СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Общая характеристика стилей речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Общая характеристика стилей речи»»

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский приборостроительный техникум»












Методическая разработка


«Общая характеристика стилей речи»


Разработал: преподаватель Давид О.А.



Рассмотрено

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных, гуманитарных и

естественно-научных дисциплин

Протокол №_____от _______________

Председатель ПЦК_________________









Красный Луч

2022


Тема : «Общая характеристика стилей речи»

Цели занятия:

Обучающая:

углубить знания учащихся о функциональных стилях, их языковых особенностях, стилевых чертах, сфере образования.

Развивающая:

развивать устную и письменную речь обучающихся;

развивать познавательный интерес, память, внимание;

развивать навыки работы в коллективе;

обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, его красоте, многозначности.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Методы и приемы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый.

Оборудование: раздаточный материал

Межпредметные связи: русский язык; литература

Внутрипредметные связи:

«Текст как речевое произведение».

 

 

  Ход занятия

1.     Организационный момент, объявление темы и целей урока, мотивация учебной деятельности

Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»

Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему ее содержание кажется нелепым? (Потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой).

Умение грамотно строить свою речь с учетом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и еще раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.

2.     Актуализация опорных знаний

Устный фронтальный опрос

1). Что такое функциональный стиль? (разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении)

2). Какие функциональные стили вы помните? (разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический)

3). Чем отличаются различные функциональные стили? (целю речи, сферой использования, стилевыми чертами, языковыми средствами, жанрами)

3.     Повторение изученного материала

1). Работа с карточками. Вашему вниманию представлены карточки с текстами. Ваша задача: постарайтесь узнать о каком стиле идет речь.


I.            Братцы, что я вам сейчас расскажу! Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пришел дед в огород, поглядел на репку, потаскал её туда-сюда – не вытаскивается репка. Стал бедный дед звать бабку:

–Эй, бабка, что ты там на печке сидишь? Сколько можно баклуши бить? Марш ко мне репку рвать! И побыстрее, пока я добрый, а то припомню тебе и пересоленный борщ, и пятно, не отстиранное тобой на кафтане, и бурную-бурную молодость…

-Ой, дедка, миленький, только не злись! Уж бегу, бегу…

И поковыляла бабка в огород репку вытаскивать…

Вопросы:

-К какому функциональному стилю относится текст? (к разговорному)

-Какова цель разговорного стиля? (поделиться мыслями и чувствами)

-Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (неподготовленность, эмоциональность, неофициальность, обилие разговорной лексики, обращений, побудительных и восклицательных предложений)

              

II.            Сенсация! Сенсация! Гигантская репа! В деревне Огородники Земледельческого района в этом году наблюдается невиданная до сих пор урожайность овощей.  Особого внимания заслуживает репа, выращенная крестьянином Хозяевским на приусадебном участке. Как отмечают соседи, её размеры так велики, что один человек не способен даже вытащить плод из земли. Гигантская репа будет выставлена на ежегодной ярмарке «Осень-2018».

Вопросы :

-К какому функциональному стилю относится текст? (к публицистическому)

-Какова цель публицистического стиля? (передать информацию, воздействовать на читающего или слушающего)

-каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (эмоциональность, призывность, речевые клише, риторические вопросы и побуждения)


 III.            В один ясный майский день, когда каждая птица радуется пригревшему наконец солнышку, полуседой старик с грустными глазами, слегка прихрамывавший на одну ногу, посадил в своем огороде репку. Выросла репка такая огромная и красивая, что все соседи останавливались и в удивлении разводили руками.

Холодной осенью попытался старик вытащить реку из земли, но это оказалось ему не по силам, и побрёл он в дом звать на помощь бабку в белом шёлковом платочке…


Вопросы :

-К какому функциональному стилю относится текст? (к художественному)

-Какова цель художественного стиля? (произвести впечатление, изобразить предмет или событие)

-Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (выразительность, эмоциональность, образность, обилие средств художественной выразительности)


IV.            Репа – овощ семейства крестоцветных, с жёлтыми или белыми округлыми корнями, которые отличаются сладковато-острым вкусом. А некоторых изданиях упоминаются случаи чрезвычайной урожайности репы. Согласно народному источнику, один человек вырастил репу огромных размеров, которую не мог в одиночку извлечь из почвы, что может быть обусловлено применением современных эффективных удобрений или повышенным уровнем радиоактивности в регионе.


Вопросы:

-К какому функциональному стилю относится текст? (к научному)

-Какова цель научного стиля? (передать точную информацию, проанализировать)

-Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (точность, строгость, отсутствие образности или эмоциональности, клише)


V.            Инструкция по извлечению репы из почвы

1.     Прийти в огород и обнаружить в нем репу.

2.     Выбрать наиболее крупную и спелую репу.

3.     Повернуть рукава и обхватить руками ботву выбранной репы.

4.     Тащить овощ на себя до полного извлечения из земли.

Вопросы:

-К какому функциональному стилю относится текст? (к официально-деловому)

-Какова цель официально-делового стиля? (дать указания, проинструктировать)

-Каковы основные стилевые черты и используемые языковые средства? (точность, логичность, отсутствие образности или эмоциональности, термины, числа, сложный синтаксис)

 


4.Первичное закрепление приобретенных знаний и формирование умений и навыков


 Обратите вниманиена каждом столе лежит таблица.

Задание 1. Используя таблицу и вспоминая знания, полученные ранее, подготовьте сообщение об одном из стилей.

Работа с таблицей в группах


Стиль

Функция

Особенность

Пример

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- Догадываюсь.

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

   


Задание 2. Практическая работа (творческая)

Слово учителя:

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

Вопросы:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст  (разговорный стиль)

3.Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)


 5. Закрепление материала.


Задание 3. Письменный опрос. Возьмите карточки – задания и установите соответствия, соедините стрелками «разорванные» понятия и определения.

Стили речи

Сфера применения

Разговорный

Наука, техника, учебный процесс

Научный

Быт, семейные, дружеские отношения

Официально – деловой

Официальные отношения

Публицистический

Искусство слова

Художественный

Общественная жизнь, политика


Проверка выполнения задания


Задание 4. «Проверь себя»

 Каждый из учащихся получает по одному примеру текста.

    Задача – определить стиль речи.


1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6 . Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

Проверка выполненного задания


5. Самостоятельная работа

К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

книжный

 разговорный

Стиль художественной литературы

Научный

деловой

публицистический

Тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть


Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).


Проверка выполненного задания


Задание 6. Выполнение теста


1. Выберите жанр, который не является жанром художественного стиля:
а) стихотворение
б) рассказ
в) монография +

2. В каком ряду выделены основные функциональные стили?
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+

3. Выберите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.

4. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.

5. Этот фрагмент текста относится к:
Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. (Л.Щерба)
а) официально-деловому стилю
б) публицистическому стилю
в) разговорному стилю
г) художественному стилю
д) научному стилю+

6. Этот фрагмент текста относится к:
Стихи не подвластны преградам,
Стихи не имеют границ.
Фиксирую в памяти взгляда
Метафоры этих страниц.
а) научному стилю
б) официально-деловому стилю
в) разговорному стилю
г) художественному стилю+
д) публицистическому стилю

7. Отметьте лексический материал, который может быть использован в художественном тексте:
а) монолизмы
б) афоризмы
в) жаргонизмы +

8. Отметьте лексический материал, который может быть использован в художественном тексте:
а) пути
б) тропы +
в) афоризмы

9. Определите стили, элементы которых могут использоваться в художественном тексте:
а) любого +
б) публицистического
в) научного

10. Определите стиль речи:
Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов в своих критических статьях
а) публицистический+
б) разговорный
в) официально-деловой
г) научный
д) художественный





5. Подведение итогов занятия. Игра-тест «Верю-не верю».

1 Разговорный стиль используется в повседневной жизни

2 Различаются 5 основных стилей речи

3 Научный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

4 Публицистический стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке, служит для оформления документов.

5 Художественный стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

6 Целью официально-делового стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

7 Характерными чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

8 Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

9 Жанры разговорного стиля — диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

10 Жанры художественного стиля— эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ


На каждый вопрос учащиеся отвечают «да» или «нет».

Проверка:

1 да

2 да

3 нет

4 нет

5 нет

6 нет

7 да

8 да

9 да

10 да



 Рефлексия.

- А что если у нас не было бы стилей речи?

- А что если в языке был бы только один стиль речи?










Карточки для рефлексии

Отметьте свой уровень владения каждым из указанных явлений

Умение/уровень

Не знаю, не умею.

Немного знаю, немного умею.

Знаю, умею!

Определять стиль текста

 

 

 

Определять основные стилевые черты и языковые средства в тексте определенного стиля

 

 

 

Находить стилистические ошибки и исправлять их

 

 

 

Создавать текст определенной стилевой принадлежности

 

 

 

 

Слово учителя:

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Запишите домашнее задание


  1. Домашнее задание: составить тексты о любом времени года в разных стилях речи.