Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Соловушка»
Методическая разработка образовательной деятельности
занятия по теме:
«Космический КВН. Время первых».
Лазарева Елена Вячеславовна, учитель - логопед
Город Рыльск, Курская область
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: расширение представлений детей о космосе и первой женщине-космонавте В.В. Терешковой.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о космосе и космонавтике, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”, названия планет. Расширять знания о первой женщине -космонавте-Валентине Терешковой, закрепить обратный счёт в пределах 10, продолжать закрепить знание о созвездиях.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, связную речь. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: воспитывать в детях желание и стремление познавать космос, планеты, спутники и все, что с ним связано; воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма; воспитывать желание быть сильным и смелым.
Наглядный материал и оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме.
Предварительная работа: беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.
Методы и приемы:
● словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, беседа, показ с называнием, многократное повторение слов, вопросы, объяснение, договаривание слов в конце фразы,
использование художественного слова, оценка, поощрение;
● практические: упражнения, совместные действия логопеда и ребенка, игра;
● наглядные - показ, показ с называнием, просьба - предложение, задание детям.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- информационно-коммуникационные;
- личностно – ориентированные;
- здоровьесберегающие.
Ход
образовательной деятельности
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Логопед:
-Настал новый день. И я рада вас всех видеть.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне. ( Логопед улыбается всем детям, дети улыбаются в ответ.)
-Новый день принесёт новые события и впечатления.
-Какое сегодня число и день недели? (Ответы детей.)
Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку.
Пространство без воздуха с точками света.
Там мчится с хвостом своим длинным комета.
Мерцают галактики, кружат планеты.
Летят к дальним звездам наши ракеты
Дети: Космос.
Путешествовать с нами будет волшебный космический лучик.
II. Основная часть.
Логопед: кто был первым космонавтом в мире. (ответы детей)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в истории, совершившим полёт в космическое пространство.
Ребята, давайте все вместе повторим как звали первую женщину-космонавта?
Дети: Валентина Владимировна Терешкова.
Логопед: Валентина Владимировна Терешкова совершила свой первый космический полёт на космическом корабле Восток-6.
Полёт Терешковой продлился два дня.
Пролетая над Землёй, в космическом корабле, Валентина Терешкова гордо произнесла: "Эй! Небо, сними шляпу! "
Её позывной был «Чайка». Этот позывной Валентины Терешковой знала вся страна. На землю она сообщала: "Я - "Чайка". Полёт проходит нормально". Все учёные и простые люди на земле очень за неё переживали, ведь в космос полетела первая в мире женщина.
Логопед: чтобы отправиться в космос нам надо стать юными космонавтами. Вы согласны?
Дети: Да!
Логопед: А на чем мы полетим?
Дети: На ракете.
Логопед:
«Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим».
Логопед: Чтоб ракетой управлять
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет не легкий путь
Делим детей на две команды.
Логопед: а вы знаете, что у каждого космического корабля есть название, как имя у человека. Юрий Гагарин летал в космос на ракете «Восток- 1», а у Валентины Терешковой был «Восток – 6».
Название ваших кораблей спряталось в отгадках
Логопед: «Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета.
Загадка Вселенной ….
Дети: Комета
Логопед: молодцы! Одну команду назовем « Комета»
«Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд»
Дети: Ракета
Логопед: молодцы! Другую команду назовем « Ракета»
Космонавты перед полетом в космос произносят важные слова.
Вопрос к команде « Комета»:
Какие слова произнес Юрий Гагарин перед полетом?
Дети: «Поехали»!
Вопрос к команде« Ракета»:
Какие слова сказала Валентина Терешкова?
Команда «Ракета»: "Эй! Небо, сними шляпу! "
Логопед: вы сегодня тоже отправляетесь в космос. Что бы вы сказали перед полетом? (ответы детей).
Какой девиз вам нравится? (ответы детей).
Нам предстоит выполнить много заданий, а волшебный космический лучик всегда придет на помощь. А вот и он, указывает на экран монитора.
Конкурс «Знатоки космоса»
- Проверяем работу всех систем перед полетом! Какие картинки относятся к космосу, а какие нет? Поочередно наводим курсор на картинку и после ответов детей («да» или «нет») и щелкаем мышкой. Картинки, не относящиеся к космосу, исчезают.
Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)
Завести моторы (Вращательные движения руками).
Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты
Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…
Пуск! ( Руки тянутся вверх)
10 секунд - полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный….
Сюрпризный момент.
Логопед: ой, кто это? Здравствуйте!
Инопланетянин: я живу на планете Венера! Я в небо ночное на звёзды гляжу! Про звёздные тайны вам всё расскажу. Смотрит в трубу. Меркурий — раз, Венера — два, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, Девять — дальше всех Плутон. Много тайн хранится в нём! Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место.
Музыкальная пауза.
Видеоролик «Планеты солнечной системы»
Инопланетянин: готовы выполнить мое задание?
Дети: да.
Инопланетянин: за правильно выполненные задания я буду дарить вам звезды. Выиграет та команда, у какой больше будет звезд.
И так, первое задание.
Конкурс «К звездам навстречу»
Инопланетянин: : ребята, посмотрите в иллюминаторы, там столько интересного! Мы видим разные звезды. Давайте найдем среди них парные звезды – они одинаковой формы. После ответов детей звезды одинаковой формы объединяются по щелчку мыши.
Инопланетянин дарит звезды.
Логопед: волшебный космический лучик показывает на какой –то сундучок .Попробую его открыть .(не получается).А может мы скажем волшебные слова?
Дети:
Чу-чу-чу – в космос полететь хочу.
Им-им-им –на ракете мы летим.
Ды-ды –ды –долетим мы до звезды.
Ой-ой-ой- потом вернемся мы домой!
(сундучок открылся). А там тоже звезды с написанными буквами.
Конкурс капитанов «Покорители космоса».
Капитан команды мальчиков составляет слово (Комета)
Капитан команды девочек составляет слово (Ракета)
Инопланетянин дарит звезды.
Логопед: обе команды делают звуковой анализ слов КОМЕТА , РАКЕТА и делят их на слоги.
Инопланетянин дарит звезды.
Логопед: а какое слово у меня получилось? (Земля)
Земля – это название планеты, на которой мы с вами живем. Как вы думаете, что Валентина Терешкова увидела, посмотрев на Землю? (ответы детей).
Инопланетянин дарит звезды.
Пальчиковая гимнастика по теме «Космос».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете.
(Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит.
(Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля,
(Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной,
(Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной.
(Попеременно пожимаем руки.)
Инопланетянин : (считает звезды). Молодцы! Победила дружба.
Предлагаю передать зашифрованное сообщение на станцию и сообщить, что все задания мы выполнили успешно и готовы вернуться на Землю.
Са-со-су (произносится утвердительно).
Зя-зе-зю (произносится удивленно).
Ла-ло-лу (произносится вопросительно).
Ро-ри-ру (произносится радостно).
А возвращаться домой мы будем, называя качества настоящей женщины- космонавта, такой как Валентина Владимировна Терешкова. Итак, (логопед считает, а дети называют характерные качества космонавта)
1. – СМЕЛЫЙ
2. – СИЛЬНЫЙ
3. – БЫСТРЫЙ
4. – ЛОВКИЙ
5. – УМНЫЙ
6. – ЗДОРОВЫЙ
7. – ВЕСЁЛЫЙ
8. _ СПОРТИВНЫЙ
9. – ВЫНОСЛИВЫЙ
10. – ТРУДОЛЮБИВЫЙ.
Волшебный космический лучик решил остаться в космосе, чтобы помогать космонавтам и освещать их путь.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Логопед :встанем в круг закроем глаза и начнем обратный отчёт 10,9,8,7, … (обратный счет).
Звучит музыка.
Логопед: вам понравилось путешествие?
Ответы детей.
Логопед: О ком мы сегодня говорили?
Дети: О Валентине Терешковой.
Логопед: кто такая Валентина Терешкова?
Дети: это первая женщина космонавт и единственная, которая совершила полет в космос в одиночку.
Логопед: какой позывной был у Валентины Терешковой?
Дети: «Чайка»
Логопед: какие фраза стала легендарной?
Дети: «Эй! Небо, сними шляпу!»
«Решительная, смелая,
Во всех делах умелая.
Спасибо скажем ей.
Она герой на все века.
И в космос самой первою,
С волнением, наверное,
Она взлетела в небо вверх
Быстрее ветерка».
Логопед: своим полётом она доказала, что женщины тоже могут совершать подвиг. Все стремились и стремятся быть похожими на Валентину Терешкову, быть выносливыми, сильными и настойчивыми, как она.