образовывали огромные слои органической неразложившейся массы. Ограниченный доступ кислорода не давал разложиться и сгнить этой массе, которая постепенно под своим весом погружалась все глубже. В течение длительного времени и в связи со смещением пластов земной коры эти слои ушли на значительную глубину, где под воздействием повышенных температур и большого давления произошло преобразование данной массы в уголь.

Сделайте вывод, из чего на Земле образовался каменный уголь?

  1. Чем питаются растения?

Текст для смыслового чтения

В старые времена врач обязан был знать ботанику, ведь многие лекарственные средства готовились из растений. Неудивительно, что лекари нередко выращивали растения, проводили с ними различные опыты. Так, голландец Ван-Гельмонт (1579–1644) не только занимался врачебной практикой, но и экспериментировал с растениями. Он решил узнать, благодаря чему растет растение.

Чтобы ответить на этот вопрос, Ван-Гельмонт проделал следующее. Взял кадку, в которую насыпал 91 килограмм высушенной в печи почвы, смочил ее дождевой водой и посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма. Каждый день в течение пяти лет он поливал растение только чистой дождевой водой. По прошествии этого времени Ван-Гельмонт извлек деревце, тщательно очистил корни от прилипших частиц почвы и взвесил содержимое кадки и растение. Оказалось, что масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а вот масса ивы возросла почти на 75 килограммов.

Сделайте вывод, какие вещества поглощаются растениями в процессе питания?


  1. Какое вещество растения выделяют в окружающую среду?

Текст для смыслового чтения

Джозеф Пристли (1733–1804) – известный английский ученый-химик. Как химика Пристли заинтересовал вопрос: почему воздух полей и лесов чище городского? Ученый предположил, что растения очищают его от веществ, выделяемых людьми при дыхании, а также дымящимися трубами заводов и фабрик. С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма».

Сделайте вывод, какое вещество растения выделяют в окружающую среду?

  1. Реализация выбранного плана

Учащиеся каждой группы читают предложенные им тексты и делятся полученными выводами.

Учитель формулирует определение понятия «фотосинтез», описывает, где происходит этот процесс. Дополняет выводы учащихся о том, какие вещества образуются и во что они могут преобразоваться. Объясняет смысл понятия «автотрофы» (Слайд № 6,7,8)

Под руководством учителя делают записи в тетради (Слайд № 7)

  1. Первичное закрепление новых знаний

(Слайд №9,10)


  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону

ТЕСТ.

1. Совокупность реакций синтеза органических веществ из
неорганических с использованием энергии света называют:

А)хемосинтезом;

Б)фотосинтезом;

В) брожением;

Г) гликолизом.

  1. Фотосинтез называют также:

А) Почвенным питанием

Б) Водным питанием

В) Воздушным питанием

Г) Дополнительным питанием

3. Хлоропластом называется:

А) Бесцветная органелла, в которой запасаются питательные вещества

Б) Цветная органелла, которая придает окраску цветам

В) Зеленый пигмент

Г) Зеленая органелла, в которой осуществляется фотосинтез

4. В результате фотосинтеза образуется:

А) Белки

Б) Углеводы

В) Жиры

Г) Минеральные соли

5. Организмы, обладающие способностью образовывать органические вещества, называются:

А) Потребители

Б) Гетеротрофы

В) Автотрофы

Г) Хемотрофы

6. Фотосинтез осуществляется в:

А) корнях

Б) листьях

В) семенах

Г) плодах

7. В результате фотосинтеза выделяется:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) вода

Г) азот

8. Хлорофилл – это:

А) Вещество, которое поглощается в процессе фотосинтеза

Б) Вещество, которое образуется в процессе фотосинтеза

В) Вещество, которое выделяется в атмосферу в процессе фотосинтеза

Г) Зеленый пигмент в листьях растений, с помощью которого осуществляется фотосинтез.

9. Фотосинтез происходит в
клетках:

А) любого организма;

Б)содержащих хлоропласты;

В) содержащих лизосомы;

Г) содержащих митохондрии.

10. Большой вклад в изучение фотосинтеза внес:

А) К. А. Тимирязев

Б) Ч. Дарвин

В) К. Линней

Г) Г. Мендель

(Ответы - слайд №11)

При правильном ответе на 9-10 вопросов теста - отметка «5»

При правильном ответе на 7-8 вопросов теста - отметка «4»

При правильном ответе на 5-6 вопросов теста - отметка «3»

При правильном ответе менее, чем на 5 вопросов теста - отметка «2»





  1. Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.


Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу.

Учитель предлагает ученикам составить синквейн понятия «Фотосинтез» (Слайд №12)

Домашнее задание (Слайд № 13)