СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочное время"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность в рамках учебной дисциплины "Литература" для студентов 1 курса. При разработке сценариев литературно-музыкальных композиций удачно подобрано музыкальное сопровождение. Рекомендовано для использования на уроках литературы, для проведения классных часов, внеурочных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочное время"»

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»
















Методическая разработка

«нравственное воспитание на уроках литературы

и во внеурочное время»









Автор: Трифонова Галина Михайловна,

преподаватель русского языка и литературы



















г. Красноярск, 2022

Содержание


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3


СЦЕНАРИЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ОЧЕНЬ ТРУДНО МАТЕРЬЮ БЫТЬ»…….. 7


СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «СЛОВО О МАТЕРИ».19


Перечень информационных ресурсов ……………………………………………...23












































ВВЕДЕНИЕ


Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [1]. В условиях современного этапа модернизации образование связывают не только с накоплением профессионально важных знаний и умений, но и с развитием личности специалиста, обладающего высокой культурой и в сфере профессиональной деятельности, и в области межкультурного взаимодействия, в связи с осознанием духовных ценностей своего народа, своей страны. Указанные задачи реализуются в системе профессионального образования, прежде всего, через дисциплины гуманитарного цикла.

Роль дисциплины «Литература» в в духовно-нравственном воспитании велика. Учитель словесности, по мнению А.Т.Твардовского, на своих уроках не просто выдаёт программный материал, а «воздвигает мир человека». Моя задача как педагога – не только дать студентам определенную сумму знаний и умений, но и способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений; научить отстаивать свою жизненную и гражданскую позицию, воспитывать ценностные ориентиры.

Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, регулирующей поведение. Большой акцент здесь делается на духовное и нравственное воспитание. Духовное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности и ответственности. Нравственное воспитание — это формирование понимания и стремления к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, патриотизм.

Принято считать, что жизненные ценности личности складываются под влиянием самых различных факторов. Наряду с учебной деятельностью значительную роль призвана сыграть внеурочная деятельность студентов/

Очень важен социальный фактор внеурочной работы. Она может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Внеурочная работа обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор изобретательности и фантазии; способствует развитию творческих возможностей. В настоящее время все более актуальным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия выпускника.

Своей целью в организации внеурочной воспитательной деятельности ставлю духовно-нравственное и эстетическое развитие студентов силой воздействия видами искусства и, несомненно, живого слова. Среди основных задач – знакомство с творениями великих писателей и поэтов; воспитание чувства прекрасного через приобщение к поэзии, музыке, живописи; воспитание бережного и внимательного отношения к слову. Более десяти лет руковожу кружком «Живое слово».

Большой интерес представляют для обучающихся заседания Клуба любителей поэзии или Встречи с поэзией. Подготовка заседаний — это общая коллективная деятельность. Студенты самостоятельно объединяются в творческие группы по интересам. Одни подбирают поэтические произведения, другие – музыкальное сопровождение, третьи отыскивают необходимые репродукции произведений изобразительного искусства, оформляют выставки книг. Богатый материал по воспитанию нравственности, семейных ценностей представляют открытые встречи с поэзией, посвященные теме Матери: «Очень трудно матерью быть», «Слово о маме». Задача таких встреч – не только напомнить студентам о праздновании Дня Матери, но и в том, чтобы дать возможность задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей. Подобранный поэтический материал был использован для проведения часа общения о вреде абортов, для поздравления мам на родительском собрании.

Литература как вид искусства обладает чрезвычайной силой духовного общения: стимулирует творческую активность и нравственную деятельность; развивает способность к сопереживанию, представляет богатую палитру чувств. Учитель литературы не просто выдаёт программный материал, он, по мнению А. Твардовского, «воздвигает мир человека», из зерен добра и справедливости взращивает душу своих учеников.

В большом многообразии форм и методов необходимо искать и использовать все возможные формы урочной и внеурочной деятельности, которые помогали бы нашим ребятам становиться лучше, воспитывали бы в них чувство патриотизма, любовь и уважение к национальным героям нашей Родины. Только тогда обучение и воспитание будет подобно «не холодной штамповке одинаковых болванок по однажды запущенной автоматической технологии», а развитие и воспитание творческих людей. Всегда следует помнить, что за учебно-воспитательным процессом стоит живая личность, которая должна уловить вдохновение, понять человеческие взаимоотношения, ощутить радость преодоления. Всегда следует помнить, что труд педагога сродни труду строителя и хлебороба – из кирпичиков знаний складывает разум учеников, помогает найти им свой путь в жизни, из зерен добра и справедливости взращивает он их душу [2].

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности»[3]. Сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из полученного на уроках, развить, приумножить.






























Сценарий открытой встречи с поэзией

«Очень трудно матерью быть»


Пояснительная записка


I Тема и обоснование

Внеурочное мероприятие приурочено к празднованию Дня матери в рамках дисциплины «Литература» с целью нравственного воспитания и воспитания интереса к поэтическим произведениям.

Тема поэтической программы: «Очень трудно матерью быть».

Программа построена на основе поэтического материала, подобранного студентами самостоятельно и посвященного Дню матери. Это способствует творческой и коммуникативной деятельности студентов. Принимали участие студенты разных групп 1 курса. Материал, вошедший в данную методическую разработку, был успешно использован для подготовки литературной композиции, которая в форме видео была представлена в родительском чате группы ПКД 21-21 в 2021году.

Выбрана эмоционально-образная форма, что очень важно во время цифровизации. Подобные формы способствуют гармоничному воздействию на духовный мир студентов, активизируют как мысль, так и чувства. Вступительное слово преподавателя создает необходимый эмоциональный настрой, задает тон всему последующему материалу.

II Психологический анализ мероприятия

Знакомство с темой встречи создало необходимый эмоциональный настрой, задало тон всей последующей работе. При разработке сценария удачно подобрано музыкальное сопровождение, что способствует гармоничному восприятию поэтического материала. Отмечается тематическое разнообразие стихотворений. Переходы от одной теме к другой тонко связаны между собой.

III Цели проведения мероприятия

Дидактические:

- реализовывать ведущие принципы обучения (принцип наглядности, принцип доступности, принцип воспитывающего и развивающего обучения);

- по формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность личности;

- приобщать к творческой деятельности

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- развивать память, творческое воображение, речевые умения и навыки;

- развивать логическое мышление

Воспитательные:

- формировать общечеловеческие ценности;

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать чувство любви и уважения к матери

IV Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный

V Тип занятия: поэтическая программа

Форма занятия: эмоционально-образная

VI Методическое обеспечение

Учебно-наглядные средства:

Вербальные: тексты поэтических произведений; медиа-презентация

Технические: компьютер, мультимедийный проектор

Межпредметные связи: русский язык и культура речи, литература

VII Предварительная подготовка: подбор поэтического материала, музыкального сопровождения, создание мультимедийной презентации, оформление кабинета.


Ход события

(Перед началом встречи звучат песни о матери)

Вступительное слово кл. руководителя: Добрый день всем, кто пришел на встречу с участниками литературного кружка «Живое слово». Вы услышите стихи, отрывки из творческих работ студентов. Мы приглашаем вас к размышлению

О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном.

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

Наш разговор посвящен незабвенному образу матери, явившейся воплощением любви, доброты, заботы, всепрощения, беззаветной преданности. А так ли это просто – быть матерью? Для всех пусть услышанное станет назиданием и напоминанием о великом долге перед матерью, о заботе и любви к ней. Помните сами, учите своих детей и внуков чтить мать.

Чтец: Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!..

Я произношу его.

Мама!

( Под музыку на экран проецируются материнские лики-иконы, картины К.Брюлова, А.Пластова, А.Дейнеки и других художников, фотографии малышей с матерями из семейных альбомов студентов)

Чтец: Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная Мать. (С.Островой)

(Раздается запись стонов роженицы с отчаянным криком «мама», а затем первый

возглас новорожденного)

Ведущий: Врачи говорят, что можно определить истинную национальность женщины при родах – каждая кричит «мама» на родном языке.

Чтец: По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов Земли и океана

У этого особая судьба. (Р.Гамзатов)

Чтец: На слово это не ложатся тени.

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, приклонив колено,

Желают исповедаться ему.

Ведущий: Все самые дорогие святыни названы и озарены именем МАТЕРИ.

(Следующие строки звучат на фоне «Вальса» Шопена)

Чтец: Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, уверенно и старательно складывает по слогам «мама» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый.

Чтец: Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршни теплой земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Чтец: Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу; «За Родину-мать!»

Чтец: На слово это не ложатся тени.

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, приклонив колено,

Желают исповедаться ему.

Ведущий: Несколько лет назад президент России подписал Указ о ежегодном праздновании в стране в последнее воскресенье ноября Дня Матери.

Чтец: В эту праздничную дату

Поспешают в дом родной

Люди, словно бы ягнята

На зеленый луг весной.

Астронавт из дали звездной,

Водолаз из глуби вод

В этот день, пусть даже поздно,

В гости к матери придет.

И забыв о прежних спорах,

Для нее найдут слова

Те счастливцы, у которых

Мама добрая жива…

Ведущий: Нет ничего бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения своего малыша мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее также естественна, как цветенье садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь.

(Звучат отрывки из творческих работ студентов по теме «Разговор о маме»)

«Про маму можно очень много говорить. Мама самая, самая…, самая любимая, лучшая, близкая. Она поможет в трудную минуту не пропасть и выбрать правильную дорогу». ( И. Бойко, группа ПКД 21-21)

«Самый дорогой и любимый человек для меня – это моя мама. Когда у меня возникает вопрос, я могу посоветоваться с ней, зная, что она даст нужный совет, поможет разобраться во всем. Когда я задерживаюсь, она не ругает меня, а спрашивает, почему так поздно. Мне жалко тех детей, которые лишены материнской любви» ( Э. Магарламов, группа ПКД 21-21)

Учитель: К сожаленью, не всегда отношения между детьми и матерью бывают такими же теплыми, искренними. Бывает другая статистика.

(Результаты опроса студентов)

Из письма дочери: Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык не поворачивается ее так назвать. Я ее ненавижу, видеть не могу, а мне с ней жить еще несколько лет. Я не выдержу. Иду домой, как на каторгу. Знаю – приду, и опять будет одно и то же: морали, морали… Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у порога, о который вытирают ноги, собачонка, которая вертится, и уже надоела.

Учитель: Вслушайтесь, сколько боли, горечи в этих строках! Как часто вы сердитесь на своих мам за резкое слово, сказанное в сердцах; хлопаете дверью, если дома не смогли выполнить ваших, порой, не самых необходимых желаний, а просто прихотей.

А ваши мамы? Каково им это видеть?

Из письма матери: Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Теплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мной. Возвращается домой поздно вечером – наступает гробовое молчание. Разве так можно?

Учитель: В большей или меньшей степени в подростковом возрасте многие сталкиваются с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. Где же найти выход на извечный вопрос: в чем причина конфликта отцов и детей? Кто прав? Кому же уступать?

Ведущий: Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками и компьютером?

Чтец: (Стихотворение Л.Татьяничевой «Мама»)

Ведущий: Что мы знаем о наших мамах, усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам? Помним ли мы, что мама всегда беспокоится о своих детях.

Чтец: Мы часто мать по пустякам тревожим:

У друга заночуешь иногда,

А мать не спит

И думает, быть может,

Что с сыном приключилась вдруг беда.

Она не спит.

Минута, словно вечность,

Проходит перед нею, как вопрос.

Заплачет мать,

И ей как будто легче…

А если у нее не хватит слез? (В.Фирсов)

Чтец: «Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо.

… Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими.

… Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне».

(Н.В.Гоголь «Трас Бульба»)

Чтец: О, вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая трепетная вера

В нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери такой народ –

Вздохнут,

Нас долгим взглядом смерив:

«Пусть перебесятся. Пройдет».

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни

Взыскательно и терпеливо.

И некрикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной;

Вот только мы-то

Не всегда

Оправдываем

Их надежды. ( В.Коротаев)


Ведущий: У родителей тоже могут быть слабости. Почему то, что мы легко прощаем друзьям и самим себе, ставим в вину маме?

Чтец: (на музыкальном фоне)

«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, – не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.

Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать. Положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

(А.Фадеев «Молодая гвардия»)

Ведущий: Тема матери занимает значительное место в творчестве многих поэтов, писателей, композиторов.

(Звучит песня на стихотворение С.Есенина «Письмо матери»)

Ведущий: Из воспоминаний С.Есенина:

«Наша мать была неграмотная и всю жизнь об этом жалела. Уже будучи пожилой женщиной, она пыталась ходить в ликбез, но старческие руки плохо слушались, и, несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам… С раннего детства мы слышали от нее прекрасные сказки, рассказывать которые она была большая мастерица, а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела она переложенные на музыку стихи Пушкина, Никитина и других поэтов. Она обладала хорошей памятью и, слушая, как разучивают стихи ее дети, она запоминала их и иногда читала вслух…»

Чтец: Милая, добрая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай – под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь…

(С.Есенин)

Чтец: Песни мамы… Скромность и величье.

Сердце мамы – кладезь тайных сил…

«Вашей мамы не могу постичь я, –

Сколько раз отец нам говорил.

Братья, погибая в дальнем крае,

Поручили мне свои долги.

Завещал отец мне, умирая:

«Душу дома – маму береги!»

Может статься, лишь затем дарован

Мне судьбою некий жизни срок,

Чтоб тебя я возвеличил словом,

Шаль тебе соткал из нежных строк.

Я хочу, чтоб в эту шаль, чаруя,

Все цветы весенние вошли.

Эту шаль – о, мама! – подарю я

В честь тебя

всем матерям земли! (Р.Гамзатов)

Вед.: Все, что связано с жизнью,

Тревожной и милой,

От минуты рожденья

До самой могилы –

Все, что вечно и ценно,

Как сквозь сердце Вселенной,

Через женщины руки прошло непременно.

Чтец: Руки мамы…

Люблю их с детства.

Где б дорога моя ни шла, –

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя…

С этих пор я увидел Родину,

Так похожую на тебя. (А.Дементьев)

Чтец: Целую, низко голову склоняя,

Я миллионы женских рук любимых.

Их десять добрых пальцев для меня,

Как десять перьев крыльев

лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет

Я уставал, они не уставали.

И, маленькие, свой великий след

Они всегда и всюду оставляли.

Продернув нитку в тонкую иглу,

Все порванное в нашем мире сшили.

Потом столы накрыли. И к столу

Они всю Землю в гости пригласили.

Они для миллионов хлеб пекли.

Я полюбил их хлебный запах

с детства.

Во мне, как в очаге огонь зажгли

Те руки, перепачканные тестом

Чтобы земля всегда была чиста,

Они слезой с нее смывают пятна.

Так живописец с чистого холста

Фальшивый штрих стирает

аккуратно. (Р.Гамзатов)

Чтец: Я помню руки матери моей,

Хоть нет ее, давно уж нет на свете.

Я рук не знал нежнее и добрей,

Чем жесткие, мозолистые эти

Я помню руки матери моей,

Что утирали слезы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

Широкие, шершавые ладони.

Они – что ковш. Приникни к ним и пей,

И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее Вас нет ничего на свете!» (Н.Рыленков)

Ведущий: Василий Шукшин писал: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет».

Чтец: Стихотворение «Матери»

Тускнеет

Обручальное кольцо,

Искрится мелкой

Изморозью волос.

Избороздила жизнь

Твое лицо

И приглушила

До дрожанья голос.

Бугрятся вены

На руках больших,

Как ручейки

Под тонким льдом

Синеют.

Но с каждым днем

Тепло твоей души

Я чувствую сильнее

И сильнее. (А.Козлов)

Из сочинения студента: «Заботливые руки сопровождают своих чад по всей жизни. Для мамы возраст ее ребенка не имеет значения. Для нее он всегда остается своим любимым сыном или дочкой. Некоторые дети, когда вырастают, забывают своих мам. Но ведь так нельзя! Нельзя забыть тех заботливых рук, материнских ласк. Нельзя забыть то, как мамы целыми ночами выхаживали их от болезни! Берегите и любите своих мам!»

( В.Чаплинский, группа Х 20-12)

Ведущий: М.Горький писал: «Любовь матери не знает предела. Бесчисленны истории, рассказывающие о великом сердце женщины-матери».

Чтец: ( Стихотворение «Сердце»)

Дивчину пытает казак у плетня:

– Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

– Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей.

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах.

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (Д.Кедрин)

Учитель: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Когда в жизнь юных созданий приходит любовь, все остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама, подчас, тоже.

Чтец: Люблю!

И все на свете смею.

Люблю!

И больше нет меня.

Ты есть!

Скажи, в огонь сумею,

Живая выйду из огня.

Мир отступает суетливо,

Под каблуком земля горит…

А мама смотрит сиротливо

И ничего не говорит. ( Л.Васильева)

Учитель: Как добиться гармонии в слиянии трех душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал? Порой очень трудно складываются отношения молодых семей с родителями своей второй половины. Не хотелось бы их видеть такими, как показано в следующем стихотворении.

Чтец: В угоду женщине неумной

Он то не замечает мать,

А то вдруг мелочно и шумно

Ее возьмется укорять

За то, что расшумелись дети

И пригорело молоко.

Не потому ль она в ответе,

Что обижать ее легко?

Она все стерпит без упрека,

Не проклиная, не грозя,

И только, может, раньше срока

Закроет добрые глаза.

И сыну станет все постыло…

Поймет он, подавляя стон:

Обид, что мать ему простила,

Себе простить не сможет он. (Л.Татьяничева)

Учитель: Как много терпения, мудрости должна иметь мать, чтобы родить своего сына или дочь, поставить на ноги, научиться понимать своих детей, а затем и того, кого они выберут в спутники жизни. Цените это в своих мамах!

Из сочинения студента: « Быть мамой очень трудно, и не каждому это удается. Она должна смотреть за ребенком, обеспечить в доме уют. Считаю, что быть доброй, ласковой и понимающей мамой – это талант».

(Н. Деревянкина, группа К 21-51)

Ведущий: Возможно, поэтому некоторые, чаще всего молодые мамы не решаются взвалить на свои плечи такую ношу. Все больше появляется брошенных детей, растет число домов ребенка, детских домов и приютов.

(Звучит голос кукушки )

Чтец: (Стихотворение «Материнство»)

В природе есть одно единство,

Которое ее роднит.

Она лелеет материнство,

На нем незыблемо стоит.

Вот эта яблоня у тына,

Что сломится, того гляди,

Оцепенела и застыла

От счастья, что на ней плоды.

А ты, кукушка, что кукуешь,

Тревожа пасмурный рассвет?

Уж не о том ли ты горюешь,

Что малых деток рядом нет?! (В.Боков)

Учитель: Откуда же берутся сотни оставленных, одиноких малышей? Легко ли родить ребенка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда…

Чтец: Послушай, а если ночью

он тебе приснится,

Приснится и так заплачет,

что вся захолонешь,

Что жалко взмахнут в испуге

подкрашенные ресницы

И волосы разовьются,

старательно завиты…

Что хлынут горькие слезы

и начисто смоют краску,

Хорошую прочную краску

с темных твоих ресниц?

Помнишь, ведь мы читали,

как в старой английской сказке

К охотнику приходили думы убитых птиц. (Д.Кедрин)

Ведущий: Существует притча о Корнели Гракх. В свое время она многих затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты. После гибели мужа Карнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет снова стала участницей конкурса. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» – раздались голоса. «Сейчас покажу, – ответила красавица и вывела за руку троих своих детей. – Вот мои драгоценности».

Учитель: Красиво, конечно. Но ведь материнство – это не только улыбки и радость. Это горы пеленок, бессонные ночи, капризы детей и каждодневное волнение за них. Так легко ли сегодня быть матерью?

Чтец: Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

– Все постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья! –

Села в угол, зарыдала –

И просить прощенья стала.

Просто очень ты устала,

Бедная моя! (А.Яшин)

Ведущий: Мама – это воплощение любви, заботы и беззаветной преданности. Не всегда мы ценим это, воздаем должное, выражаем свою благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери как добрые, ласковые слова дочери или сына.

Чтец: Мы маме так редко приносим

букеты,

Но каждый так часто ее огорчает…

А добрая мама прощает все это

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг

терпеливо…

Красива по-своему каждая мама –

Любовью своей материнской

красива. (С.Богомазов)

(Песня «Свет материнских глаз» – музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева)

Чтец: Сколько б ни было ей,

Возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах

От зари до зари.

Человек, на котором держится дом,

Очень редко, но все же бывает

больна,

И тогда все вокруг кувырком

Кверху дном,

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит

стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она – не фундамент, она –

человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, ив доме

светло,

На ее доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло,

Человек, на котором держится дом.

(П.Градов)

Ведущий: С помощью волшебных слов можно даже грустной или обиженной маме вернуть хорошее настроение. А было ли с вами такое, что сердце разрывается от непонятного чувства вины, жалости, любви, а слов нет. А если и есть, то произнести их нелегко. Между тем каждая мама ждет таких слов, она их заслужила.

(Песня Д.Маликова «День рожденья мамы»)


Чтец: Не обижайте матерей.

На матерей

не обижайтесь.

Перед разлукой

у дверей

Нежнее с ними

попрощайтесь.

Вздыхают матери

в тиши

В тиши ночей, в тиши

тревожной

Для них мы вечно

малыши.

И с этим спорить

невозможно.

Так будьте чуточку

добрей,

Опекой их

не раздражайтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей

не обижайтесь.

Они страдают от разлук.

И нам в дороге

беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам

без колыбельной.

Пишите письма им

скорей

И слов высоких

не стесняйтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей

не обижайтесь. (Виктор Гин)

Учитель: Кто-то из вас поступил в техникум и уехал из родительского дома.

Не забывайте писать мамам. Сейчас им особенно трудно. Поверьте, каждую минуту они думают о вас.

Чтец: Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О, сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге –

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям! (С.Викулов)

(Песня Ю.Лозы «Письмо матери»)

Чтец: Можете объехать всю Россию,

Провести в дороге много дней,

Никого не встретите красивей,

Никого не встретите родней.

Шлите им почаще телеграммы,

Письмами старайтесь их согреть.

Все на свете могут наши мамы,

Только не умеют не стареть. (И.Шаферан)

Из сочинения студентки: «Только сейчас я поняла, как могут быть дороги родители, особенно мама, когда ты далеко от них. Я очень скучаю по соей любимой мамочке. Она мне дорога тем, что всегда выслушает меня, поможет в трудную минуту. Я сильно люблю свою маму и благодарна ей за все». (Группа К 19-41, 2020г.)

Ведущий: Неоплатен наш долг перед матерью. Давайте не забывать об этом! Пусть не только в праздник, но и в будни мамы чувствуют нашу заботу о них, нашу преданную любовь!

Учитель: Может быть, наш разговор о маме поможет вам найти с нею общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве давайте еще раз подумаем, вспомним, перечитаем все лучшее, что написано о матери.

Сейчас вы вернетесь домой. Что вы скажете маме? – «Привет!» Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато и необязательно, но можно поискать свои добрые и теплые слова. Ведь мама ждет их.

Чтец: У матерей священные права:

Казнить и миловать,

Надеяться и плакать.

И жребий свой,

Приобретя едва,

Нести сквозь радости,

Сомнения

И слякоть.

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

В заботах распыляться.

И плоть, и душу

Выложив до дна,

Душой и плотью

В ком-то повторяться

И ничего не требовать взамен.

Лишь жертвенно

Надеяться и верить,

Любя такой любовью без измен,

Что мерками земными

не измерить.

И пусть за все

Воздастся щедро ей!

Собрав в букет

Любовь и откровенье,

Придите, дети,

К матери своей

И станьте перед нею

На колени! (В.Романчин)


Звучат песни о матери






СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ,

ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ МАТЕРИ


Пояснительная записка

I Тема и обоснование

Литературно-музыкальная композиция приурочена к празднованию Дня матери в рамках родительского собрания.

Тема поэтической композиции: «Слово о матери».

Литературно-музыкальная композиция построена на основе поэтического материала, подобранного студентами самостоятельно и посвященного Дню матери. Принимали участие студенты разных групп 1 курса.

Вступительное слово преподавателя создает необходимый эмоциональный настрой, задает тон всему последующему материалу.

II Цели проведения мероприятия

- формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность личности;

- создание благоприятных условий в семье каждого обучающегося для повышения уровня взаимопонимания, взаимоуважения и любви к родным и близким;

- формирование классного родительского коллектива как воспитательной системы.

III Форма события: родительское собрание

IV Тип события: поэтическая программа

V Оборудование

Вербальные средства: тексты поэтических произведений; медиа-презентация

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

VI Предварительная подготовка: подбор поэтического материала, музыкального сопровождения, создание мультимедийной презентации, оформление кабинета.


Ход события


(Перед началом встречи звучат песни о матери)

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые родители, преподаватели!

Вот уже несколько лет в нашей стране в последнее воскресенье ноября отмечается День матери. Тема матери понятна и близка всем. Хотим обратиться к присутствующим мужчинам: учите детей уважать Женщину-мать. Возможно, тогда в нашем мире будет меньше жестокости, грубости, насилия.

Накануне родительского собрания на уроках русского языка студентам было предложено написать сочинение. Почти в каждом из них – забота, внимание к матери и чувство вины перед вами, мамы.

Звучат отрывки из творческих работ студентов по теме

«Разговор о маме»

Из сочинения студента: «Самый дорогой и любимый человек для меня – это моя мама. Когда у меня возникает вопрос, я могу посоветоваться с ней, зная, что она даст нужный совет, поможет разобраться во всем. Когда я задерживаюсь, она не ругает меня, а спрашивает, почему так поздно. Мне жалко тех детей, которые лишены материнской любви».

В силу возраста, характера не все могут сказать вам о своей благодарности. От имени всех студентов, от имени ваших детей к Вам обращаются участники кружка «Живое слово».

( Под музыку на экран проецируются материнские лики-иконы, картины К.Брюлова, А.Пластова, А.Дейнеки и других художников, фотографии малышей с матерями из семейных альбомов студентов)

Чтец: Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная Мать.

Свет любви издревле ей завещан.

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами…

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках. (С.Островой)

Ведущий: Нет ничего бескорыстнее любви матери. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь. М.Горький писал: «Любовь матери не знает предела. Бесчисленны истории, рассказывающие о великом сердце женщины-матери». Об этом следующее стихотворение Дмитрия Кедрина.

Чтец: ( Стихотворение «Сердце»)

Дивчину пытает казак у плетня:

– Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

– Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей.

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах.

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (Д.Кедрин)

Чтец: Им не дано предугадать

Все, что детей их ждет на свете,

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.

Баюкая детей грудных,

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб по дороге не упали. (К.Кулиев)

Из сочинения студента: « Быть мамой очень трудно, и не каждому это удается. Она должна смотреть за ребенком, обеспечить в доме уют. Считаю, что быть доброй, ласковой и понимающей мамой – это талант».

Чтец: Сколько б ни было ей,

Возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах

От зари до зари.

Человек, на котором держится дом,

Очень редко, но все же бывает

больна,

И тогда все вокруг кувырком

Кверху дном,

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит

стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она – не фундамент, она –

человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме

светло,

На ее доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло,

Человек, на котором держится дом. (П.Градов)


Из сочинения студентки: «Только сейчас я поняла, как могут быть дороги родители, особенно мама, когда ты далеко от них. Я очень скучаю по своей любимой мамочке. Она мне дорога тем, что всегда выслушает меня, поможет в трудную минуту. Я сильно люблю свою маму и благодарна ей за все».

Чтец: О, вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая трепетная вера

В нас,

Подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери такой народ –

Вздохнут,

Нас долгим взглядом смерив:

«Пусть перебесятся. Пройдет».

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни

Взыскательно и терпеливо.

И некрикливые – они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной;

Вот только мы-то

Не всегда

Оправдываем

Их надежды. ( В.Коротаев)

Из сочинения студентки: С помощью волшебных слов можно даже грустной или обиженной маме вернуть хорошее настроение. А было ли с вами такое, что сердце разрывается от непонятного чувства вины, жалости, любви, а слов нет. А если и есть, то произнести их нелегко. Между тем каждая мама ждет таких слов, она их заслужила.


Чтец: Не обижайте матерей.

На матерей

не обижайтесь.

Перед разлукой

у дверей

Нежнее с ними

попрощайтесь.

Вздыхают матери

в тиши

В тиши ночной, в тиши

тревожной

Для них мы вечно

малыши.

И с этим спорить

невозможно.

Так будьте чуточку

добрей,

Опекой их

не раздражайтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей

не обижайтесь.

Они страдают от разлук.

И нам в дороге

беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам

без колыбельной.

Пишите письма им

скорей

И слов высоких

не стесняйтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей

не обижайтесь. (Виктор Гин)


Учитель: Неоплатен долг перед матерью. Пусть дети не забывают об этом! Пусть не только в праздник, но и в будни Ваши дети говорят Вам добрые слова, проявляют свою заботу о Вас, искреннее любят Вас!

Чтец: У матерей священные права:

Казнить и миловать,

Надеяться и плакать.

И жребий свой,

Приобретя едва,

Нести сквозь радости,

Сомнения

И слякоть.

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

В заботах распыляться.

И плоть, и душу

Выложив до дна,

Душой и плотью

В ком-то повторяться

И ничего не требовать взамен.

Лишь жертвенно

Надеяться и верить,

Любя такой любовью без измен,

Что мерками земными

не измерить.

И пусть за все

Воздастся щедро ей!

Собрав в букет

Любовь и откровенье,

Придите, дети,

К матери своей

И станьте перед нею

На колени! (В.Романчин)


(Вновь звучат песни о матери)


Песня «Письмо матери» (Автор Ю.Лоза)

Мать пишет, что цел еще наш домик на опушке,

Но опустел и одинок,

И что хранит мои игрушки.

А я читаю между строк:

«Ты береги себя, сынок»

Мать пишет, незаметно годы пролетели,

Прибило инеем висок,

Что рано руки огрубели.

А я читаю между строк:

«Я очень жду тебя, сынок».

Мать пишет, что далеко еще седая старость,

Что гонит хвори за порог,

Что не берет ее усталость.

А я читаю между строк:

«Мне плохо без тебя, сынок»

Мать пишет, что снова за окном шумят капели,

Опять весна приходит в срок.

А я читаю между строк:

«Дождусь ли я тебя, сынок?»

«Дождусь ли я тебя, сынок?»

«Дождусь ли я тебя, сынок?»

Мать пишет…

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009, – 24с.


  1. Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.


  1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Июль 1990 – http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_soljenicin.html


  1. Сборники поэзии