Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «НАТУРАЛИСТ»
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Разработка нравственно-патриотического мероприятия
«ЭХО войны»
для детей младшего, среднего и подросткового возраста

Разработала:
педагог дополнительного образования
Семёнкина Наталья Владимировна
г. Амурск
Пояснительная записка.
74 года назад закончилась Великая Отечественная война. Нам, потомкам, нельзя забывать, какой ценой ковалась Победа, и какой великий подвиг совершил наш народ.
Задача нас, педагогов, матерей, граждан своей страны, состоит в том, чтобы дать понять и почувствовать ребятам, как участникам мероприятия, так и зрителям, пережить трагизм войны и ощутить гордость за подвиг нашего народа. Только пропустив предлагаемое содержание через себя, через свои эмоции, ребёнок усвоит нравственные ценности, выраженные в сюжете мероприятия, только тогда ребёнок превратит их в ценности собственного духовного мира.
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее; формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, могилами солдат, героически павших во время Великой Отечественной Войны.
Данный материал может быть использован в работе драматического кружка при подготовке литературно-музыкальных композиций, классными руководителями на классных часах и внеклассных мероприятиях, воспитателями и педагогами дополнительного образования.
Цель: Воспитание чувства любви к Родине, готовности защищать страну, родных. Показать учащимся великий подвиг и героизм советского народа во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
-способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- создать условия для эмоционального переживания учащимися трагедии войны, подвига солдата;
- активизировать учащихся, заострить внимание на драматических страницах в жизни страны;
- формировать навыки юного патриота своей Родины, гордость за своих воинов, ветеранов
-воспитывать волевые качества на примерах героев войны;
- прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны
- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном
детском коллективе.
Оборудование и ТС:
Компьютер -1 шт
Мультимидийные установки
Риквизиты времен великой Отечественной войны - одежда, предметы быта, внешний образ детей того времени, письма-треуголки
Музыкальное оформление праздника – фоны, поппури военной тематики
Слайд-шоу
Портреты ветеранов
Подарки ветеранам, сделанные своими руками
Ход мероприятия
На фоне музыки и слайдов ведущий читает закадровый текст:
Война закончилась и пушки замолчали
И годы сгладили великую беду,
А мы живём, весну встречаем
Встречаем день Победы – лучший день в году!
И от Камчатки до прославленного Бреста
От Севастополя до Мурманских широт
Печаль и радость по стране шагают вместе
И снова память нам покоя не дает
Война закончилась, но песней опалённой
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что 27 миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны,
И мы в историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Ведущий выходит:
Ребята, в эти майские дни наша страна отметила очередную годовщину Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Никогда не исчезнет из памяти народа гордость за Великую Победу, из поколения в поколение мы будем помнить о тех страшных годах войны, в которой погибло более 27 миллионов граждан нашей страны. Среди них были не только воины доблестной армии, но и дети, старики, женщины. Нет ни одной семьи, которую бы ни коснулась эта беда: у кого-то погиб прадедушка, дедушка, брат, отец, т.е. самые близкие на свете люди, поэтому мы должны помнить, как это всё было.
Ученик:
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Ученик:
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школы вечером шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Ученик:
22 июня на рассвете в 4 часа утра без объявления войны на нашу страну напали германские войска. Они бомбили спящие города и сёла, уничтожая ничем не повинных людей. По радио звучал голос Левитана о начале войны с фашистской Германией.
Звучит голос Левитана.
Ученик на фоне музыки:
41-й! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Звучит запись песни «Священная война».
Ученик.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Песня «Закаты алые» с презентацией и видео - роликом
Ученик:
На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Все для фронта, все для победы» – повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А ещё тяжелее было ждать вестей с фронта.
Звучит минус песни «Землянка» (К.Листов, А.Сурков). Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма».
Ученик – боец:
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далек родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!
Ученик- боец:
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.
Ученик-боец:
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я еще вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
(Мальчики складывают письма треугольниками, встают и уходят)
Ученик:
Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов у стен Брестской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге. Трудно было. А выжить помогла песня. Особенно дороги нам песни военных лет.
Дети исполняют попурри из песен военных лет.
Катюша» (М.Блантер, М.Исаковский)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
«На безымянной высоте» (В.Баснер, М.Матусовский)
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из 18 ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
«Эх, дороги» (А.Новиков, Л.Ошанин)
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
( На песне «Журавли» ребята выходят с портретами ветеранов руках)
«Журавли» (Я.Френкель, Р.Гамзатов)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда – то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех давних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Ведущий:
Ребята, мы должны знать наших героев-земляков, которые внесли свой вклад в общую победу.
1.Азина Александра Евгеньевна (1913-1900)
Труженик тыла. Работала в Николаевске –на – Амуре, в порту принимала грузы по лингвизу и отправляла на фронт. Награждена тремя медалями.
2.Ежеля Сергей Варфоломеевич (1024-1999)
Дедушка Ивановой Дарьи, воспитанницы нашего Центра. Воевал на 1-м Белорусском фронте. Освобождал Польшу, после войны служил 2 года вГермании. Награжден государственными наградами – Орден красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
3.Карагод Евдокия Петровна (1924-2011)
Труженик тыла, при воинской части работала в столовой, имеет награды – «Орден Отечественной войны», Знак «Фронтовик», юбилейные медали.
4. Катревич Николай Фёдорович (1921-1994)
Дядя Потехи Светланы Николаевны. Воевал в сухопутных войсках, радистом на 2-м белорусском фронте. Освобождал Польшу, Румынию, участвовал в боях за Кенигсберг. Награды - «Орден красной звезды», медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Кенигсберга», «За освобождение Праги»
5.Кузнецов Алексей Степанович (1925-2007)
Ушёл на фронт в 16 лет в составе партизанских отрядов. Смоленский фронт, принимал участие в обороне Москвы, воевал на Брянском направлении. В составе полка «24-й годовщины РККА», дошёл до Австрии. Награды «За боевые заслуги».
6. Шинкевич Ефим Яковлевич (1915-1996)
Прапрадедушка Базылева Павла. Воевал на 1-м Белорусском фронте. Сухопутные войска, стрелок. Призывался на службу в г.Воронеже.
Награждён медалями – «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией».
7.Путра Филипп Савельевич (1917-2007)
Участвовал в боевых действиях с августа по сентябрь 1945 г. на дальневосточном фронте в составе войск НКВД, 70-й полк. Командир взвода, старшина. Награждён орденом отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией»
8.Сикоренко Аким Андреевич (1902-1971)
Дедушка Окуневой Елены Константиновны. Воевал на первом Украинском фронте, сбил самолёт на берегу Одера. Награды- 2 ордена «Красной звезды», «Медаль за отвагу», медаль «За взятие берлина», медаль «За победу над Германией»
9.Сикоренко Николай Акимович (1924-1975)
Дядя Окуневой Елены Константиновны. Ушел на фронт добровольцем осенью 1941 года. Воевал на первом белорусском фронте, старший сержант-радист. Прошел Венгрию, Польшу, Румынию, Чехословакию. Награждён медалями: «За взятие Праги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы».
Ученик:
- Сороковые – роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Вальс «Осенний сон»
Ученица на фоне музыки:
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы…
Женщина и война… В мир приходит женщина, что свечу зажечь.
В мир приходит женщина, что очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам расти.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народа, в цветах, весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
На фоне музыки и слайдов звучит стихотворение А.Дементьева.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому, что мать
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино – и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать
Вдруг с экрана сын взглянул на мать
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой
Все боялась- вдруг он упадет
Но сквозь годы мчался сын вперед
- Алексей!- кричали земляки
-Алексей!- просили,- Добеги!
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить
И опять в атаку сын бежит
Жив- здоров, не ранен, не убит.
-Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Долго все ей чудилось кино…
Все ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны…
Ученик:
Война длилась 4 страшных года – 1418 дней и ночей. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
Ученик.
Песня «Парад победы»-минус фоном
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!
Ведущий: Под звук метронома произносится речь:
.- Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил!
- Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей!
- Тем, кто улетал вместе с дымом из Бухенвальдских печей!
- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!
- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!
- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!
- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил.
Предлагаю почтить память павших Минутой молчания
На фоне музыки дети-ведущие читают стихи:
1.Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
2.
Кому мешает этот мир – с цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир
Прицелился из пушки?
Я буду рад…
Ты будешь рад…
И все мы будем рады…
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
Зачем же вновь пугают нас
Со злобой затаенной
То страшной атомной войной,
То бомбою нейтронной?
3.
«Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!
Дети поют песню «Дети 21 века»
Ученик читает стих:
Война закончилась, но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда!
Звучит песня День Победы
Ведущий взрослый проводит интерактивную игру со зрителями.
(Интерактивная игра-викторина)
Конец мероприятия:
От всей души благодарим вас, дорогие наши ветераны, дети военного времени, за то, что мы, ваши потомки живём в мирное время.
Хотим пожелать вам мира, тепла, здоровья, энергии и всего самого хорошего!
Ребята с любовью дарят вам подарки, сделанные своими руками.
(Подарки ветеранам)
Приглашение на общее фото.
(Фото с ветеранами)