ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)
Методическая разработка
открытого классного часа
Тема «Деревья тоже воевали»
Преподаватель:
Игнатенко О.Ю.
р.п.Красные Баки
2016 г.
Классный час
Тема: «Деревья тоже воевали»
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну,
Деревья тоже умирали,
Корнями к Родине прильнув.
Н.Королева
Ход классного часа
Преподаватель: (Вступление).
Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости! Сегодня, в преддверии Дня Российской Армии , в год 70-летия Дня Победы мы будем говорить о судьбе и роли деревьев в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего классного часа: «Деревья тоже воевали».
Цель: Формирование чувства гражданственности и патриотизма, творческого мышления, пробуждение познавательного интереса к историческому прошлому нашей Родины.
Задачи:
-показать роль деревьев в годы Великой Отечественной войны;
-рассказать о героических подвигах воинов и стойкости мирных жителей;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного отношения к деревьям, любовь к природе;
-развивать умения работать в коллективе.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.
(Негромко звучит песня «Священная война» муз. А.В. Александрова, сл. В.Лебедева - Кумача).
Студент: Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в памятном сорок первом году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту отчего края от фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Отечества встали леса.
Студент:( стихотворение Г.Гармата)
Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.
Преподаватель: 1942 год. Спасское-Лутовиново – родина И.С. Тургенева, великого русского писателя. В 1882 г. тяжело больной И.С. Тургенев писал другу из-за границы: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу». О каком же дубе пишет Иван Сергеевич?
1-й Студент:. В детстве он посадил в парке Спасского дубок – деревце лет десяти, быть может, своего одногодка. Дуб вырос. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, любил сидеть Иван Сергеевич. Этому дубу и передает он поклон. (Демонстрирует изображение дуба.)
Сейчас этому дубу около 150 лет. Высота его 28-30 м, а окружность ствола 5 м.
2-й Студент: Древние славяне называли дуб Перуновым деревом в честь самого главного и могучего бога Перуна. Они почитали дуб за красоту и силу. В древности из дуба которого делали практически все – от построек и долбленых челнов до оружия и орудий труда. Был дуб и источником пищевых продуктов, лекарств. Желуди содержат дубильные и белковые вещества, крахмал, сахара, жиры. В годы войны из них делали муку и пекли хлеб, а кору и листья дуба использовали вместо лекарств как кровоостанавливающее, противовоспалительное средство.
3-й Студент: Тургеневский край был местом ожесточенных сражений. Советские воины стойко обороняли родную землю, которая в их сознании еще и связывалась с именем Тургенева. Оккупанты, захватив Спасское, уничтожили почти все. Занесенные снегом пни – их здесь было около тысячи – свидетельствовали о жестокой порубке, искалечившей вековые парковые аллеи и окрестные рощи. Но дуб остался жив, хотя и пострадал от фашистов. Немцы превратили его в мишень. Огромное количество осколков снарядов и пуль засело в его древесине. Только после освобождения орловщины искусство многих специалистов спасло ему жизнь.
Студент: ( стихотворение И.Гончарова.)
Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может, седина на их коре,
Что путь был очень труден…
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва…
И каждому прохожему видны
Дубы, напоминающие взрывы…
1943, «Сталинград». Звучит первый куплет песни «Нам нужна одна победа».
1-й Студент:. Ураганом война пронеслась по Сталинграду. Весь город был полем боя. Каждый метр, каждый дом, каждый этаж сталинградской земли, надо было отбить у фашистов и удержать. Мамаев курган был центром этого великого, смертного, победного боя.
После битвы Мамаев курган называли железным, потому что больше, чем земли, было на нем осколков снарядов и авиабомб, разбитых орудий, обгоревших танков и машин, искореженных самолетов.
После битвы Мамаев курган называли мертвым курганом, потому что на его земле сгорело все живое. Ни кустиком, ни травинкой не зазеленел Мамаев курган в первую мирную весну. Мертвой была земля Сталинграда.
2-й Студент:. И только единственный тополь среди разрушенного и выжженного города весной 1943 г. зазеленел. (Демонстрирует изображение тополя.) Этот тополь видел, как на камнях пепелищ, над братскими могилами защитников города сталинградцы, оставшиеся в живых, поклялись возродить город и сделать его краше, чем он был. А тополь и сейчас стоит на высоком берегу Волги. В первые же мирные годы сталинградцы высадили в городе и на Мамаевом кургане множество деревьев. Приезжали в город родные и друзья погибших, сажали деревца в честь тех, кто остался навеки в земле Сталинграда.
3-й Студент:. (Демонстрирует изображение березки.)
И березка, о которой поется в песне («Растет в Волгограде березка»), тоже растет на кургане.
Посадил ее Федор Иванович Рыкунов. Было их, Рыкуновых, пять братьев: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий. До войны все жили в Сталинграде. Все пятеро ушли на фронт. А вернулся один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане в память о братьях эту березку.
Самым любимым деревом нашего народа издавна была березка. Об этом дереве раньше говорили: его первое дело – мир освещать, второе – cкрип утишать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Лучина из березы дает мало копоти, дегтем раньше смазывали колеса телег и сапоги, чтобы не скрипели, а еще он входит в состав противовоспалительной мази Вишневского, да и березовые почки издавна используются в народной медицине. А уж о славе березового веника и говорить нечего – и пол подмести, и в баньке попариться. Делила береза с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.
Звучит запись «Звуки природы. Дождливый лес». На фоне музыки студент читает стихи И.Светличного.
Студент:
Ты ее увидишь – и забьется сердце…
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.
1-й Студент: Пушкинские Горы, 1944 г. Пушкинский край почти три года был оккупирован фашистами. Наши части в начале войны оставили Пушкинские Горы без боя, чтобы не нанести урона заповеднику. Но фашисты, зная, что в заповеднике нет русских войск, все-таки бомбили его. Целили даже в могилу А.С. Пушкина. А когда немцы ворвались в заповедник, начались грабежи, уничтожались величайшие ценности, вырубался вековой бор.
2-й Студент: . (Демонстрирует изображение сосны.)
Растет за околицей Михайловского сосна, почти возле самой калитки, ведущей к усадьбе поэта.
Фашисты хотели спилить и эту сосну. Но уж очень мощной она оказалась. Пила ее плохо брала, и фашисты решили использовать дерево для тренировки снайперов. После войны лесники нашли сосну тяжело больной. Они подлечили изуродованный ствол, запломбировали щели, подкормили наголодавшееся дерево специальными удобрениями. И старое дерево ожило, а лет ему более трехсот. Сосна эта не просто древняя. Это удивительный памятник природы, живой памятник Великой Отечественной войны, живой друг и современник великого поэта.
3-й Студент:. (Демонстрирует изображение ели-шатра.)
Не пожалели немцы и другое дерево – ель, о которой А.С. Пушкин писал: «…и ветру в дар на темну ель повесил звонкую свирель». Ель-шатер.
Когда-то ветви этого дерева склонялись шатром до земли, поэтому и дали ему такое название. В непогоду или от палящего солнца оно могло укрыть сразу до полсотни гостей. Спасти ель-шатер не удалось. Ран было очень много. Они были нанесены осколками мин и шрапнелью. Были обнаружены десятки пулевых ранений. В тех местах, где застряли осколки, древесина посинела, окислилась и омертвела. Уже тогда, в 1944 г., историческое дерево стало инвалидом Великой Отечественной войны. Израненное, оно стойко сопротивлялось смерти. За три года до гибели старая красавица еще плодоносила, заботясь о продолжении своего рода. В последние дни с ее израненной вершины густой струйкой стекала на землю прозрачная смола-живица. Текла как слезы по лицу умирающего старого человека.
1-й Студент:15 мая 1965 г. стал траурным днем в Пушкинском заповеднике: современница Пушкина – ель-шатер, растущая в Тригорском с 1812 г., погибла. Когда ствол был опущен на землю, ель измерили: высота 40,5 м, диаметр 110 см, ширина кроны 30 м.
Дереву было 143 года. На месте ели-шатра посадили молодую елочку, что росла в нескольких шагах от старой ели, там, где стоят ее дети и внуки.
Всем, кто приезжает в заповедник, вручают деревянную пластинку-сувенир с выпуклым изображением хвойного шатра. На обороте рядом со словами Пушкина «Но там и я мой след оставил» начертано: «Кусочек пушкинской ели-шатра, погибшей от тяжелых ранений во время боев с гитлеровскими захватчиками». Дерево, умершее от старых ран, нанесенных врагом, достойно такой солдатской эпитафии.
(Звучит «Хорал»).
Преподаватель: Ленинград, 1944 г. Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей города на Неве. 900 дней длилась вражеская блокада. Но город стоял. Жители боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств их стойкости и выдержки, немало сказано слов об их героизме и мужестве. По-своему об этом подвиге рассказывают деревья.
(Студенты читают стихотворение Ю.Воронова).
1-й Студент:
Им долго жить –
Зеленым великанам,
Когда пройдет
Блокадная пора.
На их стволах –
Осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.
И тут не скажешь:
Сохранились чудом.
Здесь чудо или случай
Ни при чем…
…Деревья!
Поклонитесь низко людям
И сохраните память
О былом.
Они зимой
Сжигали все, что было:
Шкафы и двери,
Стулья и столы.
Но их рука деревья не рубила.
Сады не знали
Голоса пилы.
2-й Студент:
Они зимой,
Чтоб как-нибудь согреться
Хоть на мгновенье,
Книги, письма жгли.
Но нет
Садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.
Не счесть
Погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья
Остаются подтвержденьем,
Что, как Россия,
Вечен Ленинград!
Им над Невой
Шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
…Деревья!
Поклонитесь ленинградцам,
Закопанным
В гробах и без гробов.
Преподаватель: Знаменитые брянские леса, 1944 г.
Ни днем ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной ими территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям.
1-й Студент: Н.Граве писал: «Лесные массивы с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или труднопреодолимые преграды, сдерживали натиск врага, истощали его силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Они давали им пищу и лекарство. Они становились родным домом для партизан и боевых частей армии, действовавших в тылу противника». Так было и в брянских лесах.
2-й Студент: На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть. Н.Граве вспоминает:
«Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки».
Студент: ( стихотворение И.Василевского).
Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днем.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнем.
Строчил пулемет в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зеленый,
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг,
А лес разрастается, лес зеленеет.
Наш верный помощник и друг.
Преподаватель: Военный корреспондент Яков Хелемский писал: «Я по-настоящему понял, что это за чудо – летний лес, наполненный летним многоголосьем… Я научился различать деревья и травы, называть их по именам, как друзей. Я узнал, как больно ранит душу вид искалеченной артобстрелом рощи, вытоптанных танками хлебов, изрытого бомбовыми воронками луга». Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи и дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.
Студент: (стихотворение Н.Королевой «Деревья тоже воевали»).
Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули
Подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их
Сердца-костры.
А пламя,
Как знамена,
Реяло,
Укрывшись в зарослях
Густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну,
Деревья тоже умирали,
Корнями
К Родине
Прильнув.
Звучит песня «День Победы».
Преподаватель: Берегли, врачевали души и тела людей деревья. Они ведь тоже воевали. Растут деревья в честь погибших в парках и аллеях, растут как продолжение жизни тех, кто отдал ее за шепот лесов, чистое небо, счастливое будущее нас с вами.
Студент: (стихотворение В.Потемкина)
Война прошла, но подвиг вечен,
Как цепь сражавшихся солдат
(кто опален, кто изувечен) –
Березы русские стоят.
Стоят, как прежде, белоноги.
И люди, – Боже их прости! –
Пришли, чтобы выровнять дороги,
Срубить березы на пути
Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» –
И хвать по дереву сплеча!
Топор сорвался с резким звуком,
Свинец тяжелый повстречав.
Застыли люди. Значит, скольких
Спасли березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, бойцах.
Ведь это в них летели пули
В те дни военных страшных гроз…
И люди в сторону свернули,
Ушли от раненых берез.
Забыта прежняя тревога.
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
От тех березок в стороне.
Опять по ней идут обозы,
Навалом яблоки лежат.
И белоствольные березы
О славе прошлого шумят. (В.Потемкина)
Преподаватель: На фронтах Великой Отечественной войны Отчизна потеряла многих своих сыновей и дочерей, среди которых немало было специалистов, работавших в мирное время в разных отраслях народного хозяйства, в том числе и работников лесного хозяйства — лесничих, техников, руководителей лесхозов. Победоносно завершилась война, и лес потребовал новых работников.
В качестве срочной меры правительство приняло решение о создании двухгодичных лесных школ. Здесь могли получить среднее специальное образование те, кто уже работал в лесу, занимал руководящие должности, но не имел теоретической подготовки. По приказу министра лесного хозяйства Жукова в Горьковской области приступили к строительству лесной школы. И наша Краснобаковская лесная школа 1 сентября 1948 года открыла двери для будущих специалистов лесной отрасли.
В настоящее время это прекрасное, современное здание лесного колледжа.
Студент: Мы, молодое поколение, студенты « Краснобаковского лесного колледжа» постараемся сохранить и приумножить лесные богатства нашего края.
Преподаватель: Вот и подошел к завершению наш классный час. Деревья помнят о войне и хранят память великих исторических событий.
Благодарим за внимание!. Всем спасибо за работу.
14