СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока на тему " Пиелонефрит"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему " Пиелонефрит"»

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Сестринский процесс при пиелонефрите»





ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Заболевания органов мочевыделения

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: 3








2020 г


Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждено

Специальных дисциплин методическим советом

Протокол №___ протокол №_______

от «__»___2020г от «__»_____2020г

Председатель ЦМК Методист Кяхтинского

Филиала ББМК МЗ РБ

Тубанова Х.И._________/ Лысенок Е.Л._______/






































Содержание




Стр.


1.Содержание……………………………………………………………. 1


2.Мотивация………………………………………………………………….2


3.Вступительное слово преподавателя…………………………………. . 3


4.Технологическая карта теоретического занятия……………………… 3-5


5.Лекционный материал…………………………………………………… 6-9


6. Итоговый контроль знаний и умений…………………………............... 10


7.Подведение итогов………………………………………………………. 11


8.Задание на дом…………………………………………………….......... 12


9.Литература………………………………………………………………. 13





















Мотивация


Распространенность заболеваний мочевыводящей системы у детей, в частности пиелонефритом создает актуальность данной проблемы и требует совершенствования методов ранней диагностики пиелонефрита и широкого проведения профилактических мероприятий.


Для осуществления всех этапов сестринской деятельности при выхаживании детей с пиелонефритом, необходимо иметь высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков, отработанных до совершенства, после чего Вы сможете:


  • правильно осуществлять профилактику пиелонефрита у детей

  • грамотно обеспечивать сестринский уход за ребенком с пиелонефритом;

  • способствовать более быстрому улучшению состояния ребенка и предупреждению развития у него различных осложнений.

































Вступительное слово преподавателя

Данная методическая разработка к теоретическому занятию по теме: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей» разработано для обучения студентов по специальности 340201 Сестринское дело по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии», развить у студентов познавательные способности к логическому мышлению, приобретению необходимых практических навыков, умению работать в команде. При этом используются знания и умения студентов, полученные ими при изучении основ сестринского дела, анатомии, психологии, латинского языка, фармакологии и клинических дисциплин.

Актуальность данной темы заключается в том, что заболевания органов мочевыделения у детей являются одной из главных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности.

В последнее время, несмотря на успехи теоретической и практической детской нефрологии, заболеваемость у детей до 14 лет возросла в 1,4 раза, а у детей старшего школьного возраста в 1,6 раз.

Распространённость болезней органов мочевыделительной системы у детей за последних три года в Кяхтинском районе колеблется от 12 до 25 случаев на 1000 детей. Многие заболевания мочевыделительной системы, ранее впервые диагностируемые в подростковом периоде, в настоящее время выявляют у детей раннего возраста.

За последние десятилетия участились случаи латентного течения заболеваний мочевой системы у детей, что способствует поздней диагностике и несвоевременному оказанию медико-социальной помощи, что в свою очередь увеличивает риск развития хронического процесса, тяжёлых осложнений и инвалидизации детей, страдающих заболеваниями почек и мочевыводящих путей.

















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 31

Дисциплина: Сестринский уход в педиатрии

Тема: Сестринский процесс при пиелонефрите.

Вид занятия: комбинированный урок

Место проведения: кабинет № 12

Цели занятия:

1.Проверка знаний по пройдённой теме дискинезии желчевыводящих путей.

2.Актуализация опорных знаний

3.Освоение нового материала

Знать:

причины, клинические проявления, методы диагностики, проблемы пациента при пиелонефрите детского возраста, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях органов мочевыделения у детей

2.Развивающие:активизация познавательной активности студентов; обобщение и систематизация знаний по заболеваниям органов мочевыделения у детей; развитие профессионального мышления.

3.Воспитательные:

•развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий медицинской сестры;

•формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес;

•воспитание профессиональной, информационной культуры.

Формируемые компетенции: ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5.

Интеграционные связи: анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестринский уход в терапии.

Оснащение занятия: методическая разработка, таблицы, дидактический материал, слайды, опорные схемы.

Литература:

Основная литература:

  1. Сестринское дело при инфекционных заболевания В.В. Маслоу «Академия 2016 года»

  2. Малышева - Максименков, Е. С. Неотложная помощь в педиатрии. Учебное пособие / Е.С.

  3. Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир2017. - 192 c

  4. Маслов, М. С. Основы учения о ребенке и об особенностях его заболеваний. В 2 томах (комплект) / М.С. Маслов. - М.: Практическая медицина, 2017. - 822 c.

  5. Основы формирования здоровья у детей. Учебник. - Москва: Мир2016. - 384 c.

  6. Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир2017. –

Дополнительная литература:

1Соколова Н.Г. « Педиатрия с детскими инфекциями» 2016 год

Тульчинская В.Д. «Сестринская помощь детям» 2016 год

Соколова Н.Г «Сестринское дело в педиатрии»


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.

Организационный момент: приветствие студентов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1,

3мин.

2.

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний по теме «Сестринский процесс при дискинезии желчевыводящих путей»):

- индивидуальный письменный опрос:

  • задание - тест по теме с помощью программы Google

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1,.

15мин.

3.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности: Сообщается тема

  • Тема «Сестринский процесс при пиелонефрите» Актуальность данной темы заключается в том, что заболевания органов мочевыделения у детей являются одной из главных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;, ОК12;ПК1,.

10мин.

4.


Изучение нового материала

План лекции:

1.Определение

2.Этиология

3.Патогенез

4.Клиника

5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики

6.Основные принципы лечения пиелонефрита

7.Прогноз заболевания

8.Профилактика.

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК6, ОК12;


50мин.

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний, закрепление нового материала:

- фронтальный опрос по основным вопросам темы:

1.Какие факторы риска способствуют развитию пиелонефрита у детей?

2.Какие основные клинические проявления пиелонефрита у детей?

3.Какой лечебный стол назначается при пиелонефрите?

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК9, ОК12;


7мин.

6.

Подведение итогов занятия:

- анализируются результаты контроля знаний студентов по теме «Сестринский процесс при пиелонефрите»

-домашнее задание: тема «Составить план ухода при пиелонефрите с осуществлением поэтапного сестринского процесса»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9,

ОК12;



5мин.

7.

итого


90 мин


























«Сестринский процесс при пиелонефрите»

Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек и почечных лоханок с преимущественным поражением интерстициальной ткани паренхимы почек и почечных лоханок.



2. Этиология

Пиелонефрит вызывает патогенная микрофлора, которая попадает в почечную лоханку и ткань почки.

Пути проникновения инфекции:

  • гематогенный (через кровь);

  • урогенный (восходящий из нижних отделов мочевыводящих путей);

Наиболее частые возбудители пиелонефрита:

  • кишечная палочка;

  • энтеробактер;

  • клебсиелла;

  • стафилококки;

  • протей;

  • микробно-вирусные ассоциации.

Факторы риска развития заболевания:

  • врожденные аномалии почек и мочевыводящих путей (способствующие застою мочи);

  • острые респираторные и кишечные инфекции, вульвовагинит;

  • аномалии конституции (аллергический диатез);

  • снижение иммунитета;

  • нарушение обмена веществ, повышение экскреции солей (оксалатов, уратов, фосфатов);

  • хронические очаги инфекции;

  • частые переохлаждения.

3. Патогенез

Определенную роль в механизме развития пиелонефрита придают иммунопатологическим процессам. Это подтверждается тем, что бактериальные антигены еще длительное время сохраняются после исчезновения бактериурии. Восходящая инфекция и интерстициальное воспаление повреждают в первую очередь мозговой слой почки (ту часть, которая включает собирательные трубочки и часть дистальных канальцев). Гибель этих отрезков нефрона нарушает состояние и тех отделов канальцев, которые располагаются в корковом слое почки. Воспалительный процесс, переходя на корковый слой, уже вторично нарушает функцию клубочков, тогда может развиться почечная недостаточность.

4. Клиника

Основные клинические проявления пиелонефрита:

  • симптомы интоксикации: лихорадка гектического типа (39-400С), озноб, головная боль, нарушение сна, слабость, вялость, повышенная утомляемость, снижение аппетита;

  • болевой синдром: боли и напряжение мышц в поясничной области и по ходу мочеточников;

  • положительный симптом Пастернацкого (у детей старшего возраста);

  • дизурический синдром: болезненные частые мочеиспускания, частые позывы (порой безрезультатные) к мочеиспусканию, которые нередко сопровождаются зудом промежности или чувством жжения (у детей раннего возраста часто отмечается недержание мочи);

  • мочевой синдром: нарушение прозрачности мочи (мутная с осадком и хлопьями), высокая лейкоцитоурия (ведущий симптом), бактериурия (более 50-100 тыс. микробных тел в 1 мл мочи), протеинурия (от следов белка до 2 ммоль/л).

Особенности течения пиелонефрита у новорожденных и детей первых месяцев жизни:

  • острое начало, тяжелое течение, высокая лихорадка (иногда достигающая 39-400С), быстро нарастающие явления интоксикации;

  • возможны менингеальные симптомы (без патологических изменений в спинномозговой жидкости);

  • диспепсический синдром: тошнота, рвота, иногда жидкий стул;

  • дизурические явления слабо выражены, однако мочеиспускание у детей раннего возраста может сопровождаться криком, иногда ему предшествует беспокойство и изменение окраски кожных покровов.

5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики

  1. Клинический анализ крови (умеренная анемия, повышение СОЭ, лейкоцитоз).

  2. Общий анализ мочи (лейкоцитоурия, бактериурия).

  3. Анализ мочи по Нечипоренко (лейкоцитов более 2.000 в 1 мл).

  4. Анализ мочи по Аддис-Каковскому (лейкоцитов более 2.000.000 в сутки).

  5. Повышенный титр сывороточных антител к бактериям, выделенным из мочи.

  6. Иммунофлюоресцентная бактериоскопия (если микробы мочи окружены антителами, то это достоверный признак пиелонефрита).

  7. Проба по Зимницкому (снижение способности к осмотическому концентрированию – максимальная плотность мочи ниже 1020).

  8. УЗИ почек.

  9. Контрастная урография.

  10. Реносцинтиграфия.

6. Основные принципы лечения пиелонефрита

  1. Постельный режим на период лихорадки.

  2. Диетотерапия (молочно-растительная без раздражающих и экстрактивных блюд, в первые дни с умеренным ограничением белка и соли до 2-3 г в день). Лечебный стол № 7

  3. Контролировать введение достаточного количества жидкости, рекомендовать в промежутках между приемом лекарственных средств питье клюквенного и брусничного морса, настоев из трав.

  4. Антибиотикотерапия: ампициллин, карбенициллин, цепорин, левомецитин или их комбинации (с учетом нефротоксичности препаратов и чувствительности к ним микрофлоры мочи). При упорном и тяжелом течении прибегают к назначению аминогликозидов (гентамицин), продолжительность курса от 10 до 14 дней.

  5. Продолжение курса лечения препаратами нитрофуранового ряда (фурагин, фурадонин), налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиновой кислоты (грамурин), нитроксолином (5-НОК) по 10-14 дней, уросептическими или сульфаниламидными препаратами, курсы лечения по 5-7 дней.

  6. Фитотерапия: сборы из трав и ягод, обладающих мочегонным, антисептическим, противовоспалительным действием.

  7. Витаминотерапия.

  8. В период ремиссии показано санаторное лечение.

  9. Санация хронических очагов инфекции.

Сестринский уход

Особое внимание при заболевании почек необходимо уделять вам как будущим мед сестрам по уходу за пациентом. Уход — это составная часть и самая главная в лечении пациента. Какие бы не назначали лекарственные препараты, если ваш пациент не будет соблюдать режим, соблюдать диету, особенно при заболевании почек выздоровление и лечение от такого эффекта не будет. И для правильного ухода за пациентом необходимо знать этапы сестринского процесса. Сестринский процесс включает в себя:а) выявление проблем они могут быть настоящими или приоритетными, которые устраняют в первую очередь и от которых зависит исход заболевания и возникновение осложнений; б)постановка целей- они могут быть краткосрочными и долгосрочными, и выполнимы. Мед сестра не может поставить цель, которую невозможно решить и выполнить.

в) вмешательства, они бывают независимые, зависимые и взаимозависимые

7. Прогноз заболевания

Пиелонефрит, если он не связан с врожденной патологией, лечится успешно. При врожденной патологии для заболевания характерно рецидивирующее течение. Однако своевременно проведенная хирургическая коррекция может привести к выздоровлению.

8.Профилактика

  1. Соблюдение гигиенических правил ухода за детьми (особенно за девочками).

  2. Предупреждение острых респираторных и кишечных заболеваний.

  3. Профилактика и лечение глистной инвазии.

  4. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

  5. Общеукрепляющие мероприятия (закаливание, массаж, ЛФК, рациональный режим).

  6. Проведение анализов мочи после любого инфекционного заболевания.

  7. Длительность диспансерного наблюдения детей в детской поликлинике составляет при остром пиелонефрите 5 лет, при хроническом –до перехода во взрослую поликлинику.

В первые 3 мес. наблюдения при остром пиелонефрите и после обострения хронического общий анализ мочи (ОАМ) - 1 раз в 10 дней, в течение 1-3-х месяцев - ежемесячно, далее - 1 раз в 3 мес.

Посев мочи проводится при появлении лейкоцитурии и/или при немотивированных подъемах температуры без катаральных явлений.

Проба мочи по Зимницкому, определение уровня креатинина крови проводят 1 раз в год.

Ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря - 1 раз в год.




























Эталоны ответов к фронтальному опросу:

1.Какие факторы риска способствуют развитию пиелонефрита у детей?

  • врожденные аномалии почек и мочевыводящих путей (способствующие застою мочи);

  • острые респираторные и кишечные инфекции, вульвовагинит;

  • аномалии конституции (аллергический диатез);

  • снижение иммунитета;

  • нарушение обмена веществ, повышение экскреции солей (оксалатов, уратов, фосфатов);

  • хронические очаги инфекции;

  • частые переохлаждения.


2.Какие основные клинические проявления пиелонефрита у детей?

  • симптомы интоксикации: лихорадка гектического типа (39-400С), озноб, головная боль, нарушение сна, слабость, вялость, повышенная утомляемость, снижение аппетита;

  • болевой синдром: боли и напряжение мышц в поясничной области и по ходу мочеточников;

  • положительный симптом Пастернацкого (у детей старшего возраста);

  • дизурический синдром: болезненные частые мочеиспускания, частые позывы (порой безрезультатные) к мочеиспусканию, которые нередко сопровождаются зудом промежности или чувством жжения (у детей раннего возраста часто отмечается недержание мочи);

  • мочевой синдром: нарушение прозрачности мочи (мутная с осадком и хлопьями), высокая лейкоцитоурия (ведущий симптом), бактериурия (более 50-100 тыс. микробных тел в 1 мл мочи), протеинурия (от следов белка до 2 ммоль/л).


3.Какие основные принципы лечения пиелонефрита у детей?


  1. Постельный режим на период лихорадки.

  2. Диетотерапия (молочно-растительная без раздражающих и экстрактивных блюд, в первые дни с умеренным ограничением белка и соли до 2-3 г в день). диета № 7

  3. Контролировать введение достаточного количества жидкости, рекомендовать в промежутках между приемом лекарственных средств питье клюквенного и брусничного морса, настоев из трав.

  4. Антибиотикотерапия: ампициллин, карбенициллин, цепорин, левомецитин или их комбинации (с учетом нефротоксичности препаратов и чувствительности к ним микрофлоры мочи). При упорном и тяжелом течении прибегают к назначению аминогликозидов (гентамицин), продолжительность курса от 10 до 14 дней.

  5. Продолжение курса лечения препаратами нитрофуранового ряда (фурагин, фурадонин), налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиновой кислоты (грамурин), нитроксолином (5-НОК) по 10-14 дней, уросептическими или сульфаниламидными препаратами, курсы лечения по 5-7 дней.

  6. Фитотерапия: сборы из трав и ягод, обладающих мочегонным, антисептическим, противовоспалительным действием.

  7. Витаминотерапия.

  8. В период ремиссии показано санаторное лечение.

  9. Санация хронических очагов инфекции.
































Литература


1.Сестринское дело при инфекционных заболевания В.В. Маслоу «Академия 2016 года»

2.Малышева - Максименков, Е. С. Неотложная помощь в педиатрии. Учебное пособие / Е.С.

3.Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. - 192 c

4. Маслов, М. С. Основы учения о ребенке и об особенностях его заболеваний. В 2 томах (комплект) / М.С. Маслов. - М.: Практическая медицина, 2017. - 822 c.

5. Основы формирования здоровья у детей. Учебник. - Москва: Мир, 2016. - 384 c.

6. Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. –

7.Соколова Н.Г. «Педиатрия с детскими инфекциями» 2016 год

8.Тульчинская В.Д. «Сестринская помощь детям» 2016 год















































Строение почки