СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Концертмейстер в классе скрипки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

А) Образовательные: практическое знакомство ученика с аккомпанементом.

Б) Воспитательные: воспитание у обучающегося любви к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

В) Развивающие:

- развитие выразительного интонирования мелодической линии.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Концертмейстер в классе скрипки»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА



Тема: «Концертмейстер в классе скрипки»





Выполнила: концертмейстер МБУДО

«Детская музыкальная школа» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна



















Вуктыл 2019 г.

Структура учебного занятия



1. Предмет: музыкальный инструмент скрипка.

2. Тема: работа концертмейстера в кассе «скрипки».

3. Цель урока: развитие навыков игры с аккомпанементом.

4. Задачи урока:

А) Образовательные: практическое знакомство ученика с аккомпанементом.

Б) Воспитательные: воспитание у обучающегося любви к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

В) Развивающие:

- развитие выразительного интонирования мелодической линии;

6.Тип урока: открытый урок.

7. Методы ведения:

- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте).

8. Оборудование: скрипка, фортепиано, зеркало.

9. Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки си минор 1 часть О.Ридинга, МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении И.Перлмана, дневник.













Введение

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение. Большое значение для скрипача имеет аккомпанемент. Без аккомпанемента пьесы теряют свою выразительность.

Детская педагогика должна представлять собой интересный процесс, увлекающий ребенка, возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию. Именно работа в классе скрипки с аккомпанементом создает условия для активного участия в учебном процессе и дает возможность развиваться гармонично, приобрести глубокие и разносторонние знания.

Обучения игре на скрипке начинается с пьес на пустых струнах – без участия смычка и исполняются щипком. Именно на этом этапе следует приучать ученика играть с аккомпанементом, так как без сопровождения произведения на пустых струнах теряют свою выразительность. Поэтому с первых шагов и на протяжении всех лет обучения скрипач и концертмейстер представляют единое целое, как дружная семья.






















Работа над целостным образом музыкального произведения

Работа над произведениями обычно начинается с исполнения педагогом и концертмейстером музыкального произведения, для того чтобы ученик имел представление о характере произведения, о стиле, требуемой манере исполнения, темпе, динамике и т.д.

Основной задачей здесь является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.

Необходимо рассказать ученику о создателе произведения; об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре.

Рассказ иллюстрируем проигрыванием произведения в целом или фрагментарно. Большую роль на этом этапе играет работа концертмейстера.

Цель всего сказанного и показанного ученику состоит в том, чтобы произведение вызвало воображение живых, близких ему образов, создало потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в его содержания.

Ход занятия: Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать ученику о личности композитора. Оскар Ридинг – немецкий скрипач и композитор  (1840 – 1918).Учился в Новой Академии музыки в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 был приглашён Гансом Рихтером на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе, где и умер.

Основные произведения Ридинга написаны для скрипки в сопровождении фортепиано или оркестра, многие из них используют венгерские народные мотивы. Наибольшую известность завоевали простые и изящные концерты: соль мажор Op.34, си минор Op.35 и ре мажор Op.36, а также Концертино в венгерском стиле ля минор Op.21. Концерты Ридинга стали классикой педагогического репертуара по классу скрипки во многих странах, в том числе и в России. Ицхак Перлман записал концерт Op.35 в составе своего альбома «Концерты из моего детства».                                 Для ученицы это первое знакомство с крупной формой. Поясняю, что концерт- это большое произведение для скрипки с оркестром, которое состоит из 3х частей.

Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. Начинается концерт лиричной, певучей темой. Сразу же чисто интонируем квартовый скачок. Стараемся играть ритмично, считаем. Следим за распределением смычка. При смене струн стараемся, чтобы переход со струны на струну был плавным, для чего максимально приближаем смычок к соседней струне и плавно «перекатываемся». В этой части концерта неоднократно встречаются залигованные четверть с точкой и восьмая. Здесь нужно обратить внимание на то, чтобы восьмая ни в коем случае не продёргивалась, поэтому важно правильно распределить смычок. Также в концерте встречается комбинированный штрих, где тоже очень важно добиться верного распределения смычка. Несмотря на то, что работа над концертом только в начале своего пути, обращаю внимание на правильную фразировку, стараемся играть по возможности музыкально. Для закрепления наиболее сложные места повторяем. Ответственная роль лежит на концертмейстере, он должен исполнить свою партию так, чтобы ученик почувствовал цельность музыкального образа.

Домашнее задание: работать над текстом концерта, чисто интонировать, следить за распределением смычка, работать над плавной сменой струн.

                                     Самоанализ проведённого урока.

Урок проведён в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи:

-обучающие (ученица с помощью преподавателя и концертмейстера разобрала Концерт О. Ридинга, поработала над сложными местами произведения);

- воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);

- развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении И. Перлмана, получила сведения о композиторе О. Ридинге).

Были использованы педагогические принципы:

-индивидуальности;

-наглядности;

-доступности;

-опоры на интерес ученика;

-сознательности;

-активности обучающейся;

-систематичности.

Новый материал обучающаяся осваивала с удовольствием и интересом.

Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала преподавателем и концертмейстером.

Ученице была дана самостоятельная работа: устранить интонационные неточности в главной партии Концерта (на струне Соль от Ля диез). С поставленной задачей ученица справлялась.

Домашнее задание - закрепить пройденное и выученное на уроке, работать над текстом концерта, следить за распределением смычка, работать над плавной сменой струн, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта  О. Ридинга в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.










Здоровьесберегающие технологии для концертмейстера

К сожалению, как правило, концертмейстер сидит всю смену в одном положении, с шеей, повёрнутой вправо, на солиста, ухитряясь одновременно читать нотный текст. Нет нужды пояснять, что результаты со временем негативно сказываются на здоровье.

Тем не менее, эргономичное рабочее место может помочь обеспечить комфорт и, как следствие, более высокую трудоспособность. Удобство заключается в том, чтобы смотреть на солиста, не поворачивая головы. Здесь может помочь зеркало, установленное на инструменте. Некоторые концертмейстеры видят отражение ученика в полировке пианино. Большое преимущество имеют классы, в которых установлен рояль, тогда концертмейстер может смотреть вперёд, прямо на учащегося.

Немаловажную роль в обеспечении комфорта играют хорошо распечатанные и удобно разрезанные и склеенные ноты, не требующие переворотов, или требующие минимального их количества. Желательно не в бликующих полиэтиленовых файлах. Стул должен быть хорошо отрегулирован по высоте.

Освещение должно быть достаточно ярким для чтения мелкого нотного текста, но не слепящим. Обязательно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать гимнастику.












Заключение

Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся ДМШ к академической музыке – вплоть до профессионализации, музицированию, творческому поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане.

Концертмейстер занимает особое, промежуточное, положение в ДМШ– это исполнитель и педагог. Невозможно нивелировать его педагогические функции. Работа концертмейстера школы, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Концертмейстер ведет за собой, обеспечивая темповую стабильность

Иногда концертмейстеру приходится работать с учащимися без помощи педагога-скрипача. Концертмейстер берет на себя роль педагогическую, помогает учащемуся проучивать текст, отожествлять штрихи и темпы, направляет работу на интонационную и ритмическую точность. Концертмейстер не всегда может указать на специфические скрипичные ошибки. Но он вполне в состоянии настроить инструмент в начале занятий, подсказать направления смычка, интонационные и ритмические ошибки. Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень, чтобы ученик, слыша профессиональную игру, стремился к совершенствованию своего творчества.










Список литературы

  1. Берлянчик М. Пути активизации интонационно – мелодического мышления начинающего скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. Издатальство «Музыка» 1980.

  2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз, 1961.

  3. Лукьянова Е.П.Формирование профессионально - коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2007.

  4. Люблинский  теория, история, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Полиграфическая лаборатория Казанской государственной консерватории, 2011. С. 199–203.

  5. Оскар Ридинг. Концерт для скрипки с оркестром си минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор.

  6. Стеценко В. Принципы движения как основа формирования игровых навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. Издатальство «Музыка» 1980

  7. Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке / пер. с англ. М.: Радуга, 1987.













9