СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка олимпиадных заданий по дисциплине "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит олимпиадные задания по русскому языку для студентов первого курса СПО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка олимпиадных заданий по дисциплине "Русский язык"»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ГБПОУ «ФРОЛОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»










Н.В.Данилова



Методическая разработка

олимпиадных заданий

по дисциплине

«Русский язык и литература»

для студентов первого курса

всех специальностей







Рассмотрено на заседании Утверждаю:

Предметной цикловой комиссии Заместитель директора по УР

Общеобразовательных дисциплин __________________

Протокол №______________ Н.А. Панченко

От «__»_________2016 г. «____»_____________ 2016 г.

Председатель ___________ Н.В.Данилова













Фролово

2016

Олимпиада по русскому языку

Пояснительная записка

Олимпиада по учебной дисциплине «Русский язык и литература» проводится в рамках дней цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин для студентов I курса. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочей программой и соответствуют требованиям к уровню подготовки студентов по дисциплине «Русский язык и литература».

Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в ней преподаватель отбирает 3 – 4 наиболее способных студентов из каждой группы. На оформление работы студентам отводится 2 академических часа.

Цель: выявить детей, способных к углубленному изучению русского языка, выбрать сильнейших из них.

Задачи:

1) повышение интереса к дисциплине;

2) развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплины, расширение кругозора студентов в предметной области;

3) популяризация русского языка как науки.

Оборудование: комплект олимпиадных заданий для студентов

Место проведения: кабинет № 4

Участники: студенты первого курса.















1.Расставьте ударение в словах:

Сливовый, новорожденный, жалюзи, туфля, знамение, задолго, балованный, газопровод, донельзя, каталог, квартал, красивее, кухонный, грушевый, обеспечение, оптовый, откупорить, позвонит, торты, ходатайство.

( По 1 баллу за слово. Всего 20 баллов)

2. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

Крыжовник, чувство, четвёрка, юность, фасоль, якорь, вьюга, лекция.

( По 1 баллу за слово. Всего 5 баллов)

3.Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова:

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

 (По 1 баллу за слово. Всего 12 баллов)

4.Назовите способы образования слов:

Пароход, шашлычная, спортплощадка, землепашец, безлюдный, по – своему, перенос, синь, МГУ, суперобложка.

(По1баллу за каждое слово. Всего 10 баллов.)

5.Определите значение приведенных фразеологизмов и подберите к ним:

а) синонимичные фразеологические обороты;

б) антонимичные фразеологические обороты.

От горшка два вершка; на всех парах; в большом горшке на донышке.

(По1баллу за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов.)

6.Отметьте неверные определения знаком (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

Гротеск – неглубокая пещера.

Водевиль – короткая комическая пьеса.

Пролог – заключительная часть.

Риторика – учение о ритме.

Ликовать – торжествовать.

Корифей – победитель.

Фольклор – народное творчество.

 ( Всего 4 балла)

7.Как называются данные пары слов? Составьте словосочетания с данными словами, учитывая разницу в значении.

Широчайший, широченный

Целостный, целый

Царский, царственный

Спасительный, спасательный

 ( Всего 8 баллов)

8.Определите род существительных:

Какаду, боржоми, декольте, жюри, кенгуру, авеню, колибри, манто, меню, пальто, такси, тюль, кольраби, мадам, шимпанзе, шампунь, кофе, конферансье.

( Всего 18 баллов).

9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.

1) Первый день начался выступлением 234 (конкурсант)

2) Длина Волги измеряется 3675 (километр)

3) Для спектакля приобрели около 150 (костюм)

4) За газету я уплатила около 1, 5 (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 3 (сутки)

( Всего 5 баллов)

10.Выберите правильную форму слова (оба - обе):

  На (  ) окнах, по  (  ) сторонам улицы, на (  ) берегах реки, у (  ) сестер, между (  ) государствами, (  ) руками, к (  ) супругам, к (  ) ботинкам, приложить к (  ) ушам, знаком с (  ) сестрами, на (  ) тетрадях, у (  ) дверей.

 (Всего 12 баллов)

11. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

1) Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

6)Слышу голос из прекрасного далёка.

7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.

( По 1баллу за слово, всего 10 баллов)

12.Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

( За каждый знак препинания по 1 баллу, за характеристику 3 балла.)

13. Подберите по памяти отрывки из стихотворений, сказок, басен с обращениями. 

( По 1 баллу за пример)

14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?

Я к вам пишу случайно; право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право.

И что скажу вам? – ничего!

(1балл)

15. Найдите «четвертое лишнее». Обоснуйте свой ответ.

1.  Подлежащее, глагол, дополнение, определение.

2.  Существительное, наречие, сказуемое, предлог.

3.  Спряжение, падеж, время, лицо.

4. Глагол, местоимение, причастие, деепричастие.

(Всего 4 балла)






Ответы:

1.СлИвовый, новорождЕнный, жалюзИ, тУфля, знАмение, задОлго, балОванный, газопровОд, донЕльзя, каталОг, квартАл, красИвее, кУхонный, грУшевый, обеспЕчение, оптОвый, откУпорить, позвонИт, тОрты, грушЕвый, ходАтайство.

2. Крыжовник, четвёрка, юность, якорь, вьюга.

3. Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.

4. Сложение основ при помощи соединительной гласной, переход одной части речи в другую (прилагательного в существительное), сложение части слова с целым словом, сложение основ с одновременным присоединением суффикса, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, приставочный, бессуффиксный, сложение начальных букв, приставочный.

5. синонимичные – мал да удал, во весь дух, в час по чайной ложке;

антонимичные – верста коломенская, плестись, как черепаха, полная чаша.

6. Гротеск, пролог, риторика, корифей.

7. Данные пары слов называются паронимами.

Широчайший взгляд, широченный плащ.

Целостное мировоззрение , целый чемодан.

Царский наряд, царственный взгляд.

Спасительный совет , спасательный жилет.

8. Какаду(м.р.), боржоми (ср.р.), декольте (ср.р.), жюри(ср.р.), кенгуру (м.р.), авеню (ж.р.), колибри (м.р.), мадам (ж.р.), манто (ср.р.), меню(ср.р.), пальто(ср.р.), такси (ср.р.), тюль(м.р.), кольраби (ж.р.), шимпанзе (м.р.), шампунь (м.р.), кофе (м.р.), конферансье (м.р.).

9. Первый день начался выступлением двухсот тридцати четырех конкурсантов.

Длина Волги измеряется тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью километрами.

Для спектакля приобрели около ста пятидесяти костюмов.

За газету я уплатила около полутора рублей.

С момента запуска ракеты прошло трое суток.

10.На (обоих) окнах, по  (обеим) сторонам улицы, на (обоих) берегах реки, у (обеих) сестер, между (обоими) государствами, (обеими) руками, к (обоим) супругам, к (обоим) ботинкам, приложить к (обоим) ушам, знаком с (обеими) сестрами, на (обеих) тетрадях, у (обеих) дверей.

11.

1) прилагательное, наречие;

2) прилагательное, прилагательное;

3) наречие;

4) прилагательное, прилагательное;

5) наречие;

6)существительное;

7) существительное.

12. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

(Сложное предложение с различными видами связи: подчинительной, бессоюзной и сочинительной. Всего 8 баллов.)

13. Чего тебе надобно, старче?

14. Омоформы.

15. Глагол, сказуемое, падеж, местоимение.









Максимальное количество баллов:



Заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего

Баллы

20

5

12

10

6

4

8

18

5

12

10

8

1-5

1

4

128

















































Список используемых источников и литературы:

Литература:

1. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- 2-е изд., перераб. - СПБ.: «Авалон», «Азбука-классика», 2007.-256 с.

2. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений.- 3-е изд., перераб. - СПБ.: «Авалон», «Азбука-классика», 2007.-256 с.




Интернет - источники:

1. http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/olimpiady/

2. https://infourok.ru/olimpiadnie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-s-po-klass

3.http://doc4web.ru/russkiy-yazik/primernie-teksti-zadaniydlya-shkolnoy-olimpiadipo-russkomu-yazik.html



































































2. Цели и задачи олимпиады:

Олимпиада проводится с целью стимулирования учебно- познавательной и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов. Основные задачи Олимпиады:

1. Повышение познавательного интереса обучающихся к русскому языку. 2. Пропаганда русского языка как средство общения нации мировой державы. 3. Распространение изучения русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования. 3. Организатор и форма проведения конференции: Олимпиада проводится в ГБОУ СПО «Жирновский педаго





Солженицын Александр Исаевич - великий русский писатель, автор произведений «Архипелаг ГУЛаг», «Матренин двор», «Раковый корпус» и других.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (сейчас Ставропольский край). Отец, Солженицын Исаакий Семенович, был крестьянином, умер за полгода до рождения сына. Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

В 1924 году писатель с матерью переехал в Ростов-на-Дону, после революции и гражданской войны семья была разорена. С 1926 по 1936 год Александр Солженицын учился в школе, семья в это время жила в бедности.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет.

В 1937  году Солженицын задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания.

В 1939 году А.И. Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Окончить институт ему помешала война.
В августе 1939 года писатель с друзьями совершил путешествие на байдарке по Волге. Период с момента путешествия до апреля 1945 года описана им в автобиографической поэме «Дороженька».

27 апреля 1940 года Александр Солженицын женился на Наталье Решетовской.

В 1941 году Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета.

В сентябре 1941 года вместе с женой по распределению уехал работать школьным учителем в Морозовск Ростовской области.

18 октября того же года был призван рядовым в грузовой конный обоз.

В апреле 1942 года Александр Исаевич Солженицын был направлен на учебу в военное училище в Кострому. В ноябре того же года был выпущен в звании лейтенанта и направлен в Саранск, откуда поступил на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.

А. И. Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды. 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года — капитана.

9 февраля 1945 года, из-за критического отношения к Сталину в переписке с другом Николаем Виткевичем, Солженицын был арестован. Позже признан виновным, лишен званий, приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке.

Александр Солженицын отбывал срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на стройке в Москве, потом – в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. С 1950 по 1953 годы писатель провел на общих лагерных работах в Казахстане.

За это время Солженицын написал автобиографическую поэму «Дороженька», повесть «Люби революцию», роман «В круге первом». Лагерная жизнь в Казахстане получит литературное воплощение в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а забастовка заключённых — в киносценарии «Знают истину танки».

В декабре 1948 года Солженицын был заочно разведен с женой.

12 февраля 1952 года у писателя обнаружили семиному (раковое заболевание), он был прооперирован.

13 февраля 1953 года А.И. Солженицын был освобожден и отправлен в ссылку на вечно в село Берлик Южного Казахстана. Там преподавал математику и физику в одной из местных школ.

3 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а еще через год его и Виткевича объявили полностью невиновными ( критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии).

В 1957 году Александр Исаевич Солженицын переезжает в Рязань.

Еще будучи заключенным в лагере, писатель решил создать произведение, описывающее жизнь заключенных в советских лагерях. В 1959 году была написана повесть «Щ-854» (Один день одного зэка). Щ-854 – лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

В 1962 году в 11 номере журнала «Новый Мир» А.Т. Твардовский с разрешения Н.С. Хрущева опубликовал повесть «Щ-854», однако сделал это под названием «Один день Ивана Денисовича». Публикация стала историческим событием для Солженицына, он стал известен всей стране.

30 декабря 1962 года А.И. Солженицын был принят в Союз писателей СССР.

Вскоре после этого в журнале «Новый мир» были напечатаны «Не стоит село без праведника» под названием «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка» под названием «Случай на станции Кречетовка». Эти публикации вызвали огромное количество откликов других писателей, критиков  самих читателей. Эти отклики положили начало новому произведению Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

В 1964 году Солженицын впервые отдал своё произведение в самиздат — цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки».

К марту 1963 года писатель утратил расположение Хрущёва, а после прихода к власти Л. Брежнева практически потерял возможность легально печататься и выступать.

В сентябре 1965 года КГБ конфисковал архив Александра Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями.

В 1966 году Солженицын начал активную общественную деятельность в борьбе с властью. В мае 1967 года он разослал «Письмо съезду» Союза писателей СССР, получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе. Советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. Вскоре после этого Солженицын был исключён из Союза писателей СССР.

В августе 1968 года писатель начал роман с Натальей Светловой.

В 1970 году Александр Исаевич Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и премия была ему присуждена.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в КГБ был создано специальное подразделение, занимавшееся исключительно оперативной разработкой А.И. Солженицына. Власти предлагали писателю покинуть страну, но он отказался.

11 июня 1971 года в Париже публикуют роман Солженицына «Август Четырнадцатого», в котором были ярко выражены православно-патриотические взгляды автора.

В августе 1971 года КГБ проводит операцию по физическому устранению Александра Солженицына. Писатель выжил, но долго и тяжело болел.

12 февраля 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР в ФРГ. В эмиграции в Германии, США и во Франции писатель провел 20 лет. За это время опубликовал большое количество произведений.

В 16 августа 1990 года указом президента СССР Б.Н. Ельцина советское гражданство Александра Исаевича Солженицына было восстановлено. В 1990 году за книгу «Архипелаг ГУЛАГ» писатель был удостоен Государственной премии.

27 мая 1994 года А.И. Солженицын вернулся в Россию. В 1997 году избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни от острой сердечной недостаточности в своём доме в Троице-Лыкове.

 










































































































ШАЛАМОВ ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ

(1907 - 1982)

Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением "Письма к съезду" В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения. 
Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале "Октябрь" был опубликован один из его первых рассказов - "Три смерти доктора Аустино". 
Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет.

   Шаламов работал в забоях золотого прииска в Магадане, затем, будучи осужден на новый срок, попал на земляные работы, в 1940–1942 работал в угольном забое, в 1942–1943 на штрафном прииске в Джелгале. В 1943 получил новый 10-летний срок «за антисоветскую агитацию», работал в шахте и лесорубом, пытался бежать, после чего оказался на штрафной зоне.
Жизнь Шаламову спас врач А.М.Пантюхов, который направил его на фельдшерские курсы при больнице для заключенных. По окончании курсов Шаламов работал в хирургическом отделении этой больницы и фельдшером в поселке лесорубов.

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе. 
В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву.

Сразу по возвращении из заключения родился цикл "Колымские рассказы", которые сам писатель назвал "художественным исследованием страшной реальности". Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка, или КР-2". 
В основу прозы Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от Солженицына, который утверждал, что такой опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убежден в обратном: он утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо.

В рассказе "Сухим пайком" заключенный, которого из-за болезни перевели на более легкую работу, отрубает себе пальцы - только бы его не вернули в шахту. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря - растление. Расчеловечение, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук - красной нитью проходит через его рассказы эта мысль. Последствия экстремальных состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой еще более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа.

В рассказе "Шоковая терапия" центральным является образ врача-изувера, бывшего заключенного, прикладывающего все усилия и познания в медицине, чтобы разоблачить заключенного, который, по его мнению, является симулянтом. При этом он абсолютно безучастен к дальнейшей судьбе несчастного, ему приятно продемонстрировать свою профессиональную квалификацию. Совершенно иной по духу персонаж изображен в рассказе "Последний бой майора Пугачева". Он о заключенном, который собирает вокруг себя таких же, как он, свободолюбивых людей и погибает при попытке побега. 
Еще одной темой творчества Шаламова является идея подобия лагеря остальному миру. "Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли... Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания". 
К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских издания.Колымские рассказы изданы в Лондоне (1978, на русском языке), в Париже (1980–1982, на французском языке), в Нью-Йорке (1981–1982, на английском языке). После их публикации к Шаламову пришла мировая известность. В 1980 французское отделение Пен-клуба наградило его Премией свободы.
Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 его насильно отправили в интернат для психохроников - в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути. 
"Колымские рассказы" в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет после смерти автора, в 1987 году.



























































































 

 

Василий Шукшин

Vasiliy Shukshin

День рождения: 25.07.1929 года
Возраст: 
45 лет
Место рождения: 
с/ Сростки, Волгоградская, Россия
Дата смерти: 
02.10.1974 года
Место смерти: 
станица Клетская, Волгоградская, Россия

Биография

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.


Сайт: Знаменитости

Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра - Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 - 10 июля 2005).

В 1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 идёт работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. В 1947—1949 году Шукшин работает слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. В 1953 году его демобилизуют со флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он возвращается в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Идёт работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики.

В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю».

В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.

В 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм Калина красная, получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» - режиссёром Товстоноговым. В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости и усугублялись пристрастием к спиртному.[1]

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. Именем Шукшина названы улица и Театр Драмы в Барнауле. А с 1976 года на его родине в селе Сростки проводятся Шукшинские чтения.

Премии и награды

Заслуженный деятель искусств РСФСР

1964 — Живёт такой парень (фильм) удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции — «Золотой лев Святого Марка».

1969 — Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых — За художественный фильм «Ваш сын и брат»

1967 — Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1971 — Государственная премия СССР — за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У Озера»

1974 — Калина красная (фильм) — первая премия на Всесоюзном кинофестивале

1976 — Ленинская премия— за совокупность творчества (посмертно)

Проблематика

Герои книг и фильмов Шукшина — это люди российской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Один из его первых героев, Пашка Колокольников (Живёт такой парень) — деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига». Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»). Другие персонажи прошли тяжёлое испытание заключением (Егор Прокудин, Калина красная).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание российской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»).

Семья

Первая жена — Шумская, Мария Ивановна;

Вторая жена — Федосеева-Шукшина, Лидия Николаевна, актриса;

Дочери — Шукшина, Мария Васильевна, актриса;

Шукшина, Ольга Васильевна, актриса.