| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях»
Предмет (УД, МДК, ПМ)
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Льгов – 2018
Методическое обоснование занятия
Проблема заболеваемости воздушно-капельными инфекциями (ВКИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Воздушно-капельные инфекции (ВКИ) по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.
Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек.
По данным ВОЗ, летальность от ВКИ и их осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус-ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти. Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения: пневмонии, бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.
Рост заболеваемости ВКИ (включая грипп) является серьезной социально-экономической проблемой для любой страны. В России ежегодный суммарный экономический ущерб от гриппа оценивается примерно в 4 млрд. руб. По оценкам специалистов, в РФ до 67% всех больничных листов связано с диагнозом ОРВИ. Средняя продолжительность нетрудоспособности для городского населения России составляет 8-9 дней.
Группами высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие ВКИ являются:
Пациенты учреждений длительного ухода
Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
Беременные
Лица старше 60 лет
Лица с избыточной массой тела
Пациенты раннего детского возраста
Профессиональный модуль: ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Вид учебного занятия: Практическое занятие
Продолжительность: 270минут
Формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Тип занятия: практическое занятие с применением игровых и ролевых технологий.
Форма проведения: практическое занятие с элементами решения ситуационных задач и игрового тренинга на этапе оценочной деятельности студентов.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Тема занятия: «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях»
Методы обучения: опрос, тестирование, решение ситуационных задач малыми группами («медсестра-пациент и/или его родственники-эксперт»), проблемно-поисковый, метод само- и взаимоконтроля
Методическая цель: развитие коммуникативной компетенции обучающихся на практических занятиях при использовании активных методов обучения.
Цели занятия:
Образовательная:
- повторить, закрепить и систематизировать теоретические знания по данной теме;
- создать условия для осознанного выбора сестринских мероприятий по уходу за пациентом с ВКИ и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательного интереса к своей профессии, клинического мышления, профессиональной речи студентов, творческих способностей личности;
- формировать чувство ответственности, вежливого поведения и выполнения нравственных обязательств по отношению к пациенту.
Воспитательная:
- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента;
- сформировать этико-деонтологические нормы поведения при выполнении профессиональных обязанностей.
Ожидаемый результат
С целью формирования выше указанных компетенций обучающиеся в итоге занятия должны:
Знать:
1. Вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза ВКИ
2. Основные проблемы пациента, возникающие при ВКИ
3. Основные принципы лечения больных ВКИ
4. Механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия
5. Уход за больными с ВКИ
6. Методы профилактики ВКИ
7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза
8. Показания к дезинтоксикационой терапии и правила ее проведения
9. Особенности подготовки пациента к спинномозговой пункции
10. Алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях
Уметь:
1. Брать патологический материал (мазки из зева и носа) для исследования
2. Выполнять вакцинацию против гриппа, менингококковой инфекции
3. Вводить антитоксическую противодифтерийную сыворотку
4. Подготовить набор для спинномозговой пункции
5. Оказывать доврачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях
6. Владеть методами профилактики ВКИ
Межпредметные связи:
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Фармакология
ПМ04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода»
ПМ01 «Проведение профилактических мероприятий»
Внутрипредметные связи:
ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Сестринский уход в терапии. Лабораторная диагностика.
Материально-техническое оснащение занятия:
1. Штативы для пробирок
2. Пробирки для взятия мазков из носоглотки
3. Лекарственные средства (лекарственные вакцины)
4. Одноразовые шприцы
5. Сменные одноразовые иглы
6. Марлевые шарики и салфетки
7. Антисептик
8. Защитные очки
9. Перчатки медицинские
10. Маски одноразовые
11. Шпатели одноразовые
12. Лотки почкообразные
13. Емкости для дезинфекции отходов
14. Аппарат Боброва
15. Кислородная маска или носовые катетеры
16. Фантомы для отработки манипуляций
Раздаточный материал:
1. Бланки направлений на бактериологическое исследование
2. Бланки экстренного извещения в ЦГСН
Уровень усвоения учебного материала:
Базовый
Список использованных источников:
Основные источники:
1. Белоусова А.К. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник / А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
2. Ющук Н. Д. Инфекционные болезни: учебник / Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева, Г.Н. Кареткина. - М.: Медицина, 2007г.
Дополнительные источники:
1. Бунин К.В., Соринсон С.Н. Неотложная терапия при инфекционных болезнях. - М.: Медицина, 2001г.
2. Казанцев А.П. Справочник по инфекционным болезням. - М.: Медицина, 2002г.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для преподавателя
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Мотивация темы и совместное целеполагание – 8 мин.
3. Контроль знаний – 45 мин.
- проверка глоссария (д/з)
- фронтальный опрос
- заполнение таблицы соответствий
- заполнение таблицы «Клинические формы менингококковой инфекции»
- заполнение таблицы «Сравнительная характеристика состояний»
- тестовый контроль
4. Самостоятельная работа студентов – 190 мин.
- решение ситуационных задач
- выполнение манипуляций в моделируемых условиях
- заполнение таблицы «Распределение лекарственных препаратов по группам»
5. Рефлексия – 10 мин.
6. Подведение итогов занятия – 10 мин.
7. Задание на дом – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этап занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Приветствует студентов; проверяет внешний вид, готовность к занятию; фиксирует в журнале отсутствующих | Приветствуют преподавателя; готовятся к работе на занятии |
2 | Мотивация темы и совместное целеполагание | 8 мин. | Сообщает тему занятия; мотивирует студентов к изучению темы с демонстрацией видеоматериала; совместно со студентами, исходя из знаний изучаемой темы, формулирует цели занятия | Осознают важность изучаемой темы; совместно с преподавателем ставят цели занятия; озвучивают ОК и ПК, формируемые во время ПЗ |
3 | Контроль исходного уровня знаний | 45 мин. | Проверяет выполнение д/з – составление глоссария (приложение 2); проводит опрос по теме занятия; раздает карточки для заполнения таблицы, тесты | Отвечают на вопросы преподавателя (приложение 1); заполняют таблицы (приложения 3 - 5); решают тесты (приложение 6) |
4 | Самостоятельная работа студентов | 190 мин. | Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения манипуляций, добивается правильного их выполнения | Решают ситуационные задачи (приложение 7), пользуясь алгоритмами, отрабатывают технику выполнения манипуляции до автоматизма, заполняют таблицу (приложения 8) |
5 | Рефлексия | 10 мин. | Предлагает студентам заполнить рефлексивную карту | Заполняют рефлексивную карту (приложение 9) |
6 | Подведение итогов занятия | 10 мин. | Оценивает работу студентов; выставляет оценки с учетом само- и взаимоанализа и взаимооценки студентов; оценивает степень достижения цели занятия | Совместно с преподавателем оценивают степень достижения цели занятия |
7 | Задание на дом | 5 мин. | Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению | Записывают домашнее задание |
Преподаватель: ______________ ____Лазарева А.Ю.____
Приложение 1
Фронтальный опрос
1. Какие заболевания, относящиеся к ВКИ, мы изучили на теоретических занятиях?
2. Перечислите возбудителей данных заболеваний
3. Назовите основной биологический материал, исследуемый с целью диагностики ВКИ
4. На наличие какого заболевания обследуют пациентов с инфекционным мононуклеозом?
5. Назовите атипичные клетки, появляющиеся в крови при инфекционном мононуклеозе
6. Какие мероприятия относятся к первичной профилактике ВКИ?
7. Расскажите о специфической профилактике при дифтерии
8. Какие мероприятия проводятся в очаге инфекции?
Приложение 2
Глоссарий
Менингит – воспаление оболочек головного и (или) спинного мозга
Энцефалит – воспаление головного мозга
Менингококкцемия – одна из форм менингококковой инфекции, бактериальный сепсис
Трахеит – воспаление слизистой оболочки трахеи
Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани
Фарингит – воспаление слизистой оболочки глотки
Ринит – воспаление слизистой оболочки носа
Лимфаденопатия – множественное увеличение лимфоузлов
Миокардит – воспаление сердечной мышцы
Конъюнктивит – воспаление конъюнктивы глаз
Экзантема – кожное высыпание вирусной природы, является местной реакцией организма человека на вирус
Афония – отсутствие голоса
Гиперестезия – повышенная чувствительность к различным раздражителям
Стеноз – аномальное сужение трубчатых сосудов и физиологических отверстий органов человека
Серодиагностика – выявление в сыворотке крови специфических антител
Дегидратация – потеря организмом жидкости
ИТШ – инфекционно-токсический шок вызванный экзо- и эндотоксинами бактерий и вирусов
Асфиксия – критическое состояние организма, связанное с возникшим недостатком кислорода и накоплением углекислоты в организме
Коллапс – острая сосудистая недостаточность
ИФА – иммуноферментный анализ
Приложение 3
Установите соответствие между заболеваниями и клиническими проявлениями
Заболевание | Клинические признаки |
1.Грипп | А) Острое начало, выражены симптомы интоксикации, с первых дней болезни лимфаденопатия, тонзиллит, гепатоспленомегалия, часто возникает на фоне иммунодефицита. |
2.Парагрипп | Б) Острое начало, умеренно выраженная интоксикация, резко выражен катаральный синдром – ринофарингит, конъюнктивит, лимфаденопатия, может быть увеличение печени и селезенки. |
3.Аденовирусная инфекция | В) Острое начало, температура тела 38-39ºС, выражены признаки интоксикации, трахеит, может быть геморрагический синдром. |
Инфекционный мононуклеоз | Г) Постепенное начало, субфебрильная температура, интоксикация менее выражена, трахеит, ларингит. |
1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.
Приложение 4
Перечислите клинические формы менингококковой инфекции
I. Локализованные
Менингококковый назофарингит | Менингококконосительство |
II. Генерализованные
Менингококцемия | Менингококковый менингит | Менингококковый менингоэнцефалит | Смешанная форма |
Приложение 5
Сравнительная характеристика состояний
Состояние Характеристика | Ложный круп | Истинный круп |
Развитие состояния | 6 Острое начало, чаще ночью, кратковременный характер. | 4 Постепенное начало и постепенное развитие дыхательных нарушений. |
Клиническая картина | 3 Охриплость голоса, без афонии, кашель лающий, звучный, сопровождается насморком. Часто имеется аллергическая природа. | 1 Нарастающее расстройство голоса вплоть до афонии, кашель беззвучный. Часто комбинированное поражение гортани и ротоглотки. |
Ларингоскопия | 2 Отек подсвязочного пространства гортани, гиперемия слизистой | 7 Наличие фибринозных налетов на слизистой гортани, нарастание ее сужения |
Эффект от терапии | 8 Эффект от терапии при использовании антигистаминных препаратов и спазмолитиков | 5 Эффект лечения достигается применением антитоксической сыворотки |
Приложение 6
Тестовый контроль
Вариант 1
1. В очаге инфекции в присутствии больного проводится дезинфекция:
а) профилактическая
б) специфическая
в) текущая
г) заключительная
2. Возбудитель гриппа:
а) вирус
б) кокк
в) бацилла
г) простейшее
3. Источник менингококковой инфекции:
а) домашние животные
б) грызуны
в) больной человек
г) холоднокровные
4. Пациент с диагнозом менингит находится на режиме:
а) палатном
б) постельном
в) режим не назначается
г) строгом постельном
5. Спинномозговая пункция проводится при подозрении на:
а) сыпной тиф
б) менингококковую инфекцию
в) брюшной тиф
г) дифтерию
6. За контактными с пациентом дифтерией наблюдают:
а) 21 день
6) до 10 дней
в) 14 дней
г) 2 дня
7. Вирус гриппа устойчив к:
а) нагреванию
б) кипячению
в) низким температурам
г) замораживанию
8. К менингококковой инфекции не относится:
а) зимне-весенняя сезонность
б) чаще болеют дети до 5 лет
в) передается парентеральным путем
9. Фактор передачи гриппа:
а) вода
б) воздух
в) почва
г) мухи
10. Медицинская сестра пациенту гриппом не рекомендует:
а) обильное питье
б) кварцевание
в) низкобелковую диету
г) изоляцию
11. Положение больного при люмбальной пункции:
а) лежа на боку
б) лежа на животе
в) сидя
г) стоя
12. К генерализованным формам менингита не относится:
а) менингоэнцефалит
б) менингит
в) менингеальный назофарингит
г) менингококкемия
13. Для подтверждения диагноза менингит производится:
а) общий анализ крови
б) анализ мочи по Нечипоренко
в) анализ цереброспинальной жидкости
г) анализ мазка из зева и носа
14. Основные клинические формы аденовирусной инфекции все кроме:
а) ринофарингиты
б) аденовирусная пневмония
в) отиты
г) конъюктивиты
15. Для лечения гриппа и парагриппа не применяют:
а) антибиотики
б) жаропонижающие средства
в) противовирусные препараты
г) противокашлевые препараты
Вариант 2
1.К очаговой дезинфекции относится:
а) профилактическая в) специфическая
б) текущая г) генеральная
2. Медицинская сестра контролирует соблюдение пациентом строгого постельного режима с диагнозом:
а) вирусный гепатит
б) грипп
в) менингококковый менингит
г) дизентерия
3. В очаге инфекции в присутствии больного проводится дезинфекция:
а) профилактическая в) текущая
б) специфическая г) заключительная
4. Вирус гриппа устойчив к:
а) нагреванию
б) кипячению
в) низким температурам
г) ультрафиолетовому облучению
5. Источник инфекции при гриппе:
а) животные
б) больной человек
в) консервированные пищевые продукты
г) насекомые
6. Медицинская сестра контролирует соблюдение диеты пациентом с диагнозом грипп:
а) ОВД
б) НБД
в) ВБД
г) НКД
7. Признак менингококкемии:
а) першение в гортани
б) боль в горле
в) геморрагическая сыпь
г) «рука прачки»
8. Медицинская сестра контролирует соблюдение режима пациентом с диагнозом менингит:
а) общего
б) строгого постельного
в) постельного
г) полупостельного
9. Истинный круп развивается при:
а) гриппе
б) дифтерии
в) менингококковом менингите
г) парагриппе
10. Какое из заболеваний не относится к основным осложнениям гриппа:
а) отек головного мозга
б) гипертонический криз
в) пневмония
г) отек легких
11. Коринебактерия дифтерии попадает в организм человека через все кроме:
а) рото- и носоглотку
б) конъюктиву
в) слизистые оболочки половых органов
г) ушную раковину
12. К осложнениям дифтерии не относятся:
а) отек головного мозга
б) миокардит
в) инфекционно-токсический шок
г) токсический нефроз
13. При проникновении менингококка в вещество мозга развивается:
а) менингококкемия в) менингоэнцефалит
б) менингит г) менингеальный назофарингит
14. К локализованным формам менингококковой инфекции не относится:
а) менингеальный назофарингит
б) менингококкемия
в) менингококконосительство
15. Для инфекционного мононуклеоза не характерно:
а) увеличение печени и селезенки
б) появление сыпи
в) боль в суставах
г) светобоязнь
Эталоны ответов
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | В | 1 | Б |
2 | А | 2 | В |
3 | В | 3 | В |
4 | Г | 4 | В |
5 | Б | 5 | Б |
6 | Б | 6 | А |
7 | В | 7 | В |
8 | В | 8 | Б |
9 | Б | 9 | Б |
10 | В | 10 | Б |
11 | А | 11 | Г |
12 | В | 12 | А |
13 | В | 13 | В |
14 | В | 14 | Б |
15 | А | 15 | Г |
Приложение 7
Задача №1
В инфекционное отделение госпитализирован ребенок 1 года. Мама предъявляла жалобы на затрудненное дыхание, лающий кашель, беспокойство ребенка.
Объективно: t=36,4°C, PS=130 в мин., ЧДД 40 в мин. Кожные покровы бледные, чистые. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. Тоны сердца приглушены. Физиологические отправления в норме. Диагноз: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните матери необходимость стационарного лечения.
4. Обучите мать подсчету ЧДД и ЧСС.
5. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии.
Задача №2
В инфекционное отделение поступил ребенок 3-х лет с диагнозом: Менингококковая инфекция, менингит. При сестринском обследовании получены следующие данные: ребенок болен первые часы. Заболевание началось с повышения температуры тела до 39,5°С, головной боли, рвоты. При осмотре: кожные покровы бледные, чистые. В момент осмотра ребенок беспокоится, у него повышенная чувствительность ко всем видам раздражителей. У ребенка выражена ригидность мышц затылка, положительные симптомы Брудзинского, симптом Кернига. Тоны сердца приглушены, в легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, стула не было.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы пациента, обоснуйте.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните матери необходимость проведения люмбальной пункции.
4. Обучите мать уходу за ребенком после люмбальной пункции.
5. Продемонстрируйте технику внутримышечной инъекции.
Задача №3
Больной М, 60 лет, поступил в инфекционную больницу на 3 день болезни. Заболел остро. С первого дня заболевания и до поступления, постоянно держалась высокая температура (39-39,3°С), беспокоил озноб, сильная головная боль в лобной области, ломота в теле, бессонница, редкий сухой кашель, носовые кровотечения, сухость в носу. В квартире, где живет больной, имеются больные гриппом.
При объективном осмотре отмечены: тяжелое состояние, гиперемия и одутловатость лица, инъекции сосудов склер. Носовое дыхание затруднено. Кожа чистая, без сыпи. Температура тела - 40,0°С. В зеве разлитая гиперемия, геморрагии на мягком небе. Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы. Тоны сердца приглушены. Тахикардия. АД 90/60 мм рт. ст. Язык обложен. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет. Врачебный диагноз: Грипп.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Продемонстрируйте технику взятия мазка из носа.
Задача №4
Больной М., 15 лет, доставлен машиной скорой помощи в стационар в первые сутки болезни с диагнозом: Менингококковая инфекция, менингококкцемия. Заболел остро, отмечался подъем температуры до 40°С, на коже нижних конечностей сыпь, которая быстро нарастала. Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка. АД 50/20 мм. рт. ст., пульс 110 уд. в мин., ЧДД 36 в мин. Диурез снижен.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.
Приложение 8
Распределение лекарственных препаратов по фармацевтическим группам
Антигистаминные препараты 1. Зиртек 2. Тавегил 3. Фенкарол | Гормональные препараты 1. Преднизолон 2. Дексаметазон 3. Гидрокортизон |
Антибактериальные препараты 1. Амоксициллин 2. Гентамицин 3. Цефтриаксон | Спазмолитики 1. Папаверин 2. Дротаверин |
Противовирусные препараты 1. Арпефлю 2. Ацикловир 3. Кагоцел | Муколитики 1. АЦЦ 2. Бромгексин 3. Амброксол |
Жаропонижающие препараты 1. Нурофен 2. Цефекон | Витамины 1. Аскорбиновая кислота 2. Компливит 3. Цианокобаламин |
Мочегонные препараты 1.Лазикс 2. Фуросемид 3.Фурозолидон | Дезинтоксикационные средства 1. 5% раствор глюкозы 2. Реополиглюкин 3. Гемодез |
Приложение 9
Рефлексивная карта
Уважаемые студенты!
По окончании практического занятия по теме «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях», ответьте на вопросы:
Каковы ваши главные результаты?
Что вы поняли?
Чему научились?
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?