Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ – 3
Методическая разработка
открытого практического занятия
по учебной дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
с использованием технологии обучение в сотрудничестве.
Тема: «История создания, назначение, ТТХ и устройство Автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата. Стрельба из пневматической винтовки. Правила стрельбы и изготовка к стрельбе из положения лежа. Меры безопасности н поведение в стрелковом тире»
Автор: Селезнев С.К., преподаватель-организатор ОБЖ АУ «Сургутский политехнический колледж.
структурное подразделение-3»
Сургут 2019
Тема: «История создания, назначение, ТТХ и устройство Автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата. Стрельба из пневматической винтовки. Правила стрельбы и изготовка к стрельбе из положения лежа. Меры безопасности н поведение в стрелковом тире»
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирование умений, навыков.
Цели урока:
- военно-профессиональных интересов и мотивов;
- требований, предъявляемых к моральным, психологическим качествам студента;
- военно-профессиональная ориентация;
- практические умений и навыков в области обороны государства;
- психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
- знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- популяризация военно-прикладных видов спорта;
- личных духовных и физических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооружённой защите Российской Федерации.
Обучающий-компонент:
создание в учебной деятельности с использованием технологии, обучение в сотрудничестве, изучить назначение и боевые свойства АК, научиться выполнять практические действия неполной разборки, сборки АК, практическая стрельба по мишеням из пневматической винтовки МП-512.
Развивающий компонент:
- сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации, повысить познавательную активность студентов при изучении учебной дисциплины ОБЖ.
- развитие у студентов умения выделять главное в изучаемом материале, определять проблему;
- сравнивать полученные результаты, обобщать, систематизировать, логически и последовательно излагать свои мысли;
- развитие эмоций и мотивов у студентов, творческого подхода, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, желания помочь товарищу).
Воспитывающий компонент:
- воспитывать чувство патриотизма у студентов;
- обеспечение нравственной этического воспитания;
- содействие трудовому воспитанию.
Используемые технологии:
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационная технология.
Предметные задачи:
- систематизация и обобщение новых знаний;
- применение практических знаний и навыков на практике.
Метапредметные:
- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
- развитие умение работать в группах;
- воспитание уважения к мнению каждого члена коллектива;
- формирование чувства ответственности за свою работу;
- формирование индивидуальной ответственности и равных возможностей успеха.
Личностные:
- формирование культуры общения и осознанной потребности в знаниях;
- развитие творческих способностей посредством включения в ролевую игровую деятельность;
- развитие умения управлять своей учебной деятельностью.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный, словесно – наглядно – практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная (самостоятельная работа в группе).
Методы контроля:
- экспертная оценка самостоятельной, практической, групповой и индивидуальной деятельности;
-текстовыйконтроль;
- самоанализ и самооценка, рефлексия.
Средства обучения:
- инструкция по охране труда ИОТ-03-030-2014;
- инструкция по охране труда при проведении стрельб в тире;
- плакаты, стенды стрелкового тира;
- методические пособия и рефераты по АКМ прошлых лет;
- учебные автоматы - макеты ММГ, винтовки МП-512;
- методическая разработка о мерах безопасной стрельбы из пневматической винтовки.
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции.
Деятельность преподавателя:
планирует работу обучающихся заранее, контролируют ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
Пояснение к уроку.
Длительность занятия 5 часов 20 минут (с учетом обеденного перерыва с 11.00 – 11.30 мин).
Занятию предшествует опережающее инструктивное занятие по ознакомлению с методикой проведения открытого практического занятия.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, наличие присутствующих).
2. Объявлен6ие темы и цели урока. Значимость данной темы.
3. История создания АК, назначение и боевые свойства.
4.Устройство АКМ. Порядок его разборки - сборки.
5. Инструктаж по охране труда при проведении стрельб в тире (Инструкция по охране труда ИОТ-03-030-2014г).
6. Изготовка к стрельбе из положения лежа с использованием упора, выполнение практической стрельбы по мишеням из пневматической винтовки МП-512.
7. Работа в группах: практическая отработка навыков, самостоятельная работа с макетами, работа в парах, приобретение индивидуальных навыков при обращении с оружием.
8. Тестирование, контроль проверка изученного материала
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Объявление темы и цели урока.
Итак, темой сегодняшнего урока является изучение назначения, боевых свойств, устройства АК и правила разборки-сборки АК, а также практическая стрельба из пневматической винтовки.
Эта тема закрепит и углубит ваши знания по ОБЖ по разделу "Основы военной службы" в рамках проведения военно-полевых сборов.
Перед вами я ставлю следующие задачи:
Вы должны изучить историю создания легендарного нашего оружия, знать его назначение и устройство.
Научиться осуществлять практически неполную разборку и сборку АКМ
Научиться правильно обращаться с оружием, умело и точно стрелять из него.
Мотивация изучения данной темы в том, что почти каждому юноше придется пройти службу в армии, где понадобятся навыки обращения с оружием. Девушкам это умение потребуется в меньшей степени, но сказать, что не потребуется вообще, нельзя. Во-первых, сейчас все больше девушек стремятся поступить в военные институты, в которых получают военное образование. Во-вторых, живя на родине этого легендарного оружия, зная, как оно славится в мире, как можно не уметь производить его разборку - сборку? Это просто не патриотично.
2. История создания АКМ, назначение, боевые свойства и устройство АКМ.
История создания АКМ очень интересна. Создателем легендарного автомата стал Михаил Тимофеевич Калашников - молодой человек, имевший профессию железнодорожника, а затем военную специальность танкиста. О таких говорят, что это самородки, т.к. нив каких технических ВУЗах Калашников не обучался, инженерно-технического образования не имел. Идея создания мощного и удобного пистолета - пулемета родилась у Калашникова во время войны. Несколько лет ушло на то, чтобы воплотить идеи в реальность, в 1947 году на свет появился АК-47. В 1959 году автомат Калашникова модернизировали, и новая модель получила название АКМ (Автомат Калашникова модернизированный).
По своему устройству автомат очень прост. А раз прост, то и надежен. АКМ не боится воды, грязи и пыли. Солдат может целый день брести по болоту, по грудь в воде, проваливаясь в грязь вместе с оружием, но когда он выйдет к позициям врага, автомат будет готов к бою. О ТТХ, которые свидетельствуют о высоких боевых свойствах АКМ, а также об удобстве его использования, вы узнаете из практической части урока.
Устройство АКМ.
Эксперт по оружию Анастасия Чушкова расскажет о устройстве АКМ сопровождая, комментариями.

Ответит на дополнительные ваши вопросы.
Она показывает каждую составляющую часть и механизм АКМ, называя ее.
Порядок его разборки - сборки.
Разборка - сборка АКМ бывает полной и неполной. Полная производится в заводских условиях. Как же производится неполная?
Эксперт по оружию Анастасия Чушкова вам продемонстрирует правильный порядок неполной разборки - сборки, сопровождая все это комментариями.
Она производит разборку - сборку АК, комментируя каждое движение.
Выполнение стрельб из пневматической винтовки.
Я, как руководитель стрельб (командир взвода) перед стрельбой провожу инструктаж по охране труда при проведении стрельб в тире (Инструкция по охране труда ИОТ-03-030-2014г) с регистрацией в журнале инструктажей.
Затем руководитель стрельб (командир взвода) делю студентов на смены (в смене два человека), так как в наличии две огневых точки.
Очередная смена стреляющих по команде строится на исходном положении.
Проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе.
Каждому стреляющему руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое».
Руководитель стрельбы выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».
После команды руководителя стрельбы "Смена на огневой рубеж – ШАГОМ МАРШ!", стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.
Обучаемые по команде руководителя стрельбы «Смена, лежа – ЗАРЯЖАЙ!» изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов».
Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня "ОГОНЬ".
Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду "Прекратить стрельбу", указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду "ОГОНЬ".
В случае, когда стрельба прерывается (по техническим и другим причинам), у всех стрелков ружья должны быть открыты.
Закрывать ружье можно только после разрешения руководителя стрельбы.
Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу окончил».
После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».
Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено».
Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, изложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.
Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.
После этого смена по команде возвращается на исходное положение.
5. Работа в отделениях: практическая отработка навыков, самостоятельная работа с текстами, работа в парах.
Ну а теперь приступаем к практической части урока.
В стрелковом тире создано 2 учебных места:
- по изучению теории и разборке - сборке автомата Калашникова;
- по изучению теории и практической стрельбе из пневматической винтовки.
Каждое отделение должно пройти все учебные места и выполнить все соответствующие задания.
2. Мне потребуется помощь одного эксперта – это Анастасия Чушкова- член сборной команды по военному многоборью СП-3. Ее прошу занять свое место – учебное место №2 «АКМ»
3. Командирам отделениям развести отделения по указанным учебным местам, к выполнению заданий приступить!
4. Время на отработку учебных вопросов на каждом учебном месте 2 часа 40 минут, по завершении организовать обед, после обеда построение, проверка личного состава, затем смена учебных мест.
обращаю внимание студентов на временные рамки;
побуждаю к высказыванию своего мнения;
провожу индивидуальную коррекцию пробелов по ходу выполнения работы;
стараюсь установить доверительный рабочий контакт с ребятами.
6. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Какие новые практические навыки приобрели?
Что вам было не понятно на уроке?
Над чем еще необходимо поработать?
Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
7. Подведение итогов урока.
Сегодня вы неплохо потрудились, почти каждый из вас успел выполнить все задания. Спасибо за работу эксперта Анастасии Чушковой, они справилась со своей задачей: отслеживали правильность выполнения заданий и исправляли ошибки. За изучение теории получают "4" - ..............., остальные - "5". В практической части вы приобрели первоначальные навыки, которые в дальнейшем вы должны развить и подойти к лучшим результатам.
8. Домашнее задание:
Знать назначение, ТТХ, устройство, порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова, а также меры безопасности при проведении стрельб из оружия.
Спасибо всем за активную работу на уроке.