КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ»
Выполнила: Высторопская Юлия Владимировна ,
Воспитатель
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать текст, соблюдая
последовательность событий;
Задачи:
- развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление;
- расширять и активизировать словарный запас;
-развивать умение подбирать антонимы к заданным словам;
-формировать умение слушать своих товарищей, не перебивая.
Оборудование: фланелеграф,5 картинок к тексту, игрушка.
Предварительная работа: аналогичное занятие по другому тексту,
пересказывание знакомых сказок, игры в театр на фланелеграфе, чтение
стихов о весне, разгадывание загадок о весне.
Методические приемы: дидактическая игра, загадка, рассказ воспитателя,
вопросы, демонстрация, образец пересказа, совместный пересказ,
самостоятельный пересказ детьми, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам игру «Скажи наоборот». Я называю
слово, а вы
придумываете другое слово с противоположным значением. Например, злой-
добрый, глупый – умный. Кто ответит правильно, тот сможет сесть на
понравившийся ему стульчик.
Быстрый – медленный, спокойный;
Лёгкий – тяжелый, грузный;
Старый – молодой, новый;
Потерять – найти, обрести;
Грусть – веселье, радость;
Падать – вставать, подниматься;
День – ночь, вечер, сумерки;
Холод – жара, тепло, пекло;
Солнце – луна, месяц;
Трус – смельчак, храбрец;
Враг – товарищ, друг, приятель;
Воспитатель.: Какое время года сейчас? А месяц? Назовите мне весенние
месяцы.
(Ответы детей)А вы как определяете, что пришла весна?
Дети: Тает снег, солнце светит ярче, птицы поют, прилетают перелетные
птицы, стало тепло…
Воспитатель: Всё правильно, а ещё весной птицы вьют гнезда и выводят
птенцов.
Но не все птицы живут в гнёздах, некоторые селятся в домиках, сделанных
для них людьми. Кто знает, что это за птицы и как называется их домик?
Дети: Это скворцы, а живут они в скворечнике.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, я хотела рассказать вам интересную историю
про
скворцов, скворечник и детей, но уронила картинки и перепутала. Помогите,
пожалуйста, построить рассказ в нужном порядке.
Дети рассматривают картинки на столе и вместе с воспитателем пытаются
определить их правильный порядок. Воспитатель спрашивает детей, почему
они выстроили рассказ так. Потом воспитатель предлагает занять свои места.
Воспитатель: Мы выслушали разные мнения, и я вспомнила, как с самого
начала
были разложены картинки, а как звучит рассказ не помню. Давайте вместе
будем описывать картинки и восстановим рассказ.
Воспитатель крепит картинки на фланелеграф в одну линию и по каждой
дети рассказывают, то что видят, а потом воспитатель обобщает все
высказывания и литературно обрабатывает текст, зачитывает полностью.
1 картинка. Тает снег. Весело журчат ручьи, по которым плывет бумажный
кораблик. Земля и дерево еще голы, но скоро на них появится молодая
зелень.
2 картинка. Мальчик и девочка возвращались из школы и увидели на берёзе
сломанный скворечник. Им стало жалко скворца, оставшегося без домика, и
дети решили сделать новый скворечник.
3 картинка. Дети принесли домой доски. Девочка подавала доски, а мальчик
их обрабатывал и сколачивал между собой.
4 картинка. Скворечник готов. Мальчик подставил к берёзе лестницу и
прикрепил новый домик для скворцов.
5 картинка. Ребята спрятались за дерево, что бы увидеть новых жильцов
скворечника. Долго ждать не пришлось, скоро прилетели два скворца и
весело запели песню в благодарность ребятам. Дети были счастливы.
Воспитатель: Как вы относитесь к поступку детей? Как можно назвать этот
рассказ?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков,
отдохнём
немножко.
Физкультминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
Воспитатель: - А теперь вернемся на свои места.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, мне очень хочется узнать, кто самый внимательный из
вас. Я
прикреплю картинки, но не все, а вы постараетесь рассказать о том, что
изображено на каждой из них.
Дети восстанавливая порядок рассказа, воспитатель побуждает детей
воспроизводить в речи полное предложение по соответствующей картинке.
Воспитатель: - Ребята, вы очень внимательные, вот как хорошо вы запомнили
рассказ. А кто–нибудь из вас сможет один сам весь текст полностью
пересказать?
Воспитатель приглашает к фланелеграфу желающих по одному.
Воспитатель:- Попробуйте, можете смотреть на картинки, они вам помогут.
Дети по – одному воспроизводят текст, воспитатель следит за тем, чтобы
другие дети не выкрикивали с места, слушали внимательно.
Воспитатель: Спасибо ребята, вы все очень внимательные. А может, кто – то
придумает своё окончание этой истории?
Дети придумывают другой вариант истории, воспитатель помогает грамотно
составлять предложения.
Воспитатель: - А на этом наше занятие закончено, все ребята молодцы.