СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях ФГОС НОО"»

Тема самообразования на 2024-2025 уч.г.

"Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях ФГОС НОО"


Педагог: Балнова Елена Михайловна

МБОУ «СОШ №103» г. Воронежа


В сегодняшнем стремительно меняющемся мире на первом месте потребность

быстро реагировать на все изменения, умение самостоятельно находить, анализировать,

применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это

«способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативной и методологической компетентностей. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в обучении.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

При использовании различных приемов развития функциональной грамотности у учащихся развивается речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Работа школьного учителя заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься» — вот формула выражения сущности преподавания русского языка. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


Цель: способствовать формированию и развитию грамотности на уроках литературного чтения у обучающихся через применение различных образовательных технологий.


Задачи:

• Выстроить систему формирования у учащихся ключевых компетенций.

• Обеспечить внедрение в практику своей деятельности инновационные способы, формы и

технологии обучения, ориентированных на формирование и развитие у обучающихся

грамотности по литературному чтению.

• Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения

чтению, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.

• Принимать активное участие в семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах.

• Обобщить и распространить опыт.

Основные направления самообразования:

• Профессиональное (предмет преподавания);

• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

• Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

• Охрана здоровья (здоровьесберегающие технологии);

• Психологическое (лидерские качества, общение, и другие);

• Правовое (нормативно-правовая документация);

• Информационно-коммуникативные технологии.

Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература

(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет;

семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы

повышения квалификации.

Формы самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая –через участие в деятельности школьного и городского методических

объединений, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования:

• повышение качества преподавания предмета;

• разработка, апробирование методических пособий, статей, учебных рабочих программ,

сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;

• разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного

комплекта педагогических разработок, авторских цифровых образовательных ресурсов;

• разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение по исследуемой

теме;

• доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с

обобщением опыта.

Предполагаемые результаты самообразования:

• Повышение качества преподавания предмета.

• Создание банка заданий электронных учебных материалов, способствующих

формированию и развитию функциональной грамотности учащихся.

• Создание комплектов педагогических разработок с применением новых технологий.

• Разработка и проведение открытых уроков.

•Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности, транслирование

результатов работы над темой на заседаниях ШМО.


Для реализации поставленных задач провожу открытые уроки во время методических недель, посещаю уроки коллег, привлекаю детей участвовать в различных конкурсах по литературному чтению.



На протяжении данного учебного года:

- Прошла курсы повышения квалификации на тему: «Читательская грамотность младшего школьника: особенности формирования и оценки в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО». Получено удостоверение. Регистрационный номер: 001477. Ректор (директор): Веременко Сергей Александрович

- был проведен открытый урок в 1 В классе по теме «Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]». 16.12.23 г. с рассмотрением заданий на развитие функциональной грамотности по литературному чтению.

- посетила открытые уроки коллег по литературному чтению:

1) 04.12.2024 г. Урок в 3Г (Соколова А.И.) на тему: «Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки рассказы, басни, быль».

2) 04.12.2024 г. Урок в 3В (Санникова М.С.) на тему: Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания на примере рассказа Л.Н. толстого «Лебеди».


- посетила уроки литературного чтения в качестве наставника у Рудавиной А.В. в 1Ж классе:

1) 11.11.2024 г. «Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]. Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы"».

2) 09.12.2024 г. «Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж»

16.12.2024 г. «Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й»

3) 03.02.2025 г. «Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере текстов С.Я. Маршака "Угомон", "Дважды два"»

4) 14.04.2025 г. «Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года. Стихотворения А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева»

5) 05.05.2025 г. «Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь. На примере произведения М. С. Пляцковского "Сердитый дог Буль"».


- приняла участие во всероссийском профессиональном конкурсе в номинации «Обобщение педагогического опыта». Название работы: Тема самообразования учителя начальных классов: "Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО". https://pedcom.ru/ Диплом №4631687 и свидетельство №4631688 от 12.10.2024 г. о публикации от 12.10.2024 г. Победитель, 1 место. Редактор издания "Педагогические конкурсы" А.Л. Русман, 12.10.2024 г. https://pedcom.ru/publications/518772/4630385/

- приняла участие во Всероссийской онлайн-конференции в качестве спикера. Секция: «Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования». Тема доклада: «Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе в условиях ФГОС НОО». Сертификат СТ6267003, приказ № Н-09-30 от 30.09.2024 г., главный редактор Международного педагогического портала «Солнечный свет» Космынина И.А.

- приняла участие в конференции «Августовка Учи.ру — 2024 г. «Как сделать школу комфортной для всех». Онлайн-конференция 22-23.08.2024 и 12.09.2024 г. образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 10 часов. Сертификат № 1775-1603-915777, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 16.09.2024 г.

- приняла участие в этапах соревнований «Академия финансовой грамотности». Сертификат «Академии функциональной грамотности» за успешное завершение второго этапа соревнования «Академия финансовой грамотности. Погружение в глобальные компетенции. 29 окября-25 ноября 2024» с выражением благодарности «За активное участие и помощь ученикам в развитии читательской грамотности и эрудиции». Директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру И.В. Абаншина, 05.12.2024 г.

- приняла участие в конференции «На шаг впереди: используем новые технологии в школе. Онлайн-конференция, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 10 часов. Сертификат № 0915777-788743522, Илона Абаншина, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру г. Москва, 20.02.2025 г.


- приняла участие в вебинарах:

1)«Проектирование успешных моделей профильного обучения в школе». Вебинар в рамках Всероссийского августовского онлайн-педсовета «Время проверенных решений и новых проектов», «Просвещение», г. Москва, дистанционная форма проведения, 0,5 часа. Сертификат, генеральный директор АО «Издательство «Просвещение» Д.А. Климишин, 28.08.2024 г.

2)«На старт, внимание, марш!»: мастер-класс об эффективном начале учебного года с

Учи.ру для учителей начальной, основной и старшей школы. Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат № 8858-6882-715457179, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 06.09.2024 г.

3) «Подготовка к занятиям в начальной школе: как экономить время с помощью Учи.ру». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат № 5693-9499-717757645, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 25.09.2024 г.

4) «Формирование функциональной грамотности с учетом требований ФГОС». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат №4092-5866-721811840, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 08.10.2024 г.

4) «Формирование функциональной грамотности с учетом требований ФГОС». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат №7361-6091-756741588, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 23.11.2024 г.

5) «Контроль и оценка знаний учеников в начальной школе: диагностика и результаты». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат №3723-0036-761366573, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 05.12.2024 г.

6) «Мастер-класс «Чтение как навык: формируем читательскую грамотность в младшей школе в соответствии с ФГОС». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат № 6054-7739-779207345, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 20.01.2025 г.

7) «Постигаем особенности жанров литературы в курсе литературного чтения. Стихотворение: читаем, понимаем, любим». Вебинар «Просвещение», г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат, генеральный директор АО «Издательство «Просвещение» Д.А. Климишин, 06.02.2025 г.

8) «Развитие функциональной грамотности на проектной деятельности в основной школе». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат №4081-6192-803036466, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 04.04.2025 г.

9) Вебинар Марины Аромштам «Учить читать до школы? Как помочь ребенку подготовиться к овладению чтением». Вебинар, образовательная платформа Учи.ру, г. Москва, дистанционная форма проведения, 1 час. Сертификат № 6985-5457-803515723, директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру С. Веременко, г. Москва, 11.04.2025 г.


- на уроках литературного чтения совместно с ребятами 1 класса создали проекты по темам: «Необычная буква», «Моя первая Азбука»;

- опубликовала на сайтах авторские материалы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения:

1) Презентация по литературному чтению для 1 класса на тему: "Буква Жж, звук [ж]".

https://multiurok.ru/ Свидетельство №MUF2309385. Директор проекта «Мультиурок» И.Р. Валеев, 15.12.2024 г.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-literaturnomu-chteniiu-dlia-1-k-3.html

https://znanio.ru/ Свидетельство №MП-2943718. Директор и главный редактор портала «Знанио» Григорьев В.И., 15.12.2024 г.

https://znanio.ru/media/prezentatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-1-klassa-na-temu-bukva-zhzh-zvuk-zh-2943718?mt_campaign=mediacontest&mt_event=mt_trig_campaign-click--mediacontest-mediaadded

2) Презентация по литературному чтению на тему: "Русская народная сказка «Петух и собака»"

- Свидетельство №MUF2359688. Директор проекта «Мультиурок» И.Р. Валеев, 01.04.2025 г.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-literaturnomu-chteniiu-na-temu-38.html

- Свидетельство №MП-2955122. Директор и главный редактор портала «Знанио» Григорьев В.И., 01.04.2025 г.

https://znanio.ru/media/prezentatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-russkaya-narodnaya-skazka-petuh-i-sobaka-2955122

- Свидетельство №99808608. Директор проекта «Видеоурки.net» И.Р. Валеев, 01.04.2025 г.

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-russkaia-narodnaia-skazka-p.html

- Свидетельство №ЛР05693412. Руководитель «Учебного центра «Инфоурок» И.В. Жабровский. 01.04.2025 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-russkaya-narodnaya-skazka-petuh-i-sobaka-7818108.html


- на сайте Учи.ру учащиеся получили сертификаты:

1) сертификаты за успешное завершение 1, 2, 3 этапа соревнования «Академия функциональной грамотности. Погружение в глобальные компетенции» - 39 человек. Директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру И. В. Абаншина, г. Москва, 23.09.2024 г., 25.10.2024 г., 25.11.2024 г.

2) сертификаты за успешное завершение 1, 2, 3 этапа соревнования «Академия функциональной грамотности. Применяем знания в жизни» - 39 человек. Директор департамента регионального развития образовательной платформы Учи.ру И. В. Абаншина, г. Москва, 06.02.2025 г, 11.03.2025 г., .08.04.2025 г.


На своих уроках не только передаю информацию, но и приобщаю учащихся к

объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Побуждающий и подводящий диалоги являются эффективными проблемными методами.

Использую проектную технологию на уроках литературного чтения, что развивает у

школьников самостоятельно конструировать свои знания, развивает способность

ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах,

связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Достижению единства эмоционального и рационального в обучении способствует

игровая технология. Именно в процессе игры обучающиеся получают и обмениваются

информацией, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Игровые моменты на

уроках развивают интерес к обучению, создают хорошее настроение. Игру использую на

разных этапах урока. В начале урока эффективно использую загадки, ребусы, кроссворды, с

целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности.

Игра позволяет сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для

учащихся.

Широкое значение для активизации познавательной деятельности имеют

компьютерные технологии, с помощью которых мы отправляемся в различные

"путешествия", в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний, повышают

интерес и усиливают мотивацию обучения. Компьютерные технологии дают доступ к

новой и современной информации. С их помощью осуществляется "диалог" с источником

знаний, оцениваются знания по-новому, изучаемый материал становится более наглядным.

На уроках они создают ситуацию успеха, так как компьютерные программы делают

обучение интересным и разнообразным по форме.

В рамках работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения становится актуальной информационно-коммуникативная технология, которая позволяет работать с разными источниками информации. Важное преимущество данной технологии заключается в наглядности. Большую часть информации школьники усваивают с помощью зрительной памяти, поэтому в процессе обучения очень важно воздействовать на

зрительную память, например, использовать мультимедийную презентацию, которая

позволяет выделять главные моменты.

Неотъемлемой частью моей работы является здоровьесберегающие технологии,

которые позволяют создавать на уроке зону психологического комфорта. Смена видов

деятельности на уроке позволяет преодолевать усталость, уныние, неудовлетворённость.

При создании учебной ситуации, я стараюсь не только излагать знания, но

раскрывать, формировать и реализовать личностные особенности учащихся, то есть

использую личностно-ориентированные технологии. Именно они позволяют продумать

мне возможности для самостоятельного проявления учеников, предоставляют учащимся

возможность задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. На

личностно-ориентированном уроке можно обмениваться мыслями, мнениями, оценками,

стимулировать учащихся к дополнению и анализу ответов учащихся. При подготовке к

уроку важно создавать ситуацию успеха для каждого обучаемого, побуждает учащихся к

поиску альтернативной информации.

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по литературному чтению.

На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Автором данной технологии является Наталия Николаевна Светловская (Профессор департамента методики обучения). Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.


На этом этапе необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа. Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать: ключевые слова (дети, используя их, уточняют свои предположения о теме произведения, о героях, о том, как будет развиваться действие); собери и запиши пословицы, которые соответствуют теме, идее и нарисуй к ним иллюстрации.


II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.


III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).


На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:


1.Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Приём «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3. Приём «Работа с вопросником»

применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.


4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

5. Приём «Мозговой штурм»

позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6.Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

8. Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

9. Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.


Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

11.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.


Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты –

сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты –

умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -

уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.


При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).


Цель на следующий учебный год – совершенствование применяемых методов и приемов формирования функциональной грамотности для улучшения качества знаний. Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. А помочь школьникам применять полученные знания и сформированные умения по литературному чтению в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя на уроках литературного чтения.

Задача на 2025-2026 учебный год: продолжить внедрение в практику своей

деятельности инновационные способы, формы и технологии обучения, ориентированных

на формирование и развитие у обучающихся функциональной грамотности.