- Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Спинки держим ровно. - Ребята, давайте выполним небольшое задание. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов. Су[п]-зу[б, п] Го[д, т]-ро[т] Кру[г, к]-зву[к] Рука[в, ф]-шка[ф] Гара[ж, ш]-шала[ш] Моро[з, с]-вопро[с] Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь - А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке. - Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите. - Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? - Догадались, какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? | Выполняют задание Читают пары слов Отвечать на вопросы - Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш] - Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук - Тема нашего урока: "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". - Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме. |
- А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов? - Попробуйте сформулировать правило, которым мы будем пользоваться в дальнейшем при проверке слов с парными по глухости-звонкости согласными. - Давайте обратимся к учебнику на странице 19. - Кто прочитает нам правило? - Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова? - Ребята, а что такое однокоренные слова? - А формы слова? - Молодцы, ребята. - Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. Физминутка | - Проверочным словом для каждого из данных слов будет являться его форма множественного числа - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции Читают правило - Существуют способы проверки парного согласного на конце слова: 1. изменить форму слова 2. подобрать однокоренные слова - Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. - Формы слова – это изменение одного и того же слова. |
- А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его. - Кто прочитает нам задание? - Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные? - Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках. 1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Хорошо, спасибо. Отметка… - А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2? 2. Городок, загородный, город, городки. - Молодец. Отметка… - Ну и под цифрой 3. 3. Резать, резчик, резьба, резной. - Отлично. Отметка… - Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой? - Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять. - Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. | Выполняют упражнение Читают задание Работают у доски - Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». - В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город». - В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать». Выполняют задание - Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным. Выполняют задание |
Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16. А выполнять мы будем его в парах. - Кто прочитает нам задание? - Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова. - Итак, приступим. Б?П? Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий. - Какую букву вставим в первое слово? - Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах. - Какая пара поработает со второй строкой? Г?К? Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий. - Молодцы. Какая пара отвечает? В?Ф? Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв. - Отлично. Работам дальше. Следующая пара работает. Д?Т? Йод, взгляд, клетка, загадка, крот. - Молодцы. Работаем дальше. Ж?Ш? Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка. - Хорошо. И последняя строка. З?С? Груз, соус, салазки, маска, сказка. | Выполняют задание - Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок) - В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б. (айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок) (острова, жирафы, кофта - словарное слово, ловок, клювы) (йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты) (чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек) (груза, соусы, салазок, масок, сказок) |
Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20. - Кто прочитает нам задание? - Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? - Отлично. Приступим к выполнению задания. - Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. - Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? - Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). - А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? - Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. - В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? - Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? - Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. | Выполняют задание Читают задание Читает слова - Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных Читает слова - В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза» - Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным - Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает. - В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. |
А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33. - Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова. - Всем понятно задание? - Учебник: стр. 19, правило выучить. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? – Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным? – Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось? Урок окончен. | Записывают домашнее задание - Мы работали над темой:"Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным". Я считаю, что цели урока были достигнуты. - Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции |