МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
КГБ ПОУ ВЛХТ
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
ПЦК ОГСЭД Зам. директора по УР
Протокол № ___ от ____ 20 г. ____________Ручий Н.Д.
Председатель ОГСЭД «_____» ______________ 20 г
Мереняшев Е.В. ____________
Методическая разработка
Открытого урока
«Герой в обычной жизни кто он»
г. Вяземский
2023
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….... 3
2. Основная часть. Описание подготовки воспитательного мероприятия……. 5
3. Описание проведения воспитательного мероприятия…………………………7
4. Список литературы………………………………………………………………13
Пояснительная записка
Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: Классный час - Герой в обычной жизни кто он.
Актуальность: Мы живем в относительно мирное время. Однако, просматривая сводки новостей печатных и телевизионных СМИ, мы то и дело наталкиваемся на шокирующие статьи и репортажи о трагических случаях, в которых погибают люди: тонут, сгорают в пожарах, пропадают без вести, попадают в аварии, подвергаются терактам и другое. Печально то, что беды, зачастую, можно было бы избежать.
Возникает вопрос – почему так мало людей, способных вовремя прийти на помощь, откликнуться на призыв, помочь в трудной ситуации? Я считаю, что это происходит потому, что сейчас многие люди стали черствыми душой, в них умирает милосердие, забота, сострадание. Большинство заняты своими личными проблемами и считают, что обязанность по спасению людей лежит на ведомственных службах: полиция, пожарные, МЧС, органы социальной защиты и др.
У них пассивная гражданская позиция – лучше остаться в стороне, промолчать, пройти мимо, сделать вид, что ничего не заметили, и не рисковать собой ради других при возникновении опасной ситуации.
Целевая аудитория: Студенты 1-2 курсов (15 – 18 лет) средне специальных образовательных учреждений.
Мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию очень важно для формирования мировоззрения подрастающего поколения и воспитания полноценных граждан страны. Мероприятие может быть связано с классными часами, посвященными тематике Великой Отечественной Войны, локальных войн и конфликтов.
Цель работы: выяснить, кто такие герои и есть ли они у нашего времени.
Задачи:
- изучить понятие «герой» в толковых словарях;
- собрать и изучить материал о современных героях.
Планируемые результаты: Сформировать чувства патриотизма и гражданственной преемственности.
Форма проведения мероприятия: Дискуссия с элементами игры – форма дискуссии позволяет полностью раскрыть и донести тематику классного часа, дискуссия также позволяет включаться студентам в диалог с преподавателем, тем самым развивая такие качества как доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество.
Воспитательные методы и приемы: Методы формирования сознания наглядные, словесные.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
Ресурсы: ПК, мультимедиа проектор, колонки, видеооборудование.
Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Этапы мероприятия | Деятельность Ведущего | Деятельность студентов |
1. Организационная деятельность. Слово ведущего. Знакомство с ходом мероприятия. | Ведущий зачитывает стихотворение о героях, подводящий к проблемной ситуации диалог. Задается вопрос, какой смысл мы можем вынести из данного стихотворения | -Диалог с ведущим. - Ответ студентов (рассуждают). |
2.Актуализация знаний | Ведущий показывает на слайдах портреты известных людей (политиков, правителей, военачальников) задача студентов выявить понятие герой. | Работают со слайдами презентации. |
Ведущий зачитывает историческую справку о том, кто такой герой и какие герои существовали в истории России | |
Ведущий зачитывает из словаря Ожегова понятие кто такой герой и обсуждает это определение со студентами. Студентам задается вопрос: соответствует ли на ваш взгляд определение героя со словаря Ожегова современным реалиям. | -Диалог с ведущим. - Ответ студентов (рассуждают). |
3.Основная часть | Ведущий предоставляет на слайдах портреты известных людей исторических личностей и задает вопрос студентам, являются ли они героями, по их мнению, или нет. Ответ аргументируют. | Работают со слайдами презентации. |
| Ведущий предоставляет слово студентам, которые заранее подготовили доклады на тему: «Герои в обычной реальной жизни». | Зачитывают доклады. |
| Составьте коллаж на тему: «Каким я вижу современного героя». Студенты делятся на две группы и создают коллаж. | Каждая группа составляет коллаж и затем его представляет. |
III. Подведение итогов. Рефлексия | Ведущий подводит итоги классного часа и предлагает решить синквейн на тему герой заполнить дерево настроений. | Студенты решают синквей и заполняют дерево настроения. |
Описание проведения воспитательного мероприятия.
1. Организационный момент. Ведущий: Ежегодно 9 декабря в нашей стране отмечается «День Героев Отечества», в этот день мы чествуем всех героев прошлых времен, но и конечно героев наших дней, страна должна знать своих героев.
Мы живем в относительно мирное время. Однако, просматривая сводки новостей печатных и телевизионных СМИ, мы то и дело наталкиваемся на шокирующие статьи и репортажи о трагических случаях, в которых погибают люди: тонут, сгорают в пожарах, пропадают без вести, попадают в аварии, подвергаются терактам и другое. Печально то, что беды, зачастую, можно было бы избежать.
Ведущий. Ведущий знакомит с ходом работы мероприятия, озвучивает тематику классного часа. Сегодня мы рассмотрим такое понятие как герой. Кто такой герой в реальной жизни?
Озвучивает стихотворение.
В истории всегда были герои,
Их имена от мала до велика знали,
Но иногда мы забывали их порой,
Но ненадолго, снова вспоминали.
И Салют троекратный герою.
Сегодня мы вспомним о вас
И залп из орудий устроим,
Герои Отечества вы без прикрас,
И вечная память героям!
Ведущий задает вопрос: ребята, какой смысл можно вынести из данного стихотворения.
Ведущий: Ребята обратите внимание на слайды (на слайдах портреты известных людей политиков, правителей, военачальников) и так мы посмотрели слайды и теперь давайте вместе с вами попробуем выявить понятие героя.
Ведущий: Немного исторической справки кто такие герои.
Наша родина Россия, Россия – страна героическая. В тысячелетней её истории: военных лет в общей сложности было больше, чем мирных годов. Но какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли.
Во время монголо-татарского ига настоящий героизм проявили один из святых православной церкви Сергей Радонежский, князь Дмитрий Донской, Епатий Коловрат. В Отечественной войне 1812 года – князь Петр Иванович Багратион, генерал Николай Николаевич Раевский, поэт и гусар Денис Давыдов, командующий русской армии Михаил Кутузов.
Массовый героизм проявили в годы Великой Отечественной войны наши соотечественники. Имена Георгия Жукова Александра Матросова, Николая Гастелло, Лёни Голикова, Зины Портной, Алексея Маресьева, Зои Космодемьянской, Валентина Эмирова, Ивана Кожедуба, Ахмет хана Султана и десятков тысяч других героев навечно вписаны в летопись Победы над фашизмом.
На самом деле герои по сути своей - люди обычные. Единственное, что отличает их от остальных - цель в жизни. У героя всегда цель жить ради других. Такие люди никогда не делают что-либо для себя. Они видят сущность человеческого бытия, страдания, нищету, болезни, войны и голод. Вот кто они такие. Герои - люди, живущие среди нас, при определенных условиях и стремлении приблизиться к ним может каждый.
Ведущий: Ожегов в своем словаре толкует значение слова «Герой» так:
1.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
4. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).
Ведущий: Ребята вы прослушали определение Ожегова и у меня к вам вопрос: соответствует ли на ваш взгляд определение героя со словаря Ожегова современным реалиям?
Ведущий: Обратите внимание на слайды, вам будут предоставлены портреты известных людей исторических личностей
Вопрос являются ли они героями, по вашему мнению, или нет? ответ аргументируйте.
Ведущий: Настоящие герои есть и в нашей обычной современной жизни.
Многие из этих людей на вопросы журналистов отвечают: «А что я такого сделал? Ничего особенного, так бы каждый поступил». Свои поступки они считают абсолютно обычными. На самом деле, люди, совершившие эти поступки - герои. Ребята у вас было задание подготовить доклады на тему герои в обычной реальной жизни.
Подвиг майора Сергея Солнечникова.
Солнечников Сергей Александрович родился 19 августа 1980 года в городе Потсдам (ГДР). В Восточной Германии служил его отец – Александр Васильевич. Вернувшись в Советский Союз, семья стала жить в Волгограде. Первые 8 классов Сергей учился в школе №27
Летом 1998 года поступил в высшее военное училище связи в городе Кемерово. Во время учёбы Сергей проявлял лидерские качества. Активный и ответственный курсант был назначен командиром отделения.
В 2003 году заканчивает учёбу в военном училище.
2004 год – направлен на службу в город Белогорск Амурской области.
В 2012 году занимал должность командира батальона связи. По воспоминаниям сослуживцев, Сергей умел совмещать требовательность к подчинённым с уважением. Был примером для подчинённых и постоянно с ними общался.
28 марта 2012 года на полигоне воинской части проходили учения. Бойцы срочной службы тренировались в метании грант – учебных и боевых. Один из солдат неудачно бросил боевую гранату, которая попала в передний бруствер, ограждавший огневую позицию. Рикошетом она отскочила в зону, где находились люди. Под угрозой оказались жизни более 100 человек – всей роты. Майор Солнечников среагировал мгновенно: оттолкнув солдата в сторону, накрыл собой гранату. Взорвавшаяся граната нанесла майору смертельные ранения.
Солнечникова доставили в военный госпиталь Белогорска. Медики полтора часа боролись за жизнь майора, но спасти не смогли.
Похоронили майора Сергея Солнечникова 2 апреля 2012 года с воинскими почестями в родном городе Волжский Волгоградской области.
В апреле 2012 года Сергею Солнечникову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Родителям героя была вручена медаль «Золотая звезда». Торжественное вручение Знака Героя России проходило в музее Сталинградской битвы в городе Волгограде.
В память о герое, в городе Белогорске Амурской области установлена плита со звездой на Аллее Славы.
Именем Солнечникова названы улицы в Благовещенске, Волгограде и Волжском. Кадетская школа в городе Волжский носит имя героя. В Оренбургской области его именем назван техникум транспорта (город Орск).
Родители и друзья вспоминают, что Сергей всегда жил для других, был готов прийти на помощь.
Подвиг Сергея Солнечникова, отдавшего свою жизнь ради спасения жизней солдат-срочников, вызвал гордость у россиян за настоящих офицеров, по-отечески относящихся к своим солдатам.
Подвиг Жени Табакова.
Самый молодой гражданин России, ставший кавалером ордена Мужества, – Женя Табаков. Возможно, это и правильно – соизмерять подвиг и государственные награды.
Но не слишком ли блеклы эти знаки, когда цена за них жизнь ребенка.
Жене Табакову было всего лишь семь, когда его храброе сердце остановилось.
История, потрясшая тогда всю страну, случилась в военном городке Ногинск-9.
В квартире Табаковых раздался звонок. Дома были только Женя и его двенадцатилетняя сестра Яна. Девочка открыла дверь, нисколько не насторожившись, – звонивший представился почтальоном, а поскольку в закрытом городке крайне редко появлялся кто-то чужой, Яна впустила мужчину.
Незнакомец схватил ее, приставил нож к горлу и стал требовать деньги. Девочка вырывалась и плакала, грабитель приказал искать деньги ее младшему брату. Женя не мог так просто оставить сестру.
Он ушел на кухню, взял нож и с разбегу вонзил его в поясницу преступнику.
От боли насильник упал и выпустил Яну.
Но детскими руками справиться с рецидивистом было невозможно. Преступник поднялся, накинулся на Женю и несколько раз ударил его ножом.
Позже эксперты насчитали на теле мальчика восемь колотых ран, несовместимых с жизнью. Сестра стучала соседям, просила вызвать милицию. Услышав шум, насильник пытался скрыться. Но его кровоточащая рана оставляла след. Далеко уйти не удалось.
Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 20 января2009 года за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества, став таким образом самым молодым кавалером этого ордена и самым юным гражданином РФ, удостоенным государственной награды. 3 февраля на торжественной церемонии, проходившей в гарнизонном Доме культуры посёлка Дуброво ПредседательСледственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин вручил орден Галине Петровне Табаковой, матери погибшего мальчика
Именем Жени Табакова назвали одну из подмосковных школ. Семье Табаковых помогли переехать в другой район – в старой квартире все напоминало о трагедии.
Подвиг Данила Садыкова
Данил Айдарович Садыков родился 12 декабря 1999 года в Казани
Данил учился в 5-м классе средней общеобразовательной школы № 9 в Набережных Челнах. Учителя, одноклассники и друзья характеризовали его как обычного мальчика, но в то же время человека справедливого, способного прийти на помощь.
Приехав в город навестить бабушку и дедушку — Зою Варламовну и Михаила Александровича Шишкиных, 5 мая 2012 года Данил Садыков отправился на бульвар Энтузиастов кататься на велосипеде, который они ему же и подарили. Было 14 часов дня. Стояла жаркая погода, и дети играли у фонтана, перебрасывая через него пластиковую бутылку. В какой-то момент она выскользнула и упала в воду на защитную решётку водяного насоса. Достать импровизированную игрушку вызвался 9-летний Андрей Чурбанов. Уровень воды в фонтане составлял 20 сантиметров. Андрей зашёл в фонтан, где неожиданно получил удар электрическим током и упал в воду. По некоторым данным, он задел рукой трансформаторную будку. Мальчику стало плохо, он лежал на дне и не мог встать, однако товарищи подумали, что тот просто дурачится. Вскоре вокруг стали собираться люди, началась паника.
Данил в тот момент находился у фонтана в другой компании и проезжал мимо на велосипеде. Услышав крики, он, не задумываясь, единственным из толпы бросился в воду спасать мальчика.
Данил смог вытащить Андрея на бортик фонтана, но сам получил сильный удар током, фактически замкнув на себе электрическую цепь. Вскоре на крики прибежали два сотрудника патрульно-постовой службы: старший сержант полиции Рамиль Саттаров и его напарник-стажёр рядовой Ренат Гайнутдинов. Они почувствовали на себе удары током, но не пострадали из-за плотной одежды и высоких ботинок. Полицейские вытащили мальчиков из воды и стали оказывать им первую помощь. Андрей бился в судорогах, а Данил не подавал признаков жизни, но у него прощупывался пульс. Несмотря на реанимационные мероприятия, Данил, не приходя в сознание, скончался на месте в машине скорой помощи. Ему было только 12 лет. Андрей же с отёком головного мозга был доставлен в реанимационное отделение Закамской детской больницы, где четыре дня пробыл в коме, после чего переведён в неврологическое отделение и выписан после выздоровления. 12 июля 2012 года Садыков указом президента Российской Федерации Владимира Путина был посмертно удостоен ордена Мужества[42][43]. Он стал вторым ребёнком-кавалером данной награды после Евгения Табакова, а также самым молодым награждённым орденом в Татарстане
Школу, в которой учился Садыков, назвали его именем. Там был открыт музей с личными вещами мальчика, установлена мемориальная доска
Творческое задание «Коллаж»
Ведущий: Составьте коллаж на тему, каким я вижу современного героя.
Ведущий: И в качестве подведения итогов, мы с вами решим синквейн на тему герой нам необходимо назвать два существительных, три прилагательных, четыре глагола относящихся к понятию герой
Ведущий: заполним «Дерево настроений». У меня имеется три цвета листков дерева:
Красный - мне все очень понравилось и запомнилось.
Зеленый - мне все понравилось, но что-то можно исправить и дополнить.
Желтый - меня не очень впечатлило данное мероприятие.
Ведущий: Всякое время требует своих подвигов. Героические поступки совершаются и простыми людьми в непростых обстоятельствах. Нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком. Действительно, вот такие люди и есть настоящие герои нашего времени, именно о них стоит говорить и помнить. К сожалению, в современном обществе понятие «героизм» постоянно дискредитируется. «Героями», постоянно мелькающими на страницах газет, журналов, на экранах телевизоров, становятся политики, звезды шоу-бизнеса, даже бандиты. Но вечные ценности никто никогда отменить не сможет, как и само понятие истинного героизма, главной чертой которого является самопожертвование во имя людей.
Герои нашего времени это люди, которые честно и до конца выполняют свой служебный, гражданский и человеческий долг... Герои нашего времени - это те, кто несмотря на все то, что происходит вокруг смогли остаться людьми.
Список литературы
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Аз; Издание 3-е, стер.1996 – 928 с.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель; Аст, 2000 – 848 с.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус.яз., 2000 – в 2т. – 1209 с.
Шелгунов Н.В. Большая советская энциклопедия, 1978 – 823 с.
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Просвещение, 2014 – 138 с.
Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. – М.: ЭКСМО, 2008 – 163с.
Почетная книга героев России «Горячее сердце».
Интернет-ресурс psihomed.com