СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Односоставные предложения" ( обобщение материала)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок, посвященный 75-летию победы. На основе материала о Великой Отечественной войне ведется повторение о обобщение по теме " Односоставные предложения" ( 8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Односоставные предложения" ( обобщение материала)»

Методическая разработка урока русского языка

« Повторение и обобщение материала по теме «Односоставные предложения»

(8 класс)

Автор: Гудыменко Людмила Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя школа №17

имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»

г.Смоленска


Планируемые результаты:

предметные:

знать: основные понятия грамматики, отличительные черты видов односоставных предложений;

уметь: сопоставлять разные виды односоставных предложений, находить односоставные предложения в текстах; употреблять их в речи;

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?).

метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, строить логическую цепь рассуждения, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения, память

Межпредметные связи: литература, музыка

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:  учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., раздаточный материал, презентация

Цели урока: повторение и  систематизация изученного материала об односоставных предложениях; развитие патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого нашей страны
Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

  1. Развивающие задачи:

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  1. Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию семейно - родственной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие учителя.Психологический настрой.
Учитель: Поздоровайтесь и улыбнитесь своему товарищу .Садитесь. Запишите в тетради дату.

2.Работа с эпиграфами

Вечный огонь. Александровский сад.
Памятник тысячам жизней…
Вечный огонь - это память солдат,
Честно служивших Отчизне.


Юрий Шмидт


С войны возможно ли вернуться
С такой душой, как и была?
Забыть! В забвенье обернуться
Уже не выйдет никогда!


Александр Защитник


Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!


Роберт Рождественский «Реквием»


Учитель:  Перед вами три эпиграфа. Прочитаем каждый из них.

К концу занятия вам предстоит ответить на вопрос, какой из них более всего подходит к нашему уроку.

Учитель: Для нас, живущих в двадцать первом веке,  Великая Отечественная  война –  это история, история нашей Родины, наших родных, близких, знакомых.  И каждый уважающий себя человек должен её знать.

-Как вы думаете, с какими ключевыми понятиями, связанными с темой Великой Отечественной войны, мы будем сегодня работать? (Память)

История и язык русского народа неразрывно связаны… Обратите внимание на эпиграфы. Выделите грамматические основы предложений и укажите их синтаксическую особенность. Объясните постановку знаков препинания в первом и третьем эпиграфе.

-Что вы можете сказать о предложениях по наличию грамматических основ? (В основном это односоставные предложения)

Итак, сформулируйте тему урока…

Учитель:  Правильно, тема сегодняшнего урока «Односоставные предложения». Это завершающее занятие по теме, следовательно, каковы цели урока?

(Обобщить изученное об односоставных предложениях, закрепить навыки и умения, полученные при изучении данной темы.)

3.Повторим теоретический материал нашей темы

Теоретическая разминка. Игра «Да» - «Нет» (взаимопроверка).

Учитель читает вопросы(выведено на экран без ответов)

Игра «Да-нет»

1.Односоставное предложение состоит из одного главного члена. (да)

2.Все односоставные предложения- глагольные. (нет)

3.Главный член назывного предложения-существительное в именительном падеже. (да)

4.Сказуемое в неопределенно- личных предложениях выражено глаголом в повелительном наклонении. (нет)

5. Нужно помнить и уважать наше прошлое (это безличное предложение, где нет и не может быть подлежащего).(да)

6. Парад Победы в сорок пятом (это назывное предложение с главным членом подлежащим ). (да)

7.В день Великой Победы склоняем головы перед светлой памятью защитников, не вернувшихся с войны (В определенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом 1 и 2 лица   единственного или множественного числа. (да)

8.Назывные предложения нужны для описания действий. (нет)

9. Скольких с поля выносила, взрывов будто не боясь?

(Сказуемое в неопределенно - личных предложениях выражено глаголом множественного числа прошедшего времени или глаголом 3 лица настоящего или будущего времени). (да)

10.Сам погибай, а товарища выручай!(Обобщенно-личные предложения характерны для пословиц, поговорок, афоризмов). (да)

-А какие возникают у вас чувства, когда мы говорим о Великой Отечественной войне?

4.Давайте все вместе составим ассоциаограмму (составление ассоциограммы)

(Учитель предлагает составить ассоциограмму: на доске пишем слово ВОЙНА (можно напечатать и повесить), учащиеся на отдельных листах записывают свои ассоциации (чувства), связанные с этим словом , и крепят вокруг него(затем выводим ассоциативный ряд на экран).

Ассоциограмма.

Война-боль, страх, смерть, бой, стрельба , кровь, победа, отвага, крик, враг, память, солдаты, гибель ,ранение, человек, взрыв, граната, родная земля

Учитель: Используя ассоциограмму, составьте односоставные предложения, выделите основы, укажите тип односоставных предложений .

Варианты работ выполнены учащимися:

  • Не раз испытывали боль при виде взорванной земли (Неопределённо-личное)

  • Восхищаемся отвагой героев.(Определённо-личное)

  • Нельзя забыть ту страшную войну.(Безличное)

  • Вспоминаешь взрыв гранаты.(Опрелённо-личное)
    Страшно видеть смерть других людей. (Безличное)

  • Все реже вспоминаем о войне. (Определённо- личное)

Проверка работ …Объяснение орфограмм.

5.Работа в группах

Следующее задание творческого характера: написать стихотворение или эссе (по желанию) на тему «Великая Отечественная война», используя ассоциограммы и разные по структуре предложения (односоставные и двусоставные)

Проверка работ учащихся

-Кто желает прочитать, что получилось?

Варианты работ выполнены учащимися:

1)Война. Бой. Кровь.

Стрельба. Крик. Слезы. Смерть.

Опомнись, человек, ведь ты не зверь!

Ты -человек!

Ты слышишь? Человек!!!

2)Война, боль, память,

Мир и человек:

Два разных полюса,

Два разных направленья…

Атака, снег и наважденье…

И кажется, меня здесь больше нет...

Учитель: Какую роль играют односоставные предложения в вашем тексте?( С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия. Они придают речи образность, выразительность, живые разговорные интонации, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений).


6. Подробнее рассмотреть структуру предложения, понять связь слов внутри фразы нам поможет синтаксический разбор предложения (один ученик работает у доски)

Минутой памяти почтим героев тех времен (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное)

Учитель : Что такое память? Дайте толкование этого слова…

Ученики: 1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2.Воспоминания о чём-либо или о ком-либо

-Какое значение даёт толковый словарь Даля?(слайд, опережающее задание))

ПАМЯТЬ ж. способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого. Память внешняя, безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий; память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин.

7.- О памяти поёт Наргиз Закирова в композиции «Верните память»

(просмотр видео).

– Какие чувства вызвала у вас песня? Какие мысли появились после прослушанного? Обменяйтесь впечатлениями в группах и классе. (Ответы учащихся).

-Найдите в тексте песни «Верните память» односоставные предложения, определите их вид, выделите грамматическую основу предложений.

Учащиеся работают с раздаточным материалом –текстом песни (можно взять отрывок)

Верните память

Наргиз

Помянем, братья, тех, кто мир собой закрыл,
Про личный свой успех для нас навек забыл.
Помянем их мольбой, чтобы простили те,
Кто нас не взял с собой, оставив на земле.

……………………………………………

Верните память! Вернитесь сами!
Я отмолю вас всех слезами!
Земля и небо слились навечно…
Как это больно, бесчеловечно!

Проверка выполнения задания учащимися.

-С какой целью используются в песне односоставные определённо- личные и безличные предложения?

(Употребление определенно - личных предложений помогает привлечь внимание слушателя, создаёт особый эмоциональный фон, а безличные предложения передают состояние человека). 

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили не только об односоставных предложениях, но и о памяти. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений , всех россиян. 

-Итак, вернёмся к эпиграфам (выводим на экран).

-Какой из них, на ваш взгляд, наиболее подходит к теме нашего урока и почему?

(Ответы учащихся - это и есть рефлексия в данном случае)

Выставление оценок. Самооценка.

Домашнее задание: напишите поздравление для ветерана, используя разные по структуре предложения

Раздаточный материал

Верните память

Наргиз

Помянем, братья, тех, кто мир собой закрыл,
Про личный свой успех для нас навек забыл.
Помянем их мольбой, чтобы простили те,
Кто нас не взял с собой, оставив на земле.

Помянем их стократ, и рюмкой, и слезой,
И горечью наград за их прощальный бой.
Помянем стоя все, склонившись над травой,
Они ушли туда, где свет прячется за мглой.

Верните память! Вернитесь сами!
Я отмолю вас всех слезами!
Земля и небо слились навечно…
Как это больно, бесчеловечно!

Протянем руки к тем, глаза чьи слёз полны,
Чей дом осиротел от ужаса беды.
Помянем их, прошу! Помянем миром их!
Погибших за страну, за честь и за своих!

Верните память! Вернитесь сами!
Я отмолю вас всех слезами!
Земля и небо слились навечно…
Как это больно, бесчеловечно!

Протянем руки к тем, глаза чьи слёз полны,
Чей дом осиротел от ужаса беды.
Помянем их, прошу! Помянем миром их!
Погибших за страну, за честь и за своих!