Межпредметные связи на уроках информатики
через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
Информатика не может существовать без междисциплинарных связей.
Нет другого предмет, настолько насыщенного ими.
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет учителю увлечь, заинтересовать, показать красоту задач и возможные применения на практике.
Результаты проектно-исследовательской деятельности по предмету информатики:
• практические и специальные знания уащихся;
• опыт профессиональных проб – это полезные навыки и первичный профессиональный опыт в сфере современных информационных технологий;
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения при реализации учителем информатики всего многообразия их видов. Существуют такие связи, как:
1. Внутрицикловый
2. Межцикловый
Направления межпредметных коммуникаций:
1. Информационная линия
2. Информационные процессы
Внутрицикловые (связи информатики с математикой, физикой)
Межцикловые (связи информатики с химией, биологией, географией, историей, литературой, трудовым обучением, физической культурой и др.)
Межпредметные связи школьной информатики с другими предметами реализуются по следующим направлениям:
Линия информации. При изучении понятия информации широко используются примеры из различных областей знаний. Измерение информации тесно связано с понятием вероятности, которое в настоящее время изучается в курсе математики основной школы.
Информационные процессы. При изучении вопросов хранения информации рассматриваются различные способы хранения, в том числе на магнитных и лазерных дисках и тем самым (курс физики). Этот раздел связан с курсом физики и математики.
Выделяют несколько функций межпредметных связей через проектно-исследовательскую деятельность учащихся:
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная
4. Конструктивная
5. Инструментальная
6. Демонстрирующая
Образовательная, развивающая, воспитательная, созидательная,
Инструментальная (изготовление наглядных пособий); демонстрационная (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.п.) обучающие (тренажеры); контролирующая.
Многие предметы связаны с информатикой при изучении определенных тем. При совмещении изучения разных предметов и информатики одновременно снижается нагрузка на учащихся, используются более эффективные методы обучения.
Выявлены межпредметные связи со всеми учебными предметами. Как осуществляется связь информатики с процессом обучения другим предметам:
Например: если взять математику и физику, то:
- Информатика предоставляет инструментарий, позволяющий повысить точность и снизить трудоемкость сложных действий, недоступных в условиях господства «ручной» технологии.
Компьютерные презентации как усовершенствование форм подачи материала по любому предмету, поскольку они сочетают в себе возможности аудио-, визуально-текстовой подачи. Умение учащегося составить план и сроки публичного выступления.
- Математика - это построение графиков движения, векторов, решение уравнений, использование математических формул, действия по выполнению расчетов
Моделирование различных процессов с использованием электронной таблицы и языка программирования. Графики функции.
Математика предлагает исследователю ряд математических методов, позволяющих не только получать числовые характеристики изучаемого объекта, но и моделировать его поведение под воздействием различных факторов.
Решение математических задач с использованием численных методов на языке программирования и электронной таблице. Алгоритмы поиска как элемент комбинаторики.
Редактор формул как элемент фиксации самых сложных формул для учащихся по математике, химии, физике.
- Физика неразрывно связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы для общего и точного выражения связи между физическими величинами.
В то же время без компьютера, этого мощного устройства обработки информации, невозможен дальнейший прогресс в развитии физики и других наук.
- Русский язык и Литература, то это:
- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре. Красная линия, Редактирование текста
Так, например, тема «Редактирование текстовых документов» на уроке информатики может быть интегрирована со многими темами по русскому языку.
Примеры заданий, которые можно использовать на таком уроке.
-Вставьте пропущенные буквы...
-Удалить слова, написанные неправильно (сколько способов это можно сделать?)...
-Попробуйте составить стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их...
-Восстанавливайте пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста...
- Подчеркните главные члены предложения.
- Вставьте пропущенные знаки препинания...
Информатика использует естественный язык для создания информационных моделей;
- Литература использует системный анализ для описания ситуаций, событий, объектов, а также информационные технологии для усиления образности художественных текстов.
- Английский язык - понимание синтаксиса языков программирования;
- владение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому кругу литературы.
Уроки могут сопровождаться показом тематических фильмов, слайдов, работой учащихся с компьютером и т. д. Таким образом, можно совмещать обычные уроки с инновационными (интегрированными). Это делает работу более интересной, продуктивной не только для учителя, но и для учащихся.
Многие термины и обозначения из области информатики даны исключительно на английском языке (поэтому основная задача преподавателя иностранного языка в этом случае - объяснить учащимся особенности грамотного перевода технических терминов, обозначений и их описаний). Кроме того, необходимо учитывать, что английский – это еще и язык Интернета, без которого сложно представить современную жизнь.
-ИЗО. При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения, исходя из субъективного восприятия.
Знакомство с графическим редактором – это не только рисование, но и знание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, развитие пространственного и конструкторского мышления.
Помимо сухих понятий компьютерной графики полезно поговорить об особенностях художественного восприятия человека.
-Биология:
Изучение классификации информации по способу восприятия основано на знании учащимися органов чувств человека.
При рассмотрении компьютерных вирусов и способов защиты от них можно провести параллель с биологическими вирусами, чтобы установить между ними сходства и различия.
Совместить изучение темы «Таблица расчетов на ЭВМ» с лабораторными работами по темам «Изучение модификационной изменчивости организмов», «Приспособление организмов к окружающей среде» и др.
-Музыка.
Методика обучения музыке через межпредметные связи представляет собой систему методических приемов и практических заданий разного рода, основанную на том, что среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, в том числе художественных форм, ритмов, цветовых сочетаний, звуков , запахов и т.
Методика обучения музыке через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников позволяет:
- включать разные виды художественного мышления;
- визуально наблюдать за развитием дифференцированного зрения в процессе различных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движений, ощущений, осязания) и практической деятельности;
- овладеть историей культуры родного края, мировым художественным наследием;
- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное генерирование музыкального произведения в различных видах искусства.
- устройства ПК. Эта тема связана с Историей. Основные этапы развития информационного общества, Этапы развития технических средств и информационных ресурсов, Архитектура компьютера. История возникновения и структура Интернета
Тема изучения презентаций выходит за рамки страниц урока. Детям предлагается придумать и создать презентацию к урокам по разным предметам.
Учащимся интересно работать «под заказ» учителя-предметника и получать оценку не только по информатике, но и по соответствующему предмету.
Проекты и научно-исследовательская работа в рамках учебной и внеурочной деятельности по информатике позволяют учителю развивать неподдельный интерес у учащихся, расширять границы своего предмета и находить ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять полученные знания на практике, сделать первые профессиональные пробы и получить понимание, какими компетенциями должен обладать специалист в области информационных и коммуникационных технологий.
В ходе работы над проектом каждый ученик занимается той областью знаний, которая его больше всего интересует, работает индивидуально и в группе, формируя основу культуры проекта.