СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Обработка вытачек, подрезов, кокеток"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

 

по учебному предмету

«Производственное обучение»

Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка»

Тема: «Обработка вытачек, подрезов, кокеток»

 

Специальность:    3-50 01 55 Технология производства швейных изделий

Квалификация:    3- 50 01 55-55 портной

                              3-50 01 55-59 швея

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Обработка вытачек, подрезов, кокеток"»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»







Методическая разработка



по учебному предмету

«Производственное обучение»

Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка»

Тема: «Обработка вытачек, подрезов, кокеток»


Специальность: 3-50 01 55 Технология производства швейных изделий

Квалификация: 3- 50 01 55-55 портной

3-50 01 55-59 швея







Выполнила мастер производственного обучения Н.А. Шабуневич









2021



Введение


Перед учебными заведениями профобразования стоят задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки учебно-воспитательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки учащихся.

Профессиональным учебным заведениям для этого предоставлены широкие возможности. Любое образовательное учреждение, в том числе профессиональное, самостоятельно в разработке и утверждении образовательных программ, в осуществлении образовательного процесса, текущего контроля успеваемости, в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Деятельность профессиональных учебных заведений уже не регламентируется жесткими установками приказов, инструкций, положений и других многочисленных централизованных указаний, чему и как учить. Учебным заведениям и педагогам предоставлены широкие возможности для проявления инициативы, педагогического творчества, для эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов.

Вместе с тем это налагает на учебные заведения большую ответственность, требует от педагогов глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания и развития учащихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.

Данная методическая разработка имеет цель повысить качество профессионального обучение посредством применения инструкционно-технологических карт и технологии сотрудничества на занятиях производственного обучения. О чем и пойдет речь в настоящей работе.



  1. Характеристика темы программы и темы урока

Перечень учебно-производственных работ составлен на основании программы производственного обучения учебной специальности «Технология швейного производства» для квалификации «Швея, портной».

Темы программы в перечне распределены таким образом, что работы подбираются по степени сложности, точности, объёму с соблюдением перехода от простого, к сложному.

Раздел «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка» включает такие темы как «Обработка вытачек, подрезов, кокеток», «Обработка мелких деталей» и другие. Темы этого раздела предназначены для освоения учащимися методов обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий, и их влажно-тепловой обработки и дальнейшего применения полученных навыков при пошиве изделий.

Тема урока «Обработка мелких деталей» входит в состав темы программы №5 «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка» и изучается учащимися на первом курсе. На изучение этой темы отводиться 30 часа, из них 6 часов на обработку вытачек, подрезов, кокекток .

Знания, умения, навыки, полученные на учебном занятии, должны быть таковы, чтобы их можно было применять в разнообразных условиях производственной деятельности.



  1. Характеристика методики разработки и применения инструктивных материалов на уроках производственного обучения. Технология сотрудничества.

При работе с большой группой учащихся мастеру не всегда удается уделить достаточное время для индивидуальной работы с каждым из них с учетом личных качеств, уровня подготовки. Применение документации письменного инструктирования дает возможность решить вопросы об эффективном инструктировании каждого учащегося по предстоящей учебно-производственной деятельности и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. К тому же инструкционная документация выступает как источник конкретной информации, при работе с которым учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять, анализировать и контролировать свои действия, что позволит будущим квалифицированным рабочим осуществлять свою трудовую деятельность с наибольшей эффективностью.

К учебно-технологической документации относят выполняемые в соответствии с правилами, принятыми на конкретной отрасли производства, графические и письменные материалы, предназначенные для усвоения учащимися содержания, объемов и требуемой последовательности выполнения производственных действий. Такими документами являются чертежи на отдельные детали, сборочные чертежи, монтажные схемы, технологические карты, инструкционные карты, инструкционно-технологические карты, маршрутные карты, письменные инструкции и т.п.

На современном производстве вся техническая и технологическая документация основывается на установленных рекомендациях, правилах, требованиях государственных (отраслевых) стандартов. Конечно, стандарты, обязательные на производстве, не сразу в полной мере усваиваются учащимися. Однако подготовка квалифицированных рабочих наряду с другими качествами в обязательном порядке предусматривает уверенное обращение с технической документацией, причем это требование – один из важнейших показателей профессиональной компетентности. Вот почему от учебной документации, которая на самых первых этапах обучения может иметь упрощенный характер, требуется постепенное приближение, а затем и полное соответствие технической и технологической документации установленной в соответствующей отрасли производства.

Документы письменного инструктирования разрабатываются мастерами производственного обучения. Затем мастер консультируется с наиболее опытными коллегами, работниками предприятий, методистами. Результаты обсуждаются на методических комиссиях.

Инструкционные документы достаточно широко применяются на уроках производственного обучения. Однако на фоне недостаточной теоретической разработки целей и принципов построения документов такого рода, требований к из структуре и содержанию многие из них имеют ряд типичных недочетов. Так, не всегда подробно и доходчиво даются инструктивные указания для учащихся; операции раскрываются с позиции технологии, а инструктивных указаний по их выполнению почти нет; иногда содержатся только словесные инструкции, не подкрепленные графическими материалами, что затрудняет восприятие учащимися сущности поставленной задачи. Некоторые инструкции получаются громоздкими, перегруженными излишней информацией, другие, наоборот, содержат только последовательность трудовых операций; часто в них нет рекомендаций для самоконтроля учащимися хода и результатов выполнения работы и пр.

Применение в процессе производственного обучения письменного инструктирования может дать желаемый результат при условии, если соответствующая документация и методика ее использования будут разрабатываться в соответствии с определенными психолого-педагогическими требованиями:

  • соответствие инструктирующей документации учебной программе производственного обучения;

  • четкое определение цели, места и основных видов документации письменного инструктирования, применяемых на конкретном уроке;

  • соответствие структуры и содержания документации этапам формирования профессиональных знаний, умений и навыков;

  • обеспечение преемственности документации с целью систематического повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе учебно-производственной деятельности;

  • содержание письменных инструкций должно определяться на основе анализа трудовой деятельности рабочего с учетом реальных условий учебного процесса;

  • письменные инструкции должны быть четко, лаконично, грамотно и доходчиво сформулированы;

  • инструкции должны содержать рекомендации по самоконтролю и критерии правильности выполнения трудовых операций (приемов) и др.

К средствам письменного инструктирования относят следующие документы: инструкционные, инструкционно-технологические карты, различного рода инструктивные памятки, алгоритмические предписания, карты-задания. Главное их отличие от обычной технологической документации – в наличии инструкционных указаний, позволяющих учащимся без вмешательства мастера, самостоятельно осуществить и проконтролировать правильность своих действий.

Формы письменных инструкций могут быть разнообразными – с эскизами или фотографиями выполняемых действий, с текстовым пояснением и т.п. Решение о целесообразности той или иной формы принимает сам мастер исходя из соображений их удобства для работы и простоты восприятия учащихся.

Применение инструкционно-технологических карт, письменных инструкций и самостоятельное выполнение учащимися операций и переходов по ним не освобождает мастера от контроля за действиями учащихся, но позволяет внимательнее наблюдать за выполнением наиболее сложных приемов, связанных с обработкой, измерением и контролем качества обрабатываемых изделий.

Пока одни учащиеся успешно выполняют работы самостоятельно, мастер может больше времени уделить индивидуальному инструктажу более слабых учащихся, выявить допускаемые ими неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, причины затруднений, неудач, скорректировать процесс выполнения работы.

Наличие письменных инструктивных материалов может быть эффективно использовано в качестве дидактических средств для развития умений анализировать технологический процесс, обсуждать возможности его совершенствования, выявлять приемы реализации требований безопасных условий труда.

Технология сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. 
Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:

  • взаимозависимость членов группы;

  • личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

  • совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

  • общая оценка работы группы.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;

  • по философской основе - гуманистическая;

  • по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

  • по типу управления: система малых групп;

  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Варианты методов по технологии сотрудничества:

«Пила» или "Зигзаг"

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

Ролевая игра

Суть ролевой игры заключается в проживании участником роли своего персонажа, то есть, фактически, во временном присвоении себе свойств своего персонажа и действии в соответствии с ролевой задачей и этими свойствами. Ключевым образовательным моментом в таких играх является именно процесс присваивания, то есть развитие умения смотреть на окружающий мир и действовать с точки зрения своего персонажа. Чем более реален эмулируемый в игре мир, тем целостнее становятся развиваемые в игре качества.


  1. Рекомендации по проведению вводного инструктажа

Вводный инструктаж проводиться в начале каждого занятия при обучении в учебных мастерских и имеет цель ввести учащихся в курс предстоящей работы на весь учебный день. Мастер знакомит с темой предстоящего занятия, учебно-технической документацией, обращает внимание на меры безопасности труда.

Характер вводного инструктажа зависит от объёма и содержания учебного мероприятия, опыта мастера, подготовленности группы и т.д. Он более продолжителен перед началом темы, менее - перед разделом и еще меньше - перед производственной работой.

Основная цель вводного инструктажа – подготовить учащихся к активному и созидательному выполнению упражнений, к самостоятельной работе на уроке.

Тема программы и тема урока записываются на доске и объявляются учащимся на уроке. Очень важно правильно раскрыть цели урока, то есть разъяснить, что и для чего они будут делать, чему научаться, какое значение имеет это для успешного овладения профессией. Основа для сознательного выполнения – увязка материала предстоящего урока со знаниями, полученными на уроках теоретической подготовки, полученном на предстоящих уроках. С целью лучшего восприятия и заинтересованности предлагаю учащимся разноуовневые задания. Главная задача мастера при объяснения материала- заложить в сознание учащихся прочную основу для успешного выполнения задания, самостоятельной работы учащихся. Инструктаж провожу доходчиво, подключая учащихся к беседе, активирую интерес к познанию посредствам проблемных ситуаций, вопросов. Обращаю внимание на цели и задачи предстоящей работы, на технические условия выполнения. Одновременно показываю методы и способы самоконтроля. К проверке правильности трудовых приемов привлекаю учащихся, что позволяет выявить, на сколько усвоен материал, полученный на уроке во время инструктажа.

Непременным условием вводного инструктажа является повторение правил безопасных методов труда.

Момент выдачи учащимся дневного задания является кульминационным пунктом вводного инструктажа. Он подводит итог усвоения учащимися знаний по теме урока и подготовки учащихся к выполнению целей урока. Задания выдаю по разным уровням деятельности, учитывая индивидуальные возможности и стремление к овладению трудовым навыкам каждого учащегося.


  1. Рекомендации по проведению текущего инструктажа


Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж их основная часть урока производственного обучения. Главная задача текущего инструктажа состоит в том, чтобы не допускать применения учащимися неправильных приёмов работ, систематически контролировать, насколько правильно они выполняют производственные приемы и операции, оказывать своевременную помощь в процессе выполнения учебно-производственного задания. Мастер не должен ждать, пока у учащегося возникнут затруднения и он обратиться за помощью, а активно руководить работой всей группы.

Обучающая деятельность мастера на этом этапе осуществляется путем обхода рабочих мест с целью:

  • проверить, все ли учащиеся приступили к выполнению дневного задания;

  • проверить правильность организации рабочего места;

  • наблюдение за соблюдением безопасных условий труда и санитарным состоянием мастерской;

  • контроль за правильностью выполнения трудовых приемов, соблюдение технических условий;

  • своевременное выявление дефектов и ошибок;

  • индивидуальное инструктирование учащихся;

  • оказание практической помощи отдельным учащимся;

  • наблюдение, правильно ли учащиеся пользуются комплексно-методическим оснащением урока;

  • проверки качества выполняемых работ.



  1. Рекомендации по проведению заключительного инструктажа


Последним этапом урока является заключительный инструктаж. Ежедневный заключительный инструктаж приучает учащихся к самоконтролю, сопоставление своей работы с результатом труда товарищей по группе. На заключительный инструктаж я поднимаю следующие вопросы:

  1. Провожу анализ степени выполнения дневного задания и достижения цели урока.

  2. Оцениваю лучшие работы.

  3. Разбираю с учащимися причины возникновения типичных ошибок, пути их устранения.

  4. Сообщаю оценки. Оценки оказывают большое влияние на успешность обучения, являются стимулом к овладению знаниями, к проявлению интереса к профессии и имеют большое воспитательное значение. Поэтому, оценку за урок я выставляю с учетом качества выполнения работ, правильности организации рабочего места выполнения трудовых приемов с учетом технических условий, соблюдением безопасных условий труда и санитарным состояние рабочего места, рациональности организации работы.

  5. Выдача задания на следующий урок с учетом темы и цели предстоящего урока.



  1. План учебного занятия производственного обучения


План урока

Группа 11ш

Мастер производственного обучения Шабуневич Наталья Андреевна

Тема программы № 5: Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка (30 учебных часов)

Тема занятия № 5.1 (6 учебных часов): Обработка вытачек, подрезов, кокеток.

Цели занятия:

обучения – отработка и совершенствование умений по обработке кокеток; вытачек и подрезов;

развития – развитие моторных навыков при работе с мелкими деталями изделий, развитие коммуникативных навыков при работе в группе, планирования самостоятельной работы и времени на ее выполнение;

воспитания – воспитание у учащихся интереса к профессии, трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности за общее дело, умений контролировать своё поведение.

методическая – применение инструкционно-технологических карт с целью активизации самостоятельной работы учащихся. Апробация технологии сотрудничества на уроках производственного обучения.

Тип занятия: совершенствования умений (закрепления и применения знаний, совершенствования трудовых приёмов).

Дидактические средства:

1. Технологические инструкционные карты и карточки-задания по темам: «Соединение прямой кокетки с основной деталью стачным швом»; «Соединение прямой кокетки с основной деталью настрочным швом»; «Соединение прямой кокетки с основной деталью накладным швом»; «Обработка кокеток оборками или кружевом»; «Обработка вытачек», «Обработка подрезов».

2. Образцы деталей с различными видами обработки кокеток, вытачек и подрезов.

3. Изделия с кокетками, вытачками и подрезами.

4. Крой деталей для выполнения практической работы.

5. Швейная машина Global, электроутюги, раскройные столы, инструменты и приспособления индивидуального пользования.

6. Инструкции по технике безопасности.

7. Спецодежда.


  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБРАБОТКА ВЫТАЧЕК, ПОДРЕЗОВ, КОКЕТОК»


Структура урока

Деятельность

Методы обучения

Дидактические средства

мастера

учащихся

1.Организационный этап

1.1 Психологическая подготовка учащихся к занятию

Приветствие, проверка присутствия обучающихся, осмотр внешнего вида и проверка готовности к уроку.

Воспринимают информацию

Сообщение


2. Вводный инструктаж

2.1 Мотивация к учебной деятельности

  • Мотивирует учащихся, рассказывает о современных тенденциях моды, показывает слайды с различными изделиями.

  • Показывает готовые изделия и просит назвать их детали и конструктивные элементы.

  • Сообщает, что урок будет происходит в форме групповой работы.

  • Делит детей на бригады, в каждой бригаде выбирает технолога, бригадира и контролера, отвечающих за конкретный узел обработки.

Участвуют в обсуждении информации, отвечают на вопросы

Сообщение, показ, беседа

Презентация

2.2 Сообщение темы и целеполагание

Сообщает тему занятия, формулирует цели занятия вместе с учащимися, создает психологический настрой:

Тема урока: «Обработка вытачек, подрезов, кокеток».

Цели:

1. Научиться обрабатывать узлы кокеток, вытачек подрезов.

2. Закрепить теоретические знания по составлению технологической последовательности операций.

3. Изготавливать узлы изделий высокого качества.

4. Повысить скоростные навыки.

5. Повторить правила безопасных условий труда

Воспринимают информацию, формулируют цели

Сообщение

Запись на доске

2.3 Актуализация знаний учащихся. Объяснение новой темы. Соблюдение безопасных условий труда

2.3.1 Актуализация знаний учащихся по следующим вопросам:

  1. Какая группа швов подойдет для соединения кокетки с основной деталью?

  2. Назовите ТУ выполнения стачного, настрочного и накладного шва?

  3. Дайте определение понятию кокетка.

  4. Какие кокетки по форме вы знаете?

  5. Дайте определение понятию вытачка.

  6. Дайте определение понятию подрез?

2.3.2 Объяснение новой темы

  • Объясняет ТУ выполнения операций по обработке прямой кокетки.

  • Объясняет обработку вытачек и подрезов.

  • Демонстрирует приемы обработки узлов.

  • Сообщает о важности соблюдения техники безопасности.

  • обсуждают задание,

  • отвечают на вопросы,

  • называют ТУ на слайдах












  • осмысливают,

  • усваивают,

  • задают вопросы

Объяснение-демонстрация















Личный показ

Слайды

2.4 Формирование ориентировочной основы деятельности. Соблюдение безопасных условий труда

  • Выдает каждой бригаде задание по обработке узлов: технолог изготавливает узел, бригадир комментирует ТУ изготовления, контролер проверяет качество готового изделия.

  • Осуществляет контроль и оказывает помощь.

  • Формирует новые бригады с представителями каждой из трех ранее сформированных. В бригадах каждый из участников показывает выполнение узла, который был задан в их первоначальной бригаде.

  • Мастер вместе учащимися подводит итоги. Обсуждают возникшие трудности.

  • Выдает задание на день. Изготовить каждому по три образца: стачную вытачку, подрез и кокетку с усложняющим элементом. Напоминает о важности соблюдения техники безопасности.

  • Обсуждают вероятные затруднения,

  • знакомятся с содержанием задания,

  • требованиям к качеству изделий и критериями оценивания.

Упражнения репродуктивного характера, организация повторения, беседа

Образцы, слайды, видеофрагменты, задания, образцы, инструкционные карты, ТУ, карточки - критерии выставления отметок

3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж

3.1 Организация рабочих мест

Наблюдает и контролирует организацию рабочих мест

Организовывают рабочие места

Групповая и индивидуальная работа по заданиям

Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ

3.2 Выполнение практического задания

Осуществляет обход рабочих мест, наблюдает

Самостоятельно выполняют работу. Осуществляют контроль качества выполняемой работы.

Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ

3.3 Обход рабочих мест с целью:

- проверки качества выполнения задания,

- контроля соблюдения ТБ на рабочем месте,

- оказания индивидуальной помощи

Мастер обеспечивает оперативную консультацию и помощь учащимся Оказывает практическую помощь, проверяет качество, следит за соблюдением ТБ.

Соблюдают технику безопасности и безопасные условия труда при выполнении задания. Производят самоконтроль качества изготовления изделия.

Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ

4. Заключительный инструктаж

4.1 Анализ результатов учебной деятельности


Определение совместно с учащимися степени достижения целей урока

Воспринимают информацию, анализируют результаты работы, оценивают

Беседа

Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ

4.2 Подведение итогов

Краткий опрос по теме урока:

- Какие узлы изделий научились обрабатывать?

- Что такое кокетка, вытачка, подрез?

- Какой формы могут быть кокетки?

- Какие виды отделки можно применить?

- Какие способы соединения кокетки узнали?

- Каким способом вы соединяли кокетку с изделием?

Отвечают на вопросы



4.3 Оценивание результатов деятельности учащихся

Комментирует и объявляет отметки

Анализируют причины возникновения дефектов, выставляют отметки

Беседа, объяснение

Образцы изделий, ТУ

4.4 Рефлексия

Предлагает оценить свою деятельность и деятельность других групп на занятии

Оценивают свою деятельность на занятии


Рефлексивный круг

4.5 Выдача домашнего задания

Сообщение задания:

Повторить последовательность соединения кокетки с основной деталью изделия. Последовательность обработки вытачек и подрезов.

Воспринимают и записывают

Объяснение





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Максимальное количество баллов – 10

п/п

Фамилия, имя

Работа учащихся на вводном инструктаже

(0,5-1 балл)

Соблюдение техники безопасности

(0,5 балла)

Организация рабочего места

(0,5 балла)

Объемы выполненной работы

(0,5-1 балл)

Соблюдение технологии работы

(0,5-1 балл)

Типичные ошибки

Итоговая

отметка

Не соблюдение ширины шва обтачивания

(0,5-1 балл)

Разная ширина припусков

(1-3 балла)

Плохо образована сборка

(1-2 балла)

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11











12











13











  1. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА ПОДРЕЗОВ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Образовать сборку


По припуску длинного среза прокладывают две параллельные строчки (1), стягивают ткань нижними нитками

Стачать срезы подреза


Длину сторон подреза уравнивают, образованную сборку расправляют равномерно или по модели, стачивают ш.ш. 10мм (2)

Приутюжить шов


Шов направляют в сторону без сборок и приутюживают

Обметать припуски шва

Обметывают на краеобметочной машинке (3)

Настрочит припуск шва на основную деталь

Припуск подреза настрачивают на основную детал ш.ш. 5мм или по модели(4)





ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА ВЫТАЧЕК

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Стачать вытачку


Деаль перегибают по средней линии и стачивают от широкого к узкому сводя строчку “на нет”.

Заутюжить вытачку

Вытачки сначала приутюживают на ребро затем заутюживают, конец вытачки сутюживают





ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА ПРИТАЧНОЙ КОКЕТКИ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Притачать кокетку


Кокетку притачивают, уравнивая срезы, к основной детали ш.ш.0.7-1.0 см, со стороны кокетки

Обметать припуск шва притачивания


Обметывают со стороны основной детали

Заутюжить шов притачивания


Шов приутюживают, а затем заутюживают в сторону кокетки



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА РАЗРЕЗНЫХ ВЫТАЧЕК

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Стачать срезы вытачки


Срезы вытачки уравнивают и стачивают, начиная от верхних срезов ш.ш.10мм. Срезы в конце вытачки сводят “на нет” выполняют закрепку

Разутюжить вытачку


Припуски шва разутюживают и закрепляют кусочком клеевого материала

Закрепить конец вытачки

Конец вытачки заклеивают небольшим кусочком клеевого материала поссредством ВТО





ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА НАСТРОЧНОЙ КОКЕТКИ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Притачать кокетку


Кокетку притачивают, уравнивая срезы, к основной детали ш.ш.10-15мм, со стороны кокетки

Обметать припуск шва притачивания


Обметывают со стороны основной детали

Заутюжить шов притачивания


Шов приутюживают, а затем заутюживают в сторону кокетки

Настрочить припуск шва на кокетку

Настрачивают с лицевой стороны кокекти ш.ш по модели

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА НАКЛАДНОЙ КОКЕТКИ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Обметать верхний срез переда


Обметывают по лицевой сторон

Обметать нижний срез кокетки


Обметывают по лицевой стороне

Заутюжить нижний срез кокетки


Подгибают на 10-15 мм в сторону изнанки

Настрочить кокетку на деталь переда


Настрачивают по лицевой стороне кокетки ш.ш. по модели



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА КОКЕТКИ С ФИГУРНЫМ КРАЕМ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Обтачать нижний край кокетки


Обтачивают со стороны обтачки ш.ш. 5-7мм, кокетку припосаживают

Настрочить кокетку на обтачку


Настрачивают ш.ш. по модели

Настрочить обтачку на основную деталь

Настрачивают обтачку на основную деталь совмещая срезы ш.ш. 7-10 мм.

Обметать припуск шва


Обметывают со стороны основной детали

Приутюжить шов

Шов приутюживают, с изнаночной стороны



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА КОКЕТКИ С КРУЖЕВОМ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Притачать кружево к основной детали


Кружево накладывают на основную деталь срез к срезу и притачивают ш.ш. 10-15мм

Притачать кокетку к основной детали


Кокетку складывают с основной деталью лицевой стороной внутрь, уравнивают срезы и притачивают в шов притачивания кружева

Обметать припуск шва


Обметывают со стороны основной детали

Заутюжить шов притачивания


Шов приутюживают, а затем заутюживают в сторону кокетки

Настрочить кокетку на деталь переда

Настрачивают по лицевой стороне кокетки ш.ш. по модели

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА КОКЕТКИ С ОБОРКОЙ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Притачать оборку к основной детали


Оборку накладывают на основную деталь срез к срезу и притачивают ш.ш. 10-15мм

Притачать кокетку к основной детали


Кокетку складывают с основной деталью лицевой стороной внутрь, уравнивают срезы и притачивают в шов притачивания оборки

Обметать припуск шва


Обметывают со стороны основной детали

Заутюжить шов притачивания


Шов приутюживают, а затем заутюживают в сторону кокетки

Настрочить кокетку на деталь переда

Настрачивают по лицевой стороне кокетки ш.ш. по модели



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБРАБОТКА КОКЕТКИ С КАНТОМ

Название операции

Графическое изображение

ТУ выполнения

Притачать кант к основной детали


Кант накладывают на основную деталь срез к срезу и притачивают ш.ш. 10-15мм

Притачать кокетку к основной детали


Кокетку складывают с основной деталью лицевой стороной внутрь, уравнивают срезы и притачивают в шов притачивания канта

Обметать припуск шва


Обметывают со стороны основной детали

Заутюжить шов притачивания


Шов приутюживают, а затем заутюживают в сторону кокетки

Настрочить кокетку на деталь переда

Настрачивают по лицевой стороне кокетки ш.ш. по модели







  1. Карточки задания

    Вариант 1

    Обработать стачную вытачку, подрез и кокетку с кантом

    Зарисовать узлы обработки



    Вариант 2

    Обработать стачную вытачку, подрез и кокетку с оборкой

    Зарисовать узлы обработки




    Вариант 3

    Обработать стачную вытачку, подрез и кокетку с кружевом

    Зарисовать узлы обработки




    Вариант 4

    Обработать стачную вытачку, подрез и кокетку с овальным краем

    Зарисовать узлы обработки





    Вариант 5

    Обработать стачную вытачку, подрез и притачную кокетку

    Зарисовать узлы обработки





    Вариант 6

    Обработать стачную вытачку, подрез и накладную кокетку

    Зарисовать узлы обработки





    Вариант 7

    Обработать стачную вытачку, подрез и настрочную кокетку

    Зарисовать узлы обработки









  2. Средства контроля


Вопросы к вводному инструктажу:


  1. Какая группа швов подойдет для соединения кокетки с основной деталью?

  2. Назовите ТУ выполнения стачного, настрочного и накладного шва?

  3. Дайте определение понятию кокетка.

  4. Какие кокетки по форме вы знаете?

  5. Дайте определение понятию вытачка.

  6. Дайте определение понятию подрез?


Вопросы для подведения итогов занятия и рефлексии


- Какие узлы изделий научились обрабатывать?

- Что такое кокетка, вытачка, подрез?

- Какой формы могут быть кокетки?

- Какие виды отделки можно применить?

- Какие способы соединения кокетки узнали?

- Каким способом вы соединяли кокетку с изделием?





XI. Дидактический материал к учебному занятию


Безопасные условия труда при работе на швейном оборудовании:


  • Быть внимательным при выполнении работ, так как при неправильном использовании оборудованием и инструментами можно подвергнуть себя и других опасности травмирования.

  • Следить за исправностью машины, инструментов и приспособлений.

  • Сообщить о неполадках в электропроводке и не прикасаться к оголенным проводам.

  • Не передавать предметы через работающие машины.

  • Запрещается чистить и смазывать машину, надевать ремень на шкив машины при включенном электродвигателе.

  • Следует следить за чистотой своего рабочего места, не разбрасывать инструменты, не класть ножницы и нитки около вращающихся частей машины.

  • Не загромождать проходы между рабочими местами.


Безопасные условия труда при работе на утюжильном оборудовании:


  • Проверить до начала работы с электрическим утюгом изоляцию шнура.

  • При включении утюга держаться только за деревянную ручку рубильника, следить, что бы рубильник был закрыт предохранительным кожухом и не снимать его.

  • Не дотрагиваться до токопроводящих частей электрического утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки.

  • Следить за исправностью утюга: замыкание на корпус можно узнать по легкому покалыванию рук во время работы.

  • Во время работы шнур не должен касаться утюга.

  • Не допускать перегрева утюга.

  • При неисправности утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки прекратить работу и вызвать электромонтера.


XII. Критерии выставления отметок


10 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме без ошибок и помощи мастера. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. При решении задач творческого характера – действия самостоятельны (предложены новые варианты для обработки узлов). В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.

9 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме без ошибок и помощи мастера. Отличное знание технологических требований по обработке и применение их на практике. Учащимся осуществляется полный самоконтроль, самостоятельно устраняет незначительные помарки, оказывает помощь другим учащимся, проводит контроль качества других работ. При решении задач творческого характера допустимо наличие несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.

8 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Учащийся хорошо знает технологические требования и методы обработки изделия, применяя их на практике. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными недочётами, устраняемыми в ходе работы самостоятельно учащимся. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.

7 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Учащийся знает технологические требования и методы обработки изделия, применяя их на практике. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками, устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера. Устойчивый интерес к результату учебно-трудовой деятельности. Готовое изделие выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. Контроль качества осуществляется с помощью мастера в единичных случаях. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.

6 балов. Достаточное уверенное и точное владение приемами ручных работ. При выполнении операции необходима незначительная помощь мастера. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками (не более 3-х), устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера. Обладает волевыми усилиями, проявляет интерес к работе, к результату учебно-трудовой деятельности. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний. Готовое изделие выполнено с соблюдением требования технической и нормативной документации, но с допущены некоторые замечания.

5 баллов. Достаточное уверенное и точное владение приемами ручных работ. При выполнении операции необходима незначительная помощь мастера. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками (не более 4-х), устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера и с его помощью. Недостаточная самодисциплина. Наличие пробелов в технологических знаниях и применении их на практике. Это компенсируется устойчивым интересом к результату трудовой деятельности, желанием исправить ошибки и достигать более высокого качества изделия. Готовое изделие выполнено с соблюдением требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний. Изделие выполнено с допущением ряда замечаний.

4 балла. Недостаточное владение приемами ручных работ. Ошибки допускаются довольно часто, устраняются с помощью мастера (от 4-х до 5-ти). Недостаточная самодисциплина. Наличие пробелов в технологических знаниях и применении их на практике, пассивность во время вводного инструктажа. Готовое изделие выполнено с некоторыми отклонениями от ТУ. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места с замечаниями. Готовое изделие выполнено с рядом замечаний.

3 балла. Наличие 5-6 ошибок. Изделие в отдельных моментах не соответствует техническим требованиям. Соблюдаться безопасные условия труда.

1-2 балла. Наличие 6 и более ошибок. Невыполнение задания, отказ от исправления ошибок. Изделие не соответствует требованиям нормативно-технологической документации, соблюдаются безопасные условия труда.
















XIII. Самоанализ урока


На тему учебной программы № 5: «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка» учебной программой отведено 30 учебных часов на первом курсе.

Данный урок является первым в теме «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка».

Тема занятия № 5.1 (6 часов): Обработка вытачек, подрезов, кокеток..

На данном занятии осуществляется совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности на основе ранее сформированных понятий на занятиях теоретического и практического обучения.

Методическая цель: применение инструкционно-технологических карт с целью активизации самостоятельной работы учащихся. Апробация технологии сотрудничества на уроках производственного обучения..

Для достижения целей обучения учащимся было рассказано о сущности и назначении кокеток, вытачек и подрезов, занятие было организовано таким образом, чтобы учащиеся в процессе вводного инструктажа научились пользоваться инструкционно-технологическими картами при обработке узлов, соблюдали технические условия выполнения сверяясь с инструкционной картой. При показе трудовых приемов акцентировалось внимание на каждом этапе обработки. Перед началом работы, проговаривались безопасные приемы труда на швейном и утюжильном оборудовании.

Для достижения целей развития, просила проговаривать учащихся каждый этап обработки, последовательность выполнения операций. Была организована работа в группах для развития коммуникативных навыков.

С целью воспитания аккуратности в работе, внимательности и эстетического вкуса учащиеся оценивали качество своих работ сверяясь с образцами поэтапной обработки и образцом эталоном. Так же учащимся предъявлялись образцы готовых изделий с различными видами узлов.

На этом занятии были использованы возможности для воспитания у учащихся любви к профессии, ответственности за соблюдение требований технологического процесса, что является непременным условием для формирования профессиональных компетенций швеи.

После озвучивания темы, учащиеся попытались сформулировать цели предстоящей деятельности на уроке. Совместное формулирование целей способствует принятию учащимися цели учебного занятия как цели собственной предстоящей деятельности.

Для актуализации необходимых знаний был организован фронтальный опрос учащихся. Это создавало условия для воспитания внимательности и повторения необходимых теоретических знаний.

Главное на уроке по совершенствованию знаний, умений и навыков – показ всех этапов предстоящей деятельности мастером, с заострением внимания учащихся на наиболее сложных моментах и повторением учащимися всех этапов обработки узлов.

Для самостоятельной работы были предложены учащимся инструкционные карты, карточки самоконтроля, образцы выполненных работ. Это помогло учащимся самостоятельно проконтролировать степень усвоения материала учебного занятия, проанализировать свою деятельность.

Во время самостоятельной работы учащихся проводились обходы рабочих мест с целью проверки подготовки к выполнению заданий, степени понимания учащимися сути задания и оказания в случае необходимости индивидуальной помощи. С помощью наводящих вопросов старалась предупредить их ошибки. Таким образом, создавала ситуацию успеха для каждого.

На заключительном этапе занятия обсудила в беседе с учащимися степень достижения поставленных целей учебного занятия. Это способствует развитию рефлексивных умений, выработке у учащихся умений адекватно оценивать свою работу.

Чтобы оценить свою деятельность на занятии предложила учащимся поставить себе отметки.

Это способствовало осмыслению учащимися уровня своих учебных достижений, оценке своего психологического состояния, уровня взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Кроме того, это помогает мастеру оценить результативность занятия, сравнить свои выводы с мнением учащихся.

Поставленные цели на занятии были достигнуты. Занятие носило обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У учащихся закрепились знания о последовательности выполнения операций, так же и ранее приобретённые умения. Этому способствовала доброжелательная обстановка и атмосфера сотрудничества. Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. Этапы занятия логически взаимосвязаны между собой.

Таким образом, сочетание показа новых приемов работы с одновременным закреплением знаний и умений учащихся с помощью выполнения упражнений по повторению трудовых приемов, использование инструкционно-технологических карт на учебном занятии совершенствования знаний, умений и навыков, а так же внедрении элементов технологии сотрудничества считаю эффективным.






Список использованной литературы



  1. Методика производственного обучения: учеб.-метод пособие /Л.Л. Молчан [и др.]; сост. Л.Л. Молчан, А.Д. Лашук. – 5-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2015. -192с.

  2. Молчан Л. Л., Шкляр А. Х. Производственное обучение в начальной профессиональной школе. – Мн.: РИПО, 1998. – 67 с.

  3. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса/ С.А. Пуйман.- Мн.: «ТетраСистемс», 2001.- 256 с.

  4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ./С.А. Смирнов и др.- М.: Изд. Центр «Академия», 1999.-544 с.

  5. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. Учеб. Для проф. учеб. заведений / А.Т. Труханова.- 5-е изд.стер.-М.: Высш. Шк., 2002.-336с.: ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!