СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Обучение детей 5 -10 лет игре на музыкальных инструментах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Обучение детей 5 -10 лет игре на музыкальных инструментах»

Обучение детей 5-8 лет

игре на металлофоне и в ансамбле.

ЦЕЛИ: 

  • Обучение детей 5-8 лет игре на металлофоне сольно (в сопровождении фортепиано) и в ансамбле.

  • Развитие творческих способностей и музыкального слуха.



ЗАДАЧИ:



  • Познакомить ребенка с внешним видом и звучанием инструмента, научить играть на металлофоне (в сопровождении фортепиано).



  • Научить игре в ансамбле. Своевременно начинать и заканчивать свою партию, играть, слушая товарищей.

  • Воспитывать бережное отношение к инструментам.


  • Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Состоит из ряда пластин, закрепленных в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Профессиональный металллофон настроен хроматически, где каждая из пластинок проигрывается в полтона. В дальнейшем этот музыкальный инструмент используется для сольного выступления, для игры в ансамбле или на эстраде.






От металлофона - к фортепиано.

Клавиши (пластинки) металлофона расположены так же, как и клавиши фортепиано, это и легло в основу методики обучения Семицветик.  Используем металлофон с цветными клавишами как первый инструмент ребёнка, играем на ксилофоне по схеме Семицветик. Суть в том, что, научившись играть на металлофоне, ребёнок легко перейдет к игре на фортепиано. При этом не просто научится играть, а еще и будет знать ноты, их названия и расположение.



Как научиться правильно играть на металлофоне?

Для создания мелодичных звуков необходимо взять молоточек. Край ударника должен касаться указательного пальца так, чтобы подушечка пальца лежала сверху. Такое положение рук поможет фиксации кончика музыкальной палочки без особого прижима. Запястье музыканта должно быть в расслабленном состоянии.

Необходимым условием правильного звукоизвлечения является то, что молоточек должен отскакивать от пластинки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонким, серебристым и учащийся играл без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента.



Если на молоточек подавать силу, звук приобретет неправильную тональность. В начале обучения требуется проиграть ноты одной рукой и одной палочкой. По мере запоминания мелодии или нотного порядка нужно повторить то же действие второй рукой, и в дальнейшем пробовать проигрывать их двумя руками. Чтобы лучше запомнить материал, требуется заучить такое положение: в мажоре нота «до» берется левой рукой, «ре» – правой, «ми» – левой.

Долевая степень каждого такта должна быть идентичной размеру нотного стана. Для практического занятия следует разучить и исполнить несложную композицию сначала той рукой , которой удобно. В нотах можно использовать специальные значения. Игра должна начинаться с медленного звучания, в ходе которого важно точно ударять молоточком по центру пластинки. По мере запоминания нот, темп нужно увеличить.



В дальнейшем следует научиться проигрывать любые ноты, обязательно попадая без промаха на середину пластинки. Действия должны быть скользящими, без напряжения рук и пальцев. Эти навыки пригодятся в произведениях со сложной постановкой, в которых присутствует высокое нотное звучание.

Разработаны конспекты занятий на развитие чувства ритма, знакомство с нотами, темпом, музыкальными инструментами: «Путешествие в город Ритмов», «Путешествие в страну Темпов», «В гости к Скрипичному ключу», «Веселые нотки», «О чем мечтают инструменты?», «Музыкальные конфеты», «Я, ты, он, она – дружим с ритмом мы всегда». Планомерная работа по развитию чувства ритма, длительностей, знанию нот позволяет разучивать мелодии на металлофонах быстро и качественно.


Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая музыкально-ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью музыкального инструмента позволяет обучающемуся накопить и развить также первоначальный опыт слухового восприятия.

  • У учащегося формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу своей игры и игры товарищей. Обязательно применяются в работе различные пособия.

  • Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяем моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, выкладываем принятые обозначения. Очень эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом та, а восьмые – слогом ти. Дети не только выкладывают ритмические рисунки, но и «строят их», «пишут», отхлопывают, придумывают свой рисунок.


  • Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии, необходимо выразительно и эмоционально исполнить эту мелодию на инструменте. Затем разучиваем ее частями. На начальном этапе берем несложные мелодии, свое исполнение многие дети могут регулировать слухом, ударив не на ту пластинку, ребенок слышит ошибку и старается ее исправить. Также на начальном этапе выбираются пьески, в которых звуки мелодии располагаются близко друг от друга, так как большие интервалы для игры трудны .




  • Главный метод – не принуждать, а пробудить и вызвать интерес ребенка к предмету обучения.

  • Обучение игре на металлофоне, а затем и в ансамбле – сложный и трудоемкий процесс, но тем не менее этот процесс очень интересен детям. Учащихся привлекает этот вид деятельности.


Способы обучения детей 5-8 лет игре на металлофоне.



Предлагаю два способа обучения игре на металлофоне детей 5-8лет:

по цветовым обозначениям (5-6 лет) и по цифровым и буквенным обозначениям (7-8 лет)

  • Для младшего возраста (5-6 лет) применяем цветовую систему. Определенное цветовое обозначение закрепляем за каждым звуком. Играть по этой системе несложно, но при таком способе игры слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Когда дети овладевают нотной грамотой, то используем обучение игре по нотам. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Методика использования «Цветной» нотной грамоты для учащихся 5-6 лет.

  • Для учащихся младшего возраста (5-6 лет) была разработана цветовая система обучения, где каждая нота имеет свой цвет (по типу цветов радуги).

  • Например,

  • До — красный; Ре — оранжевый; Ми — жёлтый; Фа — зелёный; Соль — голубой; Ля — синий; Си — фиолетовый.

  • Для этой последовательности предлагаю следующую рифмовку:

  • На скакалке ДО скакала покраснела и упала.

  • В мандарине нота РЕ отдыхает в кожуре.

  • Солнце светит мы лучи превращаем в ноту МИ.

  • Нота ФА сидит на ветке и мечтает о конфетке.

  • Нота СОЛЬ всегда хотела, чтобы с неба соль летела.

  • В синем море ЛЯ купалась полотенцем вытиралась.

  • В тучу фиолетовую СИ попал ракетою.

  • Последовательность нот:

  • До — красный; Ре –оранжевый; Ми –жёлтый; Фа –зелёный; Соль –голубой; Ля — синий; Си –фиолетовый.

Рифмовка для этой последовательности:

  • Красная полосочка ноткой ДО звучала,

  • Оранжевая — весело нотку РЕ качала.

  • Желтая тянула МИ тепло и нежно,

  • Зелёная полосочка трубила, ФА-а-а прилежно.

  • Голубая весело нотку СОЛЬ пропела,

  • Синяя полосочка с ноткой ЛЯ взлетела.

  • Цветом фиолетовым нотка СИ лилась!

  • Песенка на этом не оборвалась!



  • Для более успешного обучения игре, обучающемуся необходимо рассказать о длительности звуков (долгие, например, назовём их слогом — ТА; короткие — ти). Целым кругом обозначим долгий звук, а разделённый надвое — короткий звук. Можно долгий звук обозначить большим кружком, а короткий — маленьким. Так же можно предложить детям придумать свою песенку и нарисовать её. Затем воспроизвести на металлофоне.



  • Важное значение при выборе репертуара имеет строение мелодии.

На начальном этапе обучения звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям.
Из простых, доступных мелодий можно взять: 


«Василек» (р.н.п.), «Ходит зайка по саду»(р.н.п.), «Корова» М. Раухвергера, русские народные мелодии «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Полянка», «К нам гости пришли» Ан. Александрова.

Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно.










Игра в ансамбле.



Только тогда, когда каждый исполнитель усвоит свою партию, детей можно соединять в группу, чтобы добиться ансамбля в игре на металлофонах.

Каждое занятие важно проводить эмоционально и динамично, чтобы был хороший результат. Когда дети начинают ощущать результат, то чувствуют себя настоящими исполнителями и у них появляется уверенность в себе.

На заключительном этапе работы перед детьми стоит сложная задача. Они должны слушать друг друга, фортепианное сопровождение, придерживаться темпа и динамики, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать и исполнять музыкальные фразы. Дети начинают понимать всю трудность игры в ансамбле, каждый старается исполнить свою партию без ошибок, чтобы не подвести остальных детей.

Систематическая работа по обучению детей игре на металлофоне дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность, чувство товарищества и взаимопомощи.

В конце года, как итог всей работы, желательно провести большой концерт для родителей и детей, где будут звучать полюбившиеся произведения.

Игра на металлофоне в ансамбле позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при игре на инструментах координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.


Необходимые правила игры в ансамбле.

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Ансамбли бывают разные, и  в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям. Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности  и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом? Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно объяснить и тщательно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

1)Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.


2)Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.

3)Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.

4) Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче звук надо уменьшать. Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие. Тут нужно ловить взгляды  и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни. Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль – полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

Источник: https://music-education.ru/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy/




Связь с фортепиано.


По мере освоения учащимися цветовой системы игры на металлофоне можно уделять несколько минут в конце урока игре выученных мелодий на фортепиано.

Для этого можно наклеить цветные обозначения на клавиши фортепиано.

Для более эффективного запоминания нот допускается подписать их названия на цветных обозначениях .




Методика использования «Цифровой и буквенной грамоты» для учащихся 7-8 лет.


  • После освоения обучающимися 5-6 лет цветовой системы игры на металлофоне и по мере взросления обучающихся(7-8 лет) можно плавно приступать к использованию цифровой и буквенной грамоты. Цифры помогают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне. Как же пользоваться цифровой грамотой?

  • Для игры на металлофоне:  ставим вдоль задней стенки инструмента (позади пластинок) полоску из плотной бумаги шириной 4–5 см с цифрами, начиная от 1 до 7, по числу семи ступеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 — звуку «ре» и т. д.

  • Для запоминания нот по завершении занятия можно 2-3 минуты уделить занимательной игре «Угадай нотку». Педагог указывает на пластинку металлофона, а обучающийся называет латинскую букву, указанную на пластинке и называет нотку.

Например: (A-ля, G-соль, F-фа и т.д.)

  • Для обучающихся (8 лет) можно добавить к цифровым обозначениям и буквенные обозначения. 1С(до), 2D (ре),3E(ми) и т.д. Эта методика изучения инструмента более сложная для обучающихся и применяться должна исходя из индивидуальных способностей и возраста .

  • На начальной стадии ознакомления с инструментами дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специальную подставку (пюпитр).
    Прежде чем приступить с детьми к разучиванию мелодии на металлофоне, педагог сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, а обучающиеся послушать. Обучающемуся сложно запомнить всю мелодию сразу, поэтому, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни. Когда учащийся освоит эту часть музыкального произведения, можно показать припев, а потом соединить обе части мелодии.

  • Данная методика предполагает чередование игры педагога с детским исполнением: запев играет педагог, а ребенок на другом металлофоне — припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, освоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с педагогом (на двух металлофонах). Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

По мере освоения простейших мелодий, можно переходить к разучиванию более сложных .

Строй от самой низкой ноты (левая, самая большая пластинка) до самой высокой:

  • 1 C до

  • 2 D ре

  • 3 E ми

  • 4 F фа

  • 5 G соль

  • 6 A ля

  • 7 H си

  • 8 C+ до



Пластинки могут быть подписаны латинскими буквами и обычно окрашены в разные цвета, можно писать порядковыми номерами и буквами.



Василёк

443221

443221

FFEDDC

FFEDDC



Кузнечик

4 1 4 1 4 3 3 3 1 3 1 3 4 4

4 1 4 1 4 3 3 3 1 3 1 3 4

4 5 555 5 6 666 6 6 5 4 3 4 4

4 5 555 5 6 666 6 6 5 4 3 4

F C F C F E E E C E C E F

F C F C F E E E C E C E F

F G GGG G A AAA A A G F E F F

F G GGG G A AAA A A G F E F



Чунга-чанга

  • 1 3 5 5 5 45 6 5

  • 8 3 2 2 2 34 5 3

  • 1 3 5 5 5 45 6 5

  • 8 3 2 2 2 34 5 1

  • 5 8 7 65 6 7 6

  • 5 6 6 55 6 6 5

  • 5 6 6 55 6 6 5

  • 6 7 6 765

  • 5 8 7 65 6 7 6

  • 5 6 6 55 6 6 5

  • 5 6 6 55 6 6 5

  • 4 3 2 1 1

  • C E G G G FG A G

  • C+ E D D D EF G E

  • C E G G G FG A G

  • C+ E D D D EF G C

  • G C+ H AG A H A

  • G A A GG A A G

  • G A A GG A A G

  • A H A HAG

  • G C+ H AG A H A

  • G A A GG A A G

  • G A A GG A A G

  • F E D C C



Спи, моя радость, усни

  • 3432121 1444565

  • 2122124 3334345

  • 6666568 5555358

  • 4543452 3432121

  • 35 434 2 1

  • EFEDCDC CFFFGAG

  • DCDDCDF EEEFEFG

  • AAAAGAC+ GGGGEGC+

  • FGFEFGD EFEDCDC

  • EG FEF D C



Калинка

  • 6 8 7 654 1 6 8 7 654 1

  • 2 2354321 1 1

  • 6 8 7 654 1 6 8 7 654 1

  • 2 235432 8 7 6

  • 6 5 345 345 432

  • 665 4345 345 432

  • 6 5 345 345 432

  • 665 4345 345 432

  • A C+ HAGF C A C+ HAGF C

  • D DEGFEDC C C

  • A C+ HAGF C A C+ HAGF C

  • D DEGFEDC+ H A

  • A G EFG EFG FED

  • AAG FEFG EFG FED

  • A G EFG EFG FED

  • AAG FEFG EFG FED



Весёлые гуси

  • 43215 5 43215 5

  • 4664355323421 1

  • 466435535 4321 1

  • FEDCG G FEDCG G

  • FAAFEGGEDEFDC C

  • FAAFEGGEG FEDC C



Во поле берёза стояла (изменена)

  • 66665 443 2 668655443 2

  • 3 45 443 2 3 455443 2

  • AAAAG FFE D AAC+AGGFFE D

  • E FG FFE D E FGGFFE D



Антошка

  • 655 644 65 5316 4

  • 655 644 65 6543 2 1 146

  • 6765 5654 67654354 67654354

  • 65 3 4 65 3 4 65 8 4

  • AGG AFF AG GECA F

  • AGG AFF AG AGFE D C CFA

  • AHAG GAGF AHAGFEGF AHAGFEGF

  • AG E F AG E F AG C+ F







Вывод



Обучение игре на музыкальных инструментах формирует:

  • сосредоточенность, память, фантазию,

  • творческие способности, музыкальный вкус;

  • коордиэстетическое восприятие и чувства ребенка;

  • волевые качества:

  • выдержку, настойчивость, целеустремленность

  • и усидчивостьнацию музыкального мышления

  • и двигательных функций организма.

Литература:

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М. 2001. — 240с. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М., 2001. — 415 с. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. Из опыта работы: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 210с. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов ВУЗов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с. Карасева Л. П. Методические материалы для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. — Рязань: Изд-во Ряз. обл. института развития образования, 2000. — 188 с. Кононова Н. Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982.– 200с. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.: Просвещение, 2005. — 159 с. Метлов Н. А. Музыка-детям. — М., Просвещение, 1985. — 144с. Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник: Для студ. высш. и сред. учебных заведений. — М.: Academia, 2005. — 220 с. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1978. — 280с. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. — М.,1980. — 178с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Ступина, Н. А. Обучение игре на металлофоне по цветовой системе / Н. А. Ступина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 719-721. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70599/ (дата обращения: 07.01.2023).



Литература: Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М. 2001. — 240с. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М., 2001. — 415 с. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. Из опыта работы: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 210с. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов ВУЗов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240с. Карасева Л. П. Методические материалы для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. — Рязань: Изд-во Ряз. обл. института развития образования, 2000. — 188 с. Кононова Н. Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982.– 200с. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.: Просвещение, 2005. — 159 с. Метлов Н. А. Музыка-детям. — М., Просвещение, 1985. — 144с. Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник: Для студ. высш. и сред. учебных заведений. — М.: Academia, 2005. — 220 с. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1978. — 280с. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. — М.,1980. — 178с.

Источник: https://music-education.ru/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy/




Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Ступина, Н. А. Обучение игре на металлофоне по цветовой системе / Н. А. Ступина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 719-721. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70599/ (дата обращения: 07.01.2023).