Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
____________ Д.К.Скрыльников
«26» августа 2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
для специальности
33.02.01 ФАРМАЦИЯ
(базовая подготовка)
форма обучения
ОЧНАЯ
Белореченск, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. № 501
Автор программы:
Цветкова В.П. - преподаватель ТЕХНИКУМА «БИЗНЕС И ПРАВО»
Рецензенты:
Л И Жуйкова преподаватель ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
___________________________________________________________________________________________________________________________________
ОДОБРЕНО:
цикловой комиссией фармацевтических дисциплин,
протокол № 1 от «26» августа 2021 г.
Председатель цикловой комиссии _______________ Н. С. Пермякова
Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе педагогическим советом, протокол № 1 от «26» августа 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Общая и неорганическая химия
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Общая и неорганическая химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация, предназначена для изучения общей и неорганической химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специалистов.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Учебная дисциплина ОП 08 Общая и неорганическая химия является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО по специальности 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных;
У2 - составлять формулы комплексных соединений и давать им названия;
У3 - пользоваться основными неорганическими реактивами, растворителями и химической посудой;
У4 - описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
У5 - классифицировать изученные объекты и явления;
У6 - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
У7 - применять правила техники безопасности при работе с веществами, используемыми в повседневной жизни.
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
З2 - основы теории протекания химических процессов;
З3 - строение и реакционные способности неорганических соединений;
З4 - способы получения неорганических соединений;
З5 - теорию растворов и способы выражения концентрации растворов;
З6 - формулы лекарственных средств неорганической природы;
З7 - основные этапы развития неорганической химии, ее современное состояние;
З8 - современную номенклатуру неорганических соединений.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
После изучения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 135 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 90 часов,
из них: практических занятий - 44 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 46 |
практические занятия | 44 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: работа с учебником, составление опорных конспектов, решение задач, выполнение реферативных работ, подготовка презентаций | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Общая и неорганическая химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Формируемые умения и знания | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 | Теоретические основы химии | | 38 | |
Тема 1.1 Введение. Основные понятия и законы химии | Содержание учебной дисциплины | З2, З7 | 2 | 1 |
Т/б. Предмет и задачи химии. Значение общей и неорганической химии в подготовке будущего фармацевта. Химия и охрана окружающей среды. Основные законы химии. |
Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Теория строения веществ | Содержание учебной дисциплины | З1, З2 | 2 |
Открытие Периодического закона. Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева в свете теории строения вещества. Малые и большие периоды, группы и подгруппы периодической системы. Значение периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева. Электронное строение атомов элементов. Характеристика элементов I-IV периодов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома. Виды химической связи: полярная и неполярная ковалентные связи, ионная, водородная, металлическая. Электроотрицательность, валентность и степень окисления элементов. |
Практические занятия | У5 | 2 | 2 |
№ 1. Составление электронных конфигураций атомов элементов веществ неорганической природы, в том числе лекарственных. |
Тема 1.3 Классы неорганических веществ | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Классификация неорганических веществ. Способы получения, номенклатура, физические и химические свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов; амфотерных гидроксидов, кислот, оснований. Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
Практические занятия | У1, У4 | 2 | 2 |
№ 2. Решение задач по уравнениям реакций, химической номенклатуре неорганические соединений. Доказательства химических свойств неорганических веществ: оснований, кислот, солей, в том числе лекарственных. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1.4 Комплексные соединения | Содержание учебной дисциплины | З2, З8 | 2 | 1 |
Классификация, строение, номенклатура, получение комплексных соединений. Виды химической связи в комплексных соединениях. |
Практические занятия | У2, У4 | 2 | 2 |
№ 3. Комплексные соединения. Составление и название формул комплексных соединений. Определение видов химической связи в комплексных соединениях. |
Тема 1.5 Растворы У3, У5, У7. З2, З3, З4, З5. | Содержание учебной дисциплины | З2, З5 | 2 | 1 |
Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем: грубодисперсные системы (суспензии и эмульсии), коллоидные и истинные растворы. Понятие о растворимом веществе и растворителе. Виды растворов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация. |
Практические занятия | У3, У7 | 2 | 2 |
№ 4. Приготовление раствора заданной концентрации. |
№ 5. Решение задач на способы выражения концентрации растворов. | У5 | 2 |
Тема 1.6 Теория электролитической диссоциации | Содержание учебной дисциплины | З2 | 2 | 1 |
Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Понятие о степени диссоциации. Сильные и слабые электролиты |
Химические реакции между электролитами. Молекулярные, полные и краткие ионные уравнения. Признаки течения реакций до конца. | З4 | 2 |
Гидролиз солей. Типы гидролиза, гидролиз полный или необратимый и неполный, обратимый. Понятие о рН растворов. Индикаторы, изменение их окраски в различной среде раствора. | З2, З4 | 2 |
Практические занятия | У3, У7 | 2 | 2 |
№ 6. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. |
№ 7. Реакции ионного обмена. | У3, У7 | 2 |
№ 8. Гидролиз солей. | У3, У7 | 2 |
Тема 1.7 Химические реакции | Содержание учебной дисциплины | З2, З3 | 2 | 1 |
Типы химических реакций, их классификация по разным признакам. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Окислительно-восстановительные реакции (редокс-реакции). Окислители. Восстановители. Вещества с двойственной природой. Составление |
1 | 2 | | 3 | 4 |
| уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса и электронно-ионным методом (методом полуреакций).ОВР с участием бихромата калия и перманганата калия, концентрированной серной кислоты, разбавленной и концентрированной азотной кислоты. | | | |
Практические занятия | У3, У7 | 2 | 2 |
№ 9. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. |
№ 10. Окислительно-восстановительные реакции с участием бихромата калия и перманганата калия. | У3, У7 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1 | У4, У5, У6 | 21 | 3 |
Изучить темы и подготовить реферат или презентацию по одной из предложенных тем: Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии химии. История развития химии с древнейших времен до настоящего времени. Причины периодического изменения свойств элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Электронные конфигурации атомов в невозбужденном и возбужденном состоянии. Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева. Способы выражения концентрации растворов – молярная концентрация эквивалента. Понятие о константе диссоциации электролита. Вода как слабый электролит. Гидролиз солей – обратимый и необратимый. Факторы, влияющие на степень гидролиза. Генетическая связь между классами простых и сложных неорганических соединений. Классификация, строение, номенклатура, получение комплексных соединений. Классификация редокс-реакций. Расчет молярной массы эквивалента окислителей и восстановителей. Выполнить упражнения по составлению уравнений гидролиза солей, определению типа гидролиза, расстановки коэффициентов в ОВР методом электронного баланса и методом полу-реакций. Решение задач по способам выражения концентраций растворов |
Раздел 2 | Химия элементов и их соединений | | 76 | |
Темы 2.1 | р - Элементы | | 20 | |
Тема 2.1.1 Галогены | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая характеристика галогенов. Хлор. Характеристика элемента, |
1 | 2 | | 3 | 4 |
| исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения хлора. Хлороводород, соляная кислота, хлориды, их получение и свойства. Кислородные соединения хлора. Качественные реакции на хлорид, бромид и иодид-ионы. | | | |
| Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 11. Свойства галогенов, их соединений. |
Тема 2.1.2 Халькогены | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая характеристика халькогенов. Кислород. Соединения кислорода с водородом. Сера, ее характеристика исходя из положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения серы. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы (IV) и (VI). Сернистая кислота. Сульфиты. Серная кислота, химические свойства разбавленной и концентрированной кислоты. Сульфаты. Качественные реакции на сульфиды, сульфиты, сульфаты. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 12. Свойства халькогенов и их соединений. |
Тема 2.1.3 Главная подгруппа V группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Азот. Характеристика азота, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, физические свойства, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения азота. Аммиак, его способы получения, физические и химические свойства. Соли аммония, способы получения, свойства. Оксиды азота. Азотистая кислота. Нитриты. Азотная кислота, способы получения, физические и химические свойства. Нитраты. Фосфор, физические и химические свойства. Оксиды фосфора. Фосфористая кислота и ее соли. Фосфорная кислота и ее соли. Качественные реакции на катионы аммония, нитрит- и нитрат-анионы. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 13. Свойства соединений элементов V группы главной подгруппы |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Тема 2.1.4 Главная подгруппа IV группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Углерод, его аллотропные видоизменения – алмаз, графит, карбин, фуллерен. Характеристика углерода, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Оксиды углерода, их получение, свойства. Угольная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика карбонатов и гидрокарбонатов. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты. Качественные реакции на карбонат- и гидрокарбонат-анионы. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 14. Свойства соединений элементов IV группы главной подгруппы |
Тема 2.1.5 Главная подгруппа III группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов III группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Бор. Характеристика бора, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения бора. Оксид бора, борные кислоты и их соли. Алюминий. Характеристика алюминия, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения алюминия. Амфотерный характер оксида алюминия и гидроксида алюминия. Качественные реакции на борат-, тетраборат-анионы и катион алюминия. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 15. Свойства соединений элементов III группы главной подгруппы |
Темы 2.2 | s – Элементы | | 8 | . |
Тема 2.2.1 Главная подгруппа II группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика металлов, физические и химические свойства, металлическая связь. Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Щелочноземельные металлы. Кальций и магний. Характеристика этих металлов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Свойства соединений магния и кальция. Оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты. Качественные реакции на катионы кальция и магния. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 16. Свойства соединений элементов II группы главной подгруппы |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Тема 2.2.2 Главная подгруппа I группы | Содержание учебной дисциплины | | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов I группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика натрия и калия, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения натрия и калия. Оксиды, гидроксиды, соли. Качественные реакции на катионы натрия и калия. | З3, З4, З8 |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 17. Свойства соединений элементов I группы главной подгруппы |
Тема 2.3 | d - Элементы | | 24 | |
Тема 2.3.1 Побочная подгруппа I группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика меди и серебра, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. |
Соединения меди. Оксиды и гидроксиды. Комплексные соединения. Соединения серебра. Оксид серебра. Нитрат серебра. Качественные реакции на катионы меди и серебра. | З3, З4, З8 | 2 |
Тема 2.3.2 Побочная подгруппа II группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов II группы побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика цинка и ртути, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения цинка. Оксид и гидроксид цинка. Амфотерность. Соли цинка. Соединения ртути. Оксиды ртути. Соли ртути. Качественные реакции на катионы цинка и ртути. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 18. Свойства соединений d-элементов II группы. |
Тема 2.3.3 Побочная подгруппа VI группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов VI группы побочной подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Характеристика элемента хрома, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения хрома. Оксиды, гидроксиды. Хроматы. Дихроматы. Окислительные свойства соединений хрома (VI). |
1 | 2 | | 3 | 4 |
| Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 19. Свойства соединений хрома. |
Тема 2.3.4 Побочная подгруппа VII группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов VII группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика марганца, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства. Соединения марганца. Оксиды, гидроксиды. Марганцовая кислота. |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 20. Свойства соединений марганца. |
№ 21. Окислительные свойства перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной среде. | У1, У3, У7 | 2 |
Тема 2.3.5 Побочная подгруппа VIII группы | Содержание учебной дисциплины | З3, З4, З8 | 2 | 1 |
Общая характеристика элементов VIII группы побочной подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика железа, исходя из его положения в Периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, получение, свойства. Соединения железа. Оксиды. Гидроксиды. Соли железа. Сплавы железа. Качественные реакции на катионы железа (II, III). |
Практические занятия | У1, У3, У7 | 2 | 2 |
№ 22. Свойства соединений железа. |
Итоговое занятие. Решение расчетных задач по формулам неорганических веществ, в том числе лекарственных; по уравнениям химических реакций неорганических соединений; на растворы, на избыток-недостаток, на смеси неорганических соединений. Обобщение знаний лекарственных средств неорганической природы. | З2, З6 | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2 | У4, У5, У6 | 24 | 3 |
Подготовить опорный конспект или реферат на одну из тем: Распространение в природе железа. Биологическая роль железа. Применение железа и его соединений в медицине и народном хозяйстве. Распространение азота в природе. Аллотропные видоизменения фосфора. Аллотропия кислорода. Распространение серы в природе. Действие сероводорода на организм. Правило разбавления кислот, техника безопасности при работе с серной кислотой. Тиосерная кислота. Тиосульфат натрия. Биологическая роль халькогенов и их соединений, применение в медицине. Распространение в природе меди и серебра. Биологическая роль меди, серебра. Комплексные и коллоидные соединения серебра. Применение в медицине и |
| | | | |
1 | 2 | | 3 | 4 |
| народном хозяйстве соединений меди и серебра. Распространение в природе хрома. Биологическая роль хрома. Применение соединений хрома в медицине и фармации. Изучить материал и подготовить презентацию по одной из тем: Биологическая роль азота и фосфора в природе и в организме человека. Применение в медицине и народном хозяйстве азота, фосфора и их соединений. Применение в медицине и народном хозяйстве углерода и его соединений. Распространение в природе бора и алюминия. Биологическая роль соединений бора и алюминия. Жесткость воды и способы ее устранения. Биологическая роль и применение кальция и магния в фармации. Распространение в природе цинка и ртути. Биологическая роль цинка, влияние соединений ртути на живые организмы. Соединения ртути и цинка в медицине и народном хозяйстве. Биологическая роль марганца. Применение калия перманганата в медицине и фармации. Подготовить сообщения по одной из тем: Адсорбция углерода, распространение в природе его соединений. Биологическая роль углерода в природе. Распространение в природе кремния, разновидности его соединений. Биологическая роль азота и фосфора в природе и организме человека. Применение в медицине и народном хозяйстве азота, фосфора и их соединений. Распространение в природе натрия и калия, их биологическая роль. Применение в медицине и народном хозяйстве соединений натрия и калия. Применение в медицине и фармации соединений меди и серебра. | | | |
Итого (всего): | | 135 |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета химии, лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места обучающихся;
рабочее место преподавателя;
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
ряд электрохимического напряжения металлов;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
химическая посуда;
химические реактивы;
комплект учебно-методической литературы и учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
мультимедиа проектор – 1;
интерактивная доска - 1;
ноутбук – 1;
методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий, методические указания для обучающихся по выполнению практических работ и др.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Бабков А. В., Барабанова Т.И., Попков В. А. Общая и неорганическая химия. Учебник для медицинских училищ и колледжей. М., издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия», 2015.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2016.
Интернет – ресурсы (электронные учебные пособия и учебники):
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru(интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru(журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com(электронный журнал «Химики и химия»).
http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
edu - "Российское образование"Федеральный портал
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
allbest - "Союз образовательных сайтов"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
www.hemi.nsu.ru
http://xumuk.ru/
Электронные уроки и тесты DVD «Школьный химический эксперимент»
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, аудиторных самостоятельных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
У1 - доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных; У2 - составлять формулы комплексных соединений и давать им названия; У3 - пользоваться основными неорганическими реактивами, растворителями и химической посудой; У4 - описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; У5 - классифицировать изученные объекты и явления; У6 - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; У7 - применять правила техники безопасности при работе с веществами, используемыми в повседневной жизни. | Практические работы |
Усвоенные знания: | |
З1 - периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева; З2 - основы теории протекания химических процессов; З3 - строение и реакционные способности неорганических соединений; З4 - способы получения неорганических соединений; З5 - теорию растворов и способы выражения концентрации растворов; З6 - формулы лекарственных средств неорганической природы; З7 - основные этапы развития неорганической химии, ее современное состояние; З8 - современную номенклатуру неорганических соединений. | Тестирование Устный опрос Письменный опрос Оформление рефератов и презентаций Итоговый контроль - экзамен |