Методическая разработка
по предмету: Физическая культура
Тема: Общефизические упражнения (ОФП) на уроках физической культуры.
Содержание
Введение................................................................................3
Основная часть......................................................................5
Заключение..........................................................................11
Список литературы............................................................12
Введение.
Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.
ОФП – общая физическая подготовка – это укрепление физического здоровья, приобретение широкого круга двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, служащих основой для последующей специальной подготовки. Занятия общей физической подготовкой проводятся в целях укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, достижение разностороннего физического развития.
Подростку необходимо ежедневно двигаться 2,5-3 часа. Но не всегда удается выделить достаточно времени на прогулки, занятия в спортивных секциях или подвижные игры, что в результате отрицательно сказывается как на общем самочувствии, так и на поведении.
Заниматься ОФП может каждый, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Главная цель программы: гармоническое развитие обучающегося, совершенствование его двигательных способностей, укрепление здоровья.
Занятия ОФП являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:
-укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
-достижения всестороннего развития;
-приобретение навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой;
-формирование моральных и волевых качеств.
Задачи:
Воспитательные задачи:
-воспитать морально - волевые и нравственно - эстетические качества;
-ориентировать на здоровый образ жизни;
-привить интерес, потребность к регулярным занятиям ОФП;
-воспитать дисциплинированность, решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку, инициативность.
Развивающие:
-развить, закрепить и совершенствовать физические качества (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость, скорость, координация, выразительность движений).
Обучающие:
в группе решаются следующие обучающие задачи:
-обучить правильному бегу, метанию, прыжкам и т.д.
-вооружить обучающихся знаниями и умениями, необходимыми в быту, трудовой деятельности.
Программа ОФП предназначена для развития силы, выносливости, ловкости и гибкости обучающегося. В упражнениях ОФП используется дозированная физическая нагрузка с учетом данной возрастной группы.
Основная часть
Основная задача - воспитание, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Преподаватель на основе изучения личностных особенностей каждого обучающегося, находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье студента.
Программа «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который обучающиеся изучают на уроках физической культуры. При составлении плана учебно-тренировочных занятий учитывалось, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий не учитывались и индивидуальные особенности. Начальное изучение проводится во время беседы со студентом, в процессе медицинского осмотра, в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях, по результатам контрольных упражнений. Преподаватель должен систематически оценивать реакцию обучающегося на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием студентов, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях,
В результате регулярных занятий ОФП у занимающегося формируются следующие навыки:
-повышается выносливость и сила;
-развивается гибкость и эластичность мышц и связок, что снижает риск получения травм;
-формируется правильная осанка, предотвращается развитие сколиоза и плоскостопия;
-повышается устойчивость к заболеваниям;
-улучшается сон и пищеварение;
-развивается координация и ловкость;
-регулярные физические занятия благотворно скажутся на поведении и эмоциональном состоянии.
ОФП и методики физического развития
Занятия ОФП (общая физическая подготовка) направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как:
-Сила,
-Выносливость,
-Резкость,
-Прыгучесть,
-Гибкость,
-Координация.
Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья человека. Особенно важны занятия ОФП в подростковом возрасте. Для взрослого человека важно постоянно поддерживать тренированность на определенном уровне.
Упражнения на развитие силы различных мышечных групп
-Мышцы ног
-Мышцы спины
-Мышцы брюшного пресса
-Мышцы рук и плечевого пояса
Для развития всех этих групп мышц существует два основных типа упражнений: упражнения с тяжестью собственного тела и упражнения с различными приспособлениями.
Упражнения для развития силы мышц ног:
-приседания на двух ногах.
-приседания на двух ногах с грузом на плечах.
-приседания на одной ноге (в «пистолетике»).
-фиксирование полуприсед (90°), прижавшись ровной спиной к стене.
Упражнения для развития силы мышц спины:
-поднимание туловища из положения лежа на животе (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног).
-поднимание туловища из положения лежа на животе (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног)
-поднимание ног лежа на животе.
-одновременное поднимание туловища и ног с фиксацией позы «рыбка»
-опускание туловища в горизонтальное положение стоя (лопатки сведены, руки в стороны) с фиксацией позы.
Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса:
-поднимание туловища из положения лежа на спине (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног).
-поднимание ног лежа на спине.
-одновременное поднимание туловища и ног с фиксацией позы «уголок».
-поднимание ног в положении виса.
-удержание позы «уголок» в положении виса.
-упражнение «березка» (одновременно укрепляет поясничные мышцы спины).
Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса:
-отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
-подтягивания - сгибание и разгибание рук в висе.
-лазание по горизонтальной лестнице в висе.
-упражнения с гантелями:
-разведение прямых рук в стороны в медленном темпе,
-поднимание прямых рук вверх из горизонтального положения (быстрое поднимание, медленное опускание),
-поднимание прямых рук вперед (ладони в пол, ладони вверх),
-сгибание в локтях, прижав их к туловищу,
-сгибание кисти.
-жим от груди лежа,
-жим от груди стоя,
-сгибание к груди.
Упражнения на выносливость
Упражнения на общефизическую выносливость предполагают выполнение несложных циклических движений в течение максимально длительного промежутка времени. Например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах в течение определенного времени. Выносливость может тренироваться целенаправленно или опосредованно, т.е. во время тренировок, имеющих целью развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.
Упражнения на развитие скорости реакции:
-Челночный бег;
-Упражнения с резиной;
-Метание;
-Упражнения на развитие прыгучести;
-заскоки на скамейку;
-соскоки со скамьи;
-перепрыгивания через скамейку с продвижением вдоль нее;
-многоскоки: с продвижением - на двух ногах, на одной, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием; без продвижения - на двух ногах, на одной, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием, с поворотом на 180 и 360 градусов.
-упражнения со скакалкой;
Упражнения на развитие гибкости.
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость - это способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Термин гибкость приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Гибкость в значительной степени зависит от строения суставов, а также от пластичности связок и мышц, укрепляющих сустав. Строение суставов определяется врожденными особенностями, но постоянная работа над увеличением подвижности благоприятно влияет на повышение эластичности суставных связок.
При подборе средств и методов практических занятий преподаватель должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры и т.д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.