СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Организация и методика дифференцированного обучения на уроках технологии в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология дифференцированного обучения представляется как совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения. Она охватывает только определенную часть учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Организация и методика дифференцированного обучения на уроках технологии в начальных классах»»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»










Методическая разработка




«Организация и методика дифференцированного обучения на уроках технологии в начальных классах»








Подготовила: Косинова

Виолетта Александровна











Бутурлиновка 2020 г.

Содержание



1. Формы организации учебной работы с детьми младшего школьного возраста при дифференцированном обучении на уроках технологии…………3

2. Анализ опыта использования дифференцированного метода обучения и его применение на уроках технологии в начальной школе…………………………9

3. Специфика дифференцирования детей на уроках технологии……………..14

Библиографический список……………………………………………………..18




















1. Формы организации учебной работы с детьми младшего школьного возраста при дифференцированном обучении на уроках технологии

Технология дифференцированного обучения представляется как совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения. Она охватывает только определенную часть учебного процесса. Необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося

2. Наличие совокупности методов и приемов

3. Проектирование и организация

4. Наличие комфортных условий.

Для того чтобы определить уровень развития учащегося ему дается задание, которое рассчитано на 8 минут. Если ученик за данный период отведенного времени справился с заданием, значит, он находится в зоне актуального развития. Учащиеся, которые не справляются с поставленной задачей за определенное время - находятся в зоне ближайшего развития.

Основной формой организации обучения в современной школе является урок, который характеризуется разнообразием способов организации учебной деятельности. Выделяют следующие формы учебной работы на уроке:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная

При фронтальном обучении педагог в полной мере управляет учебной деятельностью всего класса. Ставится одна задача перед всем классом. Учителем осуществляется прямое идейно-эмоциональное воздействие на учащихся, организуется их сотрудничество, задается им единый темп работы.

Но такая форма организации обучения не учитывает индивидуальные различия школьников. Взятый темп урока, может показаться высоким - для слабых учащихся, и низким - для сильных учащихся. По данной причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебный материал, а сильные не извлекут для себя ничего нового из урока.

При работе с групповой формой обучения, отметим, что еще К.Д. Ушинский, когда рассматривал вопросы организации учебного процесса в школах, советовал делить класс на группы для того, чтобы давать всем детям задания в соответствии с их подготовкой. Он писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».

Задание дается группе, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе всем классом в условиях возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы ребенок может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

Третья и основная форма учебной работы на уроке - индивидуальная. Она представляет собой организацию обучения, при которой каждый ученик работает самостоятельно. Так ребенок проявляет инициативу и интерес. Темп работы зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. Дифференциацию обучения здесь можно осуществить с помощью индивидуализированной самостоятельной работы. Она состоит в том, что учащимся даются разные задания, которые варьируются в зависимости от особенностей учащихся. Преподаватель предлагает задания соответствующего типа каждой группе учеников. Определив группам задания разных типов, идет наблюдение за самостоятельной работой учеников. Он должен иметь в виду и быть готовым к тому, что отстающие ученики с робостью берутся за выполнение задания.

Для урока технологии, возможность его составления может варьироваться по всем трем формам. Первые две формы чаще всего можно встретить в деятельности учителя технологии.

Фронтальная работа на уроках технологии удобна при: лепке, аппликации и т.д. При таком виде работы, перед детьми будет стоять одна задача (несмотря на то, что задание будет одно, работы детей будут совершенно разными, каждая работа - отражение внутреннего мира ребенка.

Групповая работа так же очень распространена на уроках технологии. Данная форма работы актуальна, т.к. она развивает мышление и воображение сильнее других форм (поскольку детей не ставят в строгие рамки, при выполнении задания). Работая в группе, дети работают сообща над какой- то одной идеей. После выполненного задания, дети презентуют свою работу, рассказывают историю или описывают, что у них получилось. 

Редко можно увидеть выполнение индивидуальных заданий на уроках технологии. Данный вид работы возможен, в том случае, когда ребенок успел выполнить работу, поставленную перед ним учителем, раньше времени. Тогда - учитель может дать ему индивидуальное задание.

Например, в фильме «Приключение Электроника», учитель дала индивидуальное задание Сереже - нарисовать портрет одноклассницы (а у всего класса было другое задание). Причиной такого задания, было то, что у этого мальчика был талант к рисованию портретов. Тем самым, учитель хотела, чтобы данный талант у мальчика не пропадал даром.

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится уже индивидуальным. Его практическая реализация начинается с выяснения - кому оно необходимо. Прежде всего, оно детям, которые не готовы к обучению в школе. Отличия между детьми, начинающими свою учебу в школе, очень значительные. От полного незнания и неумения до уже сформированных знаний и умений по отдельным направлениям. Педагог будет внимательно присматриваться к поведению учеников, тестировать их, чтобы, определить уровень возможностей, а также выбрать способ работы с каждым из них. Так же им необходим и совет родителей детей.

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики. Он является специфичным уроком. Данный урок позволяет говорить о его особенностях, а также некоторых принципиальных отличиях от других уроков (на начальной ступени обучения).

На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Они образуют сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций, при этом взаимно влияя друг на друга.

На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, ученик должен ход свой работы на уроке, ее логику, последовательно продвигаясь к цели. Это для младшего школьника достаточно трудная задача. Деятельность, в которую включаются дети на уроке технологии, интегрирует свойства и качества двух достаточно разных видов деятельности и ее с полным основанием можно назвать комплексной учебно-трудовой деятельностью.

Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Труд детей на уроке - это не тот труд, которым заняты взрослые. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно- трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта - конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке.

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:

- иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет его использовать;

- изучать готовность детей к учебной деятельности, к восприятию конкретного учебного материала;

- предвидеть затруднения, которые могут возникнуть во время усвоения нового материала и выполнения дифференцированных заданий;

- использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;

- постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;

- иметь четкое представление о том, как продолжать начатую работу на следующих уроках;

- использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а системно, т.е. практиковать его на всем протяжении обучения.

На уроках технологии большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Для создания такой обстановки помогает неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей. Дети должны чувствовать себя комфортно на уроке. Безусловно, учителю сосредоточить внимание всех детей очень тяжело. Для этого и существует дифференцированное обучение, благодаря которому, учитель, может уделять большее внимание детям, им будет комфортно, и у них будет проявляться интерес к обучению.

























2.  Анализ опыта использования дифференцированного метода обучения и его применение на уроках технологии в начальной школе

Не во всех школах, учителя на уроках технологии используют метод дифференцированного обучения. Многие считают, что в начальной школе не стоит делить детей на группы при обучении. Проще всего дать всем детям одно задание и просто контролировать, чтобы все шло как надо. Не всегда такой метод будет оправдан. Дети с разным уровнем развития будут усваивать информацию совершенно по-разному. Одним достаточно один раз увидеть, и они тут же смогут все воспроизвести идентично показанному примеру. Для других можно будет объяснять несколько раз, но они в итоге так и не поймут задание.

Учителя, которые считают, что не стоит детей в начальной школе на уроке технологии делить по группам, опираясь на специфику детей, столкнутся с многочисленными проблемами. К концу урока, результат не будет таким, каким хотелось бы его видеть. Единицы справятся с поставленной учителем задачей. Одни не успеют сделать работу вовремя, третье не поймут задания, и сделают то, что они посчитают нужным. Но ведь учитель будет ждать от большей половины класса - хороших результатов. Поскольку он старался, объяснял, наглядно показывал все, а отдачи не увидел.

Также нельзя не забывать о технике безопасности на уроках технологии. Часто, планируя оригинальные задания для детей, могут понадобиться предметы, если их неправильно использовать в работе, могут нанести вред здоровью ребенка. В современных классах очень много детей. Как уследить за таким количеством детей? Все дети разные: одни сидят тихо и ждут, когда учитель «даст команду - делаем теперь самостоятельно», то другие не могут усидеть на месте (в результате чего, могут прослушать, как выполнять работу). Тем самым могут травмироваться, выполняя ту или иную работы.

Можно сделать вывод, что квалифицированная организация дифференцированного подхода в обучении технологии требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса. Учителю важно ознакомиться с уже имеющимся передовым опытом, по составлению и использованию различных предметов (пособий) для дифференцированной работы с учащимися.

Как же осуществлять дифференциацию обучения на уроках технологии? Для этого необходимо:

- уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения на уроке;

- разработать или использовать уже готовые задания (для урока технологии), позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;

- использовать дифференцированные задания с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;

- в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу (если есть такая возможность и достаточное количество учителей технологии);

- при успешном выполнении учащимся определенных целей заданий пониженного уровня сложности, перевести учащегося в другую группу;

- создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы (в зависимости от темы урока).

На уроке технологии достаточно тяжело реализовать дифференцированные группы учащихся. Вариативность заданий, которые можно дать детям - не так уж и велика. Более того уроки технологии зачастую травмоопасны (детям приходится работать с: ножницами, мелкими деталями (бисер) и т.д.).

Зная особенности каждого ребенка в классе, учитель должен придумать разные варианты подачи одной и той же темы (одного и того же задания).

Например: тема урока «Лепка из пластилина солнечной системы». Из пластилина можно слепить абсолютно все, даже неотъемлемого спутника планеты Земля - Луну. При построении урока по данной теме, можно разделить детей, в зависимости от уровня их развития. Детям, которые очень развитые, любят активно работать на уроке, можно дать более сложное задание - сделать всю солнечную систему. Детям, которые менее активны на уроках, можно предложить на выбор один предмет из солнечной системы, а потом из всех предметов, тоже сделать солнечную систему. При этом мы затронем все сферы дифференцированного обучения. По сути, тема у всех одна - а методы ее реализации разные.

Так же данную работу можно провести в виде групповой работы. Тема для всех детей будет одна - «Планеты солнечной системы», задание для всех одно - сделать модель любой планеты солнечной системы. При этом, у слабых детей и у сильных - будут равные положения.

Тщательно подготавливаясь к уроку технологии необходимо обращать внимание на своеобразие класса, его психологию, потенциальные возможности каждого из учеников. Стоит стараться находить и реализовать такие приемы, которые дадут ученикам ощущение самостоятельности, творческого и активного участия в процессе обучения. Решающую и важную роль, играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику учителем по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Это особенно важно для слабых учеников.

Основными задачами учителя являются: доведение данных учащихся до среднего уровня, а также обучение их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности (в работах творческого характера). Это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для работы с сильными учащимися на уроках технологии можно использовать следующие формы и приемы:

1. Держать учащихся в "рабочей форме”, то есть увеличивать объем работы по их возможностям, что обеспечивает занятость учащихся на уроке.

2. Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:

- применять задания повышенной трудности:

- самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий; творческие задания: выполнить работу по образцу.

Проблема управления процессом обучения на уроках технологии особенно остро встает при работе со слабыми учащимися. Такие школьники не умеют применять свои знания их на практике, не владеют приемами необходимыми для учебной деятельности.

Некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися:

- развитие зрительной памяти;

- проверить, правильно ли выполнено задание;

- выполнение заданий на выбор;

- выполнение заданий с наличием образца.

Дифференцированное обучение необходимо на уроках технологии, для лучших результатов работы детей и для развития способностей каждого ребенка (не зависимо от отставания в развитии или других отклонений).

Ученые, врачи, педагоги-новаторы призывают педагогов, чаще применять и использовать в работе все новое. Для учителей, важно, чтобы они захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные педагогические технологии в наш информационный век.



























3. Специфика дифференцирования детей на уроках технологии

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения. Однако если опираться на проведенное исследование (используя внутреннее дифференцирование) - детей можно разделить на следующие группы.

«Вариативность деления детей на группы»

Вариант 1: после анализа результатов, выявить личности, у которых склонность к лидерству и при делении всего класса на группы, необходимо сделать так, чтобы в каждой группе был ученик-лидер (который будет тянуть за собой всю свою группу). Но данный вариант, не стоит использовать часто, поскольку у всех остальных детей будет застой в развитии определенных качеств.

Вариант 2: Если после анализа исследования, выявились дети, у которых выявлена бедность воображения, то таких детей можно объединить в одну группу и дать задание, в котором все структурировано и не нужно проявлять фантазию. Но данный вариант, не стоит использовать часто, поскольку современное образование основано на развитии всех качеств у ребенка. Если мы будем часто делить детей по такому принципу, то у детей не будет развиваться воображение, но при этом будет усиленно тренироваться структурированная работа (по образцу).

Вариант 3: Если после исследования выявилось, что в классе присутствуют дети, которые не способны воспринимать информацию в том виде, в котором ее преподносят, то следует разбавить группу из таких детей, учениками, которые воспринимают поставленную перед ними задачу, так как надо. Тем самым мы даем возможность всем детям данных групп получить на выходе необходимый результат.

Вариант 4: Данное деление будет построено на типы мышления.

Зная о существовании типов мышления можно детей поделить на:

  1. Детей с практическим (наглядно-действенным) мышлением. Ребенок способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации, на основании полученного ранее опыта.

  2. Детей с образным (наглядно-образным) мышлением. Ребенок пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением.

  3. Детей с абстрактно-логическим мышлением. Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом.

Так же и с другими типами мышления. Деток с одинаковым типом мышления можно объединить в одни группы.

Вариант 5: Весь класс - одна большая группа, в которой присутствуют абсолютно разные личности. Данный вариант, более удобен для проведения на уроках технологии. Поскольку, на выходе, все работы будут разные (при условии, что задание давалось одно).

Так же после проведения диагностик, можно выявить множество групп для распределения детей. Но деление детей не группы не является дифференциацией. Под дифференциацией принято понимать именно организацию процесса обучения, опираясь на индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т.д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

Дифференциация важна для построения урока. Зная, по каким параметрам можно разделить детей, для постановки перед ними той или иной задачи, урок получается более продуктивным. Если распределить детей, так, чтобы учащиеся определенных групп (выделенных по успеваемости, усидчивости, способностям, восприятию чего-либо и т.д.), то у детей не пропадет интерес к получению новых знаний и умений. Детям с сильными показателями активности, успеваемости усидчивости и т.д. помогать другим учащимся - в радость, а те, в свою очередь - тянутся к сильным детям. Тем самым, формируется коллектив в классе и нормализуется работа всех учащихся.

«Основные способы дифференциации»

  1. Дифференциация по способностям.

Происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и развития учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, памяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе. Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявления способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые учебные программы.

  1. Дифференциация по неспособностям

Результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем или иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, отстающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Также данный способ дифференциации, может быть на определенном предмете, например, если у ребенка на уроке технологии не получается ни лепить, ни клеить, ни вырезать. Таким детям нужно уделять больше внимания на уроке, или наставить к ним наставников (которые быстрее справляются с какими-либо заданиями).

  1. Дифференциация по интересам

Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т. п. Также данный вид дифференциации может быть рассмотрен на конкретном примере. Например, если у ребенка хорошо, получается, вырезать и клеить, а работа с пластилином ему дается с трудом. Учитель может поставить данного ребенка наставником к отстающим, чтобы помочь вырезать что-либо или приклеить, при этом развивая его способности работая с пластилином.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дифференциация необходима на уроках технологии, для того чтобы: знать, к каким детям нужен какой подход; для составления плана урока, учитывая особенности учеников; для удобства выполнения каких-либо заданий детьми всего класса и т.д.



Библиографический список

1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992. - 56с.

2. Амонашвили Ш.А. «Личностно - гуманная основа педагогического процесса». - Минск, 1990.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2010. - 678 с.

4. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М Галямова, В.В. Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.

5. Дифференциация как система. Ч.1.Ч.2. М.: Новая школа,1992.

6. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015.

7. Кашканова Л. З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). -- СПб.: Реноме, 2012. -- С. 132-136.

8. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 c.

9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.