КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Сестринский процесс при пиелонефрите»
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах
МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел: Заболевания органов мочевыделения
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 3
2020 г
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждено
Специальных дисциплин методическим советом
Протокол №___ протокол №_______
от «__»___2020г от «__»_____2020г
Председатель ЦМК Методист Кяхтинского
Филиала ББМК МЗ РБ
Тубанова Х.И._________/ Лысенок Е.Л._______/
Содержание
Стр.
1.Содержание……………………………………………………………. 1
2.Мотивация………………………………………………………………….2
3.Вступительное слово преподавателя…………………………………. . 3
4.Технологическая карта теоретического занятия……………………… 3-5
5.Лекционный материал…………………………………………………… 6-9
6. Итоговый контроль знаний и умений…………………………............... 10
7.Подведение итогов………………………………………………………. 11
8.Задание на дом…………………………………………………….......... 12
9.Литература………………………………………………………………. 13
Мотивация
Распространенность заболеваний мочевыводящей системы у детей, в частности пиелонефритом создает актуальность данной проблемы и требует совершенствования методов ранней диагностики пиелонефрита и широкого проведения профилактических мероприятий.
Для осуществления всех этапов сестринской деятельности при выхаживании детей с пиелонефритом, необходимо иметь высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков, отработанных до совершенства, после чего Вы сможете:
грамотно обеспечивать сестринский уход за ребенком с пиелонефритом;
способствовать более быстрому улучшению состояния ребенка и предупреждению развития у него различных осложнений.
Вступительное слово преподавателя
Данная методическая разработка к теоретическому занятию по теме: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей» разработано для обучения студентов по специальности 340201 Сестринское дело по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии», развить у студентов познавательные способности к логическому мышлению, приобретению необходимых практических навыков, умению работать в команде. При этом используются знания и умения студентов, полученные ими при изучении основ сестринского дела, анатомии, психологии, латинского языка, фармакологии и клинических дисциплин.
Актуальность данной темы заключается в том, что заболевания органов мочевыделения у детей являются одной из главных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности.
В последнее время, несмотря на успехи теоретической и практической детской нефрологии, заболеваемость у детей до 14 лет возросла в 1,4 раза, а у детей старшего школьного возраста в 1,6 раз.
Распространённость болезней органов мочевыделительной системы у детей за последних три года в Кяхтинском районе колеблется от 12 до 25 случаев на 1000 детей. Многие заболевания мочевыделительной системы, ранее впервые диагностируемые в подростковом периоде, в настоящее время выявляют у детей раннего возраста.
За последние десятилетия участились случаи латентного течения заболеваний мочевой системы у детей, что способствует поздней диагностике и несвоевременному оказанию медико-социальной помощи, что в свою очередь увеличивает риск развития хронического процесса, тяжёлых осложнений и инвалидизации детей, страдающих заболеваниями почек и мочевыводящих путей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 31
Дисциплина: Сестринский уход в педиатрии
Тема: Сестринский процесс при пиелонефрите.
Вид занятия: комбинированный урок
Место проведения: кабинет № 12
Цели занятия:
1.Проверка знаний по пройдённой теме дискинезии желчевыводящих путей.
2.Актуализация опорных знаний
3.Освоение нового материала
Знать:
причины, клинические проявления, методы диагностики, проблемы пациента при пиелонефрите детского возраста, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях органов мочевыделения у детей
2.Развивающие:активизация познавательной активности студентов; обобщение и систематизация знаний по заболеваниям органов мочевыделения у детей; развитие профессионального мышления.
3.Воспитательные:
•развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий медицинской сестры;
•формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес;
•воспитание профессиональной, информационной культуры.
Формируемые компетенции: ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5.
Интеграционные связи: анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестринский уход в терапии.
Оснащение занятия: методическая разработка, таблицы, дидактический материал, слайды, опорные схемы.
Литература:
Основная литература:
Сестринское дело при инфекционных заболевания В.В. Маслоу «Академия 2016 года»
Малышева - Максименков, Е. С. Неотложная помощь в педиатрии. Учебное пособие / Е.С.
Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. - 192 c
Маслов, М. С. Основы учения о ребенке и об особенностях его заболеваний. В 2 томах (комплект) / М.С. Маслов. - М.: Практическая медицина, 2017. - 822 c.
Основы формирования здоровья у детей. Учебник. - Москва: Мир, 2016. - 384 c.
Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. –
Дополнительная литература:
1Соколова Н.Г. « Педиатрия с детскими инфекциями» 2016 год
Тульчинская В.Д. «Сестринская помощь детям» 2016 год
Соколова Н.Г «Сестринское дело в педиатрии»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы занятия | Код формируемых компетенций | Время |
1. | Организационный момент: приветствие студентов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию. | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1, | 3мин. |
2. | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний по теме «Сестринский процесс при дискинезии желчевыводящих путей»): - индивидуальный письменный опрос: | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1,. | 15мин. |
3. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности: Сообщается тема Тема «Сестринский процесс при пиелонефрите» Актуальность данной темы заключается в том, что заболевания органов мочевыделения у детей являются одной из главных проблем педиатрии на современном этапе, так как частота данной патологии увеличивается, а несвоевременная диагностика и неадекватная терапия могут приводить к развитию почечной недостаточности. | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;, ОК12;ПК1,. | 10мин. |
4. | Изучение нового материала План лекции: 1.Определение 2.Этиология 3.Патогенез 4.Клиника 5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики 6.Основные принципы лечения пиелонефрита 7.Прогноз заболевания 8.Профилактика. | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК6, ОК12; | 50мин. |
5. | Осмысление и систематизация полученных знаний, закрепление нового материала: - фронтальный опрос по основным вопросам темы: 1.Какие факторы риска способствуют развитию пиелонефрита у детей? 2.Какие основные клинические проявления пиелонефрита у детей? 3.Какой лечебный стол назначается при пиелонефрите? | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК9, ОК12; | 7мин. |
6. | Подведение итогов занятия: - анализируются результаты контроля знаний студентов по теме «Сестринский процесс при пиелонефрите» -домашнее задание: тема «Составить план ухода при пиелонефрите с осуществлением поэтапного сестринского процесса» | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9, ОК12; | 5мин. |
7. | итого | | 90 мин |
«Сестринский процесс при пиелонефрите»
Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек и почечных лоханок с преимущественным поражением интерстициальной ткани паренхимы почек и почечных лоханок.
2. Этиология
Пиелонефрит вызывает патогенная микрофлора, которая попадает в почечную лоханку и ткань почки.
Пути проникновения инфекции:
гематогенный (через кровь);
урогенный (восходящий из нижних отделов мочевыводящих путей);
Наиболее частые возбудители пиелонефрита:
Факторы риска развития заболевания:
врожденные аномалии почек и мочевыводящих путей (способствующие застою мочи);
острые респираторные и кишечные инфекции, вульвовагинит;
аномалии конституции (аллергический диатез);
снижение иммунитета;
нарушение обмена веществ, повышение экскреции солей (оксалатов, уратов, фосфатов);
хронические очаги инфекции;
частые переохлаждения.
3. Патогенез
Определенную роль в механизме развития пиелонефрита придают иммунопатологическим процессам. Это подтверждается тем, что бактериальные антигены еще длительное время сохраняются после исчезновения бактериурии. Восходящая инфекция и интерстициальное воспаление повреждают в первую очередь мозговой слой почки (ту часть, которая включает собирательные трубочки и часть дистальных канальцев). Гибель этих отрезков нефрона нарушает состояние и тех отделов канальцев, которые располагаются в корковом слое почки. Воспалительный процесс, переходя на корковый слой, уже вторично нарушает функцию клубочков, тогда может развиться почечная недостаточность.
4. Клиника
Основные клинические проявления пиелонефрита:
симптомы интоксикации: лихорадка гектического типа (39-400С), озноб, головная боль, нарушение сна, слабость, вялость, повышенная утомляемость, снижение аппетита;
болевой синдром: боли и напряжение мышц в поясничной области и по ходу мочеточников;
положительный симптом Пастернацкого (у детей старшего возраста);
дизурический синдром: болезненные частые мочеиспускания, частые позывы (порой безрезультатные) к мочеиспусканию, которые нередко сопровождаются зудом промежности или чувством жжения (у детей раннего возраста часто отмечается недержание мочи);
мочевой синдром: нарушение прозрачности мочи (мутная с осадком и хлопьями), высокая лейкоцитоурия (ведущий симптом), бактериурия (более 50-100 тыс. микробных тел в 1 мл мочи), протеинурия (от следов белка до 2 ммоль/л).
Особенности течения пиелонефрита у новорожденных и детей первых месяцев жизни:
острое начало, тяжелое течение, высокая лихорадка (иногда достигающая 39-400С), быстро нарастающие явления интоксикации;
возможны менингеальные симптомы (без патологических изменений в спинномозговой жидкости);
диспепсический синдром: тошнота, рвота, иногда жидкий стул;
дизурические явления слабо выражены, однако мочеиспускание у детей раннего возраста может сопровождаться криком, иногда ему предшествует беспокойство и изменение окраски кожных покровов.
5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики
Клинический анализ крови (умеренная анемия, повышение СОЭ, лейкоцитоз).
Общий анализ мочи (лейкоцитоурия, бактериурия).
Анализ мочи по Нечипоренко (лейкоцитов более 2.000 в 1 мл).
Анализ мочи по Аддис-Каковскому (лейкоцитов более 2.000.000 в сутки).
Повышенный титр сывороточных антител к бактериям, выделенным из мочи.
Иммунофлюоресцентная бактериоскопия (если микробы мочи окружены антителами, то это достоверный признак пиелонефрита).
Проба по Зимницкому (снижение способности к осмотическому концентрированию – максимальная плотность мочи ниже 1020).
УЗИ почек.
Контрастная урография.
Реносцинтиграфия.
6. Основные принципы лечения пиелонефрита
Постельный режим на период лихорадки.
Диетотерапия (молочно-растительная без раздражающих и экстрактивных блюд, в первые дни с умеренным ограничением белка и соли до 2-3 г в день). Лечебный стол № 7
Контролировать введение достаточного количества жидкости, рекомендовать в промежутках между приемом лекарственных средств питье клюквенного и брусничного морса, настоев из трав.
Антибиотикотерапия: ампициллин, карбенициллин, цепорин, левомецитин или их комбинации (с учетом нефротоксичности препаратов и чувствительности к ним микрофлоры мочи). При упорном и тяжелом течении прибегают к назначению аминогликозидов (гентамицин), продолжительность курса от 10 до 14 дней.
Продолжение курса лечения препаратами нитрофуранового ряда (фурагин, фурадонин), налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиновой кислоты (грамурин), нитроксолином (5-НОК) по 10-14 дней, уросептическими или сульфаниламидными препаратами, курсы лечения по 5-7 дней.
Фитотерапия: сборы из трав и ягод, обладающих мочегонным, антисептическим, противовоспалительным действием.
Витаминотерапия.
В период ремиссии показано санаторное лечение.
Санация хронических очагов инфекции.
Сестринский уход
Особое внимание при заболевании почек необходимо уделять вам как будущим мед сестрам по уходу за пациентом. Уход — это составная часть и самая главная в лечении пациента. Какие бы не назначали лекарственные препараты, если ваш пациент не будет соблюдать режим, соблюдать диету, особенно при заболевании почек выздоровление и лечение от такого эффекта не будет. И для правильного ухода за пациентом необходимо знать этапы сестринского процесса. Сестринский процесс включает в себя:а) выявление проблем они могут быть настоящими или приоритетными, которые устраняют в первую очередь и от которых зависит исход заболевания и возникновение осложнений; б)постановка целей- они могут быть краткосрочными и долгосрочными, и выполнимы. Мед сестра не может поставить цель, которую невозможно решить и выполнить.
в) вмешательства, они бывают независимые, зависимые и взаимозависимые
7. Прогноз заболевания
Пиелонефрит, если он не связан с врожденной патологией, лечится успешно. При врожденной патологии для заболевания характерно рецидивирующее течение. Однако своевременно проведенная хирургическая коррекция может привести к выздоровлению.
8.Профилактика
Соблюдение гигиенических правил ухода за детьми (особенно за девочками).
Предупреждение острых респираторных и кишечных заболеваний.
Профилактика и лечение глистной инвазии.
Своевременная санация хронических очагов инфекции.
Общеукрепляющие мероприятия (закаливание, массаж, ЛФК, рациональный режим).
Проведение анализов мочи после любого инфекционного заболевания.
Длительность диспансерного наблюдения детей в детской поликлинике составляет при остром пиелонефрите 5 лет, при хроническом –до перехода во взрослую поликлинику.
В первые 3 мес. наблюдения при остром пиелонефрите и после обострения хронического общий анализ мочи (ОАМ) - 1 раз в 10 дней, в течение 1-3-х месяцев - ежемесячно, далее - 1 раз в 3 мес.
Посев мочи проводится при появлении лейкоцитурии и/или при немотивированных подъемах температуры без катаральных явлений.
Проба мочи по Зимницкому, определение уровня креатинина крови проводят 1 раз в год.
Ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря - 1 раз в год.
Эталоны ответов к фронтальному опросу:
1.Какие факторы риска способствуют развитию пиелонефрита у детей?
врожденные аномалии почек и мочевыводящих путей (способствующие застою мочи);
острые респираторные и кишечные инфекции, вульвовагинит;
аномалии конституции (аллергический диатез);
снижение иммунитета;
нарушение обмена веществ, повышение экскреции солей (оксалатов, уратов, фосфатов);
хронические очаги инфекции;
частые переохлаждения.
2.Какие основные клинические проявления пиелонефрита у детей?
симптомы интоксикации: лихорадка гектического типа (39-400С), озноб, головная боль, нарушение сна, слабость, вялость, повышенная утомляемость, снижение аппетита;
болевой синдром: боли и напряжение мышц в поясничной области и по ходу мочеточников;
положительный симптом Пастернацкого (у детей старшего возраста);
дизурический синдром: болезненные частые мочеиспускания, частые позывы (порой безрезультатные) к мочеиспусканию, которые нередко сопровождаются зудом промежности или чувством жжения (у детей раннего возраста часто отмечается недержание мочи);
мочевой синдром: нарушение прозрачности мочи (мутная с осадком и хлопьями), высокая лейкоцитоурия (ведущий симптом), бактериурия (более 50-100 тыс. микробных тел в 1 мл мочи), протеинурия (от следов белка до 2 ммоль/л).
3.Какие основные принципы лечения пиелонефрита у детей?
Постельный режим на период лихорадки.
Диетотерапия (молочно-растительная без раздражающих и экстрактивных блюд, в первые дни с умеренным ограничением белка и соли до 2-3 г в день). диета № 7
Контролировать введение достаточного количества жидкости, рекомендовать в промежутках между приемом лекарственных средств питье клюквенного и брусничного морса, настоев из трав.
Антибиотикотерапия: ампициллин, карбенициллин, цепорин, левомецитин или их комбинации (с учетом нефротоксичности препаратов и чувствительности к ним микрофлоры мочи). При упорном и тяжелом течении прибегают к назначению аминогликозидов (гентамицин), продолжительность курса от 10 до 14 дней.
Продолжение курса лечения препаратами нитрофуранового ряда (фурагин, фурадонин), налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиновой кислоты (грамурин), нитроксолином (5-НОК) по 10-14 дней, уросептическими или сульфаниламидными препаратами, курсы лечения по 5-7 дней.
Фитотерапия: сборы из трав и ягод, обладающих мочегонным, антисептическим, противовоспалительным действием.
Витаминотерапия.
В период ремиссии показано санаторное лечение.
Санация хронических очагов инфекции.
Литература
1.Сестринское дело при инфекционных заболевания В.В. Маслоу «Академия 2016 года»
2.Малышева - Максименков, Е. С. Неотложная помощь в педиатрии. Учебное пособие / Е.С.
3.Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. - 192 c
4. Маслов, М. С. Основы учения о ребенке и об особенностях его заболеваний. В 2 томах (комплект) / М.С. Маслов. - М.: Практическая медицина, 2017. - 822 c.
5. Основы формирования здоровья у детей. Учебник. - Москва: Мир, 2016. - 384 c.
6. Педиатрия. В 2 томах. Том 2. - Москва: Мир, 2017. –
7.Соколова Н.Г. «Педиатрия с детскими инфекциями» 2016 год
8.Тульчинская В.Д. «Сестринская помощь детям» 2016 год
Строение почки