МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Методическая разработка
на тему: Социально-педагогическая деятельность с приёмной семьёй
Автор-составитель:
Беляева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ»
Судак- 2018 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ 5
ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших постулатов международно-правовых документов ООН в области детской политики является постулат о приоритете семейного воспитания детей. Снижение социального сиротства за счет реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье - одно из ведущих направлений государственной политики в области защиты прав детей.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Данный феномен закономерен, поскольку семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Кризис социально-экономической и политической сферы, быстрый переход к рыночным отношениям привел к увеличению количества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем остро встают вопросы незащищенности семьи и детей, детской беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, девиантного поведения. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально- педагогической службы помощи детям и подросткам.
По официальным данным, в настоящее время в России около 4 млн беспризорных детей, 700 тыс. детей-сирот, 95 % из которых сироты при живых родителях. Опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата, поэтому в настоящий момент приемная семья является наиболее жизнеспособной и перспективной формой семейного устройства таких детей.
Социальная педагогика является отраслью педагогической науки, исследующая социальное воспитание в контексте социализации и нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной действительности.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ
Психологические сложности, с которыми сталкиваются в замещающих семьях, как взрослые, так и дети, говорят о том, что в подготовке нуждаются не только приемные родители, но и дети, принимаемые в семью. Подготовка ребенка включает в себя несколько этапов исследования - как медицинское, так и психолого-педагогическое, направленные на оценку и разрешение последствий травматичного опыта проживания в детском доме и создание положительного образа семьи.
Существующие исследования по разнообразным технологиям социальной, психологической и педагогической работы с замещающими семьями (В. Н. Ослон, Л. Я. Олиференко, А. Б. Холмогорова и др.), программам психолого-педагогического сопровождения потенциальных замещающих родителей (С. Н. Гринберг, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова) доказывают необходимость специализированной подготовки родителей замещающей семьи. В указанных работах обосновываются особенности включения детей в число кандидатов на проживание в замещающей семье. По нашему мнению, в первую очередь в этом нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, дети, плохо адаптируемые к условиям проживания в детском доме, а также дети, имеющие медицинские диагнозы.
К основным этапам подготовки детей-сирот для проживания в приемной семье следует относить:
Определение особенностей психологической подготовленности ребенка для проживания в конкретной семье, его социальный и медицинский анамнез, а также изучение представлений ребенка о семье [8].
Обучающие занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков взаимодействия в семье с взрослыми и другими детьми, знакомство с правилами, традициями и обычаями в данной семье.
Постепенная адаптация, включающая в себя проживание детей на выходных и каникулах в приемных семьях (с дальнейшей диагностикой на совместимость) [5].
В целом о готовности ребенка для проживания в семье можно говорить, после проведенного полного медицинского и психолого-педагогического обследования, а также удовлетворительного психического и физического состояния в конкретный момент. Определяя ребенка в конкретную замещающую семью, следует максимально точно (на основании имеющихся данных) спрогнозировать его психологическую совместимость с будущими воспитателями [3].
Не вызывает сомнения и необходимость оказания квалифицированной помощи замещающим семьям, особенно на начальном этапе, когда происходит адаптация ребенка в семье. В этот период особое значение должно уделяться психолого-педагогическому, социальному, правовому, медицинскому и другим видам сопровождения семьи [7]. Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее скрытых потенциалов, на умение педагогически грамотно и самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации. Поэтому немаловажное значение приобретают так называемые школы приёмных родителей, в которых родители имеют возможность обменяться опытом, найти новые способы решения задач, стоящих перед ними, а также получить консультацию различных специалистов психолога, юриста, социального педагога и т.д. Такие контакты благотворно влияют на улучшение взаимоотношений в семье и укрепление веры в собственные силы.
Необходимо отметить особую роль в патронировании приемных семей специалистом по социальной работе [6]. При плановом посещении семьи важно понимать, имеет ли ребенок возможность для установления эмоциональных связей с социумом, выяснить причины, препятствующие этому процессу, определить, насколько привязан ребенок к приемным родителям, в каких отношениях он находится с другими членами замещающей семьи, с кем общается ребенок вне семьи, есть ли общение с кровными родственниками. Важное внимание также уделяется вопросам об отношениях ребенка с окружающими его людьми, об уровне доверия к ним, стиле общения, умении контролировать свое поведение [10]. Большое значение специалистом также придается изучению эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка. Со многими проблемами дети справляются сами, но есть тяжелые расстройства психологического или соматического генеза, когда необходима помощь специалиста. По каждому из этих вопросов делаются заключения, насколько благополучно развивается ребенок, успешно ли он учится, насколько позитивно воспринимает себя и свою жизненную ситуацию. На основании полученных выводов составляется план действий, необходимых для улучшения здоровья, общения, эмоционально-поведенческого развития данного ребенка.
ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»
На современном этапе реализации Российской образовательной политики государство уделяет большое внимание вопросам сотрудничества семьи и образовательных организаций для решения проблем семьи и семейного воспитания. Одним из условий развития системы основного общего образования становится инновационная деятельность педагогов, направленная на внедрение новых форм взаимодействия школы и родителей. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед школой, является системная работа с семьей для обеспечения целостного развития ребенка [1]. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей стало содействие в устройстве детей-сирот в семьи и сокращения численности детей данной категории в интернатных учреждениях [6].
Для этого на различных уровнях разработан ряд мер, направленных на решение обозначенных вопросов: на базе действующих детских домов созданы школы подготовки попечителей и опекунов, реализуются программы будущих приемных родителей, постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. Очевидно, что данные меры приводят к положительным тенденциям - сокращению данной категории детей в государственных учреждениях и увеличению количества замещающих семей. Под замещающей семьей мы понимаем семью, принявшую ребенка- сироту на воспитание и создающую условия для эффективного развития этого ребенка.
Органы опеки и попечительства организуют обязательную подготовку, установленную законодательством РФ, для кандидатов в замещающие родители [2]. В рамках данной подготовки решается ряд задач от знакомства потенциальных замещающих родителей с законодательством в сфере социальной защиты, подготовки граждан к принятию в семью ребенка до оказания помощи кандидатам в замещающие родители в утверждении решения о приеме ребенка, осознании проблем и трудностей, встречающихся в процессе совместного проживания. Программа и порядок подготовки потенциальных замещающих родителей утверждается индивидуально в каждом субъекте Российской Федерации. К содержанию программы предъявляются следующие требования: объем программы должен составить от 30 до 80 академических часов (из них практические занятия - не менее 70 % академических часов, в том числе итоговая аттестация).
В современной научной литературе достаточно широко освещены формы подготовки замещающих родителей: специализированные курсы «Школа приемных родителей» [8], организованные на базе социальных учреждений и организаций. Существуют и авторские программы подготовки замещающих родителей [4, 5].
В идеале реализация программы подготовки замещающих родителей должна подготовить семью к принятию ребенка, создать условия для эффективного родительства, обеспечить родителей правовым и психолого-педагогическим минимумом знаний об особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучить родителей навыкам взаимодействия с детьми.
Программа представляет собой взаимосвязь следующих этапов:
организационный (разработка и размещение в СМИ информационных материалов о существовании программы, привлечение замещающих семей для участия в программе; заключение соглашений о взаимодействии специалистов муниципальной системы образования, иных специалистов служб сопровождения; разработка методических рекомендаций по реализации содержания программы, диагностических комплексов и т.д.). На данном этапе проводится первоначальное консультирование замещающих семей о правилах участия в программе, ее основных этапах, принципах взаимодействия замещающих родителей и специалистов школьного педагогического консилиума;
практический (заключение договора между образовательной организацией и замещающей семьей о реализации процесса сопровождения; первичная диагностика проблем взаимоотношений между членами замещающих семей; анализ результатов диагностики; составление индивидуальной модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности; проведение теоретических и практических занятий; индивидуальное консультирование замещающих родителей;
рефлексивный (проведение анализа и оценки результатов сопровождения замещающих семей в рамках программы; определение перспектив дальнейшего участия замещающей семьи в программе).
Следует отметить, что одним из преимуществ реализации программы стала ее модульность, которая позволяет обеспечить индивидулизацию обучения каждого замещающего родителя по содержанию, методам, темпам обучения и т.д. Работа по повышению уровня развития родительской компетентности замещающих семей ведется в соответствии с выявленными проблемами во взаимоотношениях в семье - в рамках четырех модулей:
базовый, обязательный для изучения всеми замещающими родителями, который основан на общих принципах взаимодействия замещающих семей друг с другом и с различными службами сопровождения;
педагогический, направленный на повышение педагогической компетентности замещающих семей;
психологический, ориентированный на повышение психологической компетентности замещающих семей;
социальный, повышающий уровень компетентности замещающих семей в вопросах социализации принятого ребенка.
В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению показателей и критериев родительской компетентности [8]. Опираясь на анализ работ современных ученых и личный опыт работы с замещающими семьями, мы выделили следующие критерии и показатели родительской компетентности замещающих семей:
личностный (обусловленные личным опытом значимые личные качества замещающих родителей, необходимые для эффективного взаимодействия с принимаемым ребенком);
когнитивный (комплекс теоретических знаний родителей в области эффективного взаимодействия с принимаемым ребенком);
деятельностный (способность родителей применить имеющиеся знания в различных ситуациях взаимодействия с принимаемым ребенком).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной России, переживающей глубокие трансформационные процессы и неконтролируемые последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения.
Основные причины семейного неблагополучия и социального сиротства: материальные и жилищные трудности, наличие числа семей, ведущих асоциальный образ жизни (алкоголизм, наркомания), рост внебрачной рождаемости, неготовность к материнству и отцовству, слабая пропаганда ценности семьи и семейного воспитания, снижение ответственности родителей за воспитание детей, интенсивные миграционные процессы.
Приемная семья рассматривается как семья, образованная на основании договора между органом опеки и попечительства и гражданами, по которому последним на воспитание передается ребенок (дети) и назначается заработная плата. С развитием данного социального института у детей-сирот появится реальная возможность жить и воспитываться в семье, получать семейный опыт, на основе которого они в будущем смогут создать свою семью, что является важнейшим фактором профилактики вторичного социального сиротства.
В целом создание и распространение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях должно рассматриваться как приоритетное направление государственной семейной политики. Данное направление предполагает широкую просветительскую работу по пропаганде деятельности приемных семей; повышению их роли в воспитании детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением средств массовой информации; создание системы служб, обеспечивающих их подбор, подготовку и комплексное сопровождение; разработку системы предоставления льгот и материального стимулирования; совершенствование нормативно-правовой базы защиты приемной семьи на федеральном, региональном и местном уровнях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что благополучие семьи - это благополучие ребенка. Поддержка, а также оказание своевременной квалифицированной помощи приемным родителям на начальном и последующих этапах - важнейшая задача для успешной жизнедеятельности ребенка в замещающей семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31 декабря 2012.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. - 31 августа 2012.
Бессчетнова, О. В. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития : монография / О. В. Бессчетнова, Т. А. Юмашева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 136 с.
Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей[Текст] / В. Н.Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
Кейс-метод. Современные технологии организации психолого- педагогического сопровождения случая / сост. Л. М. Волкова, А. С. Казанцева. – Минск: Красико-Принт, 2013. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).
Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. 26 мая 2006.
Крылова, Т. А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска: учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
Курасова Т.И. Педагогическое сопровождение приемного родительства в условиях научно-методического центра поддержки замещающей семьи. - Армавир, 2009. - 256 с.
Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей. / Под ред. Смыкало Л.В. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010.
Методическое пособие для замещающих родителей (Центр психолого-медико- социального сопровождения «Семья»). - Уфа, 2010. - 140 с.
Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 2-е изд. – М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2010. – 376 с.
Организация социальной педагогической деятельности по поддержке и сопровождению детей группы социального риска /: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. /Сост. Меос Л.В., кандидат педагогических наук, Южно-Сахалинск, 2014 – 75 с.
Попова И.Н. Школа подготовки замещающих родителей. Программа комплексной подготовки граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. - Владимир: Собор, 2009. - 140 с.
Пяткина Г.Н. Педагогическая модель социализации детей-сирот в приемной семье // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2010. - № 6 (25). - Ч. 2. - С. 220-222.
Работа с подростками девиантного поведения. 5 – 11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт.-сост.: И. А. Устюгова, И. Г. Сухогузова, Л. А. Басуева [др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с. – (Новые стандарты: учимся работать).
Ресслер М.С., Мокрецова Л.А. Пути формирования родительской компетентности замещающих семей в муниципальной системе образования // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4 (8). - С. 125-127.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2011. - 212 с.
10