СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлены некоторые приёмы по проведению и организации урока английского языка с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку"»

Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности ребенка.

Коррекционная направленность уроков английского языка имеет также огромное значение для детей с нарушениями здоровья. Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения. Чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для  развития ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки  и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить  у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.   

Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое затем быстро им усваивается.

      Игры, другие занимательные упражнения и приемы  также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка  различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков,  что имеет огромное практическое значение.

На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС [3].

На начало каждого урока 3-5 минут уделяются на упражнения по развитию различных видов памяти: фотографической, пространственной, зрительной и ассоциативной. Для проведения данных упражнений требуется разделить листок на 12 равных частей и выдать ученикам. На доске учитель чертит точно такую схему и в ней крепит разнообразные картинки предметов, начиная с трех, а в конце учебного года учащиеся обучатся запоминать 12 предметов, и расставлять их в требуемое окно.

Для проведения тренировочных упражнений по зрительной памяти учитель засекает время для запоминания предметов и их местоположения, начиная с трех предметов, и для этого требуется 20 секунд. По мере добавления предметов в окна таблицы увеличивается количество секунд на запоминание. Когда все 12 окон таблицы заполняются, то обучающимся необходимо давать 60 секунд для запоминания предметов.

Упражнения по тренировке пространственной памяти настраивают учащихся на умение ориентироваться в пространстве, что иногда вызывает сложность у детей с ОВЗ.

Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики.

Также каждому ребёнку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение.



Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, для чего используется карточка оценки отношения к уроку. Каждый урок определяется:

– отношение обучающегося к занятию;

– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.



 Оцени своё отношение к занятию

Рис. 2 Образец карточки оценки отношения к занятию

В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятия материала путём постановки знака плюс в колонку с ответом «Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, если ребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций, то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».

Урок иностранного языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей.

Например, при работе с новым текстом, чтобы снять затруднение и напряжение используем следующие приемы работы:

  1. Finish the sentences (Закончи предложение)

e.g. In the middle of the room there is … (a big round table).

2. Find the beginning of the sentences (Найдите начало предложений).

e.g. (There is a little Clay Hut)… in the green wood.

3. Give the English equivalent to the Russian sentence (Найдите английский эквивалент русскому предложению).

e.g. В зеленом лесу проживали мудрые обезьяны (There lived wise monkeys in the Green Wood)

4. Whose translation is correct? (Какой перевод правильный?)

Ученикам на выбор предлагается три русских слова к английскому варианту

стул

a table парта

стол



Фонетическая зарядка, также как и речевая, помогает настроиться на работу на уроке английского языка. Используются небольшие рифмовки, поговорки пословицы и видеоролики и презентации. Фонетическая тренировка помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационный видеоролик. Данный вид деятельности проводится в виде игры и театрализации, что развивает все виды модальности у обучающихся.:

- слуховую,

- зрительную,

- моторно-двигательную.


Исходя из того, что преподавание английского языка придерживается практико-ориентированной направленности, в конце каждой пройденной темы, ученику предлагается творческая работа по созданию портфолио: оформить рисунки, создать презентации, конкурс на лучшего диктора, собрать из картинок предложения по пройденной теме. (Приложение 2)



 

Проведение уроков английского языка с детьми ограниченными возможности здоровья является сложным процессом, но при этом учитель получает отдачу от своей работы.

Изучив индивидуальные особенности обучающихся, появляется возможность планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимального увеличения самостоятельной деятельности учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-речевую активность.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.