Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Общеразвивающего вида Детский сад №3 «Радуга»
городского округа Спасск-Дальний
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составитель: Титова Т. Н.
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение | 3 |
2. Основная часть Формы и методы работы с родителями патриотическому воспитанию дошкольников | по | нравственно- | 5 |
3. Заключение | 10 |
4. Используемая литература | 11 |
Приложение: | |
Приложение 1 Перспективное планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе | 12 |
Приложение 2 Картотека дидактических патриотическому воспитанию дошкольников | по | нравственно- | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.
Единого подхода к определению «нравственно - патриотического воспитания» не существует.
Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.
Цель: формирование любви к родной земле, правильного отношения к обществу, людям труда, своим обязанностям.
Задачи:
Формировать правовое сознание дошкольников;
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Воспитывать уважение к людям труда;
Развивать у детей стремление к созидательной деятельности. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Методы:
метод приучения;
упражнений;
пример взрослых; Организация деятельности:
труд;
игра;
беседы;
художественная литература;
рассказывание, рассмотрение картин;
Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях «Формирование целостной картины мира». Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания,
осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, окружающему миру, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.
Определяя методику проведения данной работы, необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми (занятия, беседы, досуги, познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, развлечения и. т.п.).
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово; музыка; изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Поэтому фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежайшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
Теоретические основы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение
человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации , обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), преобладание общественного интереса над личным. Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.
В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания главными основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе,
воспитание культуры поведения.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Воспитание чувств любви к родному городу начинается от простого к сложному. Любовь к окружающей природе, родному городу - составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, были выбраны для ее решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры, показ презентации.
Формы и методы работы с родителями
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально- исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.
В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей.
Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию. Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся:
День открытых дверей; Беседы;
Консультации; Родительские собрания; Родительские конференции;
«Круглые столы»; Спортивные праздники;
Организация совместной деятельности по благоустройству помещения территории детского сада;
Наглядная педагогическая информация.
Нетрадиционные формы:
Семейные клубы;
«Родительская почта»;
«Телефон доверия»; Библиотека игр;
Кружок «Очумелые ручки»; Вечера вопросов и ответов; Встречи за круглым столом; Интерактивные игры; Тематические акции.
Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка.
Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания. Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно- образовательные взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада. Я поставила цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Задачи:
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей;
Воспитывать любовь и уважение к своей станице, краю, Родине. Знать достопримечательности
Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне;
Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.
Воспитывать личность гражданина - патриота Родины.
Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках.
Уже стали традицией проведение различных совместных выставок, в которых активное участие принимают родители совместно с детьми. Сезонные выставки: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Золотые руки мамы»,
«Космонавтом быть хочу, «Поклонимся великим тем годам».
Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата. Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний «А ну-ка папа», «Я солдатом стать хочу».
Особое внимание уделяется организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях традиционно присутствуют ветераны и участники ВОВ. Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно- патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия: изображения лесов, рек, морей, гор и различных животных, населяющих леса России. Также ребята могут познакомиться с достопримечательностями нашей города, героями и знаменитыми людьми, прославившими ее. Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно – патриотического наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Родители совместно с детьми посещают памятники и достопримечательности станицы. Фотографии таких прогулок собраны в альбоме
«Страницы моего города». С удовольствием родители присутствуют и принимают активное участие в мастер-классах, проводимых педагогами. «Вечный огонь своими руками», «Готовим и мастерим». Также проводится акция «Кормушка для печужки». Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники для птиц, а потом развешивают их по территории детского сада. Сколько радости можно увидеть в глазах детей, когда к этим кормушкам прилетают птицы. Еще одна акция проводиться в преддверии празднования Дня Победы «Дерево памяти», родители и дети садят саженцы деревьев в память об этом дне.
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это нужно знать». Изготовлены папки-передвижки «Мой отчий дом, моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Маме помогаю».
В группе проводятся конкурсы «Древо моей семьи», «Герб моей семьи»,
«Девиз моей семьи», победители награждаются почетными грамотами и символическими подарками.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких чувств. Основной целью является воспитание у детей любви к своим родным, семье. Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что, благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет создание в группе мини-музей с меняющимися экспозициями, на данном этапе собираем экспозиции
«Бабушкина скрыня», «Игрушки наших прадедов», «Вспомним тот трагичный день», «А как с этим обращаться?». Для создания музея принимают активное участие родители, которые делятся предметами старины.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации: Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
Дайте представление о работе общественных учреждений.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.
Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.
Заключение
В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная заранее была достигнута. Дети прониклись любовью к родному городу. У них развилось правильное отношение к обществу, людям труда, различным профессиям и к своим обязанностям. Более глубже стали знания об истории создания родного города.
Ребята надолго сохранят яркие впечатления о Краснодаре, которые вызвали у них эстетическое наслаждение, позволили пережить радость и сделать собственное открытие о своем городе.
Воспитать же действенную любовь к близким людям, к малой родине, помогли совместные усилия детского сада и семьи.
Проделанная работа позволила сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобрела совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это передано было детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственно - патриотических чувств.
Используемая литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, , Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017г.
А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М.:ЦГЛ,2005
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., - Волгоград,2008г.
Детям о Великой Победе / Казаков А.П., Шорыгина Т.А., 2007г.
Как научить детей любить Родину / Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., - М., 2005
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников- Сфера, 2010
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В. -М., 2008 г.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. -- Волгоград: Учитель, 2007.
«Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Приложение 1
Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.
Месяц | Формы работы | Программные задачи |
Сентябрь | Развлечение "День знаний". | Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа |
"Я и мои права" | Продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме |
Рисование дома для своей семьи | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам их семей |
Сюжетно-ролевая игра "Семья" | Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре |
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках | Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках |
Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина" | Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу |
Беседа "Доброе слово лечит, а худое калечит" | Формировать у детей доброе отношение к близким людям, умение исправлять свои ошибки, прося прощения |
Беседа "Звонок на работу маме" | Формировать основы этикета |
Октябрь | Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость |
Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях | Расширять знания детей о нашем городе, прививать желание совершать экскурсии по городу вместе с родителями |
Развлечение "Дары природы" | Цель. Расширять представление детей о пользе овощей и фруктов; показать значение хлеба в жизни человека. Воспитывать уважение к труду овощеводов, хлеборобов |
Дидактическая игра "Где был Петя | Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания; воспитывать уважение к людям труда |
Беседа "Какими должны быть мальчики и девочки" | Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Выставка совместного творчества родителей и детей на тему: "Осенняя палитра". | Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе. |
Ноябрь | Беседа "Расскажи, где ты живешь? " | Расширять знания детей о родной станице, развивать коммуникативные умения. |
Развлечение "Мама, ты на свете лучше всех". | Воспитывать желание заботиться о маме, поздравить с Днем матери. |
| Конкурс чтецов " Мамочка любимая". | Воспитывать любовь, уважение, заботливое отношение к маме. |
Фотовыставка "Очень бабушку свою, маму мамину люблю". | Воспитывать желание заботиться о своей бабушке, гордиться, любить ее. |
Развлечение "Праздник сказки". | Углублять интерес детей к сказкам, прививать любовь к устному народному творчеству |
Декабрь | Занятие "О правах играя" | Расширять знания детей о правах ребенка; о его обязанностях. |
Беседа "Законы, по которым мы живем". | Продолжать знакомить детей с понятием "Конвенция"; расширять их знания о правах и обязанностях ребенка. |
Чтение сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино". | Побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства. |
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте. | Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях. |
Дидактическая игра "Куда пойдёшь и что найдёшь". | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Понимать смысл пространственных отношений. |
Оформление группы к празднику. | Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща. |
Праздник " Здравствуй, здравствуй Новый год!". | Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение. |
Проведение конкурса "Новогоднее чудо". | Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе. |
Январь | "Школа зелёного огонька". | Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. |
Физкультурный досуг "Рождественские колядки". | Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа. |
Беседа "Березка-символ России". | Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке. Прививать любовь к Родине. |
Беседа "Народные промыслы". | Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества. |
Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем. | Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан. |
Беседа "Зимушка - зима". | Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах. |
Выставка рисунков "Зимние праздники". | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам. |
Февраль | Беседа "Мы все разные, но мы все равны". | Расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над |
| | понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов. |
| Беседа "Наша армия" | Продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания детей о военных профессиях; прививать уважение к людям этих профессий. |
Физкультурное развлечение "Русские богатыри". | Развивать у детей быстроту, силу, выносливость, внимание. |
Беседа "Моя родословная" | Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях. |
Встреча с интересными людьми – «Ветераны войны». | Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время. |
Изготовление подарков папам и дедушкам. | Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям. |
Фотовыставка "Защитники Родины - наши деды и отцы". | Прививать желание больше узнавать о своих родных людях. |
Март | Аппликация «Подарок для мамочки» | Прививать желание дарить родным людям подарки. |
Беседы "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" | Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. |
Развлечение "Мы поздравляем мам с 8 марта" | Воспитывать желание поздравить мам, бабушек и заботиться о них. |
Выставка детских рисунков "Подарю рисунок маме" | Прививать чувства любви к маме и заботы о ней. |
Беседа «Москва-столица нашей Родины» | Формировать у детей понятие о Москве-столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства. |
Беседа "Государственные символы России". | Продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине. |
Апрель | Беседа "Наши космонавты". | Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии. |
Спортивное развлечение "Мы - космонавты". | Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость. |
Беседа "Наше государство - Российская Федерация". | Знакомить детей с различными городами России. Закреплять знания детей о государственных символах Российской Федерации; воспитывать любовь к своей Родине. |
Развлечение "Весенние посиделки". | Уточнять и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре и фольклору русского народа. |
Беседа «Школа» | Расширять знания детей о школе; вызывать желание учиться в ней. |
Беседа "Земля - наш общий дом". | Продолжать знакомить детей с понятием "Земля - наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и |
| | много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии. |
Май | Беседа «День Победы» | Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства. |
Беседа "Моя семья". | Продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях. |
Развлечение - беседа "Путешествие к морю". | Закреплять знания детей о морской фауне и флоре. |