Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5» города Кирова
Методическая разработка
«Образование через всю жизнь»:
функциональная грамотность
в адаптации к неопределенности
Татьяна Владимировна Слаутина,
учитель физики
МБОУ СОШ № 5 г. Кирова
Киров 2022
Содержание
Введение. Цель и задачи разработки.
Представление опыта проведения обучающих педсоветов и семинаров для учителей МБОУ СОШ № 5 г.Кирова по формированию функциональной грамотности.
Развитие читательской грамотности при проведении бинарных уроков.
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности с помощью тетради для 6-го класса «Физико-астрономический калейдоскоп»
Формирование креативности при реализации общешкольного проекта «Большое космическое путешествие».
Введение
На главной странице сайта Института непрерывного образования при ЮНЕСКО есть информация о том, что менее 5% взрослых в возрасте 15 лет и старше участвуют в программах образования и обучения в трети стран мира, а почти 34 % стран тратят менее 1 % своих образовательных бюджетов на обучение и образование взрослых.
Именно поэтому перспективы образования нашли отражение в различных международных проектах и программах. Одна из них «Образование через всю жизнь», включенная в проект программы ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
В России также были приняты ряд документов, в которых правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (Указ Президента России от 7 мая 2018 года). Разработана Государственная программа РФ «Развития образования» (на 2018-2025 гг.) от 26 декабря 2017 г.
Мир в целом и наша страна в частности находится в состоянии кризиса, который обусловлен не столько сегодняшней политической ситуацией, сколько социальной. Причина в том, что развитие технологий опережают уровень образования на 15-20 лет. Мир вокруг нас быстро меняется, ускоряется и как результат, каждый человек в нем должен обладать набором функциональных навыков. Поэтому, сегодня задача учителя не только дать фундаментальные академические знания, проверенные временем, но и формировать функционально грамотного человека.
Есть разные определения и подходы к понятию «функциональная грамотность». На сегодняшний день относительно объективный и признанный мониторинг качества школьного образования проводится PISA. В новом тысячелетии – это индикатор эффективности образовательных систем. Различают математическую, финансовую, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, читательскую грамотность, креативное мышление. Но если обобщить различные виды грамотности, то цель здесь одна – подготовка человека к решению многообразных нестандартных задач, т.е. адаптация к неопределенности.
Эта задача для педагогов не является абсолютно новой и непонятной. В ФГОС ООО и СОО второго поколения заложены требования к метапредметным и личностным результатам освоения программы, включающим освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Работа в данном направлении лично мною ведется систематически с 2015 года. За это время неоднократно занималась в ВТК по составлению системы заданий на формирование УУД, а также разработке уроков разных типов в соответствии с ФГОС. В Банке передового педагогического опыта ИРО в 2016 году размещены материалы из опыта работы «Система заданий для формирования познавательных УУД на уроках физики в 7 классе» и представлен урок открытия новых знаний в 8 классе «Три состояния вещества. Плавление и отвердевание». Жизнь не стоит на месте, и, так как основное свойство материи – это движение, то я тоже двигаюсь вперед.
Цель разработки: представить систему работы учителя по формированию и развитию функциональной грамотности
Задачи:
представление опыта проведения семинаров для учителей МБОУ СОШ № 5 г.Кирова по формированию функциональной грамотности
развитие читательской грамотности при проведении бинарных уроков;
формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности с помощью тетради для 6-го класса «Физико-астрономический калейдоскоп»
развитие креативности в творческом общешкольном проекте «Большое космическое путешествие».
Опыт проведения семинаров для учителей МБОУ СОШ № 5 г.Кирова по формированию функциональной грамотности.
Для того, чтобы формировать у школьников функциональную грамотность и УУД, сами педагоги должны постоянно учиться и повышать свою квалификацию.
В школе № 5 г.Кирова создана методическая служба, которую я возглавляю с 2018 года. С 2019 года школа № 5 г.Кирова является базовой образовательной организацией кафедры управления в образовании КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». План деятельности на 2019, 2020, 2021гг. в рамках базовой площадки размещен на сайте школы № 5. Совместно с куратором к.п.н. доцентом кафедры Соловьевой М.Ф. и администрацией школы разработана программа методической работы, в которой предусмотрены обучающие педагогические советы, семинары, мастер-классы, методические дни. Педагоги знакомятся с теоретическими основами обучения и не только получают новые знания по методике, но и представляют свой опыт работы в ходе практических семинаров и мастер-классов, а молодые учителя демонстрируют первые наработки в преподавании на фестивале «Молодо - не зелено!».
Т
ак в 2019 г. тема нашей базовой площадки «Создание условий всестороннего образования детей на основе обновления содержания и технологии обучения, воспитания, формирования семейных ценностей». Методическая работа была направлена на формирование читательской грамотности.
Для педагогов проведена серия обучающих занятий с целью изучения теории стратегиального подхода обучения чтению и переноса ее на практику:
Педагогический совет «Формирование метапредметных УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Педагогический совет «На территории смысла: смысловое чтение как метапредметный результат образования»
П
рактико-ориентированный семинар «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся».
Единый методический день «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся». Учителя показали урок русского языка в 1 классе, урок обучения написанию изложения в 4 классе, урок окружающего мира во 2 классе, урок физики в 8 классе, урок русского языка в 8 классе, урок географии в 8 классе, урок математики в 9 классе. На конкурсе «Педагог-исследователь» мною был представлен проект проведения методического дня «Смысловое чтение как УУД и средство формирования компетентности обучающихся». Работа получила диплом лауреата конкурса.
По итогам работы были составлены рекомендации для учителей школы по обучению стратегиям смыслового чтения, которые включали в себя стратегии и отдельные приемы работы с текстом, а также общие рекомендации:
работать с текстами на каждом уроке, не зависимо от предмета
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
В 2020 г. тема базовой площадки «Формирование метапредметных УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС».
В 2021г. - «Формирование и развитие функциональной грамотности – основное условие успешности обучающихся».
В 2019-2020гг. учителя нашей школы активно участвовали в социально-методическом проекте ИРО и Общественной палаты Кировской области «Счастливые уроки». Мы посетили музеи г.Кирова, ДКЦ. По итогам проекта вместе с учителем Галкиной И.В. была разработана игра-квест «Тайна старинного сундука». В ходе посещения двух музеев нашего города: Дома-музея Н.Н.Хохрякова и Областного музея народного образования дети решают задачи квеста, направленные, в том числе на формирование УУД и функциональной грамотности, учителя математики Ложкина И.В. и Лыткина Е.Н. придумали серию задач с историческим содержанием. Наша совместная статья размещена в журнале «Образование в Кировской области» № 3 за 2021 год.
Развитие читательской грамотности при проведении бинарных уроков.
Окружающий нас мир единый и неделимый, как картина, собранная из отдельных деталей. И ни одна из них не является лишней, и в то же время, если какой-то не достает, то картина уже неполная. Школьники чаще всего не понимают, какое место занимает тот или иной вопрос программы в общем контексте образования. Знания, полученные ими на уроках, являются разрозненными, как отдельные элементы игры. Наша задача, - показать детям, что окружающий мир является целостным, а не фрагментарным, и на уроках мы всего лишь изучаем его с разных сторон, используя различные средства описания. Бинарные интегрированные уроки как раз и способствуют тому, чтобы знания перед школьниками представали целостными и взаимосвязанными, формируют метапредметные УУД, одним из которых является смысловое чтение. Бинарный урок – это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся.
Совместно с учителем русского языка и литературы разработаны, проведены бинарные уроки для 9-го класса «На гребне волны» (физика и литература) и для 11-го класса «Если звезды зажигают…» (литература и астрономия).
Приведу несколько методических приемов по формированию читательской грамотности в ходе урока «На гребне волны».
Задание 1. По тексту параграфа учебника о механических волнах и статьи с сайта http://www.fizika.ru заполните карту понятий.
Задание 2.В отрывках стихотворений найти физические явления и объяснить их.
Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Федор Тютчев
Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.
А.Толстой
На уроке «Если звезды зажигают…» выпускники снова работали с разными текстами, выбирали информацию, писали мини-сочинение. Вот некоторые задания физической направленности.
Задание 1. Посмотрите видеофрагмент о звездах и созвездиях северного полушария, а затем заполните кластер и найдите звезды на карте звездного неба. Привожу часть кластера.
«Среди миров в мерцании светил…»
Звезда – ______________________________________________________.
Самая яркая звезда ночного неба – _____________________ (α _____________).
Масса его в __________ раза больше солнечной, находится на расстоянии _____ световых лет. Осенне-летний треугольник - ___________ (созвездие ________), ___________________(созвездие __________________), __________________ (созвездие ___________________).
Полярная звезда расположена в созвездии ______________________________,
Это ________________________, ее диаметр в ______________ раз больше солнечного. Арктур - ___________ из созвездия _____________________. Это _______________________. Шкалу видимых звездных величин ввел во II в до н.э. ______________________. Звезда первой величины ___________________.
Звезда шестой величины _____________________________________________.
Задание 2. Прочитайте фразеологизмы.
Подумайте, какой смысл в них вложен? В некоторых фразеологизмах скрыты физические объекты или явления. Назовите их.
По отзывам учащихся такие уроки позволяют по-новому взглянуть на мир, увидеть явления, которых раньше не замечали, понять, что физика может быть и в литературе, а литература в физике.
Ф
ормирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности с помощью тетради для 6-го класса «Физико-астрономический калейдоскоп».
В 2015 году ВТК учителей физики города Кирова под моим руководством была разработана Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физический калейдоскоп», тематическое планирование и рабочая тетрадь, адресованная учащимся 5-го класса с целью пропедевтики предмета.
В
2019 году вновь возглавила коллектив учителей, и нами была разработана аналогичная тетрадь для 6-го класса и тематическое планирование для учителей под названием «Физико-астрономический калейдоскоп».
Работа ВТК была представлена в 2020 году на итоговой конференции, получила положительную оценку и рекомендацию к печати по решению экспертного совета муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова.
В работе над пособием приняли участие следующие учителя.
Татьяна Геннадьевна Кислицына, учитель физики МБОУ ООШ № 7 г. Кирова,
Галина Геннадьевна Овсянникова, учитель физики МБОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова,
Ольга Аркадьевна Самоделкина, учитель физики МБОУ СОШ № 59 г. Кирова,
Татьяна Владимировна Слаутина, учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Кирова,
Татьяна Алексеевна Сысоева, учитель физики МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова.
Необходимость в пособии продиктована тем, что многим учителям физики города Кирова, Кировской области, да и других регионов предлагается проводить занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в классах, пока не изучающих физику как обязательный предмет. Специальных программ, учебников и учебных пособий для занятий нет или они не в полной мере отвечают современным требованиям. Так, например, существует учебник «Введение в естественно-научные предметы 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2019», но в нём нет необходимого количества и разнообразия заданий на формирование УУД: общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Наше пособие как раз и помогает решить эту проблему. Кроме того, этот курс помогает в приобретении учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, формировании представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Первоначально на заседаниях ВТК были обозначены цели и задачи курса, определены темы занятий, методы и формы организации познавательной деятельности, составлено поурочное планирование, определены формы контроля.
К тетради прилагается тематическое планирование. Курс разработан на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, рассчитан на школьников определенной возрастной группы – младших подростков и может быть реализован как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В пособии предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Предусматриваются работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Так как пособие составлялось в новых условиях распространения короновирусной инфекции и дистанционного обучения, то сама жизнь подсказала включить в занятия ссылки на видеофрагменты, обучающие мультфильмы и ролики сети Интернет, которые дети могут просмотреть самостоятельно дома и выполнить по ним задания.
Задания для отдельных уроков сконструированы и размещены так, чтобы учителю было удобно размножить материалы для занятия. Каждое занятие занимает по объему 2 листа А4, задания отделены друг от друга и выделены различными шрифтами.
Форма проведения – занятие.
Ведущими методами являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы контроля: контроль безоценочный, включающий минипроекты, обобщающие занятия с различными способами тестирования, совместные проекты и презентации.
Учебно-тематический план курса 6 класса состоит из следующих разделов:
Механические явления - 9 часов.
Тепловые явления – 8 часов.
Световые явления – 8 часов.
Звезды и планеты – 8 часов.
Итоговое повторение - 1 час.
Методические рекомендации по использованию тетради «Физико-астрономический калейдоскоп».
Задания, размещенные в тетради, можно использовать на занятиях внеурочной деятельности полностью или выбрать только часть из них. Некоторые задания можно использовать на уроках физики в 7-8 классах на этапе мотивации к учебной деятельности или в качестве творческого домашнего задания.
На каждом занятии рекомендуется работать с текстом. Для этого нужно прочитать текст и выполнить задания к нему: разделить текст на смысловые части, ответить на вопросы по тексту, выписать определения понятий. Для формирования читательской грамотности также предлагается работа с деформированными текстами: заполнить пропуски в тексте, заполнить пропуски в схеме, рассортировать понятия, собрать определение из предложенных слов. Например, такие задания.
Плавление – процесс перехода из ___________ состояния в ______________. Обратный плавлению процесс – процесс ______________. Температура, при которой происходит плавление вещества, называется _________________________ и является табличной величиной.
Теплопроводность- это холодному, тепла, от предмета, к, передача, нагретого.
Установите соответствие между частями пословиц.
Две шубы — тепло, | | лето без хлеба |
Умному огонь — тепло, | не шутка |
У отца с матерью за пазухой | без огня горит |
Зима без снега | две хозяйки — добро |
Зимой снег глубокий | черную землю греет |
Зимою шубка | глупому — ожог |
Красное солнышко на белом свете | летом хлеб высокий |
В июле солнце | и на морозе тепло |
Восстановите последовательность. Составьте правила безопасной работы с ножницами, заполнив пропуски.
Перед работой проверь _________________ инструментов.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и _________________ ножницами.Следи за движением _____________ во время работы.Ножницы клади кольцами ____________.Подавай ножницы кольцами ______________.Не оставляй ножницы ____________________.Не играй с ножницами, не подноси ножницы _______________.Используй ножницы ________________.
Слова: лезвий, заточенными, вперед, исправность, к себе, по назначению, открытыми, к лицу, по делу.
В пособии много заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности, в частности методов научного познания: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, аналогии и т.д. Например, следующие задания.
и
голка
наперсток
широкие лыжи
леска
о
увеличивают давление
уменьшают давление
строе лезвие
кнопка
тонкие каблуки
гусеницы трактора
жало
опора моста
векконция, обтепломен, торкулякаль, ператемтура.
На формирование естественнонаучной грамотности направлены и все экспериментальные задания нашей тетради. Это может быть фронтальный или демонстрационный эксперимент, домашние опыты или видеофрагмент, в котором наглядно продемонстрирован интересующий опыт. В ходе эксперимента учащиеся наблюдают явление, описывают его, проводят необходимые измерения.
Например, по теплопроводности предлагается провести такой опыт.
В горячую воду опустите одновременно на 2 минуты металлическую ложку, пластиковую ложку, карандаш. Заполнить таблицу по своим ощущениям.
Предмет | Как проводит тепло? |
Металлическая ложка | |
Пластиковая ложка | |
Деревянный карандаш | |
Сделайте вывод о теплопроводности различных веществ.
https://www.youtube.com/watch?v=hXPewJnrUE8
Обсудите результаты опыта.
Зарисуйте схему опыта.
Выполните дома самостоятельно данный эксперимент и сформулируйте особенности передачи тепла конвекцией.
Цель: проверить на опыте, при каком условии рычаг находится в равновесии.
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.
Ход работы.
Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах.
Подвесьте два груза в левой части на расстоянии 10 см от оси вращения.
Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить 1,2,3 груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.
№ опыта | Сила на левой части рычага, Н | Левое плечо, см | Сила на правой части рычага, Н | Правое плечо, см | Положение рычага |
1 | 2 | 10 | | | |
2 | 2 | 10 | | | |
3 | 2 | 10 | | | |
Сделайте вывод. ___________________________________________________________
Н
а развитие креативного мышления направлены задания изобретательского характера. Например, изготовьте дома самостоятельно или с родителями термос из пластиковых бутылок и какого-либо утеплителя. Проверьте, как долго такой термос удержит тепло. Или другое задание: составьте по фотографии рассказ с использованием физического явления, изображенного на ней.
Часть заданий пособия направлено на развитие коммуникативных умений. Выполнять их можно, работая в паре или обсуждая группе. Например, обсудите в паре пословицы: снег - одеяло для пшеницы; если кочерга длинная, руки не обожжешь. О каких физических явлениях идет речь?
Отличительной особенностью данного курса является то, что в нем предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Для успешного освоения курса обучения ребенку необходимо не столько знать, но последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может и должна стать привычной для детей.
Каждый учитель временного творческого коллектива занимался разработкой определенных тем занятий. Я помогала коллегам в решении возникающих вопросов по содержанию и типам заданий, кроме того целиком собирала и форматировала тетрадь. Самостоятельно мною разработаны все задания к занятиям «Как это устроено?».
В Приложении 1 приведено поурочное планирование курса «Физико-астрономический калейдоскоп», а в Приложении 2 примеры этих заданий.
Тетрадь полностью можно найти на сайте школы № 5 по ссылке https://sch5.kirovedu.ru/?page_id=174 и на моем личном сайте https://multiurok.ru/files/tetrad-dlia-uchashchikhsia-fiziko-astronomichesk-1.html.
Работа была представлена на заседании Совета кабинета учителей физики г.Кирова и Августовском совещании 2020 учителей физики г. Кирова и получила высокую оценку педагогов. За организацию работы ВТК мне вручено благодарственное письмо МКОУ ДПО ЦПКРО «За высокий профессионализм и активное участие в работе совета кабинета учителей физики образовательных организаций города Кирова» (приказ от 17.08.2020 № 77).
Тетрадь используется педагогами города для проведения занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, о чем свидетельствует отзывы учителей физики высшей категории Сысоевой Т.А. и Овсянниковой Г.Г.
Работа получила положительную оценку профессиональным сообществом на разных уровнях – муниципальном и региональном.
Формирование креативности при реализации общешкольного проекта «Большое космическое путешествие».
Ф
ункциональная грамотность и УУД формируются не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности. В 2021году в нашей школе по моей инициативе был разработан и реализован творческий проект «Большое космическое путешествие», посвященный 60-летию полета Ю.А.Гагарина. Организаторами проекта стали ученики 10-11 классов под моим руководством. По времени проект занял целую неделю, в ходе которой состоялись не только традиционные презентации и викторины о покорении космоса, но и выставка работ учащихся, дефиле из «космического» мусора, космическое караоке, флэш-моб «Улыбка Гагарина», конкурс космических масок и многое другое. Проект был представлен 12 февраля 2022 г. в рамках конкурса «Педагог-исследователь» и получил диплом I степени.
Заключение
Таким образом, формирование функциональной грамотности - это и цель, и результат обучения. Ее можно формировать не только в ходе специально организованных уроков, но и, включая, вплетая такие задания в «обычный» урок, внеурочное занятие. На развитие функциональной грамотности направлены и все виды проектной работы.
К
ак уже отмечалось выше, формированием и развитием функциональной грамотности и УУД я занимаюсь достаточно давно. За последние 5 лет мною лично и в соавторстве с другими педагогами нашей школы были разработаны и представлены различные типы уроков, в том числе и бинарные, задания, используемые в урочной и внеурочной деятельности, система повышения квалификации педагогов по данному направлению.
Педагогической общественности мои наработки были представлены на разных уровнях, в том числе международном - 18 апреля 2019г. в г.Москва на конференции «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам», в 2021 году на такой же конференции в онлайн формате, а статьи опубликованы в материалах конференции.
Список использованной литературы
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027
Институт Стратегии Развития Образования (РАО), проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». URL: https://skiv.instrao.ru/content/board1
ММСО-2020: Функциональная грамотность - современный вызов для образования. 30.04.2020. URL: https://prosv.ru/news/show/5772.html
Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. 368 с.
Приложение 1
Поурочное планирование
№ занятия | Кол-во часов | Тема | Дата план | Дата факт |
| | I. Механические явления – 9 часов | | |
1 | 1 | Физические явления | | |
2 | 1 | Механическое движение | | |
3 | 1 | Скорость. Измерение скорости | | |
4 | 1 | Звуковые явления | | |
5 | 1 | Силы (повторение) | | |
6 | 1 | Давление. Способы изменения давления | | |
7 | 1 | Простые механизмы | | |
8 | 1 | Рычаг. Условие равновесия рычага | | |
9 | 1 | Как это устроено? Ножницы. | | |
| | II. Тепловые явления – 8 часов | | |
10 | 1 | Измерение температуры. Термометры | | |
11 | 1 | Передача тепла. Теплопроводность. | | |
12 | 1 | Конвекция | | |
13 | 1 | Излучение | | |
14 | 1 | Как это устроено? Термос | | |
15 | 1 | Плавление и отвердевание. Аморфные тела | | |
16 | 1 | Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Измерение влажности | | |
17 | 1 | Тепловые машины | | |
| | III. Световые явления– 8 часов | | |
18 | 1 | Источники света | | |
19 | 1 | Распространение света. Затмения | | |
20 | 1 | Отражение света | | |
21 | 1 | Зеркала | | |
22 | 1 | Преломление света | | |
23 | 1 | Линза | | |
24 | 1 | Как это устроено? Фотоаппарат, очки, проектор | | |
25 | 1 | Оптические иллюзии | | |
| | IV.Звезды и планеты– 8 часов | | |
26 | 1 | Звезды | | |
27 | 1 | Карта звездного неба | | |
28 | 1 | Как это устроено? Телескоп | | |
29 | 1 | Солнце | | |
30 | 1 | Планеты земной группы | | |
31 | 1 | Луна | | |
32 | 1 | Планеты-гиганты | | |
33 | 1 | Малые тела Солнечной системы. | | |
34 | 1 | V. Итоговое занятие – 1 час | | |
Приложение 2
Занятие 9
Как это устроено? Ножницы
1. Отгадайте, о чем идет речь.
Откройте на телефоне приложение для чтения QR-кодов. Наведите камеру на квадрат с QR-кодом. Отгадайте, о каком инструменте идет речь?
2. Посмотрите видеофрагмент по ссылке. Ответьте на вопросы.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9814006249269087896&text=как+это+устроено.+Ножницы&path=wizard&parent-reqid=1595243921769786-1205190714538618643400309-production-app-host-vla-web-yp-122&redircnt=1595243934.1
Сколько лет ножницам? ________________________________________
Для чего использовались первые ножницы? _____________________________________________________________
На что были похожи первые найденные археологами ножницы? _____________________________________________________________
В каком веке появились ножницы в современном виде? _____________
Из какого материала изготавливают ножницы? __________________
Какие ножницы бывают? _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Почему ножницы называют «женским» аксессуаром?
_____________________________________________________________
8. Какой принцип лежит в основе работы любых ножниц? ________________________________________________________________
3
. Устройство ножниц. Подпишите основные части ножниц
1 - ________________________
2 - ________________________
3 - ________________________
4 - ________________________
5 - ________________________
6 - ________________________
Подсказки: концы, жало, рычаг, скрепляющий винт, рабочие поверхности, кольцо
4. Восстанови последовательность. Составьте правила безопасной работы с ножницами, заполнив пропуски.
Перед работой проверь _________________ инструментов. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и _________________ ножницами. Следи за движением _____________ во время работы. Ножницы клади кольцами ____________. Подавай ножницы кольцами ______________. Не оставляй ножницы ____________________. Не играй с ножницами, не подноси ножницы _______________. Используй ножницы ________________.
Слова: лезвий, заточенными, вперед, исправность, к себе, по назначению, открытыми, к лицу, по делу.
5. Проведите опыт.
Используя различные ножницы (маникюрные, канцелярские, кухонные, портновские, медицинские, слесарные и т.д.), выполните измерения.
Измерьте длину лезвия ножниц l1= ___________
Измерьте длину ручки ножниц l2 = _______
Сделайте вывод о применении различных ножниц, исходя из соотношения длин ручек и лезвий. _____________________________________________________________________________________________________________________.
6
. Какие бывают ножницы?
Рассмотрите рисунок. По форме ножниц и длине лезвий и ручек определите, для чего предназначен такой инструмент.
7. Да или нет?
Ножницы – это рычаг.
Есть ножницы для резки перепелиных яиц.
Бывают ножницы с тремя лезвиями.
Швейные и портновские ножницы разные.
Стричь когти кошке можно обычными хозяйственными ножницами.
У парикмахерских ножниц есть хвостик для мизинца.
Для правшей и левшей изготавливают одинаковые ножницы.
К
Занятие 14
ак это устроено? Термос
1.Отгадай ребус.
3 2 4 1
2. Отгадайте сказку и ответьте на вопросы.
Почему Снегурочка растаяла?
Как можно было сохранить?
Как сохранить мороженое в жару?
Как сохраняли снег для Олимпиады в Сочи?
3. Прочитай текст. Выполните задание к нему.
В природе существует 3 способа теплообмена: конвекция, теплопроводность и тепловое излучение. Все термосы работают на основе этого закона физики. Назначение термоса – уменьшить до минимума процессы теплообмена содержимого с окружающей средой. При конвекции тепловая энергия передается поднимающимися потоками жидкости или газа. Пробка термоса герметично закрывает продукт, который имеет контакт только с внутренней стенкой колбы, поэтому конвекция не возникает.
При теплопроводности быстрые молекулы передают часть своей энергии медленным. Скорость движения соседних частиц увеличивается и тело нагревается. В термосе двойные стенки колбы, между которыми создаётся вакуум, препятствуют возникновению теплопроводности, так как не имеют проводника тепла от внутренней стенки к внешней.
При тепловом излучении тепловая энергия передаётся в виде инфракрасных волн. Зеркальная поверхность стенок термоса отражает излучение обратно к продукту. Конечно, идеальных термосов не существует.
Заполните пропуски, используя текст.
1. В термосе стремятся, чтобы энергия не передавалась _________________
__________________________________________________________________.
2
. При теплопроводности переносится ____________, а вещество ___________, при конвекции переносится _______________________, при излучении переносится _______________.
3. В термосе конвекцию уменьшает _______________, излучение - _____________________________, теплопроводность - ______________.
4. Используя подсказки, подпишите части термоса.
Объем для жидкости,
вакуум,
внутренняя стенка с зеркальным покрытием,
внешняя стенка.
Дорисуйте те части термоса, которых по вашему мнению не достает на рисунке.
5. Заполните таблицу.
Для изготовления колбы термоса может использоваться пластик, нержавеющая сталь, стекло. Заполните сравнительную таблицу для этих материалов.
| Преимущества | Недостатки |
Пластик | | |
Нержавеющая сталь | | |
Стекло | | |
6. Посмотрите видеофрагмент по ссылке и обсудите в парах.
https://www.youtube.com/watch?v=N1ec5mwfuLI&feature=emb_logo
1. Кто создал первый термос?
2. Что представляет собой колба термоса?
3. В чем отличие сосуда Дьюара от термоса?
7. Домашний опыт.
Изготовьте дома самостоятельно или с родителями термос из пластиковых бутылок и какого-либо утеплителя. Проверьте, как долго такой термос удержит тепло. Внимание!!!
Утеплители, которые можно использовать: пенопластовая крошка, туалетная бумага, опилки и даже шерсть в любом виде. Большинство из этих материалов плохо переносит контакт с водой. Поэтому необходимо при использовании их в изготовлении термоса аккуратно заливать жидкость в сосуд.
В пластиковую бутылку нельзя наливать жидкость, температура которой больше 80 градусов по Цельсию. При больших температурах пластик начинает не только плавиться, но и выделять вредные вещества в жидкость.
Необходимо брать лишь ту бутылку, у которой есть плотно закрывающаяся крышка. Однако если она потерялась или из-за нее жидкость быстро остывает, то термоизоляционную пробку вполне можно сделать самостоятельно.
К
Занятие 24
ак это устроено? Фотоаппарат и очки
1. Установите соответствие между оптическими приборами и разновидностями изображений, которые они дают.
Плоское зеркало | 1) Прямое, мнимое |
2) Перевёрнутое, действительное |
Фотоаппарат | 3) Прямое, действительное |
4) Перевёрнутое, мнимое |
2. Посмотрите видеофрагмент по ссылке, ответьте на вопросы, заполните пропуски.
https://www.youtube.com/watch?v=jAirkfB3r0g&feature=emb_logo
1) Назовите несколько известных марок фотоаппаратов.
__________________________________________________________________
2) Прообразом фотоаппарата является _________________________________.
3) Первый зеркальный фотоаппарат изобрел ___________________________.
4) Изобретение компании Polaroid ____________________________________.
5)Цифровая камера была изобретена в ________________ году.
3. Опишите фотоаппарат по плану.
1
. Кто и когда создал.______________________________________________
2.Основные части. ________________________________________________________________________________________________
3.Применение. ________________________________________________
4*. Если бы этого прибора не было…
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите рисунки.
С
равните устройство и получение изображения в фотоаппарате и в человеческом глазе, обсудите в парах.
6. Прочитайте текст и выполните подписи к рисункам.
В
1 – ________________________________
2 – ________________________________
3 – ________________________________
4 – ________________________________
5 – ________________________________
глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается
дальнозоркость. Другой дефект зрения –
близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы.
Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. Было замечено, что предметы, помещенные в воду внутрь таких шаров, выглядят больше, чем на самом деле. Хозяева пытались привлечь посетителей необычайно большими плодами и фруктами. Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки. Известный итальянский ученый Леонардо да Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область.
Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf).