Тема урока: «Простейшие»
Творческое название урока: «Сквозь волшебный прибор Левенгука,,,,,,»
Тип урока :Урок открытия нового знания
Технология построения урока: Проблемно –диалогическая, исследовательская
Дидактическая цель: Создание условий для осознания и осмысления знаний о Простейших как об особой группе животных
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности Простейших
Развивающие: Продолжить развитие познавательных мотивов, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий
Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, своего здоровья
Основные понятия: систематические группы Простейших, термины: ложноножки, пищеварительная, сократительная вакуоль, циста, миксотрофное питание
Планируемые результаты:
Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания;
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности простейших, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков
Ресурсы урока: учебник «Биология.Животные», автор: В.В.Латюшин, М. «Дрофа» 2016г., «Информационные листы», наборы для моделирования клеток простейших, компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная
1.Мотивирование к учебной деятельности
(учитель приветствует учащихся)
У: Добрый день, я рада видеть вас! Надеюсь, что наша совместная работа на уроке окажется результативной. Сегодня у каждого из вас будет возможность получить новые знания и умения, продвинуться по траектории своего личностного роста
2.Актуализация и целеполагание
У:На прошлом уроке мы начали изучение царства Животные. Вспомним его особенности.
(организуется фронтальная беседа)
Назовите характерные признаки животных
Перечислите систематические группы животных
Какие подцарства включает царство Животные?
У: Продолжим наше знакомство с удивительным миром животных. Обратите внимание, я умышленно не записала тему урока. Как вы думаете, почему?(учащиеся высказывают свои предположения)
У:Сейчас я прочту вам строки из стихотворения:
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Н.Заболоцкий
У:Проанализировав стихотворение, попробуйте сформулировать тему учебного занятия. Чтобы вам легче было это сделать, я задам наводящие вопросы:
Кто такой Антони Ван Левенгук, что вам известно о нем?
О каком волшебном приборе идет речь?
Что в стихотворении названо «удивительной жизнью»?
(учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнение по названию темы урока)
У:Действительно, сегодня мы познакомимся с микроскопическими, одноклеточными животными.
Итак, тема урока «Простейшие».
У: Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока
(учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает их ответы и формулирует цели урока)
Цели урока:
Узнать:
1.Характеристику Простейших
2.Представителей Простейших и их признаки
3.Значение Простейших.
Научиться:
1.Распознавать простейших
2.Моделировать строение Простейших
3.Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения
У: Посмотрите на слайд (№ ), перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены Простейшие?
(учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки)
У: Вы не смогли верно выполнить задание, почему?
(учащиеся объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему)
У: Уточните, какая проблема у вас возникла? Почему вы столкнулись с этой проблемой?
(учащиеся формулируют проблему: Не смогли верно распознать простейших, т.к. у нас недостаточно знаний для этого)
У: Любую проблему нужно решать. Вы сможете это сделать, выполнив ряд заданий.
4. Первичное усвоение нового знания
У:Перенесемся в 17 век, в далекий 1676г. Голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук пишет письмо Лондонскому королевскому обществу «Среди всех чудес, которые мне довелось открыть в природе, это представляется мне самым величайшим чудом, и я смело могу сказать, что никогда еще моему взору не представлялось более приятного зрелища, чем все эти тысячи живых существ в одной капле воды, где они копошатся без устали и притом каждый сам по себе.»Так наука узнала об открытии одноклеточных животных
Сегодня изучением Простейших занимается протозоология. В 1980г. Международным комитетом биологов было принято решение выделить 7 типов простейших. Мы с вами познакомимся лишь с самыми известными
Простейшие
Тип Саркожгутиконосцы
Тип Инфузории
Тип Споровики
Класс Корненожки
Класс Жгутиковые
Самые известные объекты протозоологии: Амеба обыкновенная (Amoeba proteus), Эвглена зелёная ( Euglena viridis), Инфузо́рия-ту́фелька ( Paramécium caudátum).
Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в лабораторию протозоологии, и на время вы станете ее сотрудниками. У нас будет работать 3 исследовательские группы, каждая получит задание
(Класс делится на 3 группы, которым выдаются задания. Учитель оговаривает правила работы в группе)
Задание для групп:(общая характеристика задания)
1.Прочитайте текст «Информационного листа»
2.Рассмотрите микропрепарат под микроскопом
3. Заполните таблицу:
Название объекта | Среда обитания | Движение | Питание | Дыхание | Выделение | Размножение |
| | | | | | |
4.Используя раздаточный материал смоделируйте биологический объект
5.Выберите 2-х спикеров, которые представят результаты вашего исследования
(После выполнения заданий выступают представители каждой группы, по ходу выступления, учащиеся продолжают заполнение таблицы. На доске представители каждой группы вывешивают модели-аппликации простейших)
У:А теперь интрига….. Задание «Где логика?».
Я покажу вам некоторые вещи, а вы попробуете предположить, почему я это сделала.
(учитель демонстрирует предметы: кусочек школьного мела, фото «Египетские пирамиды» , плакат, на котором сделана надпись «Малярия», фотогрфию «Очистные сооружения» и стакан чистой воды, рисунок термита, коровы- симбиоз, схема «Цепь питания»)
(учащиеся высказывают предположение, что все объекты связаны с темой урока)
У: Ваши лаборатории должны уточнить какая взаимосвязь существует между данными объектами и одноклеточными животными. Для выполнения задания обратитесь к различным информационным сетевым ресурсам
Задания для групп.
1 группа:
Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html
2 группа:
«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html
«Цепь питания» - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
3 группа:
Фото «Египетские пирамиды» - http://biofile.ru/bio/3617.html
Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
(После выполнения задания группы кратко представляют результаты исследования)
1 группа:
1.Мел- горная порода осадочного происхождения, образовался на дне древних морей из раковин погибших простейших (корненожки и радиолярии).
2. Водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют важную роль в биологической очистке вод, помогают получать чистую питьевую воду
2 группа:
1.Возбудителем малярии является простейшее, малярийный плазмодий, поражающий эритроциты человека. Передают возбудителя при укусах самки комаров рода Anopheles
2. В водных экосистемах простейшие являются важнейшим звеном в цепях питания: Водоросли- простейшие- рачки- мальки рыб- хищные рыбы
3 группа:
1.Известняки в основном состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Египетские пирамиды возведены из такого строительного материала
2. Некоторые простейшие являются симбионтами высших животных, улучшая пищеварение и обмен веществ. Например, инфузории в рубце у жвачных, а жгутиковые в кишечнике термитов помогают хозяину переваривать клетчатку.
5. Аналитический этап.
5.1. Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации
У: Мы изучили характерные признаки Простейших, и я предлагаю вам выполнить задание.
Задание : Выполните тест, проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном
(учащиеся выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют взаимоконтроль в парах)
5.2. Применение знаний в новой ситуации
У: Представьте ситуацию. В лаборатории амебу поместили в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что произойдет с ней? Ответ поясните
(учащиеся решают проблемно-познавательную задачу)
(Амеба или погибнет или образует цисту , т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)
6. Рефлексия
У: Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока
(Учащиеся озвучивают проблему: «Как распознать простейших»)
У: Как вы решали возникшую проблему?
(учащиеся отвечают на вопрос: «Изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование»)
У: Вернемся к слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены простейшие
(учащиеся называют номера, под которыми изображены простейшие)
У: Проанализируйте свою работу на уроке и определите достигли ли вы целей, поставленных в начале урока
(учащиеся высказывают свое мнение)
У: Я попрошу вас закончить предложения
-Самым трудным для меня на уроке было….
-Самым интересным для меня на уроке было….
-Я оценил(а) свою работу на уроке на….
(Учащиеся выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»)
7. Домашнее задание
§ 3-4
Творческое д/з: буклет «Осторожно! Паразиты» ( о паразитических простейших)
Тест достижений
Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+». Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном
1.Все простейшие имеют постоянную форму
2.Простейшие размножаются только половым путем
3. Удаление избытка воды и продуктов обмена происходит с помощью сократительной вакуоли
4. На свету эвглена зеленая питается автотрофно, а в темноте- гетеротрофно.
5. При неблагоприятных условиях простейшие образуют цисту
6.Пищеварительные вакуоли в клетках простейших- постоянные органоиды
7.У инфузория- туфельки большое ядро контролирует основные процессы жизнедеятельности
8.С помощью светочувствительного глазка эвглена зеленая реагирует на перепады температуры
9.Комары являются возбудителями малярии
10. Образование осадочных горных пород связано с древними простейшими
Информационный лист №1
(1 группа0
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Корненожки (Rhizopoda). Амеба обыкновенная
Типичным представителем класса является амеба (Amoeba proteus) - обитатель пресных водоемов (рис. 1), в которых ее можно обнаружить на растениях, гниющих листьях, в придонном иле. Она имеет вид маленького (0,2—0,5 мм) бесцветного цитоплазматического комочка, постоянно меняющего свою форму.Передвигаются корненожки с помощью временных выпячиваний цитоплазмы - ложноножек.
Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями, которые она обтекает своими ложноножками , а затем в цитоплазме формируется пищеварительная вакуоль. Переваренные питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи удаляются из клетки.
В цитоплазме имеется сократительная вакуоль . Она заполняется жидкостью (в основном водой), которая поступает в неё из окружающей цитоплазмы. Достигнув определённого размера, сократительная вакуоль уменьшается. Её содержимое изливается наружу. Вместе с выводимой из тела амёбы жидкостью выводятся и продукты обмена веществ. Следовательно, сократительная вакуоль выполняет функцию выделения.
В неблагоприятных условиях (низкая температура, высыхание водоема) амеба образует цисту. При образовании цисты клетка сжимается и покрывается плотной оболочкой.
Размножение амебы обыкновенной происходит делением клетки. Когда клетка достаточно выросла, в ней образуется второе ядро. Это служит сигналом к делению. Амеба вытягивается, а ядра расходятся по противоположным сторонам. Примерно посередине возникает перетяжка Размножение происходит в теплое время года.
Амеба: 1 – ядро; 2 – ложноножки; 3 – захват пищи и образование пищеварительной вакуоли; 4 – сократительная вакуоль
Информационный лист №2
(2 группа)
Тип Саркожгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная (Euglena viridis ).
Типичным представителем класса является Эвглена зелёная (Euglenaviridis). Эвглена зелёная имеет зелёное веретеновидное тело, задний конец которого заострён, на переднем тупом конце расположен жгутик.
Эвглена зеленая обычно обитает в загрязненных пресных водоемах. Размер клетки около 0,05 мм. Эвглена имеет эластичную оболочку- пелликулу, которая придает ей форму. Движение осуществляется с помощью жгутика. Он ввинчивается в воду. В передней части клетки находится светочувствительный глазок, имеющий красный цвет. Эвглена зеленая обладает положительным фототаксисом, т. е. плывет в сторону света. В передней части клетки эвглены находится сократительная вакуоль. С ее помощью из клетки выводятся избытки воды, вредные вещества. В остальной части клетки находятся ядро, хлоропласты, а также пищеварительные вакуоли. Эвглена зеленая питается миксотрофно. На свету- автотрофно, в хлоропластах происходит фотосинтез, а в темноте – гетеротрофно. Выброс непереваренных остатков из пищеварительных вакуолей происходит только у заднего конца клетки. Дышит эвглена всей поверхностью.
Для эвглены зеленой описан бесполый способ размножения. При этом клетка делится вдоль продольной оси (по длинной стороне). Дочерние клетки, которые не получают те или иные органеллы, достраивают их самостоятельно.
В неблагоприятных условиях (низкая температура, высыхание водоема) эвглена зеленая образует цисту. При образовании цисты происходит отпадание жгутика, клетка приобретает округлую форму и покрывается плотной оболочкой.
Информационный лист №3
(3 группа)
Тип Инфузории. инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum)
Характерным представителем типа является инфузория –туфелька ( Paramécium caudátum).
Средой обитания инфузории-туфельки являются любые пресные водоемы со стоячей водой и наличием в воде разлагающихся органических веществ. Размер инфузории туфельки составляет 0,1—0,3 мм. Форма тела напоминает подошву туфли. Наружный плотный слой цитоплазмы (пелликула) определяет постоянную форму клетки. У инфузорий клетка покрыта ресничками, они равномерно распределены по всему телу. С их помощью туфелька плавает, ввинчиваясь в воду. У инфузорий имеется большое и малое ядра (малое может быть не одно. Большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе. У инфузории есть клеточные рот, глотка и порошица (место удаления остатков). Инфузория-туфелька питается бактериями. Дыхание происходит через покровы тела. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела. В них собирается вода с растворёнными веществами, образующимися при окислении сложных органических веществ. Достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу.
Инфузория обычно размножается бесполым путём — делением надвое. Ядра делятся на две части, и в каждой новой инфузории оказывается по одному большому и по одному малому ядру. Каждая из двух дочерних получает часть органоидов, а другие образуются заново. Половой процесс инфузории туфельки называется конъюгацией. Конъюгация — половой процесс одноклеточных животных, при котором те обмениваются своим нследственным материалом. Биологическое значение конъюгации состоит в обновлении генетического материала и возможном появлении новых признаков.
Задание для 1 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1.Мел (известняк)- http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
2.Рисунок «Очистные сооружения» и стакан чистой воды http://biofile.ru/bio/16306.html
3.Сформулируйте краткие выводы по результатам
Задание для 2 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1.«Малярия»- https://www.polismed.com/articles-maljarija-01.html
«Цепь питания» -http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html
3.Сформулируйте краткие выводы по результатам
Задание для 3 группы.
Используя информационные ресурсы Интернет, установите какое отношение к Простейшим имеют представленные вам объекты:
1. Фото «Египетские пирамиды» -http://biofile.ru/bio/3617.html
2.Термит, корова - симбиоз - http://biofile.ru/bio/3617.html, https://zoodrug.ru/topic1857.html