СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Организация образовательного квеста по основам безопасности жизнедеятельности "гимназия-академия безопасности".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель образовательного квеста-это обобщение и систематизация знаний, умений и практических навыков обучающихся, полученных в процессе обучения. Образовательный квест, позволяет решить задачи: воспитательную, развивающую, образовательную.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Организация образовательного квеста по основам безопасности жизнедеятельности "гимназия-академия безопасности".»

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина

(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина)










Методическая разработка

Организация образовательного квеста

по основам безопасности жизнедеятельности


«Гимназия – академия безопасности»







Разработана:

учителями методического объединения

«Физическая культура и ОБЖ»

Лисеенко В.Г., Кондратенко Н.С.,

Сазонова О.А., Сазонова М.Р.

Бутенко О.В., Маркина Е.В., Швецова Н.А.






2023 год

Калининград

Обоснование актуальности, цели и задачи квеста

дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»


Современное общество несет огромные человеческие потери от несчастных случаев, техногенных катастроф, аварий, стихийных бедствий и социальных проблем. Безопасность жизнедеятельности считается одной из наиболее важных проблем во всем мире, требующих решения.

Цель безопасности жизнедеятельности как науки – это защита человека от негативных воздействий техногенного, естественного и социального происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Достичь цели можно следуя трем основным правилам безопасного поведения в опасных ситуациях:

- первое правило: «Предвидеть опасность». На основе теоретических знаний, получаемых, в том числе в школе во время обучения;

- вторе правило: «По возможности избегать опасность». Анализ, моделирование и прогнозирование опасной ситуации на основе знаний;

- третье правило: «При необходимости действовать решительно». Знания, умения и навыки уметь применять на практике. Придерживаясь двух первых правил, не придется применять третье, где вам понадобится всё ваше мужество.

Гимназия это та образовательная структура, где обучающиеся получают по всем дисциплинам необходимые знания, умения и практические навыки, в том числе и основы безопасного поведения в повседневной жизни. Перед современной педагогикой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в получении необходимых знаний, умений. Одним из способов стимулирования интереса к обучению являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса школьников с использованием различных современных технологий. Так появилась одна из форм организации учебного процесса – образовательный квест. Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является проблемное задание с элементами ролевой игры.

Основная цель образовательного квеста – это обобщение и систематизация знаний, умений и практических навыков обучающихся, полученных в процессе обучения.

Образовательный квест, позволяет решить задачи:

- образовательную - вовлечение учащихся в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности, выявление умений и способностей работать самостоятельно и в команде);

- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей; формирование навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

- воспитательную - воспитание сознательного отношения к выполнению задания, воспитание ответственности в вопросах личной и общественной безопасности.


Основная идея и концепция


Образовательный квест по основам безопасности жизнедеятельности — это еще и интеллектуально-экстремальный вид игр, приключенческая игра, которая имеет идею, правильного поведения человека в опасной ситуации. Основная концепция квест-игры заключается в прохождении в составе команды станций с разными практическими заданиями. Капитану команды необходимо принять правильное решение и, применяя знания, умения и навыки практически выполнить ряд задач в сложной экстремальной ситуации.



Целевая группа, на которую рассчитан квест


Образовательный квест в зависимости от содержания заданий (станций) рассчитан на определенную возрастную категорию учеников – начальные, средние или старшие классы, включая специфику их здоровья. Современные технологий обучения позволяют проводить квест-игру как в целом, так и по частям, отдельным станциям. Для каждой возрастной категории можно подобрать «свои станции».

Квест-игру можно рассматривать как форму организации учебной работы не только во время урока, но и во внеурочной деятельности – как спортивные мероприятия.


Стратегия и механизмы реализации квеста


Вопросы организации образовательной квест-игры занимают одно из ведущих мест в методическом мастерстве преподавателя. Потому как успех и интерес участия в квест-игре зависит не только от подготовленности участников и имеющейся материально-технической базы, но и от правильной, чёткой организации их проведения.

Организация образовательного квеста включает:

1. Подготовку;

2. Проведение;

3. Подведение итогов.

Подготовка к проведению образовательного квеста

Квест-игра организуется в соответствии с утверждённым Положением о проведении квеста. Подготовка осуществляется заблаговременно. Чем выше ранг (масштаб) проведения квест-игры (в классе, между классами, параллелями классов, школами), тем больше времени требуется на подготовку. Подготовка зависит от ранга, станций, задействованной материально-технической базы и, в основном, слагается из составляющих:

- планирование (разрешение на проведение квеста в назначенное время, определенный срок, использование материально-технической базы);

- разработка «Положения о проведении квеста»;

- разработка приказа на проведение квеста, тренировок (обязательно, если включена стрельба в тире) (Приложение 1, 1а);

- подготовка участников квеста;

- подбор и подготовка рабочей группы, контролеров-судей на этапах (станциях);

- подготовка материальной базы (инвентаря и оборудования);

- подготовка документации, рабочего материала и информации;

- приобретение наград для участников;

- составление сюжета, заданий и сценарного плана квеста.


Подробное описание квеста (программа), которое включает описание

этапов с указанием продолжительности, заданий и вопросов


Проведение квеста


Разработка программы, содержания, правил и структуры квест-игры излагается в Положении о проведении квеста. Задания для квест-игры комплектуются из ряда заданий по основам безопасности жизнедеятельности для соответствующей возрастной категории учащихся. Задания могут быть разделены на две группы: теоретические и практические.

Мы разберем организацию квест-игры с учениками старших 10-11-х классов. Положение согласовывается с заинтересованными структурами (методическими объединениями) и утверждается руководителем образовательной организации


Положение

о проведении образовательной квест-игры

"Гимназия – академия безопасности"


Квест-игра проводится в два этапа.

1-й этап – теоретический «Знание – сила!»;

2-й этап – практический «Теория без практики мертва».

1. Цели и задачи:

Квест-игра проводится в целях обобщения и систематизация знаний умений и практических навыков обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • закрепление умений и практических навыков, полученных в процессе обучения на уроках ОБЖ;

  • развитие мышления, способности быстро ориентироваться, оценивать обстановку и правильно действовать в экстремальных ситуациях;

  • воспитание ответственного отношения к личной и общественной безопасности;

  • воспитание сплоченности учеников и развитию навыков работы в команде в опасных ситуациях.

2. Место проведения: учебная аудитория 311-Р, фойе блока «Романтики», спортивный зал № 1 и тир гимназии.

3. Время проведения: 28 ноября (суббота) 2020 года 14.00-15.30.

4. Участники квест-игры: ученики 10-11-х классов гимназии.

Состав команды:

- от параллели 10-х классов 4 команды по 5 учеников (юноши и девушки);

- от параллели 11-х классов 5 команд по 5 учеников (юноши и девушки);

Форма одежды: спортивная (кроссовки, спортивные брюки и футболка).

Заявки на участие в квест-игре от классов подать до 18.00 24 декабря 2020 года учителю физкультуры и ОБЖ Лисеенко В.Г.

5. Оргкомитет

Общее руководство по подготовке и проведению квеста возлагается на оргкомитет, в состав которого входит администрация гимназии, учителя методического объединения «Физическая культура и ОБЖ», представители Совета старшеклассников.

Председатель оргкомитета – учитель физкультуры и ОБЖ Лисеенко В.Г.;

Главный секретарь - учитель физкультуры Бутенко О.В.

6. Программа, правила квест-игры и итоги по этапам (станциям)

Квест-игра проводится на базе гимназии, в специально подготовленных местах. Начинается игра с общего построения всех участвующих команд в спортивном зале. Доводится сюжет игры. Далее организатор мероприятия объясняет участникам программу и правила игры. Проводит инструктаж по технике безопасности. Проводит жеребьевку. Жеребьевка является частью первого этапа. После первого этапа каждая команда получает маршрутный лист с индивидуальной последовательностью остановок. В соответствии с этим маршрутом команда должна пройти 10 станций практического этапа. На каждой станции судья-контролер проверяет правильность выполнения предложенного задания, а также правильность заполнения маршрутного листа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (теоретический) «Знание – сила!»

Командам выдается первое задание с вопросами (Приложение 2, 2а). Необходимо ответить на все вопросы и бланк с ответами сдать организатору. Очередность выполнения теоретического задания соответствует месту и номеру жеребьёвки. За теоретическое задание начисляются баллы в соответствии с занятым местом. За каждый неправильный ответ - минус 1 балл. Максимальное время выполнения задание 10 минут. При правильном заполнении ответов, в выделенном столбце можно прочитать боевое название вашей команды. Пользование мобильными телефонами запрещено.

Вопросы:

1. Какое кровотечение считается наиболее опасным?

2. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 5% раствором лимонной кислоты.

3. Русский и советский химик-органик, изобретатель первого эффективного противогаза.

4. Мероприятие по спасению людей с места пожара. 

5. Вид инженерного защитного сооружения.

6. Воинское звание категории солдаты и матросы.

7. Необходим для остановки кровотечения.

8. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 2% раствором соды.

9. Как называется гол между направлением на север и направлением на ориентир.

10. Средство защиты органов дыхания. 

11. Главный в игровой команде.

12. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб.


ВТОРОЙ ЭТАП (практический) «Теория без практики мертва»

Маршрутный лист (Приложение 3) выдаётся на общем построении после теоретического этапа. Последовательность прохождения станций согласно занятым местам на теоретическом этапе. Команда занявшая:

- первое, второе и третье место начинают маршрут со станции № 1;

- четвертое место со станции – № 4;

- пятое место со станции – № 5;

- шестое место со станции – № 6;

- седьмое, восьмое и девятое место со станции – № 7.

Менять порядок прохождения станций запрещается. После прохождения своей первой станции команды перемещаются последовательно на следующую станцию. То есть, с первой на вторую, со второй на третью и т.д., с девятой станции – на первую. На каждой станции команда должна быть в полном составе.

Станция № 1 «Ориентирование на местности». Определить свое местонахождение на план-схеме и определить Ам (азимут магнитный) на один из пяти ориентиров.

Капитан команды на план-схеме эвакуации гимназии (Приложение 4) находит своё местонахождение и указывает судье-контролеру. С исходного положения определяет и записывает в свой маршрутный лист Ам (азимут магнитный) на один из указанных ориентиров. Номер ориентира указан в вытянутой карточке. Максимальная оценка за задание 10 баллов. Время на выполнение задания – 3 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- определение местонахождения на план-схеме - 1 балл;

- в определении Ам более чем +- 5 градусов - 1 балл;

- в определении Ам более чем в +- 10 градусов – 2 балла;

- затрачено время на выполнение задания более 3 минут – 3 балла.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы. Количество баллов на станции № 1, соответствует номеру кабинета при эвакуации при пожаре, станция № 3.


Станция № 2 «Пожар». Тушение очага пожара (при возгорании электроприбора) с помощью первичных средств пожаротушения.

Судья-контролер указывает на очаг возгорания электроприбора. Капитан команды распределяет обязанности членов команды и порядок действий. Максимальная оценка за задание 10 баллов. Время на выполнение задания – 2 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- в определение типа огнетушителя - 2 балла;

- не вызвана пожарная команда - 1 балл;

- не надета ватно-марлевая повязка – 1 балл;

- затрачено время на выполнение задания более 2 минут – 3 балла.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


Станция № 3 «Эвакуация». Эвакуация из здания и определение знаков пожарной безопасности.

Судья-контролер называет номер кабинета блока «Романтики». Номер кабинета соответствует количеству баллов, набранных на станции № 1. Например, 8 баллов соответствует кабинету № 308 блока «Романтики». Капитан команды на план-схеме эвакуации (Приложение 5) находит кабинет и отмечает точкой. От указанного кабинета, учитывая знаки пожарной безопасности произвести эвакуацию команды до выхода. На пути эвакуации сосчитать количество знаков пожарной безопасности (Приложение 6) и записать в маршрутный лист. Максимальная оценка за задание 10 баллов. Время на выполнение задания – 3 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- в определение номера кабинета - 2 балла;

- ошибка в количестве знаков, за каждую группу по - 1 баллу;

- затрачено время на выполнение задания более 3 минут – 3 балла.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


Станция № 4 «Преодоление зоны химического заражения». Надевание ОЗК (общевойскового защитного комплекта) и преодоление зараженного участка местности.

По команде судьи-контролера «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы» один из участников надевает ОЗК и преодолевает условную зону химического заражения. Максимальная оценка за задание 10 баллов. Время на выполнение задания – 3 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- перекос шлем-маски противогаза - 2 балла;

- за каждый не застёгнутый шпенёк на плаще или чулках по - 1 баллу;

- перекос при застегивании плаща – 1 балл.

- затрачено время на выполнение задания более 3 минут – 3 балла.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


Станция № 5 «Спасательные работы на воде». Бросок конца «Александрова»

По команде судьи-контролера «Старт» один из участников бросает конец «Александрова» в зону «утопающего» с расстояния 9 метров. Делается 2 попытки. Максимальная оценка за задание 10 баллов. Время на выполнение задания – 2 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- заступ за контрольную линию - 5 баллов;

- непопадание в цель с первой попытки - 5 баллов;

- непопадание в цель со второй попытки - 10 баллов.

- затрачено время на выполнение задания более 2 минут – 5 баллов.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.

Станция № 6 «Вязка туристических узлов».

Капитан команды берет две из пяти лежащих на столе карточки с указанием наименования узлов и определяет выполняющего задание. По команде судьи «Старт», назначенный участник завязывает выбранные два узла из пяти: «Булинь», «Стремя», «Прямой», «Восьмерка», «Шкотовый». Разрешается пользоваться схемой узлов (Приложение 7). Максимальная оценка за задание 10 баллов. Контрольное время – 2 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- завязан узел несоответствующий выбранной карточке - 5 баллов;

- не завязан узел (за каждую ошибку) – 5 баллов;

- затрачено время на выполнение задания более 2 минут – 5 баллов.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


Станция № 7 «Подтягивание на перекладине». Физическая подготовка.

Капитан команды назначает двоих участников для выполнения задания. Подтягивание на перекладине выполняется из положения виса, хват прямой, без рывков, хлёстов и маховых движений, каждый раз из неподвижного положения.

Количество подтягиваний каждым участником определяет количество пулек на стрельбе станции № 8. Каждые два подтягивания – соответствуют одной пульке. Максимальное количество баллов в задании начисляется по количеству пулек. Время выполнения упражнения ограничивается 1 минутой. Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


Станция № 8 «Неполная разборка-сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)». Основы военной службы.

Капитан команды назначает двоих участников для выполнения задания. По команде судьи-контролера «К выполнению норматива – ПРИСТУПИТЬ» Один участник выполняет разборку макета автомата. Алгоритм разборки автомата:

1. Отделить магазин.

2. Произвести контрольный спуск.

3. Вынуть пенал.

4. Отделить шомпол.

5. Отделить возвратный механизм.

6. Отделить затворную раму с затвором.

7. Отделить затвор от затворной рамы.

8. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Без остановки секундомера второй участник выполняет сборку макета автомата в обратной последовательности. Секундомер останавливается после того, как участник положил на стол собранный макет автомата. Учитывается общее время в секундах. Судья-контролер отмечает в маршрутном листе затраченное на задание время. Начисление очков (баллов) – по занятым местам. Например, всего участвует 9 команд, первое место соответствует 9 баллам, последнее место – 1 баллу.


Станция № 9 «Стрельба из пневматической винтовки». Основы военной службы.

Капитан команды назначает двоих участников для выполнения задания. Стрельба ведется из пневматической винтовки (ИЖ-38 или МР-512) с расстояния 10 метров сидя за столом по фигурным мишеням (Приложение 8). Каждому участнику необходимо поразить 5 фигурных мишеней на своем направлении. Принцип поражения мишени – «попал – упала». Количество пулек для выполнения стрельбы согласно выполненному заданию по физической подготовке: каждые два подтягивания – соответствуют одной пульке. После поражения участником мишеней на своём направлении разрешается помощь товарищу оставшимися пульками. За каждую непоражённую мишень начисляется 5 секунд штрафного времени. За каждую оставшуюся после стрельбы пульку начисляется бонус 10 секунд. Место команде определяется по времени выполнения упражнения (с учётом штрафа и бонусов) и поражённым мишеням. В начале места распределяются по затраченному времени между командами, которые поразили все мишени. Затем места распределяются между командами, у которых есть непоражённые мишени. Начисление очков (баллов) – по занятым местам. Например, всего участвует 9 команд, первое место соответствует 9 баллам, последнее место – 1 баллу.

Порядок подачи команд и учет времени. На огневом рубеже судья-контролер дает команду «ЗАРЯЖАЙ». После доклада о готовности к стрельбе подаётся команда «ОГОНЬ» и включается секундомер. По окончании стрельбы и доклада участником «Стрельбу закончил» секундомер останавливается. За нарушение мер безопасности при выполнении упражнения участник снимается с соревнований и команде определяется последнее место.


Станция № 10 «Оказание первой помощи пострадавшему. Вызов спасателей». Основы медицинских знаний.

Задание: «Необходимо оказать первую помощь пострадавшему при артериальном кровотечении в области голени и вызвать спасателей. Радиосвязь отсутствует». Задание выполняется на манекене «Максим». Алгоритм выполнения задания:

  1. Остановить кровотечение пальцевым прижатием;

  2. Наложить кровеостанавливающий жгут

  • завести жгут выше места ранения, растянуть и первым витком прижать жгут до остановки кровотечения (не на голое тело);

  • следующие туры жгута накладывать с меньшим усилием;

  • обернуть петлю-застёжку вокруг жгута и закрепить её;

  • вставить записку с временем остановки кровотечения;

  • наложить на место ранения стер

  • ильную повязку.

3. Вызвать спасателей.

Вызов спасателей по заданию (вытянутой карточкой): белыми полосками материи выкладывается сигнал бедствия в соответствии международной кодовой таблице (Приложение 9).

Максимальная оценка за задание 10 баллов. Контрольное время – 3 минуты. Штраф начисляется за ошибки:

- за каждый невыполненный пункт алгоритма – по 1 баллу;

- сигнал бедствия не соответствует международной кодовой таблице – 5 баллов;

- затрачено время на выполнение задания более 3 минут – 5 баллов.

Судья-контролер отмечает в маршрутном листе набранные баллы.


7. Подведение итогов. Определение победителей и награждение

Победитель квест-игры в командном зачете определяется по наибольшей сумме набранных баллов на всех этапах (сводный протокол) (Приложение 10). В случае равенства баллов в командах, преимущество отдается команде, имеющей лучший результат в выполнении задания станции № 9 «Стрельба из пневматической винтовки».

Награждение: команды, занявшие 1-е, 2-е, и 3-е места в общем зачете награждаются грамотами. Всем участникам квест-игры выставляется оценка «отлично» по ОБЖ и физической культуре.










СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КВЕСТ-ИГРЫ

"ГИМНАЗИЯ – АКАДЕМИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"


Квест-игра проводится в два этапа.

1-й этап – теоретический «Знание – сила!»;

2-й этап – практический «Теория без практики мертва».

Квест-игра проводится на базе гимназии, в специально подготовленных местах: спортивный зал № 1, тир, фойе 3-го этажа блока «Романтики». Начинается игра с общего построения всех участвующих команд в спортивном зале.

Организатор квест-игры доводит до участников сюжет игры, легенду.

СЮЖЕТ: Группа российских специалистов, задействованных на строительстве важных государственных объектов в одной из стран Ближнего Востока, была захвачена террористами. В настоящее время российские специалисты удерживаются в качестве заложников. Террористы выдвигают ряд политических условий и требуют выкуп. Руководством страны было принято решение: направить в район удержания заложников специалистов-профессионалов и освободить заложников.

Для выполнения поставленной задачи были сформированы 9 разведгрупп (по количеству команд) по 5 человек. Каждая разведгруппа прошла подготовку и готова действовать в любой экстремальной обстановке. В связи со сложностью выполнения задания разведгруппы направлены в район удержания заложников с разных направлений. Главная задача разведгруппы – освободить заложников и остаться в живых.

Направления будут распределены (кто с какой станции начинает маршрут) после Первого Этапа (теоретический) «Знание – сила!».

Далее организатор мероприятия объясняет участникам программу и правила игры. Проводит инструктаж по технике безопасности. Проводит жеребьевку. Жеребьевка является частью первого этапа. После первого этапа каждая команда получает маршрутный лист с индивидуальной последовательностью остановок. В соответствии с этим маршрутом команда должна пройти 10 станций практического этапа. На каждой станции судья-контролер проверяет правильность выполнения предложенного задания, а также правильность заполнения маршрутного листа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (теоретический) «Знание – сила!»

Командам выдается первое задание с вопросами (Приложение 2, 2а). Необходимо ответить на все вопросы и бланк с ответами сдать организатору. При правильном заполнении ответов, в выделенном столбце можно прочитать боевое название вашей команды. Пользование мобильными телефонами запрещено. Очередность выполнения теоретического задания соответствует месту и номеру жеребьёвки.


ВТОРОЙ ЭТАП (практический) «Теория без практики мертва»

Маршрутный лист (Приложение 3) выдаётся на общем построении после теоретического этапа. Последовательность прохождения станций согласно занятым местам на теоретическом этапе. Первое место соответствует станции № 1, второе – станции № 2 и т.д. Каждая команда начинает маршрут со своей станции. После прохождения своей первой станции команды перемещаются последовательно на следующую станцию. То есть, с первой на вторую, со второй на третью и т.д., с девятой станции – на первую. На каждой станции команда должна быть в полном составе. Судья-контролер предоставляет оборудование станции, разъясняет условия выполнения задания и контролирует ход его выполнения. Судья-контролёр имеет право снять команду с игры при нарушении участником техники безопасности. После выполнения отмечает в маршрутном листе набранные на станции баллы.

Станция № 1 «Ориентирование на местности». Определить свое местонахождение на план-схеме и определить Ам (азимут магнитный) на один из пяти ориентиров.

Оборудование:

- компас – 3 шт.;

- карточки с указанием номера ориентира – 5 шт.;

- фишки-ориентиры – 5 шт.;

- стол – 1 шт.;

- ручка – 3 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 2 «Пожар». Тушение очага пожара (при возгорании электроприбора) с помощью первичных средств пожаротушения.

Оборудование:

- огнетушители ОУ, ОП, ОВП – по 1 шт.;

- ватно-марлевая повязка – 10 шт.;

- телефон – 1 шт.;

- стол – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 3 «Эвакуация». Эвакуация из здания и определение знаков пожарной безопасности.

Оборудование:

- план-схема эвакуации – на команду по 1 шт.;

- бланк знаков пожарной безопасности - на команду по 1 шт.;

- ручка – 1 шт.;

- стол – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 4 «Преодоление зоны химического заражения». Надевание ОЗК (общевойскового защитного комплекта) и преодоление зараженного участка местности.

Оборудование:

- ОЗК разных размеров – по 1 комплекту;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 5 «Спасательные работы на воде». Бросок конца «Александрова»

Оборудование:

- конец «Александрова» – 1 шт.;

- мат гимнастический – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 6 «Вязка туристических узлов».

Оборудование:

- веревки по 2 метра – 8 шт.;

- схема узлов – 1 шт.;

- карточки с названием узлов – 5 шт;

- стол – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 7 «Подтягивание на перекладине». Физическая подготовка.

Оборудование:

- перекладина – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 8 «Неполная разборка-сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)». Основы военной службы.

Оборудование:

- модель массогабаритного автомата (АКМ, АК-74) – 1 шт.;

- стол – 1 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 9 «Стрельба из пневматической винтовки». Основы военной службы.

Обращать внимание на соблюдение мер безопасности на огневом рубеже!!!

Оборудование:

- винтовка пневматическая (ИЖ-38 или МР-512) – 2 шт.;

- пульки – в зависимости от кол-ва подтягиваний на перекладине;

- мишень фигурная – 2 шт;

- стол – 2 шт.;

- стулья – 2 шт.;

- таблица и протоколы;

- секундомер.


Станция № 10 «Оказание первой помощи пострадавшему. Вызов спасателей». Основы медицинских знаний.

Оборудование:

- манекен «Максим» – 1 шт.;

- жгут кровеостанавливающий – 1 шт.;

- бинты разные – по 2 шт;

- стол – 2 шт.;

- бумага – 10 листов;

- ручка, карандаш – по 1 шт.;

- международная кодовая таблица сигналов бедствия – 1 шт:

- нарезка полос листов бумаги для сигналов бедствия - 10 листов;

- карточки с заданием – по 1 шт.;

- секундомер.


6. Подведение итогов квеста

Подведение итогов квеста проходит после прохождения маршрута и выполнения задания всеми командами. В оргкомитет сдаются маршрутные листы и протоколы судей-контролёров, листы с выполненными заданиями со станций. При подведении итогов участвуют судьи-контролеры станций.

При подведении итогов члены жюри заполняют сводный протокол и определяют места в командном зачёте. Места определяется по наибольшей сумме набранных баллов на всех этапах. В случае равенства баллов в командах, преимущество отдается команде, имеющей лучший результат в выполнении задания станции № 9 «Стрельба из пневматической винтовки».

Подведение итогов проводится на общем построении в спортивном зале.

Награждение: команды, занявшие 1-е, 2-е, и 3-е места в общем зачете награждаются грамотами. Всем участникам квест-игры выставляется оценка «отлично» по ОБЖ и физической культуре.

Ожидаемые результаты, социальный и образовательный

эффект от реализации квеста


Результаты и эффект от реализации квеста сложно предсказать. Это будет зависеть от слаженных действий всех участников мероприятия и педагогического коллектива и учеников. Не надо забывать русскую пословицу: «Ложка дегтя бочку мёда портит».


После прохождения всех этапов квеста командам даётся задание: написать отчет, указав свои впечатления от проведенного мероприятия. Обязательным условием отчета – перечислить этапы, задания, станции, вопросы, при прохождении которых были затруднения в их выполнении.

Оргкомитет после построения и подведения итогов мероприятия проводит совещание. На совещании проводится анализ работы по организации квеста:

- отмечается уровень и качество практической подготовки учащихся по программе курса ОБЖ, умение анализировать и принимать решения в сложной обстановке;

- вносятся предложения по коррекции в изучении вопросов, которые вызвали у участников затруднения;

- отмечается положительное в организации мероприятия, разбираются нюансы, ошибки, просчёты;

- отмечается, насколько достигнуты цели и задачи, которые ставил перед собой оргкомитет образовательного квеста.


Данная методическая разработка составлена с целью, оказать помощь педагогам в организации подобных мероприятий в урочной или внеурочной деятельности своего предмета.


























Источники и литература:

  • Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016.

  • Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое по-собие/ НИТГиК СГУГиТ; сост. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Новосибирск 2020.

  • Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. -351 с.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. -320 с.

  • «Сценарий игры-квеста по ОБЖ "Школа выживания 2020" mega-talant.com"biblioteka.igry-kvesty-po-obzh.»










































Эскиз оформления квеста

(рисунки, фотографии, схемы, бланки, протоколы)




ПРИЛОЖЕНИЯ




























Приложение 1



Директору гимназии

Т.П. Мишуровской

от учителя физической культуры и ОБЖ

В.Г. Лисеенко



Заявление


Прошу Вашего разрешения на проведение 28 ноября (суббота) 2020 года с 14.00 до 15.30 в спортивном зале № 1, стрелковом тире гимназии, фойе 3-го этажа блока «Романтики» мероприятий, в рамках организации квест-игры по основам безопасности жизнедеятельности «Гимназия – академия безопасности» с учениками 10-11-х классов.

Ответственный за организацию квест-игры, соблюдение мер безопасности во время его проведения – учитель физической культуры и ОБЖ Лисеенко В.Г.


Учитель Лисеенко В.Г.

17.11.2020 года


























Приложение 1а


Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А.Гагарина

(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина)


ПРИКАЗ

21.11.2020г. № 292-о

г. Калининград

О проведении стрельбы из пневматической винтовки в рамках

организации квест-игры с учениками 10-11-х классов


В целях решения задач военно-патриотического воспитания, развития интереса и обобщения систематизации знаний умений и практических навыков по предметам ОБЖ и физической культуре, воспитания ответственности в вопросах личной и общественной безопасности


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. 28 ноября (суббота) с 14.00 до 15.30 в тире гимназии провести в рамках организации квест-игры «Гимназия – академия безопасности» стрельбы из пневматического оружия (винтовки ИЖ-38 и МР-512) с учениками 10-11-х классов.

2. Руководителем стрельбы и назначить Лисеенко В.Г. учителя физической культуры и ОБЖ, возложив на него ответственность за соблюдением мер безопасности при проведении стрельб, жизнь и здоровье участников квест-игры.

Руководителю стрельбы Лисеенко В.Г. перед началом стрельбы:

- подготовить и проверить состояние тира, исправность пневматического оружия;

- провести занятия по правилам заряжания, прицеливания и стрельбе из пневматического оружия среди участников квеста;

- провести инструктаж по правилам поведения в тире и безопасному обращению с оружием и боеприпасами во время проведения квеста.

3. Ответственным за медицинское обеспечение на период проведения мероприятий по стрельбе назначить Белоногову Е.А. – медицинского работника гимназии.

4. Заместителю директора Васейко Д.Б. оказать содействие Лисеенко В.Г. в организации квест-игры:

- провести беседу с классными руководителями 10-11-х классов и настроить их на активное участие класса в квест-игре;

- взять на контроль своевременную подачу заявок от классов на участие в квест-игре;

- помочь распечатать протоколы соревнований, подготовить бланки грамот.

5. Классным руководителям 10-11-х классов:

- провести разъяснительную работу среди учащихся класса;

- участвовать лично в подборе команды, подготовке болельщиков;

- своевременно подать заявку главному организатору мероприятия Лисеенко В.Г. на участие квест-игре.

6. Заместителю директора Васейко Д.Б., учителю Лисеенко В.Г. по окончании стрельб доложить мне о результатах и соблюдении мер безопасности.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Директор Т. П. Мишуровская


С приказом ознакомлены:

Заместитель директора Васейко Д.Б.

Учитель Лисеенко В.Г.

Фельдшер Белоногова Е.А.


Исп. Лисеенко В.Г.

8-921-615-81-39









































Приложение 2

ПЕРВЫЙ ЭТАП (теоретический) «Знание – сила!»


Вопросы:


1. Какое кровотечение считается наиболее опасным? (артериальное).

2. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 5% раствором лимонной кислоты. (аммиак).

3. Русский и советский химик-органик, изобретатель первого эффективного противогаза. (Зелинский Н.Д.).

4Мероприятие по спасению людей с места пожара. (эвакуация).

5. Вид инженерного защитного сооружения. (убежище).

6. Воинское звание категории солдаты и матросы. (рядовой).

7. Необходим для остановки кровотечения. (жгут).

8. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 2% раствором соды. (хлор).

9. Угол между направлением на север и направлением на ориентир.(азимут).

10. Средство защиты органов дыхания. (противогаз).

11. Главный в игровой команде. (капитан).

12. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб. (катастрофа).



р

т

е

р

и

а

л

ь

н

о

е



м

м

и

а

к










3з

е

л

и

н

с

к

и

й



в

а

к

у

а

ц

и

я




б

е

ж

и

щ

е






я

д

о

в

о

й







г

у

т









л

о

р










з

и

м

у

т











10п

р

о

т

и

в

о

г

а

з


11к

а

п

и

т

а

н






12к

а

т

а

с

т

р

о

ф

а


























Приложение 2а

ПЕРВЫЙ ЭТАП (теоретический) «Знание – сила!»


Вопросы:


1. Какое кровотечение считается наиболее опасным?

2. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 5% раствором лимонной кислоты.

3. Русский и советский химик-органик, изобретатель первого эффективного противогаза.

4Мероприятие по спасению людей с места пожара. 

5. Вид инженерного защитного сооружения.

6. Воинское звание категории солдаты и матросы.

7. Необходим для остановки кровотечения.

8. При аварии с утечкой какого опасного химического вещества даны рекомендации: ватно-марлевую повязку необходимо смочить водой или 2% раствором соды.

9. Угол между направлением на север и направлением на ориентир.

10. Средство защиты органов дыхания. 

11. Главный в игровой команде.

12. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб. 



1














2















3











4












5












6













7












8













9
















10











11












12













Приложение 3

Маршрутный лист

Команда_________________ класс___ Капитан_______________


№№

Название этапов, станций

Станция

Баллы, место,

время

Место

станции

1

Первый этап: «Знание - сила!» (теоретический тур).

Ответить на вопросы.

Место____

Спорт.

зал

№1

2

Второй этап: «Теория без практики мертва» (практический).

Пройти 10 станций.



1

Станция № 1 «Ориентирование» Определить свое местонахождение на план-схеме и определить Ам на один из пяти ориентиров.

Ориентир № ___

Ам _______

Баллы _____

Фойе

3

этаж

2

Станция № 2 «Пожар»

Тушение очага пожара (при возгорании электроприбора) с помощью первичных средств пожаротушения.

Баллы _____

Фойе

3

этаж

3

Станция № 3 «Эвакуация»

Эвакуация из здания и определение знаков пожарной безопасности.

план-схема,

Кабинет № ____

Знаки:

1 – ___;

2 – ___;

3 – ___;

Кабинет

блока

Р

4

Станция № 4 «Преодоление зоны химического заражения» Надевание ОЗК (общевойскового защитного комплекта) и преодоление зараженного участка местности.

Баллы _____

Фойе

3

этаж

5

С танция № 5 «Спасательные работы на воде» Бросок конца «Александрова»

Баллы _____

Спорт.

зал

№1

6

Станция № 6 «Вязка туристических узлов» Завязать 2 из 5: «Булинь», «Стремя», «Прямой», «Восьмерка», «Шкотовый»

Баллы _____

Спорт.

зал

№1



№№

Название этапов, станций

Станция

Баллы, место, время

Место

станции

7

Станция № 7 «Подтягивание на перекладине». Физическая подготовка.

Кол-во раз

1._____; 2______

Баллы _____

Тренажерный

зал

8

Станция № 8 «Неполная разборка-сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74».

Основы военной службы

4

Время_____


Место_____

Тир

9

Станция № 9 «Стрельба из пневматической винтовки».

Основы военной службы

Кол-во пулек:

1___; 2____

Поражено мишеней:

1___; 2____

Осталось пулек: ____

Время_______

Тир

10

Станция № 9 «Оказание первой помощи пострадавшему. Вызов спасателей».

Основы медицинских знаний

Баллы _____

Тир















Приложение 4

ПЛАН-СХЕМА ЭВАКУАЦИИ

Станция № 1 «Ориентирование»

Определить свое местонахождение на план-схеме


Приложение 5

ПЛАН-СХЕМА ЭВАКУАЦИИ

Станция № 3 «Эвакуация».

Эвакуация из здания и определение знаков пожарной безопасности.

Найти и обозначить свой кабинет на схеме


Приложение 6

Станция № 3 «Эвакуация»

Эвакуация из здания и определение знаков пожарной безопасности

Знак пожарной

безопасности

Название знака

пожарной безопасности

Количество знаков на пути эвакуации из кабинета №____





























Приложение 7

Станция № 6 «Вязка туристических узлов»

Узлы: «Восьмерка», «Шкотовый», «Прямой», «Стремя», «Булинь»













Приложение 8



Станция № 9 «Стрельба из пневматической винтовки».

Основы военной службы.



Стрельба ведется из пневматической винтовки на расстояние 10 метров по

фигурным мишеням

















Приложение 9

Станция № 10 «Оказание первой помощи пострадавшему.

Вызов спасателей».

Основы медицинских знаний


Сигналы бедствия в соответствии с

международной кодовой таблице





Приложение 10

Протокол квест-игры

по основам безопасности жизнедеятельности «Гимназия – академия безопасности»


№№

пп

Название этапов, станций

Начисление баллов командам

10-в

10-м

10-п

10-с

11-а

11-в

11-м

11-с

11-э

1.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (теоретический) «Знание – сила!»










2.

ВТОРОЙ ЭТАП (практический) «Теория без практики мертва»










1.

Станция № 1 «Ориентирование на местности».










2.

Станция № 2 «Пожар».











3.

Станция № 3 «Эвакуация».











4.

Станция № 4 «Преодоление зоны химического заражения».










5.

Станция № 5 «Спасательные работы на воде».










6.

Станция № 6 «Вязка туристических

узлов».










7.

Станция № 7 «Подтягивание на перекладине».










8.

Станция № 8 «Неполная разборка-сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)»










9.

Станция № 9 «Стрельба из пневматической винтовки».










10.

Станция № 10 «Оказание первой помощи пострадавшему. Вызов спасателей».










Общая сумма баллов










Руководитель квест-игры Лисеенко В.Г.