Методическая разработка открытого урока
по дисциплине «Технология изготовления обуви»
Тема урока: «Формование заготовок верха обуви обтяжно-затяжным ручным способом»
Тип урока: «Урок изучения технологической операции»
Профессия: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»
Код профессии: 15393
Квалификация: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви
4-го квалификационного разряда»
Форма обучения: очная
Разработал преподаватель: А.Ю. Уксусов
Красноярск 2020г.
Пояснительная записка
Открытый урок теоретического обучения по теме: «Формование заготовок верха обуви обтяжно-затяжным ручным способом» проводится в учебном кабинете Тема открытого урока «Формование заготовок верха обуви обтяжно-затяж-ным ручным способом». Открытый урок расчитан на 45 минут. На данном уроке рассматриваются вопросы и отрабатываются навыки по закреплению знаний по формованию заготовок верха обуви обтяжно-затяжным ручным способом.
В результате изучения данной темы обучающийся должен иметь теоретические знания всего процесса формования заготовки верха обуви ручным способом,
овладеть профессиональными и общими компетенциями всего процесса формования заготовки верха обуви ручным способом.
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, изходя из цели и способов её достижения определённых преподавателем.
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
5. Работать в команде, эффективно общаться с обучающимися профессии «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви».
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
- весь процесс формования заготовки верха обуви ручным способом;
- как надевается заготовка верха на колодку и устанавливается её пяточная часть;
- как производится обтяжка заготовки верха обуви;
- как производится перетяжка носочно-пучковой и геленочной частей;
- как производится затяжка пяточной, геленочной и носочно-пучковой частей заго
товки верха обуви.
В результате изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- читать и понимать схемы затяжки заготовки верха обуви и технологические карты;
- работать с дидактическими материалами и учебной литературой.
Тема: «Формование заготовок верха обуви
обтяжно-затяжным ручным способом»
Цели урока:
Образовательная: формирование первичных знаний по последовательности технологических операций, по подготовительным операциям и собственно по формованию заготовок верха обуви. Соблюдение техники безопасности при выполнении ручных работ, умение работать с ручным инструментом и приспособлениями.
Развивающая: развивать умения правильно и осознанно выполнять последовательность технологических операций.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к качеству выполнения операций, бережному отношению к используемому материалу, оборудованию, инструменту и приспособлениям.
Тип урока: Урок изучения технологической операции.
Вид урока: Лекция с комментированием и обсуждением просмотренного материала.
Метод проведения урока:
- словесный: повторение ранее пройденного материала, объяснение темы урока
- наглядный: демонстрация технологической операции преподавателем.
Используемые методы обучения:
- демонстрация приёмов работы преподавателем;
- самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя.
Форма работы:
- индивидуальная:
- фронтальная.
Междисциплинарные связи: материаловедение, оборудование обувного производства, специальный рисунок.
Материально – техническое оснащение урока
и дидактический материал:
Методико – дидактическое:
готовые изделия, образцы заготовок верха обуви, учебник по дисциплине И.Н.Леденева «Индивидуальное изготовление и ремонт обуви», схемы технологического процесса формования заготовок верха обуви.
Материально – техническое:
заготовка туфель домашних, затянутых на колодке, затяжные клещи, обувной молоток, гвоздевытаскиватель.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (5 мин) | Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки. Проверка явки обучающихся, готовности к уроку. | Настраиваются на работу. |
II. Актуализация опорных знаний |
2.1. Мотивация познавательной деятельности (5 мин) | Формулирование темы урока, постановка целей и задач урока. Преподаватель выдвигает учебную проблему. | Просматривают образцы заготовок верха обуви, слушают, обсуждают совместно с преподавателем. |
2.2. Актуализация знаний обучающихся (5 мин) | Определяет актуальность темы в соответствии с междисциплинарными связями. Подготавливает к усвоению нового материала, стимулируя к рассуждениям. | Отвечают на вопросы ранее пройденного материала (опросный лист-приложение 1) |
III. Усвоение новых знаний |
3.1 Изучение новой темы (20 мин.) | Преподаватель объясняет новый учебный материал, показывает процесс формования заготовки туфель домашних, инструкционную карту (учебник), раздаточный материал. | Внимательно слушают, используют учебник, раздаточный материал (приложение 2), отвечают на вопросы. |
IV. Закрепление новых знаний |
4.1. Закрепление новых знаний (5 мин) | Предлагает ответить на проверочный тест по теме урока | Отвечают на вопросы проверочного теста. (приложение 3). Затем проверяют методом взаимопроверки. |
V. Заключительная часть урока |
5.1 Анализ, дать оценку деятельности обучающихся.(5 мин) | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. | Обучающиеся дают оценку своей работы на уроке. |
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие обучающихся, уточнение присутствующих на уроке, подготовка к уроку (подготовка обучающихся к уроку, необходимые принадлежности).
II. Актуализация опорных знаний
2.1. Мотивация познавательной деятельности
Слова преподавателя
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вам ответить на вопрос.
Вопрос к обучающимся:
Почему так важно правильно уметь формовать заготовки верха обуви обтяжно - затяжным ручным способом?
Ответ: Формование является ключевым технологическим процессом в процессе производства обуви.
Пояснение преподавателя:
Если процесс формования заготовки верха обуви выполнен неправильно, то это приведет:
- к уменьшению срока службы обуви;
- к уменьшению прочности изделий;
- к дискомфорту клиента;
- к несоответствию внешнего вида каждой из полупар.
Слова преподавателя:
Итак, из всего выше сказанного можно определить тему нашего с Вами урока: «Формование заготовок верха обуви обтяжно-затяжным ручным способом».
Основные цели нашего урока: ознакомиться с формованием, изучить способы формования обуви на колодки, повторить правила техники безопасности при работе с ручным инструментом, тем самым мы с вами расширим свой кругозор по дисциплине «Технология изготовления обуви».
2.2. Актуализация знаний обучающихся
Слова преподавателя:
А сейчас давайте вспомним основные процессы, которые предшествуют формованию. (Приложение 1 «Вопросы входного контроля знаний»)
III. Усвоение новых знаний
3.1. Изучение новой темы Объяснение нового материала и демонстрация процесса формования
Приложение № 1
Вопросы входного контроля знаний по теме:
«Формование заготовок верха обуви обтяжно-затяжным ручным способом»
Вопросы и ответы по основным технологическим
операциям предшествующим формованию
Вопрос № 1: Как осуществляют увлажнение заготовок верха обуви на обувном производстве?
Ответ № 1: Заготовки верха обуви увлажняют в увлажняющих установках паровоздушной смесью 45-60 минут.
Вопрос № 2: Сколько времени затрачивается на увлажнение и провяливание кожаных подносков и задников в увлажнительном шкафу?
Ответ № 2: Увлажнение и провяливание кожаных подносков и задников в увлажнительном шкафу осуществляют в течении 1,5-2 часа.
Вопрос № 3: По каким параметрам подбирают обувные колодки?
Ответ № 3: Обувные колодки подбирают по фасону, размеру и полноте.
Вопрос № 4: По каким параметрам осуществляют подгонку обувных колодок?
Ответ № 4: Обувные колодки подгоняют по снятой мерке стопы заказчика с помощью кусочков кожи.
Вопрос № 5: Между какими деталями верха обуви вклеивают жесткие задники и подноски?
Ответ № 5: Жесткие задники и подноски вклеивают между верхом и подкладкой.
Вопрос № 6: В каких частях колодок забиваются гвозди для прикрепления основных стелек?
Ответ № 6: Для прикрепления основных стелек гвозди забиваются в носочной, геленочной и пяточной частях.
Вопрос № 7: Какой стороной к следу колодки прибивают основную кожаную стельку?
Ответ № 7: К следу колодки прибивают основную кожаную стельку лицевой стороной.
Вопрос № 8: Что делают с основными стельками, если они выступают за грань следа обувных колодок?
Ответ № 8: Если основные стельки выступают за грань следа обувных колодок, то их срезают и фрезеруют.
Вопрос № 9: Что делают, чтобы создать узел основных стелек?
Ответ № 9: Чтобы создать узел основных стелек, для этого основные стельки, геленки и полустельки склеивают между собой и приформовывают по следу колодок.
Вопрос № 10: Что делают в носочной и пяточной частях деревянных колодок перед надеванием заготовок на колодки?
Ответ № 10: Перед надеванием заготовок на колодки в носочной и пяточной частях деревянные колодки посыпают тонким слоем сухого талька.
Приложение № 2
Слова преподавателя.
Вставка кожаных задников и вклеивание их в заготовку
На увлажненные кожаные задники с бахтармянной стороны наносят клей и вклеивают в заготовку между верхом и кожподкладкой так, чтобы их бахтармянная сторона прилегала к верху заготовки, а лицевая сторона была обращена к кожподкладке. Отогнув кожподкладку, промазывают клеем лицевую сторону задника и приклеивают его к кожподкладке. Задники не должны доходить до края затяжной кромки заготовки на 2-3 мм. Верх и подкладка заготовки, должны бытъ, хорошо расправлены и склеены с задником так, чтобы на поверхностях заготовки не было складок.
Оборудование, инструменты и приспособления | Вспомогательные материалы |
Рабочий стол, стул СЛ-Ш, сосуд для клея, кисть | Клей казеиновый (на 1 литр разведённого казеинового клея, 2 столовые ложки латексного клея) |
Обтяжка заготовок
Задний шов должен быть расположен по середине закругления пяточной части колодки. Носочную часть заготовки вытягивают затяжными клещами, загибают за грань стельки и прикрепляют к стельке на 5-9 обувных гвоздей с плоской головкой. Одним в передней части носка и двумя с каждой стороны. Заготовку хорошо вытягивают так, чтобы союзки в паре были одинаковыми по длине и положению на колодках. Расстояние центров гвоздей от грани стельки 8-10 мм. Обувные гвозди должны быть забиты на 2/3 длины гвоздя и выступать над поверхностью затяжной кромки на 1/3 длины гвоздя.
Оборудование, инструменты и приспособления | Вспомогательные материалы |
Рабочий стол, стул СЛ-Ш, обувной молоток, затяжные клещи, гвоздевытаскиватель, клещи, стойка-упор | Обувные гвозди с плоской головкой № 24-28 |
Затяжка пяточной и геленочной частей заготовок
Заготовку верха обуви с нелицевой стороны по затяжной кромке между верхом и подкладкой отгибают и основную стельку промазывают клеем. Ширина затяжной кромки должна быть в готовом виде 15± 1 мм. Верх и подкладка должны быть хорошо вытянуты, плотно облегать пяточную и геленочную часть обувной колодки. Затяжная кромка приклеивается клеем и прикрепляется к следу колодки гвоздями. Расстояние от центров гвоздей до грани следа
9±1 мм, расстояние между гвоздями в пяточной части 5-6 мм и 7-8 мм, а в геленочной части расстояние между гвоздями 10-12 мм. Обувные гвозди должны быть забиты на 2/3 длины гвоздя и выступать над поверхностью затяжной кромки на 1/3 длины гвоздя.
Оборудование, инструменты и приспособления | Вспомогательные материалы |
Рабочий стол, стул СЛ-Ш, обувной молоток, затяжные клещи, гвоздевытаскиватель, клещи, стойка-упор, сосуд для клея, кисть | Обувные гвозди с плоской головкой № 24-28 Клей казеиновый (на 1 литр разведённого казеинового клея, 2 столовые ложки латексного клея) |
Затяжка носочно-пучковой части заготовок
Заготовку верха обуви с нелицевой стороны по затяжной кромке между верхом и подкладкой отгибают и основную стельку промазывают клеем. Ширина затяжной кромки должна быть в готовом виде 15± 1 мм. Верх и подкладка должны быть хорошо вытянуты, плотно облегать носочно-пучковую часть обувной колодки. Затяжная кромка приклеивается клеем и прикрепляется к следу колодки гвоздями. Расстояние от центров гвоздей до грани следа 9±1 мм, расстояние между гвоздями в носочной части 4-5 мм и 5-6 мм, а в пучковой 6-8 мм. Обувные гвозди должны быть забиты на 2/3 длины гвоздя и выступать над поверхностью затяжной кромки на 1/3 длины гвоздя.
Затяжная кромка должна быть прочно приклеена. Затянутую заготовку верха обуви тщательно околачивают обувным молотком. Заготовка должна быть хорошо вытянута при помощи затяжных клещей. Затянутую обувь подвергают сушке в течении 24 часов при комнатной температуре или в сушильном шкафу 1,5-2 часа, при температуре 40-60 С◦.
Оборудование, инструменты и приспособления | Вспомогательные материалы |
Рабочий стол, стул СЛ-Ш, обувной молоток, затяжные клещи, гвоздевытас-киватель, клещи, стойка-упор, сосуд для клея, кисть | Обувные гвозди с плоской головкой № 24-28 Клей казеиновый (на 1 литр разведённого казеинового клея 2 столовые ложки латексного клея) |
Приложение № 3
Тест
по теме: «Формование заготовок верха обуви
обтяжно-затяжным ручным способом»
Вариант 1
В каждом вопросе может быть только один правильный ответ
1. Обтяжку заготовки при ручном способе формования выполняют на количе-
ство гвоздей:
а) 2-3
б) 4-5
в) 5-9
г) 10-14
д) 14-17
2. Ширина затяжной кромки из натуральной кожи в готовом виде после
обрезки её излишков для клеевого метода крепления составляет:
а) 8-10 мм
б) 10-12 мм
в) 12-14 мм
г) 14-16 мм
д) 18-20 мм
3. При ручном способе формования заготовки гвозди для формова-
ния забивают на расстоянии от грани стельки:
а) 6-8 мм
б) 8-10мм
в) 10-12 мм
г) 14-16 мм
д) 18-20 мм
4. При ручном способе формования заготовки начинают затяжку с части:
а) Носочной
б) Пучковой
в) Геленочной
г) Пяточной
д) Носочно-пучковой
5. При ручном способе формования заготовки задний наружный ремень (ЗНР) устанавливают:
а) Ровно вдоль осевой линии носочного закругления
б) Ровно вдоль осевой линии закругления геленка
в) Ровно вдоль осевой линии пяточного закругления
г) Ровно вдоль осевой линии закругления пучков
д) Ровно вдоль осевой линии закругления кармана
Тест
по теме: «Формование заготовок верха обуви
обтяжно-затяжным ручным способом»
Вариант 2
В каждом вопросе может быть только один правильный ответ
1. При ручном способе формования заготовки обуви гвозди для формования забивают на глубину от длины гвоздя:
а) 1/3
б) 2/3
в) 4/5
г) 5/9
д) 6/8
2. При ручном способе формования заготовки обуви в пяточной части гвозди для формования забивают на расстоянии между собой:
а) 5-8 мм
б) 10-12 мм
в) 12-14 мм
г) 14-16 мм
д) 18-20 мм
3. При ручном способе формования заготовки обуви в носочной части гвозди для формования забивают на расстоянии между собой:
а) 4-6 мм
б) 6-7 мм
в) 10-12 мм
г) 14-16 мм
д) 18-20 мм
4. При ручном способе формования заготовки обуви в пучковой части гвозди для формования забивают на расстоянии между собой:
а) 4-5 мм
б) 6-8мм
в) 9-10 мм
г) 12-14 мм
д) 16-18 мм
5. При ручном способе формования заготовки обуви в геленочной части гвозди для формования забивают на расстоянии между собой:
а) 6-7
б) 8-9
в) 10-12
г) 14-16
д) 18-20
Ответы
Вариант 1
1 - в
2 - г
3 - б
4 - г
5 - в
Вариант 2
1 - б
2 - а
3 - а
4 - б
5 - в
IV. Закрепление изученного материала
4.1. Контролирующее задание
Слова преподавателя. Для закрепления полученных знаний предлагаю ответить на вопросы теста.
Комментарий: Преподаватель раздаёт тестовые задания (Приложение № 3), объясняет принцип работы с ним:
- Задание составлено в 2-х вариантах. Ваша задача – ответить на вопросы выбрав один из предложенных ответов.
Комментарий. Обучающиеся выполняют задание, затем меняются работами, проверяют правильность друг у друга и выставляют оценки, сверяясь с преподавателем.
V. Заключительная часть урока
5.1. По окончанию выполнения тестов преподаватель проводит анализ, даёт оценку деятельности обучающихся
Слова преподавателя.
Домашнее задание
Итак, цели нашего урока достигнуты, и ваше домашнее задание:
Подготовиться к теоретическому занятию по теме: «Подготовка следа обуви к прикреплению подошв. Перечень технологических операций и нормативов».
Спасибо за урок! Мне было приятно с Вами работать.